Особо опасный вид прелести

Сергей Новгородов 2
Новгородов С.П.,…
Всем, известно, какое душевное бедствие возникло для иудейских книжников и фарисеев, которые увидели и услышали Иисуса Христа. Из-за неправильного душевного настроя они сделались не только чуждыми Богу, но и врагами его - богоубийцами.
Они усугубили свое падение, вступив в общение с сатаной, заразившись ненавистью к Святому Духу. В них, как мы видим из Святого Евангелия, постепенно развивается особый род прелести – стремление действовать не по заповедям Божиим, а по собственному разумению. По производимому воздействию на состояние ума, в святоотеческой литературе этот вид прелести получил название «мнение». Это духовное неблагополучие свойственно всем представителям падшего человечества.
В речи мы нередко употребляем, такие выражения: «я думаю», «мне кажется», «я решил», «я считаю». Мы часто слышим и читаем: «У меня имеется свое мнение на ту или иную проблему или на тот или иной вопрос духовной жизни».
Самое главное для человека, который не чужд духовной жизни, - понять, на чем мы основываем свое мнение. Хорошо, если оно основано на каком-то важном жизненном опыте, хорошо, если этот личный опыт был правильным и принес пользу. Но и в этом случае человек должен сверить свою жизнь, свое состояние, свои слова, дела, чувства с творением святых отцов, учителей Церкви.
Только тогда, когда моё мнение будет «проверено» их мнением, оно будет истинно верным, потому что духовный опыт святых отцов Церкви основан на действии Святого Духа. Иначе я могу попасть в ловушку той духовной прелести, в которой находились возомнившие о своей правоте книжники и фарисеи, слышавшие учение Христа, но не принявшие и возненавидевшие Его.
Я могу находиться в прелести и не понимать этого (и эта прелесть называется «мнением»), когда я буду думать, что все в моей жизни нормально, что я спасаюсь, что мой путь лежит в Царствие Небесное.
В этом состоянии человек забывает о предупреждении Господа: путь в Царствие Небесное узок и тернист, и немногие – малое стадо - находят туда узкие врата.
Сам же человек в духовном плане представляет из себя слепого котёнка, который без помощи матери-кошки или человека становятся легкой добычей для хищника. Человек сам по себе спастись без Христа не может. Он есть для нас Путь и Истина.
Состояние духовной прелести очень опасно: мы льстим себе, думаем, что сами, без святоотеческих источником, можем толковать Святое Писание, сами определять свой путь к спасению, что-то услышав на проповедях, начитавшись каких-то сомнительных околоцерковных авторов или услышав мнение знакомых.
Мы начинаем имитировать какие-то христианские состояния, например, любовь к Богу, которое не является любовью, смирение, которое называют мнимым, ложным, строгое «подвижничество», выходим на «проповедь веры», не имея на то благословления, не победив собственные страсти, то есть самочинно берём на себя высшую апостольскую ношу. Мы забываем, что даже апостолы, руководимые Самим Господом, приняли подвиг служения не с первого дня встречи со Христом, а после долгих трёх с половиной лет постоянного пребывания с Ним.
Господь их учил, наставлял и дал им особые дары Святого Духа, при наличии которых они и могли благовествовать. А после Вознесения на пятидесятый день Дух Святой сошел на них, и только тогда они стали проповедниками истины. Первоначальные дары Святого Духа - это нищета духа, плач сердца, страх Божий, ощущение немощи своей и своего ничтожества.
От этого рода прелести, так свойственной книжникам и фарисеям, остерегал Господь: «Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мк. 8:15). На это же указывает и апостол Павел: «Пусть не лишат вас награды те, кто услаждает себя самоуничижением и почитанием ангелов, полагаясь при этом на свои видения. Тщетно надмеваясь своим плотским умом, таковые не держатся Главы, а ведь от Нее, от Главы, растет по замыслу Божьему всё Тело, снабженное скрепляющими его суставами и связками». (Кол. 2:18-19).
Предупреждение апостола Павла о самовольном смиренномудрии – это и есть то самое «мнение», оно характерно для начинающих христиан, его замечал первоверховный апостол и общинах первых христиан. Он видел, что некоторые люди вдруг возомнили о себе, что обрели дары благодати, что они способны пророчествовать, что уже принимают откровения Ангелов, Им показалось, что уже познали истины веры, и они начинали открыто учить других, вступая в споры с настоящими проповедниками, учителями истины, т.е. вторгаясь в то, чего не видели, но мнили, что познали. Им казалось, что они приняли вид ангелов, а на деле - не ангелов, а бесов. И поступали по наущению врагов рода человеческого. Как обычно у бесов водится, они смешивают правду с ложью так, чтобы человек не смог отличить их друг от друга и всё принял за истину.
Таким образом, обманывая себя, человек сам попадал на крючок собственного заблуждения и, уча других, многих могут привести к гибели, подобно тому, как слепые поводыри слепых, сами упадут в яму и увлекут за собой ведомых. Безрассудно надмеваться своим плотским умом.
Апостол Павел говорит: «Ум-то ваш еще не просветился. Дух Святой, еще не сделал ваш ум духовным, вы еще не очистились, благодать еще не пришла к вам, ваш плотский ум с надмением мнит, что он уже духовный и начинает думать, что он одухотворился, начинает, как бы из себя рождать истину (Еф. 4:23).
Подделка истины - это ложь. Одержимый этой прелестью сочиняет о себе мнение, что он имеет добродетели и многие достоинства, даже обилует дарами Святого Духа. Мнение своё он составляет из ложных понятий и ложных ощущений. Поэтому по свойству своему оно вполне принадлежит к области отца лжи - Дьяволу. А доказательством истинности своего мнения является в сердце чувство абсолютной убежденности, что так оно и есть: это не проверенное духовным опытом чувство своего сердца, которое происходит от страстей, от воздействия бесов. Такой человек находится в состоянии прелести и мнит, что он знает истину и что он источник истины. Но он не защищён молитвой свыше.
Такое основное делание, как Христианская молитва, часто совершается неправильно. Никто не обучает, как молиться правильно, не обращает внимание на то, какие чувства должны появляться первыми. Без приобретения тех первоначальных первых даров, делание молитвы обязательно будет неправильным, если человек не научен деланью правильной молитвы, если он не приобрел тех первых даров качественного покаяния.
Тогда такой молящийся, как говорит святитель Игнатий, «стремясь раскрыть в сердце ощущении нового человека и не имея на это никакой возможности, заменяет их поддельными ощущениями своего сочинения, к которым не замедлят присоединиться действия падших духов», потому что мы не стяжали первых даров, первых начальных степеней покаяния. Мы не прошли начало и сразу пытаемся заскочить на высшие ступени, думаем, что при нашей молитве из нашего греховного состояния души может родиться какое- то благодатное действие: то ли ум просветится, то ли озарится каким-то сиянием, то ли сердце наполнится каким-то духовным впечатлением сладостью, особенно радостью.
Когда мы прочитаем у святых отцов, какие духовные состояния при высоких степенях внутренней молитвы имели отцы, мы начинаем ожидать, а не появятся ли они у меня. С чего они появятся, если я не прошел узкие врата, не протиснулся, если я не прошел, подобно отцам, два десятка лет узким скорбным путем, если страсти во мне все еще живы. Они трансформировались под Христианство - вот, что получается чаще всего.
Бес совершенно не дурак в этом случае. Он уже несколько тысяч лет губит людей, тот, который ко мне приставлен. Он, прекрасно знает все тонкости моей души, знает все слабые места, знает, где, как и какой влить яд, соблазнить меня, и делает это так тонко, а я своим умом никогда не смогу это обнаружить.
Я же привык себе доверять, принимаю за правду то, что действует внутри меня. Теперь я связан с верой, теперь мои выводы основаны на моих Христианских деланьях: на посещении храмов, на участии в богослужениях, на исповеди и причащении, на чтении духовной литературы, исполнении постов, утреннего и вечернего правила. Внешне я уже как будто привёл себя в порядок, так сказать, причесал, но внутреннее мое состояние еще далеко не изменилось.
Страсти, которые трансформировались под Христианство, те самые страсти теперь в трасформированном виде очень тонко начинают подавать какие-то, якобы, новые впечатления, которые я по ошибке могу принять за духовные. И бес ловко пользуется этим, потому что у меня нет рядом опытного наставника, который научил бы меня не искать духовных состояний, достигаемых святыми отцами ценой тяжких кровопролитных подвигов.
Я должен сказать себе: «Сначала нищету духа приобрети, сокрушись духом, посмотри на себя строго в свете истины и обнаружь, все свои смертельные болезни, хотя бы смертные грехи, которые ты совершил в жизни, исповедуйся, ужаснись. Ты имеешь неправильное мнение об окружающих. Ты неправильно воспринимаешь Священное писание. Ты своим умом пытаешься толковать вкривь и вкось, еретически Слово Божие».
Пока не поймет человек того, что он грешник, что он в плену, что он раб греха и что в этом плену ему даже в принципе комфортно, что нужно как можно скорее выбраться из этого плена и не пытаться брать на себя роль наставника.
Книги святителя Игнатия (Брянчанинова), если внимательно их читать, могут открыть нам глаза на рабство и плен, в который человек попадает по своему духовному невежеству. Святитель пишет о том, что, находясь в погибельном плену, мы продолжаем мечтать и фантазировать, что идем путем спасения, признавая неправильные (бесовские) ощущения своими – истинными и благодатными. Такой христианин получает понятия, соответствующие ощущениям. Ощущения эти постоянно усваивает сердце и, усиливаясь в нем, питает и умножат ложные понятия.
«Ложное мнение не допускает быть мнимому, - сказал Симеон Новый Богослов. - Мнящий, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей. Мнящий, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати. Мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости». Проще сказать, приписывающий себе духовное деланье, добродетели, достоинства, благодатные дары, льстящий себе и потешающий себя мнением, заграждает этим мнением вход в себя, и духовному деланью, и Христианским добродетелям, и Божественной благодати.
Признаком подобного состояния прелести является необыкновенная напыщенность речи, мысли и поведения. Такие люди упоены собою, своим состоянием, самообольщены, преисполнены высокоумия и гордости. Представляясь смиренными многим, судящим по лицу и не могущим оценивать по плодам, как заповедовал это Спаситель и о котором упоминает апостол.
Таким образом, человек широко открывает вход в свою душу духовной заразе и демонам. И для него уже нет движения к духовному преуспеванию. Зараженный мнением, он уничтожил эту способность, принесши на алтарь лжи самое начало своего духовного роста, понятие об истине и, наконец, личное спасение для жизни вечной.
  По мотивам статьи святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты», том 1, глава 26 - 28. (Омолитве Иисусовой. Отдел II. О
P.S. Сегодня люди и не представляют себе, что убеждения, которые они считают своими, фактически созданы в исследовательских институтах и мозговых центрах Америки. Новое общественное мнение по абсолютно любому вопросу можно создать и распространить по всему миру за каких-нибудь две недели. Ученые, занимающиеся процессом обработки сознания, называются «социальными инженерами».
С одной стороны это даже удобно. Не нужно каждый раз напрягать усталые от страстей мозги, чтобы выдумать какую-либо нужную мысль. Все уже давно сделали за тебя теоретики идеологии - у них все продумано!