План занятия:
1. Определение ямба.
2. Распространённые ямбические размеры.
3. Равносложные ямбические размеры.
4. Разностопные ямбические размеры.
5. Разнообразие ямбических строф.
6. Отличие ямба от хорея.
7. Задания для самостоятельной проработки.
1. Ямб – двусложный стихотворный размер, в стопах которого под ударением оказываются преимущественно вторые слоги,или чётные слоги строки, считая слева направо: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 .
Количество стоп и слогов в строках ямба, в зависимости от вида рифмы, и схемы ударных и безударных слогов указаны в таблице, приведённой выше.
В ямбе строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат чётное количество слогов. Строки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют нечётное число слогов. Например: в строке трёхстопного ямба, заканчивающейся дактилической или мужской рифмой по 6 слогов (причём в мужской рифме последний слог ударный), в строке, оканчивающейся женской рифмой – 7 слогов.
Схемы ударных и безударных слогов указаны для идеальных размеров. В отдельных стопах реального ямба могут вообще отсутствовать ударения, или наоборот стоять сверхсхемные ударения, но ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её чётных слогах.
Для определения размера любого стихотворения необходимо, во-первых расставить в словах ударения, а затем выделить в строках стопы. Ударения ставят во всех членах предложений, использованных в строках стихотворения. В служебных частях речи, т.е. в предлогах, союзах, частицах и междометиях, состоящих из одного слога и не являющихся членами предложений, ударения не ставят.
Начнём знакомство с двустопного ямба.
1.1. А. Пушкин
ПРОБУЖДЕНИЕ
Мечты, мечты,
Где ваша сладость?
Где ты, где ты,
Ночная радость?
Расставим ударения в четверостишии:
МечтЫ, мечтЫ,
Где вАша слАдость?
Где тЫ, где тЫ,
НочнАя рАдость?
В соответствии с ударениями выделим в строках стопы:
МечтЫ,- мечтЫ,
Где вА - ша слА -дость?
Где тЫ, - где тЫ,
НочнА - я рА - дость?
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в вопросительном наречии «ГдЕ» знаками плюс «+»:
-/ -/
+/ -/ -
+/ +/
-/ -/ -
Ключевыми строками, в который ямб идеальный, являются первая и четвёртая.
Размер стихотворения: двустопный ямб: 4/5 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж
1.2. Вариантом этого же размера написаны следующие есенинские строки:
«О матерь божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой».
Расставим в строках ударения, выделив ударные гласные заглавными буквами, а восклицание «о» наоборот запишем строчной буквой, поскольку на неё не приходится ударение:
«о мАтерь бОжья,
СпадИ звездОй.
На бездорОжье,
В оврАг глухОй».
Выделим в строках стопы, т.е. пары слогов, и отделим их друг от друга дефисом:
«о мА - терь бОжь -я,
СпадИ - звездОй
На без - дорОжь- е,
В оврАг - глухОй».
В каждом слове первой строки ударение приходится на первый слог, но поскольку строка начинается с восклицания «о», то считая слева направо, ударения приходятся на вторые слоги двусложных стоп. Во второй и четвёртой строках ударения приходятся на вторые слоги слов-стоп. Все эти строки являются ключевыми для определения размера. В третьей строке первая стопа не имеет ударений, вторая стопа содержит чёткое ударение на втором слоге.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -
-/ -/
-- -/ -
-/ -/
Кроме третьей строки, все строки являются ключевыми. Размер четверостишия: двустопный ямб: 5/4 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Рассмотрим трёхстопный ямб:
1.3. Н. Крандиевская-Толстая
Рембра;нта полумрак
У тлеющей печурки.
Голодных крыс гопак, –
Взлетающие шкурки.
Расставим ударения в четверостишии:
РембрАнта полумрАк
у тлЕющей печУрки.
ГолОдных крЫс гопАк, –
ВзлетАющие шкУрки.
Выделим в строках стопы:
РембрАн -та по - лумрАк
у тлЕ - ющей – печУр - ки.
ГолОд - ных крЫс - гопАк, –
ВзлетА –ющи - е шкУр - ки.
Представим стопы строк схематически:
-/ -- -/
-/ -- -/ -
-/ -/ -/
-/ -- -/ -
Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить стихотворный размер, является третья строка, в которой идеальный трёхстопный ямб. Размер стихотворения: 3-х стопный ямб: 6/7 слогов: рифмовка перекрёстная: м/ж.
Вот другой вариант трёхстопного ямба:
1.4. А. Фет
Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Расставим ударения в четверостишии:
ПечАльная берЕза
у моегО окнА,
и прИхотью морОза
РазУбрана онА.
Выделим в строках стопы:
ПечАль - ная бе - рЕза
у мо- егО - окнА,
и прИ- хотью - морОза
РазУ- брана - онА.
Представим стопы строк схематически:
-/ -- -/ -
-- -/ -/
-/ -- -/ -
-/ -- -/
В каждой строке присутствуют безударные стопы. Несмотря на это схемные ударения приходятся на чётные слоги стоп. По этой причине размер стихотворения очевиден. Это – трёхстопный ямб: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м
Рифма в стихах может быть и кольцевой:
1.5. А. Пушкин
ГОРОДОК
Прости мне, милый друг,
Двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
Мне было недосуг.
Расставим ударения в четверостишии:
ПростИ мнЕ, мИлый дрУг,
ДвухлЕтнее молчАнье:
ПисАть тебЕ послАнье
МнЕ бЫло недосУг.
Выделим в строках стопы:
ПростИ – мнЕ, мИ – лый дрУг,
ДвухлЕт – нее – молчАнь – е:
ПисАть – тебЕ – послАнь – е
МнЕ бЫ – ло не – досУг.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» знаками плюс «+»:
-/ +/ -/
-/ -- -/ -
-/ -/ -/ -
+/ -- -/
Ключевой строкой, позволяющей уверенно определить стихотворный размер, является третья строка. Размер стихотворения: 3-х стопный ямб: 6/7/7/6 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м
2. Самыми распространёнными размерами ямба являются четырёх-, пяти- и шестистопный ямб.
2.1. А. Фет
Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином душистым.
Расставим ударения в четверостишии:
Ты вИдишь, за спинОй косцОв
СверкнУли кОсы блЕском чИстым,
и пОздний пАр от Их котлОв
упИтан Ужином душИстым.
Выделим в строках стопы:
Ты вИ - дишь, за – спинОй - косцОв
СверкнУ - ли кО - сы блЕ -ском чИс - тым,
и пОз - дний пАр - от Их - котлОв
упИ- тан У- жином – душИ - стым.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:
+/ -- -/ -/
-/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -/ -/
-/ -/ -- -/ -
Ключевыми строками четверостишия являются вторая и третья. По ним и определяем стихотворный размер. Размер стихотворения: четырёхстопный ямб: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
2.2. А. Фет
Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.
Расставим ударения в четверостишии:
Я рАд, когдА с земнОго лОна,
ВесЕнней жАжде соприсУщ,
К огрАде кАменной балкОна
С утрА кудрЯвый лЕзет плЮщ.
Выделим в строках стопы:
Я рАд, - когдА - с земнО - го лО - на,
ВесЕн - ней жАж- де со - присУщ,
К огрА - де кА - менной – балкО - на
С утрА – кудрЯ - вый лЕ - зет плЮщ.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:
+/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -/
Итак, первая стопа первой строки содержит сверхсхемное ударение, остальные стопы этой строки, как и все стопы последней строки – полноценный ямб. По этим двум ключевым строкам и определяем размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
2.3. Н. Гумилёв
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО
Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садиться,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Расставим ударения в четверостишии:
ПрекрАсно в нАс влюблЕнное винО
и дОбрый хлЕб, что в пЕчь для нАс садИться,
и жЕнщина, котОрою данО,
СпервА измУчившись, нАм насладИться.
Выделим в строках стопы:
ПрекрАс - но в нАс - влюблЕн - ное - винО
и дОб - рый хлЕб, - что в пЕчь - для нАс - садИть - ся,
и жЕн - щина, - котО - рою - данО,
СпервА - измУ - чившись, - нАм на - сладИть - ся.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «нАм» знаком плюс «+»:
-/ -/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/ -- -/
-/ -/ -- +- -/ -
Ключевой строкой, позволяющей определить стихотворный размер, является вторая строка. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
2.4. Н. Гумилёв
ДОН-ЖУАН
Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста;
Расставим ударения в четверостишии:
МоЯ мечтА надмЕнна и простА:
СхватИть веслО, постАвить нОгу в стрЕмя
и обманУть медлИтельное врЕмя,
ВсегдА лобзАя нОвые устА;
Выделим в строках стопы:
МоЯ – мечтА – надмЕн- на и - простА:
СхватИть - веслО, - постА - вить нО - гу в стрЕ - мя
и об – манУть – медлИ – тельно - е врЕ - мя,
ВсегдА – лобзА - я нО - вые - устА;
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ -- /-
-/ -/ -/ -/ -/ -
-- -/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -- -/
Во всех строках, кроме второй, фигурируют безударные стопы. Именно эта строка и является ключевой. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11/11/10 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.
Встречаются стихи и с более длинными строками:
2.5. А. Блок
Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
Решал все тот же я – мучительный вопрос,
Когда в мой кабинет, огромный и туманный,
Вошел тот джентльмен. За ним – лохматый пес.
Расставим ударения в четверостишии:
осЕнний вЕчер бЫл. Под звУк дождЯ стеклЯнный
РешАл всЕ тОт же Я – мучИтельный вопрОс,
КогдА в мой кабинЕт, огрОмный и тумАнный,
ВошЕл тОт джЕнтльмен. За ним – лохмАтый пЕс.
Выделим в строках стопы:
осЕн - ний вЕ - чер бЫл.- Под звУк - дождЯ – стеклЯн - ный
РешАл - всЕ тОт - же Я – мучИ - тельный - вопрОс,
КогдА - в мой ка - бинЕт,- огрОм - ный и - тумАн - ный,
ВошЕл - тот джЕнтль- мен. За - ним – лохмА - тый пЕс.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в частице «всЕ» и в местоимениях «тОт» знаками плюс «+»:
-/ -/ -/ -/ -/ -/ -
-/ +/ -/ -/ -- -/
-/ -- -/ -/ -- -/ -
-/ +/ -- -- -/ -/
Первая строка стихотворения является ключевой для определения его размера. Размер стихотворения: 6-ти стопный ямб: 13/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Попутно заметим, что с учётом того, что местоименное прилагательное «тот» упоминается и в четвёртой строке, во второй строке было бы целесообразно вместо словосочетания «все тот же» поставить наречие, поясняющее, как решался вопрос. Например: «Решал упорно (или бесплодно) я мучительный вопрос».
3. Если в строках одинаковое число стоп и рифма одного вида, мужская,женская или дактилическая, то ямб становится равносложным:
3.1. М. Лермонтов
ЗВЕЗДА
Вверху одна
Горит звезда;
Мой взор она
Манит всегда;
Расставим ударения в четверостишии:
ВверхУ однА
ГорИт звездА;
Мой взОр онА
МанИт всегдА;
Выделим в строках стопы:
ВверхУ - однА
ГорИт - звездА;
Мой взОр - онА
МанИт - всегдА;
Представим стопы двустишия схематически:
-/ -/
-/ -/
-/ -/
-/ -/
Все строки являются ключевыми, представляющими собой идеальный ямб. Размер стихотворения: двустопный ямб, 4/4 слога; рифмовка перекрёстная: М/м.
3.2. А. Фет
По ветви нижние леса
В зеленой потонули ржи,
Семьею новой в небеса
Ныряют резвые стрижи.
Расставим ударения в четверостишии:
По вЕтви нИжние лесА
В зелЕной потонУли ржИ,
СемьЕю нОвой в небесА
НырЯют рЕзвые стрижИ.
Выделим в строках стопы:
По вЕт - ви нИж - ние - лесА
В зелЕ - ной по – тонУ - ли ржИ,
СемьЕ - ю нО - вой в не - бесА
НырЯ - ют рЕз - вые - стрижИ.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/
-/ -- -/ -/
-/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/
Во всех строках четверостишия фигурируют безударные стопы. Но расположение схемных ударений в строках позволяет безошибочно определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 8/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
3.3. Н. Гумилёв
САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА
В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами –
Самофракийская Победа
С простертыми вперед руками.
Расставим ударения в четверостишии:
В чАс моегО ночнОго брЕда
ТЫ возникАешь пред глазАми –
СамофракИйская ПобЕда
С простЕртыми вперЕд рукАми.
Выделим в строках стопы:
В чАс мо- егО – ночнО - го брЕ - да
ТЫ воз – никА - ешь пред – глазА - ми –
Само- фракИй – ская – ПобЕ - да
С простЕр - тыми - вперЕд – рукА - ми.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в существительном «чАс» и в местоимении «ТЫ» знаками плюс «+»:
+- -/ -/ -/ -
+- -/ -- -/ -
-- -/ -- -/ -
-/ -- -/ -/ -
Невзирая на наличие сверхсхемных ударений и безударных стоп, схемные ударения приходятся на вторые слоги стоп, что характерно для ямба. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.
3.4. М. Лермонтов
РОМАНС
Стояла серая скала на берегу морском;
Однажды на чело ее слетел небесный гром.
И раздвоил ее удар, – и новою тропой
Между разрозненных камней течет поток седой.
Расставим ударения в четверостишии:
СтоЯла сЕрая скалА на берегУ морскОм;
ОднАжды на чЕло еЕ слетЕл небЕсный грОм.
и раздвоИл еЕ удАр, – и нОвою тропОй
МеждУ разрОзненных камнЕй течЕт потОк седОй.
Выделим в строках стопы:
СтоЯ -ла сЕ - рая - скалА - на бе - регУ - морскОм;
ОднАж - ды на - чЕло - еЕ - слетЕл - небЕс - ный грОм.
и раз- двоИл - еЕ - удАр, – и нО - вою - тропОй
МеждУ – разрОз- ненных – камнЕй - течЕт - потОк - седОй.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/ -- -/ -/
-/ -- -/ -/ -/ -/ -/
-- -/ -/ -/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -/ -/ -/
Несмотря на наличие в строках безударных стоп, размер очевиден: 7-ми стопный ямб: 14/14 слогов; рифмовка смежная: М/м.
Равносложный ямб может сочетаться с дактилическими рифмами:
3.5. Н. Крандиевская-Толстая
Идут по улице дружинницы
В противогазах, и у хобота
У каждой, как у именинницы,
Сирени веточка приколота.
Расставим ударения в четверостишии:
идУт по Улице дружИнницы
В противогАзах, и у хОбота
у кАждой, как у именИнницы,
СирЕни вЕточка прикОлота.
Выделим в строках стопы:
идУт - по У – лице- дружИн- ницы
В проти – вогА - зах, и - у хО - бота
у кАж -дой, как - у и - менИн - ницы,
СирЕ- ни вЕ - точка - прикО - лота.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/ --
-- -/ -- -/ --
-/ -- -- -/ --
-/ -/ -- -/ --
Во всех строках безударные стопы стоят не только в конце строк, что определяется дактилическими рифмами, но и в середине строк, и даже в начале второй строки. Наименьшее количество безударных стоп в первой и последней строках. Именно эти строки и позволяют идентифицировать стихотворный размер как ямб.
Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/10 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.
4. Стихи могут быть написаны и разностопным ямбом:
4.1. А. Пушкин
Все призрак, суета,
Все дрянь и гадость;
Стакан и красота –
Вот жизни радость.
Расставим ударения в четверостишии:
ВсЕ прИзрак, суетА,
ВсЕ дрЯнь и гАдость;
СтакАн и красотА –
Вот жИзни рАдость.
Выделим в строках стопы:
Все прИ – зрак, су – етА,
Все дрЯнь – и гА – дость;
СтакАн – и кра – сотА –
Вот жИз – ни рА – дость.
Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Всё» знаками плюс «+»:
+/ -- -/
+/ -/ -
-/ -- -/
-/ -/ -
В нечётных строках четверостишия по 3 стопы, причём средние стопы безударные. В чётных строках только по две стопы, поскольку третья стопа представлена одним безударным слогом, который в зачёт стопы не идёт. Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить размер, является четвёртая строка. Размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный ямб: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
4.2. Е. Баратынский
ЗВЕЗДЫ
Мою звезду я знаю, знаю,
И мой бокал
Я наливаю, наливаю,
Как наливал.
Расставим ударения в четверостишии:
МоЮ звездУ Я знАю, знАю,
и мой бокАл
Я наливАю, наливАю,
Как наливАл .
Выделим в строках стопы:
МоЮ - звездУ - Я знА - ю, знА - ю,
и мой - бокАл
Я на - ливА - ю, на – ливА - ю,
Как на - ливАл .
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» знаком плюс «+»:
-/ -/ +/ -/ -
-- -/
+- -/ -- -/ -
-- -/
Для определения стихотворного размера необходимо сосредоточиться на расположении схемных ударений. В первой строке схемные ударения приходятся точно на чётные слоги. Итак, размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный ямб: 9 слогов/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.
4.3. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
К ТИББИ
О Тибби, ты была горда
И важный свой поклон
Тем не дарила никогда,
Кто в бедности рожден.
Расставим ударения в четверостишии:
о ТИбби, тЫ былА гордА
и вАжный свой поклОн
ТЕм не дарИла никогдА,
КтО в бЕдности рождЕн.
Выделим в строках стопы:
о ТИб - би, тЫ - былА - гордА
и вАж - ный свой - поклОн
ТЕм не - дарИ - ла ни- когдА,
КтО в бЕд- ности - рождЕн.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «ТЕм» и «КтО» знаками плюс «+»:
-/ -/ -/ -/
-/ -- -/
+- -/ -- -/
+/ -- -/
Ключевой строкой, позволяющей идентифицировать стихотворный размер, является первая строка. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.
4.4. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
ЛЮБОВЬ И БЕДНОСТЬ
Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
По мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.
Расставим ударения в четверостишии:
ЛюбОвь и бЕдность навсегдА
МенЯ поймАли в сЕти.
По мнЕ и бЕдность не бедА,
Не бУдь любвИ на свЕте.
Выделим в строках стопы:
ЛюбОвь - и бЕд - ность на - всегдА
МенЯ - поймА - ли в сЕ - ти.
По мнЕ - и бЕд - ность не - бедА,
Не бУдь - любвИ - на свЕ- те.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -
В нечётных строках присутствует по одной безударной стопе. Чётные строки представляют собой идеальный ямб. В целом стихотворный размер определяется как разностопный ямб. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
4.5. Е. Баратынский
ОТЪЕЗД
Прощай отчизна непогоды,
Печальная страна,
Где, дочь любимая природы,
Безжизненна весна;
Расставим ударения в четверостишии:
ПрощАй отчИзна непогОды,
ПечАльная странА,
ГдЕ, дОчь любИмая прирОды,
БезжИзненна веснА;
Выделим в строках стопы:
ПрощАй - отчИз - на не - погО - ды,
ПечАль - ная - странА,
ГдЕ, дОчь - любИ - мая - прирО - ды,
БезжИз- ненна - веснА;
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в наречии места «ГдЕ» знаком плюс «+»:
-/ -/ -- -/ -
-/ -- -/
+/ -/ -- -/ -
-/ -- -/
Несмотря на наличие безударных стоп, видно, что в первой строке четыре стопы ямба, а во второй – три. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 9/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
4.6. А. Блок
Сквозь серый дым от краю и до краю
Багряный свет
Зовет, зовет к неслыханному раю,
Но рая нет.
Расставим ударения в четверостишии:
Сквозь сЕрый дЫм от крАю и до крАю
БагрЯный свЕт
ЗовЕт, зовЕт к неслЫханному рАю,
Но рАя нЕт.
Выделим в строках стопы:
Сквозь сЕ - рый дЫм - от крА - ю и - до крА - ю
БагрЯ - ный свЕт
ЗовЕт,- зовЕт - к неслЫ – ханно - му рА - ю,
Но рА - я нЕт.
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ -- -/ -
-/ -/
-/ -/ -/ -- -/ -
-/ -/
Безударные стопы в нечётных строках не мешают определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 5-ти стопный/двустопный ямб: 11/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.
4.7. А. Блок
ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ
1
Весь день – как день: трудов исполнен малых
И мелочных забот.
Их вереница мимо глаз усталых
Ненужно проплывет.
Расставим ударения в четверостишии:
ВЕсь дЕнь – как дЕнь: трудОв испОлнен мАлых
и мЕлочных забОт.
их веренИца мИмо глАз устАлых
НенУжно проплывЕт.
Выделим в строках стопы:
ВЕсь дЕнь – как дЕнь: - трудОв – испОл - нен мА - лых
и мЕ –лочных - забОт.
их ве – ренИ - ца мИ - мо глАз – устА - лых
НенУ - жно про - плывЕт.
Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЕсь» знаком плюс «+» :
+/ -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/
-- -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/
Несмотря на сверхсхемное ударение и безударные стопы, разностопный ямб определяется однозначно. Размер стихотворения: 5-ти стопный/3-х стопный ямб: 11/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
К разностопному ямбу приводит и разница в длине нечётных и чётных строк всего на один слог.
4.8. Е. Баратынский
Осень
1
И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Расставим ударения в четверостишии:
и вот сентЯбрь! ЗамЕдля свой восхОд,
СиЯньем хлАдным сОлнце блЕщет,
и лУч егО в зерцАле зЫбком вОд
НевЕрным зОлотом трепЕщет.
Выделим в строках стопы:
и вот - сентЯбрь! - ЗамЕд - ля свой - восхОд,
СиЯнь - ем хлАд - ным сОл - нце блЕ - щет,
и лУч - егО - в зерцА - ле зЫб - ком вОд
НевЕр - ным зО - лотом - трепЕ - щет.
Представим стопы строк схематически:
-- -/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -/ -/ -/
-/ -/ -- -/ -
Вторая и третья строки являются ключевыми. Размер четверостишия: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Примечание. Грамматически правильная форма деепричастия от глагола «замедлить» – «замедлив», а от глагола «замедлять» – «замедляя».
Меньшее число стоп и, соответственно слогов, может быть и в нечетных строках.
4.9. Е. Баратынский
БУРЯ
Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы;
Расставим ударения в четверостишии:
ЗавЫла бУря; хлЯбь морскАя
КлокОчет и ревЕт, и чЕрные валЫ
идУт, до нЕба восставАя,
БьЮт, гнЕвно пЕняся, в прибрЕжные скалЫ.
Выделим в строках стопы:
ЗавЫ - ла бУ - ря; хлЯбь - морскА - я
КлокО - чет и - ревЕт, - и чЕр - ные - валЫ
идУт, - до нЕ - ба вос - ставА - я,
БьЮт, гнЕв - но пЕ - няся, - в прибрЕж - ные - скалЫ.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «БьЮт» знаком плюс «+»:
-/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -
+/ -/ -- -/ -- -/
Схема первой строки наглядно доказывает, что в нечётных строках 4-х стопный ямб. В чётных строках проглядывается шестистопный ямб. Размер стихотворения: 4-х стопный/6-ти стопный ямб: 9/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Примечание: от сверхсхемного ударения на первом слоге последней строки можно бы было избавиться, перестроив начало строки: «И гневно пенясь, бьют…»,в чём убеждает схема изменённых стоп: -/ -/ -/
К разностопному ямбу приводит и использование дактилической рифмы в двух строках четверостишия:
4.10. А. Фет
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Расставим ударения в четверостишии:
уж вЕрба всЯ пушИстая
РаскИнулась кругОм;
опЯть веснА душИстая
ПовЕяла крылОм
Выделим в строках стопы:
уж вЕр - ба всЯ - пушИс- тая
РаскИ - нулась - кругОм;
опЯть - веснА - душИс - тая
ПовЕ- яла - крылОм
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ --
-/ -- -/
-/ -/ -/ --
-/ -- -/
Нечётные строки с дактилической рифмой оканчиваются безударными стопами, чётные строки содержат безударные стопы в середине. В целом же видно, что четверостишие написано разностопным ямбом. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.
4.11. Н. Крандиевская-Толстая
А муза не шагает в ногу, –
Как в сказке, своевольной дурочкой
Идет на похороны с дудочкой,
На свадьбе – плачет у порога.
Расставим ударения в четверостишии:
а мУза не шагАет в нОгу, –
Как в скАзке, своевОльной дУрочкой
ИдЕт на пОхороны с дУдочкой,
На свАдьбе – плАчет у порОга.
Выделим в строках стопы:
а мУ - за не - шагА - ет в нО - гу, –
Как в скАз - ке, сво - евОль - ной дУ - рочкой
ИдЕт - на пО - хоро - ны с дУ - дочкой,
На свАдь - бе – плА - чет у - порО - га.
Представим стопы строк схематически:
-/ -- -/ -/ -
-/ -- -/ -/ --
-/ -/ -- -/ --
-/ -/ -- -/ -
Несмотря на наличие безударных стоп во всех строках, стихотворный размер определяется по расположению схемных ударений, приходящихся на вторые слоги стоп. Размер стихотворения: 4-х стопный/5-ти стопный ямб: 9/10/10/9 слогов; рифмовка кольцевая: ж/дактилич./дактилич./ж.
4.12. Н. Крандиевская-Толстая
Проходят мимо неприявшие,
Не узнают лица в крови.
Россия, где ж они, кричавшие
О милосердии любви?
Расставим ударения в четверостишии:
ПрохОдят мИмо неприЯвшие,
Не узнаЮт лицА в кровИ.
РоссИя, гдЕ ж онИ, кричАвшие
о милосЕрдии любвИ?
Выделим в строках стопы:
ПрохО - дят мИ - мо не - приЯв - шие,
Не уз - наЮт - лицА - в кровИ.
РоссИ - я, гдЕ ж - онИ, - кричАв - шие
о ми - лосЕр - дии - любвИ?
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -- -/ --
-- -/ -/ -/
-/ -/ -/ -/ --
-- -/ -- -/
Несмотря на наличие безударных стоп, вторая и третья строки указывают на разностопный ямб четверостишия. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/8 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.
4.13. Н. Гумилёв
Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.
Расставим ударения в четверостишии:
Я вЕжлив с жИзнью совремЕнною,
Но мЕжду нАми Есть прегрАда,
ВсЕ, что смешИт еЕ, надмЕнную,
МоЯ едИная отрАда.
Выделим в строках стопы:
Я вЕж - лив с жИз - нью сов - ремЕн - ною,
Но мЕж - ду нА - ми Есть - прегрА - да,
ВсЕ, что - смешИт - еЕ, - надмЕн - ную,
МоЯ - едИ- ная - отрА - да.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» и «ВсЕ» знаками плюс «+»:
+/ -/ -- -/ --
-/ -/ -/ -/ -
+- -/ -/ -/ --
-/ -/ -- -/ -
Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./ж.
5. Ямбом могут быть написаны не только двустишия и четверостишия, но и самые разнообразные строфы.
5.1. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
ПОСЛАНИЕ К ДРУГУ
Мой друг – лукавый ловкий вор,
Не воровал ты до сих пор.
Зато сердца твой быстрый взор
Умеет красть.
Перед тобой любой затвор
Готов упасть.
Расставим ударения в шестистишии:
Мой дрУг – лукАвый лОвкий вОр,
Не воровАл тЫ дО сих пОр.
ЗатО сердцА твой бЫстрый взОр
умЕет крАсть.
ПерЕд тобОй любОй затвОр
ГотОв упАсть.
Выделим в строках стопы:
Мой дрУг – лукА - вый лОв - кий вОр,
Не во – ровАл - тЫ дО - сих пОр.
ЗатО - сердцА - твой бЫс - трый взОр
умЕ - ет крАсть.
ПерЕд – тобОй - любОй - затвОр
ГотОв - упАсть.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «тЫ» знаком плюс «+», учитывая, что в словосочетании «до сих» ударение падает на предлог «дО»:
-/ -/ -/ -/
-- -/ +/ -/
-/ -/ -/ -/
-/ -/
-/ -/ -/ -/
-/ -/
Все строки, кроме второй, являют собой идеальный ямб и позволяют разобраться с размером шестистишия. Первые две строки шестистишия написаны 4-х стопным ямбом с использованием смежной мужской рифмы. В следующих четырёх строках 4-х стопный ямб чередуется с двустопным, рифма по-прежнему мужская, но перекрёстная.
5.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
МОЛИТВА СВЯТОШИ ВИЛЛИ
О, ты, не знающий преград!
Ты шлешь своих любезных чад –
В рай одного, а десять в ад,
Отнюдь не глядя
На то, кто прав, кто виноват,
А славы ради.
Расставим ударения в шестистишии:
О, тЫ, не знАющий прегрАд!
ТЫ шлЕшь своИх любЕзных чАд –
В рАй одногО, а дЕсять в Ад,
отнЮдь не глЯдя
На тО, ктО прАв, ктО виновАт,
а слАвы рАди.
Выделим в строках стопы:
О, тЫ, - не знА - ющий - прегрАд!
ТЫ шлЕшь - своИх - любЕз - ных чАд –
В рАй од - ногО, - а дЕ - сять в Ад,
отнЮдь - не глЯ - дя
На тО, - ктО прАв, - ктО ви - новАт,
а слА - вы рА - ди.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «ТЫ», «ктО», в существительном «рАй» знаками плюс «+»:
-/ -/ -- -/
+/ -/ -/ -/
+- -/ -/ -/
-/ -/ -
-/ +/ +- -/
-/ -/ -
Анализ расположения схемных ударений в первой, второй, третьей и пятой строках показывает, что эти строки написаны 4-х стопным ямбом и имеют общую мужскую рифму. Что касается оставшихся двух строк, то схема убедительно показывает, что четвертая и шестая строки написаны идеальным двустопным ямбом и связаны женской рифмой.
5.3. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
СТРОЧКИ О ВОЙНЕ И ЛЮБВИ
Прикрытый лаврами разбой,
И сухопутный и морской,
Не стоит славословья.
Готов я кровь отдать свою
В том жизнетворческом бою,
Что мы зовем любовью.
Расставим ударения в шестистишии:
ПрикрЫтый лАврами разбОй,
и сухопУтный и морскОй,
Не стОит славослОвья.
ГотОв Я крОвь отдАть своЮ
В тОм жизнетвОрческом боЮ,
Что мЫ зовЕм любОвью.
Выделим в строках стопы:
ПрикрЫ - тый лАв - рами - разбОй,
и су – хопУт - ный и - морскОй,
Не стО - ит сла – вослОвь - я.
ГотОв - Я крОвь - отдАть - своЮ
В тОм жиз – нетвОр - ческом - боЮ,
Что мЫ - зовЕм – любОвь - ю.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «Я» и «ТЫ» знаками плюс «+»:
-/ -/ -- -/
-- -/ -- -/
-/ -- -/ -
-/ +/ -/ -/
+- -/ -- -/
-/ -/ -/ -
Большинство строк изобилует безударными стопами и сверхсхемными ударениями, лишь последняя строка являет собой идеальный трёхстопный ямб. Отталкиваясь от неё, приходим к выводу, что размер строфы: 4-х/4-х/3-х стопный ямб: 8/8/7 слогов; рифма мужская и смежная для первой и второй, и отдельно для четвёртой и пятой строк. Третья и шестая строка связаны женской рифмой.
5.4. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)
ТЭМ О; ШЕНТЕР
Когда на город ляжет тень,
И кончится базарный день,
И продавцы бегут, задвинув
Засовом двери магазинов,
И нас кивком сосед зовет
Стряхнуть ярмо дневных забот,
Расставим ударения в шестистишии:
КогдА на гОрод лЯжет тЕнь,
и кОнчится базАрный дЕнь,
и продавцЫ бегУт, задвИнув
ЗасОвом двЕри магазИнов,
и нАс кивкОм сосЕд зовЕт
СтряхнУть ярмО дневнЫх забОт, –
Выделим в строках стопы:
КогдА - на гО - род лЯ- жет тЕнь,
и кОн - чится - базАр - ный дЕнь,
и про - давцЫ - бегУт, - задвИ - нув
ЗасО - вом двЕ- ри ма- газИ - нов,
и нАс - кивкОм - сосЕд - зовЕт
СтряхнУть - ярмО - дневнЫх - забОт, –
Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ -/
-/ -- -/ -/
-- -/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -/
-/ -/ -/ -/
Во второй, третьей и четвёртой строках содержится по одной безударной стопе. Ключевыми строками являются первая, пятая и шестая. Размер шестистишия: 4-х стопный ямб со смежной рифмовкой строк, но пары первых и последних строк, содержащие по 8 слогов, связаны мужскими рифмами, а средние строки, состоящие из 9 слогов каждая – женской рифмой.
5.5. Н. Крандиевская-Толстая
Ты думал: чингисханова печать
Сковала дух воинственный народа,
Иль заручилась Русь повелевать?
На заблуждения такого рода
Огнем орудий надо отвечать.
Расставим ударения в четверостишии:
ТЫ дУмал: чингисхАнова печАть
СковАла дУх воИнственный нарОда,
иль заручИлась РУсь повелевАть?
На заблуждЕния такОго рОда
ОгнЕм орУдий нАдо отвечАть.
Выделим в строках стопы:
ТЫ дУ - мал: чин - гисхА - нова - печАть
СковА - ла дУх - воИн - ственный - нарО - да,
иль за - ручИ - лась Русь - пове - левАть?
На заб - луждЕ - ния - такО - го рО - да
ОгнЕм – орУ - дий нА - до от - вечАть.
Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:
+/ -- -/ -- -/
-/ -/ -/ -- -/ -
-- -/ -/ -- -/
-- -/ -- -/ -/ -
-/ -/ -/ -- -/
Анализируя схему пятистишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 5-ти стопным ямбом. В нечётных строках по 10 слогов и мужская рифма, в чётных же строках по 11 слогов и женская рифма.
В разнообразных строфах может использоваться разностопный ямб в сочетании с дактилической рифмой.
5.6. Н. Крандиевская-Толстая
Не голубые голуби
Спускаются на проруби
Второго Иордана, –
Слетает вниз метелица,
Колючим вихрем стелется,
Свивает венчик льдяный.
Расставим ударения в трёхстишиях:
Не голубЫе гОлуби
СпускАются на прОруби
ВторОго иордАна, –
СлетАет внИз метЕлица,
КолЮчим вИхрем стЕлется,
СвивАет вЕнчик льдЯный.
Выделим в строках стопы:
Не го - лубЫ - е гО - луби
СпускА - ются - на прО - руби
ВторО - го и - ордА- на, –
СлетА - ет внИз – метЕ - лица,
КолЮ - чим вИх- рем стЕ - лется,
СвивА - ет вЕн - чик льдЯ - ный.
Представим стопы строк схематически:
-- -/ -/ --
-/ -- -/ --
-/ -- -/ -
-/ -/ -/ --
-/ -/ -/ --
-/ -/ -/ -
Ключевым трёхстишием, позволяющем определить стихотворный размер является второе трехстишие. Первые две строки в трехстишиях написаны 4-х стопным ямбом (8 слогов); рифмовка этих строк смежная, рифма дактилическая. Третьи строки трёхстиший написаны 3-х стопным ямбом (7 слогов) и связываются между собой женской рифмой.
6. Отличие ямба от хорея. Характеризуя Евгения Онегина, А. С. Пушкин в частности писал:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
Известно, что «Евгений Онегин» написан 4-х стопным ямбом. Убедимся в этом, расставив ударения в четверостишии:
ВысОкой стрАсти не имЕя
Для звУков жИзни не щадИть,
Не мОг Он Ямба от хорЕя,
Как мЫ ни бИлись, отличИть.
Выделим в строках стопы:
ВысО - кой стрАс - ти не - имЕя
Для звУ - ков жИз- ни не - щадИть,
Не мОг - Он Ям - ба от - хорЕя,
Как мЫ - ни бИ - лись, от - личИть.
Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Он» знаком плюс «+» :
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -- -/
-/ +/ -- -/ -
-/ -/ -- -/
Анализируя расположение схемных ударений в строках четверостишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 4-х стопным ямбом: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.При этом во второй и четвёртой строках мужская рифма, т.е. окончания глаголов «щадить», «отличить» являются 8-ми слогами этих строк. Итак, в ямбе мужская рифма приходится на чётные слоги строк.
В хорее мужская рифма приходится на нечётные слоги строк.
Напомним стихотворение Н. Гумилёва, рассмотренное в первом занятии:
КАПИТАНЫ
III
Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.
Расставим ударения в четверостишии:
ТОлько глЯнет сквозь утЕсы
КоролЕвский стАрый фОрт,
Как весЕлые матрОсы
ПоспешАт в знакОмый пОрт.
Выделим в строках стопы:
ТОлько - глЯнет - сквозь у -тЕсы
Коро - лЕвский – стАрый - фОрт,
Как ве - сЕлы - е мат - рОсы
Поспе - шАт в зна - кОмый - пОрт.
Представим строки четверостишия схематически:
/- /- -- /-
-- /- /- /
-- /- -- /-
-- /- /- /
Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. Связывая вторую и четвёртую строки, мужские рифмы (форт – порт) приходятся на нечётные седьмые строки этих строк.
7. Задания для самостоятельной проработки
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.
1. В. Дворянсков
Земля живет, как мы:
Смеётся и ликует.
Оттаяв от зимы,
Весенний лес ликует. С. 54.
2. В. Николенко
Там, на море Охотском,
есть город Магадан,
что нам, первопроходцам,
судьбой навеки дан. С. 152.
3. Н. Дмитриев
В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны. С. 57.
4. В. Дронников
Я спал в зеленой колыбели
У птичьей песни на краю,
Когда военные метели
Закрыли Родину мою. С. 61.
5. Л. Олзоева
ЖАРОК
Жарки, жарки, какой прекрасный дар
в холодных росах пламенем налиться,
и вызвать в зарослях травы пожар,
и отраженным светом пасть на лица. С. 160.
6. М. Андреев
Есть сладостная тайна в человеке –
Любить костра вечернего уют,
Варить уху и тихо слушать реки:
Они, как птицы, по ночам поют. С. 14.
7. А. Богданович
Я знаю лучших пахарей по имени.
Взгляну на поле рано поутру,
А борозды лежат на белом инее
И светятся, как чернь по серебру. С. 25.
8. В. Евсейчев
РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ
Облюбовал себе местечко:
Направо – тоненькая речка,
В стожках душистая солома…
Старушка мирно ждет парома… С. 66.
9. В. Перкин
СТАРИННЫЕ СЛОВА
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова:
Долонь, десница, выя, рамена, –
Как некогда, в иные времена. С. 165.
10. Т. Бек
Я – дерево, растущее на крыше.
Я слабосильнее, кривее, ниже
Обыкновенных, истинных. Они же
Мнят, будто я – надменнее и выше. С. 20.
11. О. Левитан
Луна Бристольского залива в сентябре.
Теплы глаза ее на ясном серебре.
Светло сквозь радуги туманное кольцо
Ее прекрасное и грустное лицо. С. 133.
12. А. Терентьев
МАЙСКИЙ ЖУК
Я ночью распахнул окно –
И стал себе не рад:
Как было пусто и темно
Меж городских громад. С. 189.
13. Г. Касмынин
УСЛОВНАЯ АТАКА
Меня убили наповал.
Условно. При атаке.
Я в луговой траве лежал,
Жевал цветы и злаки. С. 98.
14. Н. Зиновьев
В холодной камере хранения,
средь чемоданов и тревог,
я спал. И странное видение
ко мне пристроилось у ног. С. 86.
15. Л. Одинцова
ЗЕЛЕНОЕ ОЗЕРО
В зеленом озере зеленая вода,
Стоящая под небом вертикально,
Всплеснет звездой зеленой иногда
И вновь стоит, дремотна и зеркальна. С. 157.
16. В. Ширали
По эскалатору метро взлетали лица,
И было каждое, как голубица, С. 199.