Занятие 2. Ямб

Александр Аркадьевич Андреянов
План занятия:
1. Определение ямба.
2. Распространённые ямбические размеры.
3. Равносложные ямбические размеры.
4. Разностопные ямбические размеры.
5. Разнообразие ямбических строф.
6. Отличие ямба от хорея.
7. Задания для самостоятельной проработки.

1. Ямб – двусложный стихотворный размер, в стопах которого под ударением оказываются преимущественно вторые слоги,или чётные слоги строки, считая слева направо: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18 . 

Количество стоп и слогов в строках ямба, в зависимости от вида рифмы, и схемы ударных и безударных слогов  указаны в таблице, приведённой выше.
 
В ямбе строки, оканчивающейся дактилической или мужской рифмой, содержат чётное количество слогов. Строки, заканчивающиеся женской рифмой, имеют нечётное число слогов. Например: в строке трёхстопного ямба, заканчивающейся дактилической или мужской рифмой по 6 слогов (причём в мужской рифме последний слог ударный), в строке, оканчивающейся женской рифмой  – 7 слогов.
Схемы ударных и безударных слогов  указаны для идеальных размеров. В отдельных стопах реального ямба могут вообще отсутствовать ударения, или наоборот стоять сверхсхемные ударения,  но ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на её чётных слогах. 

Для определения размера любого стихотворения необходимо, во-первых расставить в словах ударения, а затем выделить в строках стопы. Ударения ставят во всех членах предложений, использованных в строках стихотворения. В служебных частях речи,  т.е. в предлогах, союзах, частицах и междометиях, состоящих из одного слога и не являющихся членами предложений, ударения не ставят. 
Начнём знакомство с двустопного ямба.

1.1. А. Пушкин

ПРОБУЖДЕНИЕ 
 
Мечты, мечты,
Где ваша сладость?
Где ты, где ты,
Ночная радость?

Расставим ударения в четверостишии:

МечтЫ, мечтЫ,
Где вАша слАдость?
Где тЫ, где тЫ,
НочнАя рАдость?

В соответствии с ударениями выделим в строках стопы:

МечтЫ,- мечтЫ,
Где вА - ша слА -дость?
Где тЫ, - где тЫ,
НочнА - я рА - дость?

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в вопросительном наречии «ГдЕ» знаками плюс «+»:

-/  -/
+/  -/  -
+/  +/
-/  -/ -

Ключевыми строками, в который ямб идеальный, являются первая и четвёртая.
Размер стихотворения: двустопный ямб: 4/5 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж

1.2. Вариантом этого же размера  написаны следующие есенинские строки:
 
«О матерь божья,
Спади звездой
На бездорожье,
В овраг глухой».

Расставим в строках ударения,  выделив ударные гласные заглавными буквами, а восклицание «о» наоборот запишем строчной буквой, поскольку на неё не приходится ударение:
 
«о мАтерь бОжья,
СпадИ звездОй.
 На бездорОжье,
В оврАг глухОй».
 
Выделим в строках стопы, т.е. пары слогов, и  отделим их друг от друга дефисом:
 
«о мА - терь бОжь -я,
СпадИ - звездОй
На без - дорОжь- е,
В оврАг - глухОй».   

В каждом слове первой строки ударение приходится на первый слог, но поскольку строка начинается с восклицания «о», то считая слева направо, ударения приходятся на вторые слоги двусложных стоп. Во второй и четвёртой строках ударения приходятся на вторые слоги слов-стоп. Все эти строки являются ключевыми для определения размера. В третьей строке первая стопа не имеет ударений, вторая стопа содержит чёткое ударение на втором слоге.

Представим стопы строк схематически:

     -/  -/  -
     -/  -/
    --  -/  -
    -/  -/

Кроме третьей строки, все строки являются ключевыми. Размер четверостишия: двустопный ямб: 5/4 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

Рассмотрим трёхстопный ямб:

1.3. Н. Крандиевская-Толстая

Рембра;нта полумрак
У тлеющей печурки.
Голодных крыс гопак, –
Взлетающие шкурки.

Расставим ударения в четверостишии:

РембрАнта полумрАк
у тлЕющей печУрки.
ГолОдных крЫс гопАк, –
ВзлетАющие шкУрки.

Выделим в строках стопы:

РембрАн -та по - лумрАк
у тлЕ - ющей – печУр - ки.
ГолОд - ных крЫс - гопАк, –
ВзлетА –ющи - е шкУр - ки.


Представим стопы строк схематически:

-/ -- -/
-/ -- -/ -
-/ -/ -/
-/ -- -/ -

Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить стихотворный размер, является третья строка, в которой идеальный трёхстопный ямб.  Размер стихотворения: 3-х стопный ямб: 6/7 слогов: рифмовка перекрёстная: м/ж.

Вот другой вариант трёхстопного ямба:

1.4. А. Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Расставим ударения в четверостишии:

ПечАльная берЕза
у моегО окнА,
и прИхотью морОза
РазУбрана онА.

Выделим в строках стопы:

ПечАль - ная бе - рЕза
у мо- егО - окнА,
и прИ- хотью - морОза
РазУ- брана - онА.


Представим стопы строк схематически:

-/ -- -/ -
-- -/ -/
-/ -- -/ -
-/ -- -/

В каждой строке присутствуют безударные стопы. Несмотря на это схемные ударения приходятся на чётные слоги стоп. По этой причине размер стихотворения очевиден. Это – трёхстопный ямб: 7/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м


Рифма в стихах может быть и кольцевой:

1.5. А. Пушкин

ГОРОДОК

Прости мне, милый друг,
Двухлетнее молчанье:
Писать тебе посланье
Мне  было недосуг.

Расставим ударения в четверостишии:
ПростИ мнЕ, мИлый дрУг,
ДвухлЕтнее молчАнье:
ПисАть тебЕ послАнье
МнЕ бЫло недосУг.

Выделим в строках стопы:

ПростИ – мнЕ, мИ – лый дрУг,
ДвухлЕт – нее – молчАнь – е:
ПисАть – тебЕ – послАнь – е
МнЕ  бЫ – ло не – досУг.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» знаками плюс «+»:

-/  +/  -/
-/  --  -/  -
-/  -/  -/ -
+/  --  -/

Ключевой строкой, позволяющей уверенно определить стихотворный размер, является третья строка. Размер стихотворения: 3-х стопный ямб:  6/7/7/6 слогов;  рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м

2. Самыми распространёнными размерами ямба являются четырёх-, пяти-  и  шестистопный ямб.

2.1. А. Фет

Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином душистым.

Расставим ударения в четверостишии:

Ты вИдишь, за спинОй косцОв
СверкнУли кОсы блЕском чИстым,
и пОздний пАр от Их котлОв
упИтан Ужином душИстым.


Выделим в строках стопы:
Ты вИ - дишь, за – спинОй - косцОв
СверкнУ - ли кО - сы блЕ -ском чИс - тым,
и пОз - дний пАр - от Их - котлОв
упИ- тан У- жином – душИ - стым.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:

+/ -- -/ -/
-/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -/ -/
-/ -/ -- -/ -

Ключевыми строками четверостишия являются вторая и третья. По ним и определяем стихотворный размер.  Размер стихотворения: четырёхстопный ямб: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

2.2. А. Фет

Я рад, когда с земного лона,
Весенней жажде соприсущ,
К ограде каменной балкона
С утра кудрявый лезет плющ.

Расставим ударения в четверостишии:

Я рАд, когдА с земнОго лОна,
ВесЕнней жАжде соприсУщ,
К огрАде кАменной балкОна
С утрА кудрЯвый лЕзет плЮщ.

Выделим в строках стопы:

Я рАд, - когдА - с земнО - го лО - на,
ВесЕн - ней жАж- де со - присУщ,
К огрА - де кА - менной – балкО - на
С утрА – кудрЯ - вый лЕ - зет плЮщ.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:

+/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -/

Итак, первая стопа первой строки содержит сверхсхемное ударение, остальные стопы этой строки, как и все стопы последней строки – полноценный ямб. По этим двум ключевым строкам и определяем размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м. 


2.3. Н. Гумилёв

          ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садиться,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Расставим ударения в четверостишии:

ПрекрАсно в нАс влюблЕнное винО
и дОбрый хлЕб, что в пЕчь для нАс садИться,
и жЕнщина, котОрою данО,
СпервА измУчившись, нАм насладИться.

Выделим в строках стопы:

ПрекрАс - но в нАс - влюблЕн - ное - винО
и дОб - рый хлЕб, - что в пЕчь - для нАс - садИть - ся,
и жЕн - щина, - котО - рою - данО,
СпервА - измУ - чившись, - нАм на - сладИть - ся.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «нАм» знаком плюс «+»:

-/ -/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/ -- -/
-/ -/ -- +- -/ -

Ключевой строкой, позволяющей определить стихотворный размер, является вторая строка. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

2.4. Н. Гумилёв

              ДОН-ЖУАН

Моя мечта надменна и проста:
Схватить весло, поставить ногу в стремя
И обмануть медлительное время,
Всегда лобзая новые уста;

Расставим ударения в четверостишии:

МоЯ мечтА надмЕнна и простА:
СхватИть веслО, постАвить нОгу в стрЕмя
и обманУть медлИтельное врЕмя,
ВсегдА лобзАя нОвые устА;

Выделим в строках стопы:

МоЯ – мечтА – надмЕн- на и - простА:
СхватИть - веслО, - постА - вить нО - гу в стрЕ - мя
и об – манУть – медлИ – тельно - е врЕ - мя,
ВсегдА – лобзА - я нО - вые - устА;

Представим стопы строк схематически:
-/ -/ -/ -- /-
-/ -/ -/ -/ -/ -
-- -/ -/ -- -/ -    
-/ -/ -/ -- -/

Во всех строках, кроме второй, фигурируют безударные стопы. Именно эта строка и является ключевой. Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/11/11/10 слогов; рифмовка кольцевая: м/ж/ж/м.

Встречаются стихи и с более длинными строками:

2.5. А. Блок

Осенний вечер был. Под звук дождя стеклянный
Решал все тот же я – мучительный вопрос,
Когда в мой кабинет, огромный и туманный,
Вошел тот джентльмен. За ним – лохматый пес.

Расставим ударения в четверостишии:

осЕнний вЕчер бЫл. Под звУк дождЯ стеклЯнный
РешАл всЕ тОт же Я – мучИтельный вопрОс,
КогдА в мой кабинЕт, огрОмный и тумАнный,
ВошЕл тОт джЕнтльмен. За ним – лохмАтый пЕс.

Выделим в строках стопы:

осЕн - ний вЕ - чер бЫл.- Под звУк - дождЯ – стеклЯн - ный
РешАл - всЕ тОт - же Я – мучИ - тельный - вопрОс,
КогдА - в мой ка - бинЕт,- огрОм - ный и - тумАн - ный,
ВошЕл - тот джЕнтль- мен. За - ним – лохмА - тый  пЕс.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в  частице «всЕ» и в местоимениях «тОт» знаками плюс «+»:

-/  -/  -/ -/ -/ -/ -
-/ +/  -/  -/ -- -/
-/ -- -/ -/  -- -/ -
-/ +/ -- -- -/ -/

Первая строка стихотворения является ключевой для определения его размера. Размер стихотворения: 6-ти стопный ямб: 13/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.  Попутно заметим, что с учётом того, что местоименное прилагательное «тот» упоминается и в четвёртой строке, во второй строке было бы целесообразно вместо словосочетания «все тот же» поставить наречие, поясняющее, как решался вопрос. Например: «Решал  упорно (или бесплодно) я мучительный вопрос».

3. Если в строках одинаковое число стоп и рифма одного вида, мужская,женская или дактилическая, то ямб становится равносложным:

3.1. М. Лермонтов

ЗВЕЗДА

Вверху одна
Горит звезда;
Мой взор она
Манит всегда;


Расставим ударения в четверостишии:

ВверхУ однА
ГорИт звездА;
Мой взОр онА
МанИт всегдА;

Выделим в строках стопы:

ВверхУ -  однА
ГорИт - звездА;
Мой взОр - онА
МанИт  - всегдА;

Представим стопы двустишия схематически:

 -/ -/
-/ -/
-/ -/
-/ -/

Все строки  являются ключевыми, представляющими собой идеальный ямб. Размер стихотворения: двустопный ямб, 4/4 слога; рифмовка перекрёстная: М/м.

3.2. А. Фет

По ветви нижние леса
В зеленой потонули ржи,
Семьею новой в небеса
Ныряют резвые стрижи.

Расставим ударения в четверостишии:

По вЕтви нИжние лесА
В зелЕной потонУли ржИ,
СемьЕю нОвой в небесА
НырЯют рЕзвые стрижИ.

Выделим в строках стопы:

По вЕт - ви нИж - ние - лесА
В зелЕ - ной по – тонУ - ли ржИ,
СемьЕ - ю нО - вой в не - бесА
НырЯ - ют рЕз -  вые - стрижИ.

Представим стопы строк схематически:

-/ -/  -- -/
-/ -- -/ -/
-/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/

Во всех строках четверостишия фигурируют безударные стопы. Но расположение схемных ударений в строках позволяет безошибочно определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 8/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

3.3. Н. Гумилёв

САМОФРАКИЙСКАЯ ПОБЕДА

В час моего ночного бреда
Ты возникаешь пред глазами –
Самофракийская Победа
С простертыми вперед руками.

Расставим ударения в четверостишии:

В чАс моегО ночнОго брЕда
ТЫ возникАешь пред глазАми –
СамофракИйская ПобЕда
С простЕртыми вперЕд рукАми.

Выделим в строках стопы:

В чАс мо- егО – ночнО - го брЕ - да
ТЫ воз – никА - ешь пред – глазА - ми –
Само- фракИй – ская – ПобЕ - да
С простЕр - тыми - вперЕд – рукА - ми.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в  существительном «чАс» и в местоимении «ТЫ» знаками плюс «+»:

+- -/ -/ -/ -
+- -/ -- -/ -
-- -/ -- -/ -
-/ -- -/ -/ -

Невзирая на наличие сверхсхемных ударений и безударных стоп, схемные ударения приходятся на вторые слоги стоп, что характерно для ямба. Размер стихотворения: 4-х стопный ямб: 9/9 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

3.4.  М. Лермонтов

         РОМАНС

Стояла серая скала на берегу морском;
Однажды на чело ее слетел небесный гром.
И раздвоил ее удар, – и новою тропой
Между разрозненных камней течет поток седой.

Расставим ударения в четверостишии:

СтоЯла сЕрая скалА на берегУ морскОм;
ОднАжды на чЕло еЕ слетЕл небЕсный грОм.
и раздвоИл еЕ удАр, – и нОвою тропОй
МеждУ разрОзненных камнЕй течЕт потОк седОй.

Выделим в строках стопы:

СтоЯ -ла сЕ - рая - скалА - на бе - регУ - морскОм;
ОднАж - ды на - чЕло - еЕ - слетЕл - небЕс - ный грОм.
и раз- двоИл - еЕ - удАр, – и нО - вою - тропОй
МеждУ – разрОз- ненных – камнЕй - течЕт - потОк - седОй.

Представим стопы строк схематически:

-/ -/ -- -/ -- -/ -/
-/ -- -/ -/ -/ -/ -/
-- -/ -/ -/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -/ -/ -/

Несмотря на наличие в строках безударных стоп, размер очевиден: 7-ми стопный ямб: 14/14 слогов; рифмовка смежная: М/м.

Равносложный ямб может сочетаться с дактилическими рифмами:

3.5. Н. Крандиевская-Толстая

Идут по улице дружинницы
В противогазах, и у хобота
У каждой, как у именинницы,
Сирени веточка приколота.

Расставим ударения в четверостишии:

идУт по Улице дружИнницы
В противогАзах, и у хОбота
у кАждой, как у именИнницы,
СирЕни вЕточка прикОлота.

Выделим в строках стопы:

идУт - по У – лице-  дружИн- ницы
В проти – вогА - зах, и - у хО - бота
у кАж -дой, как - у и - менИн - ницы,
СирЕ- ни вЕ - точка - прикО - лота.

Представим стопы строк схематически:

-/ -/ -- -/ --
-- -/ -- -/ --
-/ -- -- -/ --
-/ -/ -- -/ --

Во всех строках безударные стопы стоят не только в конце строк, что определяется дактилическими рифмами, но и в середине строк, и даже в начале второй строки. Наименьшее количество безударных стоп в первой и последней строках. Именно эти строки и позволяют идентифицировать стихотворный размер как ямб. 
Размер стихотворения: 5-ти стопный ямб: 10/10 слогов; рифмовка перекрёстная: Дактилич./дактилич.

4. Стихи могут быть написаны и разностопным ямбом:

4.1. А. Пушкин

Все призрак, суета,
       Все дрянь и гадость;
Стакан и красота –
       Вот жизни радость.

Расставим ударения в четверостишии:

ВсЕ прИзрак, суетА,
       ВсЕ дрЯнь и гАдость;
СтакАн и красотА –
       Вот жИзни рАдость.

Выделим в строках стопы:

Все прИ – зрак, су – етА,
       Все дрЯнь – и гА – дость;
СтакАн  – и кра – сотА –
       Вот жИз – ни рА – дость.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в  местоимениях «Всё»  знаками плюс «+»:

+/  -- -/
+/  -/  -
-/  --  -/
-/  -/  -

В нечётных строках четверостишия по 3 стопы, причём средние стопы безударные. В чётных строках только по две стопы, поскольку третья стопа представлена одним безударным слогом, который в зачёт стопы не идёт. Ключевой строкой, позволяющей безошибочно определить размер, является четвёртая строка. Размер стихотворения: 3-х стопный/двустопный ямб:  6/5 слогов;  рифмовка перекрёстная: м/ж.

4.2. Е. Баратынский

ЗВЕЗДЫ

Мою звезду я знаю, знаю,
И мой бокал
Я наливаю, наливаю,
Как наливал.

Расставим ударения в четверостишии:

МоЮ звездУ Я знАю, знАю,
и мой бокАл
Я наливАю, наливАю,
Как наливАл .

Выделим в строках стопы:

МоЮ - звездУ - Я знА - ю, знА - ю,
и мой - бокАл
Я на - ливА - ю, на – ливА - ю,
Как на - ливАл .

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в  местоимениях «Я»  знаком плюс «+»:

-/ -/ +/ -/ -
-- -/
+- -/ -- -/ -
-- -/

Для определения стихотворного размера необходимо сосредоточиться на расположении схемных ударений. В первой строке схемные ударения приходятся точно на чётные слоги. Итак, размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный ямб: 9 слогов/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.


4.3. Р. Бёрнс  (перевод С. Маршака)

             К  ТИББИ

О Тибби, ты была горда
И важный свой поклон
Тем не дарила никогда,
Кто в бедности рожден.

Расставим ударения в четверостишии:

о ТИбби, тЫ былА гордА
и вАжный свой поклОн
ТЕм не дарИла никогдА,
КтО в бЕдности рождЕн.

Выделим в строках стопы:

о ТИб - би, тЫ - былА - гордА
и вАж - ный свой - поклОн
ТЕм не - дарИ - ла ни- когдА,
КтО в бЕд- ности - рождЕн.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в  местоимениях «ТЕм» и «КтО» знаками плюс «+»:

-/ -/ -/ -/
-/ -- -/
+- -/ -- -/
+/ -- -/

Ключевой строкой, позволяющей идентифицировать стихотворный размер, является первая строка.  Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

4.4. Р. Бёрнс  (перевод С. Маршака)

ЛЮБОВЬ И БЕДНОСТЬ

Любовь и бедность навсегда
Меня поймали в сети.
По мне и бедность не беда,
Не будь любви на свете.

Расставим ударения в четверостишии:

ЛюбОвь и бЕдность навсегдА
МенЯ поймАли в сЕти.
По мнЕ и бЕдность не бедА,
Не бУдь любвИ на свЕте.

Выделим в строках стопы:

ЛюбОвь - и бЕд - ность на - всегдА
МенЯ - поймА - ли в сЕ - ти.
По мнЕ - и бЕд - ность не - бедА,
Не бУдь - любвИ - на свЕ- те.

Представим стопы строк схематически:

-/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -

В нечётных строках присутствует по одной безударной стопе. Чётные строки представляют собой идеальный ямб. В целом стихотворный размер определяется как разностопный ямб.  Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

4.5. Е. Баратынский

ОТЪЕЗД

Прощай отчизна непогоды,
Печальная страна,
Где, дочь любимая природы,
Безжизненна весна;

Расставим ударения в четверостишии:

ПрощАй отчИзна непогОды,
ПечАльная странА,
ГдЕ, дОчь любИмая прирОды,
БезжИзненна веснА;

Выделим в строках стопы:

ПрощАй  - отчИз - на не - погО - ды,
ПечАль - ная - странА,
ГдЕ, дОчь  - любИ - мая - прирО - ды,
БезжИз- ненна - веснА;

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в  наречии места «ГдЕ»  знаком плюс «+»:

-/ -/ -- -/ -
-/ -- -/
+/ -/ -- -/ -
-/ -- -/

Несмотря на наличие безударных стоп, видно, что в первой строке четыре стопы ямба, а во второй  – три. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 9/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.


4.6.  А. Блок

Сквозь серый дым от краю и до краю
             Багряный свет
Зовет, зовет к неслыханному раю,
            Но рая нет.

Расставим ударения в четверостишии:

Сквозь сЕрый дЫм от крАю и до крАю
             БагрЯный свЕт
ЗовЕт, зовЕт к неслЫханному рАю,
            Но рАя нЕт.

Выделим в строках стопы:

Сквозь сЕ - рый дЫм - от крА - ю и - до крА - ю
             БагрЯ - ный свЕт
ЗовЕт,-  зовЕт - к неслЫ – ханно - му рА - ю,
            Но рА - я нЕт.

Представим стопы строк схематически:

-/ -/ -/ -- -/ -
-/ -/
-/ -/ -/ -- -/ -
-/ -/

Безударные стопы в нечётных строках не мешают определить стихотворный размер. Размер стихотворения: 5-ти стопный/двустопный ямб: 11/4 слога; рифмовка перекрёстная: ж/м.

4.7. А. Блок

    ЖИЗНЬ МОЕГО ПРИЯТЕЛЯ
                1
Весь день – как день: трудов исполнен малых
                И  мелочных забот.
Их вереница мимо глаз усталых
                Ненужно проплывет.

Расставим ударения в четверостишии:

ВЕсь дЕнь – как дЕнь: трудОв испОлнен мАлых
                и  мЕлочных забОт.
их веренИца мИмо глАз устАлых
                НенУжно проплывЕт.

Выделим в строках стопы:

ВЕсь дЕнь – как дЕнь: - трудОв – испОл - нен мА - лых
                и  мЕ –лочных -  забОт.
их ве – ренИ - ца мИ - мо глАз – устА - лых
                НенУ - жно про - плывЕт.


Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в  местоимении «ВЕсь» знаком плюс «+» :

+/ -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/
-- -/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/

Несмотря на сверхсхемное ударение и безударные стопы, разностопный ямб определяется однозначно. Размер стихотворения: 5-ти стопный/3-х стопный ямб: 11/6 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

К разностопному ямбу  приводит и разница в длине нечётных и чётных строк всего на один слог.

4.8. Е. Баратынский

                Осень
                1

И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.

Расставим ударения в четверостишии:
и вот сентЯбрь! ЗамЕдля свой восхОд,
СиЯньем хлАдным сОлнце блЕщет,
и лУч егО в зерцАле зЫбком вОд
НевЕрным зОлотом трепЕщет.

Выделим в строках стопы:

и вот - сентЯбрь! - ЗамЕд - ля свой - восхОд,
СиЯнь - ем хлАд - ным сОл - нце блЕ - щет,
и лУч - егО - в зерцА - ле зЫб - ком вОд
НевЕр - ным зО - лотом - трепЕ - щет.

Представим стопы строк схематически:

-- -/ -/ -- -/
-/ -/ -/ -/ -
-/ -/ -/ -/ -/
-/ -/ -- -/ -

Вторая и третья строки являются ключевыми. Размер четверостишия: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.
Примечание. Грамматически правильная форма деепричастия от глагола «замедлить» – «замедлив», а от глагола «замедлять» – «замедляя».

Меньшее число стоп и, соответственно слогов, может быть и в нечетных строках.

4.9. Е. Баратынский

        БУРЯ

Завыла буря; хлябь морская
Клокочет и ревет, и черные валы
Идут, до неба восставая,
Бьют, гневно пеняся, в прибрежные скалы;

Расставим ударения в четверостишии:

ЗавЫла бУря; хлЯбь морскАя
КлокОчет и ревЕт, и чЕрные валЫ
идУт, до нЕба восставАя,
БьЮт, гнЕвно пЕняся, в прибрЕжные скалЫ.

Выделим в строках стопы:

ЗавЫ - ла бУ - ря; хлЯбь - морскА - я
КлокО - чет и - ревЕт, - и чЕр - ные - валЫ
идУт, - до нЕ - ба вос - ставА - я,
БьЮт, гнЕв - но пЕ - няся, - в прибрЕж - ные - скалЫ.

Представим стопы строк схематически,  выделив сверхсхемное ударение в  глаголе «БьЮт»  знаком плюс «+»:

-/ -/ -/ -/ -
-/ -- -/ -/ -- -/
-/ -/ -- -/ -
+/ -/ -- -/ -- -/

Схема первой строки наглядно доказывает, что в нечётных строках 4-х стопный ямб. В чётных строках проглядывается шестистопный ямб. Размер стихотворения: 4-х стопный/6-ти стопный ямб: 9/12 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.
Примечание:  от сверхсхемного ударения на первом слоге последней строки можно бы было избавиться, перестроив начало строки:  «И гневно пенясь, бьют…»,в чём убеждает схема изменённых стоп: -/ -/ -/

К разностопному ямбу приводит и использование дактилической рифмы в двух строках четверостишия:

4.10.  А. Фет

Уж верба вся пушистая
          Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
          Повеяла крылом.

Расставим ударения в четверостишии:

уж вЕрба всЯ пушИстая
          РаскИнулась кругОм;
опЯть веснА душИстая
          ПовЕяла крылОм

Выделим в строках стопы:

уж вЕр - ба всЯ - пушИс- тая
          РаскИ - нулась - кругОм;
опЯть - веснА - душИс - тая
          ПовЕ- яла  - крылОм

Представим стопы строк схематически:

-/ -/ -/ --
-/ -- -/
-/ -/ -/ --
-/ -- -/

Нечётные строки с дактилической рифмой оканчиваются безударными стопами, чётные  строки содержат безударные стопы в середине. В целом же видно, что четверостишие написано разностопным ямбом. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный ямб: 8/6 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.


4.11. Н. Крандиевская-Толстая

А муза не шагает в ногу, –
Как в сказке, своевольной дурочкой
Идет на похороны с дудочкой,
На свадьбе – плачет у порога.            

Расставим ударения в четверостишии:

а мУза не шагАет в нОгу, –
Как в скАзке, своевОльной дУрочкой
ИдЕт на пОхороны с дУдочкой,
На свАдьбе – плАчет у порОга.

Выделим в строках стопы:

а мУ - за не - шагА - ет в нО - гу, –
Как в скАз - ке, сво - евОль - ной дУ - рочкой
ИдЕт - на пО - хоро - ны с дУ - дочкой,
На свАдь -  бе – плА - чет у - порО - га.

Представим стопы строк схематически:

-/ -- -/ -/ -
-/ -- -/ -/ --
-/ -/ -- -/ --
-/ -/ -- -/ -

Несмотря на наличие безударных стоп во всех строках, стихотворный размер определяется по расположению схемных ударений, приходящихся на вторые слоги стоп. Размер стихотворения: 4-х стопный/5-ти стопный ямб: 9/10/10/9 слогов; рифмовка кольцевая: ж/дактилич./дактилич./ж.

4.12. Н. Крандиевская-Толстая

Проходят мимо неприявшие,
Не узнают лица в крови.
Россия, где ж они, кричавшие
О милосердии любви?

Расставим ударения в четверостишии:

ПрохОдят мИмо неприЯвшие,
Не узнаЮт лицА в кровИ.
РоссИя, гдЕ ж онИ, кричАвшие
о милосЕрдии любвИ?

Выделим в строках стопы:

ПрохО - дят мИ - мо не - приЯв - шие,
Не уз - наЮт - лицА  - в кровИ.
РоссИ - я, гдЕ ж - онИ, - кричАв - шие
о ми - лосЕр - дии - любвИ?

Представим стопы строк схематически:

-/ -/ -- -/ --
-- -/ -/ -/
-/ -/ -/ -/ --
-- -/ -- -/

Несмотря на наличие безударных стоп, вторая и третья строки указывают на разностопный ямб четверостишия.  Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/8 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./м.

4.13. Н. Гумилёв

Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда,
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.

Расставим ударения в четверостишии:

Я вЕжлив с жИзнью совремЕнною,
Но мЕжду нАми Есть прегрАда,
ВсЕ, что смешИт еЕ, надмЕнную,
МоЯ едИная отрАда.

Выделим в строках стопы:

Я вЕж - лив с жИз - нью сов - ремЕн - ною,
Но мЕж - ду нА - ми Есть - прегрА - да,
ВсЕ, что - смешИт - еЕ, - надмЕн - ную,
МоЯ - едИ- ная - отрА - да.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в  местоимениях «Я» и «ВсЕ»  знаками плюс «+»:

+/ -/ -- -/ --
-/ -/ -/ -/ -
+- -/ -/ -/ --
-/ -/ -- -/ -

Ключевой строкой является вторая. Размер стихотворения: 5-ти стопный/4-х стопный ямб: 10/9 слогов; рифмовка перекрёстная: дактилич./ж.

5. Ямбом могут быть написаны не только двустишия и четверостишия, но и самые разнообразные строфы.
 
5.1. Р. Бёрнс  (перевод  С. Маршака)

 ПОСЛАНИЕ  К  ДРУГУ

Мой друг – лукавый ловкий вор,
Не воровал ты до сих пор.
Зато сердца твой быстрый взор
         Умеет красть.
Перед тобой любой затвор
         Готов упасть.

Расставим ударения в шестистишии:

Мой дрУг – лукАвый лОвкий вОр,
Не воровАл тЫ дО сих пОр.
ЗатО сердцА твой бЫстрый взОр
         умЕет крАсть.
ПерЕд тобОй любОй затвОр
         ГотОв упАсть.

Выделим в строках стопы:

Мой дрУг – лукА - вый лОв - кий вОр,
Не во – ровАл - тЫ дО  - сих пОр.
ЗатО - сердцА - твой бЫс - трый взОр
         умЕ - ет крАсть.
ПерЕд – тобОй - любОй - затвОр
         ГотОв - упАсть.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в  местоимении «тЫ»  знаком плюс «+», учитывая, что в словосочетании «до сих» ударение падает на предлог «дО»:

-/ -/ -/ -/
-- -/ +/ -/
-/ -/ -/ -/
-/ -/
-/ -/ -/ -/
-/ -/
 
Все строки, кроме второй, являют собой идеальный ямб  и позволяют разобраться с размером шестистишия. Первые две строки шестистишия написаны 4-х стопным ямбом с использованием смежной мужской рифмы.  В следующих четырёх строках 4-х стопный ямб чередуется с двустопным, рифма по-прежнему мужская, но перекрёстная. 

5.2. Р. Бёрнс  (перевод  С. Маршака)

МОЛИТВА  СВЯТОШИ  ВИЛЛИ

О, ты, не знающий преград!
Ты шлешь своих любезных чад –
В рай одного, а десять в ад,
           Отнюдь не глядя
На то, кто прав, кто виноват,
            А славы ради.

Расставим ударения в шестистишии:

О, тЫ, не знАющий прегрАд!
ТЫ шлЕшь своИх любЕзных чАд –
В рАй одногО, а дЕсять в Ад,
           отнЮдь не глЯдя
На тО, ктО прАв, ктО виновАт,
           а слАвы рАди.

Выделим в строках стопы:

О, тЫ, - не знА - ющий - прегрАд!
ТЫ шлЕшь - своИх - любЕз - ных чАд –
В рАй од - ногО, - а дЕ - сять в Ад,
           отнЮдь - не глЯ - дя
На тО, - ктО прАв, -  ктО ви - новАт,
           а слА - вы рА - ди.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в  местоимениях «ТЫ», «ктО», в существительном «рАй» знаками плюс «+»:

-/ -/ -- -/
+/ -/ -/ -/
+- -/ -/ -/
-/ -/ -
-/ +/ +- -/
-/ -/ -

Анализ расположения схемных ударений в первой, второй, третьей и пятой строках показывает, что эти строки написаны 4-х стопным ямбом и имеют общую мужскую рифму.  Что касается оставшихся двух строк, то схема убедительно показывает, что четвертая и шестая строки написаны идеальным двустопным ямбом  и связаны женской рифмой.
 
5.3. Р. Бёрнс  (перевод  С. Маршака)

СТРОЧКИ О ВОЙНЕ И ЛЮБВИ

Прикрытый лаврами разбой,
И сухопутный и морской,
Не стоит славословья.
Готов я кровь отдать свою
В том жизнетворческом бою,
Что мы зовем любовью.

Расставим ударения в шестистишии:

ПрикрЫтый лАврами разбОй,
и сухопУтный и морскОй,
Не стОит славослОвья.
ГотОв Я крОвь отдАть своЮ
В тОм жизнетвОрческом боЮ,
Что мЫ зовЕм любОвью.

Выделим в строках стопы:

ПрикрЫ - тый лАв - рами - разбОй,
и су – хопУт - ный и - морскОй,
Не стО - ит сла – вослОвь - я.
ГотОв  - Я крОвь -  отдАть - своЮ
В тОм жиз – нетвОр - ческом - боЮ,
Что мЫ - зовЕм – любОвь - ю.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемные ударения в  местоимениях «Я» и «ТЫ» знаками плюс «+»:

-/ -/ -- -/
-- -/ -- -/
-/ -- -/ -
-/ +/ -/ -/
+- -/ -- -/
-/ -/ -/ -

Большинство строк изобилует безударными стопами и сверхсхемными ударениями, лишь последняя строка являет собой идеальный трёхстопный ямб. Отталкиваясь от неё, приходим к выводу, что размер строфы: 4-х/4-х/3-х стопный ямб: 8/8/7 слогов; рифма мужская и  смежная для первой и второй, и отдельно для четвёртой и пятой строк. Третья и шестая строка связаны женской рифмой.

5.4.  Р. Бёрнс  (перевод  С. Маршака)

ТЭМ   О; ШЕНТЕР

Когда на город ляжет тень,
И кончится базарный день,
И продавцы бегут, задвинув
Засовом двери магазинов,
И нас кивком сосед зовет
Стряхнуть ярмо дневных забот,

Расставим ударения в шестистишии:

КогдА на гОрод лЯжет тЕнь,
и кОнчится базАрный дЕнь,
и продавцЫ бегУт, задвИнув
ЗасОвом двЕри магазИнов,
и нАс кивкОм сосЕд зовЕт
СтряхнУть ярмО дневнЫх забОт, –

Выделим в строках стопы:

КогдА - на гО - род лЯ- жет тЕнь,
и кОн - чится - базАр - ный дЕнь,
и про - давцЫ - бегУт, - задвИ - нув
ЗасО - вом двЕ- ри ма- газИ - нов,
и нАс - кивкОм - сосЕд - зовЕт
СтряхнУть - ярмО - дневнЫх - забОт, –

Представим стопы строк схематически:

-/ -/ -/ -/
-/ -- -/ -/
-- -/ -/ -/ -
-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -/ -/
-/ -/ -/ -/

Во второй, третьей и четвёртой строках содержится по одной безударной стопе.  Ключевыми строками являются первая, пятая и шестая. Размер шестистишия: 4-х стопный ямб со смежной рифмовкой строк, но пары первых и последних строк, содержащие по 8 слогов, связаны  мужскими рифмами, а средние строки, состоящие из 9 слогов каждая  – женской рифмой. 

5.5. Н. Крандиевская-Толстая

Ты думал: чингисханова печать
Сковала дух воинственный народа,
Иль заручилась Русь повелевать?
На заблуждения такого рода
Огнем орудий надо  отвечать.

Расставим ударения в четверостишии:

ТЫ дУмал: чингисхАнова печАть
СковАла дУх воИнственный нарОда,
иль заручИлась РУсь повелевАть?
На заблуждЕния такОго рОда
ОгнЕм орУдий нАдо  отвечАть.

Выделим в строках стопы:

ТЫ дУ - мал: чин - гисхА -  нова - печАть
СковА - ла дУх - воИн - ственный - нарО - да,
иль за - ручИ - лась Русь - пове - левАть?
На заб - луждЕ - ния - такО - го рО - да
ОгнЕм – орУ - дий нА - до  от - вечАть.

Представим стопы строк схематически, выделив сверхсхемное ударение в  местоимении «ТЫ» знаком плюс «+»:

+/ -- -/ -- -/
-/ -/ -/ -- -/ -
-- -/ -/ -- -/
-- -/ -- -/ -/ -
-/ -/ -/ -- -/

Анализируя схему пятистишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 5-ти стопным ямбом. В нечётных строках по 10 слогов и мужская рифма, в чётных же строках по 11 слогов и женская рифма.

В разнообразных строфах может использоваться разностопный ямб в сочетании с дактилической рифмой.

5.6.  Н. Крандиевская-Толстая

Не голубые голуби
Спускаются на проруби
Второго Иордана, –

Слетает вниз метелица,
Колючим вихрем стелется,
Свивает венчик льдяный.   

Расставим ударения в трёхстишиях:

Не голубЫе гОлуби
СпускАются на прОруби
ВторОго иордАна, –

СлетАет внИз метЕлица,
КолЮчим вИхрем стЕлется,
СвивАет вЕнчик льдЯный.

Выделим в строках стопы:

Не го - лубЫ - е гО - луби
СпускА - ются - на прО - руби
ВторО - го и - ордА- на, –

СлетА - ет внИз – метЕ - лица,
КолЮ - чим вИх- рем стЕ - лется,
СвивА - ет вЕн - чик льдЯ - ный.

Представим стопы строк схематически:

-- -/ -/ --
-/ -- -/ --
-/ -- -/ -

-/ -/ -/ --
-/ -/ -/ --
-/ -/ -/ -

Ключевым трёхстишием, позволяющем определить  стихотворный размер является второе трехстишие. Первые две строки в трехстишиях написаны 4-х стопным ямбом (8 слогов); рифмовка этих строк смежная, рифма дактилическая. Третьи строки трёхстиший написаны 3-х стопным ямбом (7 слогов) и связываются между собой женской рифмой.

6. Отличие ямба от хорея. Характеризуя Евгения Онегина,  А. С. Пушкин в частности писал:

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.

Известно, что «Евгений Онегин» написан 4-х стопным ямбом. Убедимся в этом, расставив ударения в четверостишии:

ВысОкой стрАсти не имЕя
Для звУков жИзни не щадИть,
Не мОг Он Ямба от хорЕя,
Как мЫ ни бИлись, отличИть.

Выделим в строках стопы:

ВысО - кой стрАс - ти не - имЕя
Для звУ - ков жИз- ни не - щадИть,
Не мОг - Он Ям - ба от - хорЕя,
Как мЫ - ни бИ - лись, от - личИть.

Представим стопы строк схематически,выделив сверхсхемное ударение в  местоимении «Он» знаком плюс «+» :

-/ -/ -- -/ -
-/ -/ -- -/
-/ +/ -- -/ -
-/ -/ -- -/

Анализируя расположение схемных ударений в строках четверостишия в целом, приходим к выводу, что оно написано 4-х стопным ямбом: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.При этом  во второй и четвёртой строках мужская рифма, т.е. окончания глаголов «щадить», «отличить» являются 8-ми слогами этих строк. Итак,  в ямбе мужская рифма приходится на чётные слоги строк.

В хорее мужская рифма приходится на нечётные слоги строк.   
Напомним стихотворение Н. Гумилёва, рассмотренное в первом занятии:

КАПИТАНЫ
         III

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Расставим ударения в четверостишии:

ТОлько глЯнет сквозь утЕсы
КоролЕвский стАрый фОрт,
Как весЕлые матрОсы
ПоспешАт в знакОмый пОрт.

Выделим в строках стопы:

ТОлько - глЯнет - сквозь у -тЕсы
Коро - лЕвский – стАрый - фОрт,
Как ве - сЕлы - е  мат - рОсы
Поспе - шАт в зна - кОмый - пОрт.

Представим строки четверостишия схематически:

/- /- -- /-
-- /- /- /
-- /- -- /-
-- /- /- /

Размер стихотворения: 4-х стопный хорей: 8/7 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.  Связывая вторую и четвёртую строки, мужские рифмы (форт – порт) приходятся на нечётные седьмые строки этих строк.      

7. Задания для самостоятельной проработки

Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие или в личных сообщениях.

1. В. Дворянсков
    
Земля живет, как мы:
Смеётся и ликует.
Оттаяв от зимы,
Весенний лес ликует.         С. 54.

2. В. Николенко

Там, на море Охотском,
есть город Магадан,
что нам, первопроходцам,
судьбой навеки дан.             С. 152.

3. Н. Дмитриев

В пятидесятых рождены,
Войны не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны.         С. 57.

4. В. Дронников

Я спал в зеленой колыбели
У птичьей песни на краю,
Когда военные метели
Закрыли Родину мою.                С. 61.

5. Л. Олзоева

      ЖАРОК

Жарки, жарки, какой прекрасный дар
в холодных росах пламенем налиться,
и вызвать в зарослях травы  пожар,
и отраженным светом пасть на лица.    С. 160.

6. М. Андреев

Есть сладостная тайна в человеке  –
Любить костра вечернего уют,
Варить уху и тихо слушать реки:
Они, как птицы, по ночам поют.        С. 14.

7. А. Богданович

Я знаю лучших пахарей по имени.
Взгляну на поле рано поутру,
А борозды лежат на белом инее
И светятся, как чернь по серебру.      С. 25.

8. В. Евсейчев

   РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ

Облюбовал себе местечко:
Направо – тоненькая речка,
В стожках душистая солома…
Старушка мирно ждет парома…       С. 66.
 
9. В. Перкин

   СТАРИННЫЕ СЛОВА

Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова:
Долонь, десница, выя, рамена, –
Как некогда, в иные времена.            С. 165.

10. Т. Бек

Я – дерево, растущее на крыше.
Я слабосильнее, кривее, ниже
Обыкновенных, истинных. Они же
Мнят, будто я – надменнее и выше.      С. 20.

11. О. Левитан

Луна Бристольского залива в сентябре.
Теплы глаза ее на ясном серебре.
Светло сквозь радуги туманное кольцо
Ее прекрасное и грустное лицо.                С. 133.

12. А. Терентьев

     МАЙСКИЙ ЖУК

Я ночью распахнул окно –
И стал себе не рад:
Как было пусто и темно
Меж городских громад.        С. 189.

13. Г. Касмынин

     УСЛОВНАЯ АТАКА

Меня убили наповал.
Условно. При атаке.
Я в луговой траве лежал,
Жевал цветы и злаки.             С. 98.

14. Н. Зиновьев

В холодной камере хранения,
средь чемоданов и тревог,
я спал. И странное видение
ко мне пристроилось у ног.      С. 86.   

15. Л. Одинцова
    
    ЗЕЛЕНОЕ ОЗЕРО

В зеленом озере зеленая вода,
Стоящая под небом вертикально,
Всплеснет звездой зеленой иногда
И вновь стоит, дремотна и зеркальна.     С. 157.

16. В. Ширали

По эскалатору метро взлетали лица,
И было каждое, как голубица,                С. 199.