Русская Голгофа

Сергей Псарев
               

                И неся крест Свой, Он вышел на место,               
                называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его         
                и с Ним двух других по ту и по другую сторону, а посреди    
                Иисуса (Евангелие от Иоанна 19:17-18).



ЧАСЫ С КУКУШКОЙ
            
                Помню, как в детстве любил ходить в часовую мастерскую на Сухумском шоссе. Там работал дядя Отари, отец моего друга. Одноногий инвалид войны, он нашел там себе работу по силам, чтобы кормить свою большую семью. Можно было тихонько наблюдать за виртуозной работой его тонких, чувствительных пальцев в крохотных часовых механизмах. Еще больше меня привлекали висевшие настенные часы, которых здесь было великое множество, самых разных, современных и старинных. Будучи уже отремонтированными, они проверялись на качество исполненной мастером работы. Часы тикали, шуршали стрелками и отбивали удары.
                Были там еще самые замечательные ходики с кукушкой. Мы с друзьями всегда с нетерпением ждали момента, когда над их циферблатом открывались дверцы, из которых выглядывала кукушка и начинала считать наступивший час. В этом простом действе для всех нас было что-то чудесное, начало какой-то сказки…
                С тех пор прошло немало времени, давно умер дядя Отари. В памяти остались его добрые печальные глаза. Теперь как-то неловко вспоминать, что он всегда угощал нас лепешкой, которую брал себе на обед. Мы всегда сначала отказывались, а потом ели. Он смотрел на нас и улыбался. Есть по молодости нам хотелось почти всегда, это чувство потом еще долго сопровождало в годы срочной службы и учебы в военном училище. Помню, как стряхивая крошки со стола, матушка никогда их не выбрасывала, всему находилось место в хозяйстве. Такому уважительному отношению к хлебу нас приучали смолоду. Мои родители были выходцами из крестьянских семей.
                Надо сказать, что по сравнению с соседями, мы жили не бедно. В нашей семье появился самый первый телевизор на улице. Внушительный фанерный ящик с небольшим экраном и двумя большими ручками управления внизу. Изображение в нем было черно-белым и не слишком четким.  Его берегли и включали по специальному расписанию.
                Теперь я уже никогда не хожу в часовую мастерскую, а на часы смотрю только по необходимости, чтобы куда-то не опоздать. Телевизор давно перестал считаться предметом роскоши. Из того ушедшего времени осталось только ожидание чуда и тихая душевная радость от встречи с кукушкой из часов. Такие воспоминания потом часто помогали не ожесточиться  в самых нечеловеческих условиях, когда мне становилось совсем плохо.



ЮБИЛЕЙ

                По большому счету у каждого внутри имеется свой собственный часовой механизм, отведенный лимит и ресурс времени. Он исправно отсчитывает наши часы и минуты, а иногда требует более и менее серьезного ремонта. Очередной юбилей звучит в нем как звонок исправно заведенного будильника. Тебе стукнуло уже 65 и за это следует благодарить Бога, своих родных и близких друзей.  По статистике такого почтенного возраста достигает чуть более половины российских мужчин. Это подается как улучшение качества жизни, ведь в 90-е было еще хуже. Вроде и войну не ведем, а мужской строй быстро редеет, словно идет в атаку под прицельным пулеметным огнем.
                Если разобраться, зачем вообще нужны разного рода торжества и  юбилеи? Уж точно не для того, чтобы потом выложить в интернете количество его участников и рассказать о потраченных на него суммах. Помню, как в кубанской станице, где проживало немалое число моих родственников, после праздника непременно рассказывали соседям о количестве выпитой магазинной водки, кто и как из гостей потом добрался домой. Это могло заметно поднять статус рассказчика в глазах окружающих.               
                Обычно на торжествах люди отмечают достигнутые успехи, какие-то положительные изменения. Правда иногда их еще следует поискать, или просто придумать. Так случается с некоторыми нашими историческими датами, событиями и отдельными людьми. В остальном все развивается по известному установленному сценарию.
                Самому себя понять трудно, что в тебе хорошо, что дурно. Иногда можно обратиться к русской литературной классике и поискать ответа у знатоков человеческой натуры. Этой вечной привычке покопаться в себе и окружающем, изменить уже трудно. Она как тоска по ушедшему времени, когда сахар казался слаще, а солнце светило ярче. Кто-то скажет, что его теперь среда заедает, другой – кивнет на происшедший с ним случай. Всегда найдутся какие-то особые веские причины. С некоторых пор у меня появилась привычка задавать себе вопросы и самому на них отвечать.
                Пожалуй, никогда бы не признался, что достаточно овладел каким-то ремеслом. Потому что настоящую правду о себе узнаю только сам, когда в шестой или десятый раз переделаю написанный текст или начну работать над рисунком заново. А еще, с некоторого времени, обязательно помню о мере ответственности за каждое свое слово, сказанное читателю.
                Мне довелось родиться, как говорили прежде в красные дни Великого Октября. Потому в нашей семье отмечали сразу два праздника за один раз, вроде даже удобнее получалось. Теперь, наверное, спустя много лет что-то видится немного иначе…



ВЕТРЫ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

                Определенно, мы совсем не похожи на “легкомысленных” французов, которые видят день взятия Бастилии своим главным национальным праздником. Когда-то Бастилия была страшной тюрьмой для политических преступников. Взятие ее восставшим народом во время Великой Французской революции 14 июля 1789 года символизировало свержение деспотизма королевской власти. Решение о таком празднике депутатами национального собрания было принято спустя столетие и не было единодушным. Однако там сумели найти свой компромисс. Вот уже много лет этот праздник отмечается французами с большим размахом. Вряд ли они вспоминают в этот день слова Анатоля Франса о гильотине, рубившей головы придумавших ее якобинцев.
                В 2017 году у нас исполнилось сто лет установления республиканской формы правления. К ней Россия пришла через февральскую революцию, завершившуюся захватом власти большевиками в октябре 1917 года. Отношение к этим событиям по-прежнему жестко раскалывает наше общество. Мне не однажды приходилось присутствовать на мероприятиях, где поседевшие хорошо образованные люди продолжали страстно призывать друг друга к борьбе с коммунистическим тоталитарным прошлым и с полной серьезностью провозглашали лозунги контрреволюции. Никакого просвета в головах и примирения, благо делать это совсем нетрудно: репрессивная 58 статья давно исчезла из УК РФ.  А сколько ненависти выплескивается в нашей художественной и публицистической литературе на недавнее советское прошлое, на отеческие гробы, а заодно и на всю многовековую историю Русского государства. Потому мы сегодня ищем свое единство в далеких от нас и исторической правды событиях Смутного времени 4 ноября 1612 года. Такой подход дает основание полагать, что смутное время в России еще не закончилось.
                Сложилось впечатление, что какая-то часть населения жаждет реванша. Снова деление общества на белых и красных. В Петербурге появилась мемориальная доска Маннергейму, в Сибири – Колчаку. Это притом, что Маннергейму наши ленинградцы-блокадники ничего не забыли, а Колчака в Сибири запомнили не как полярного исследователя и героя первой мировой войны, а как организатора жестоких карательных экспедиций. Неизвестно откуда, в Петербурге  появилась масса титулованных дворян, а на воссозданных собраниях в старинных залах снова заиграла голубая кровь.
                Предположу, что мы снова наступаем на одни грабли. В далеком феврале 1917 года революционные силы наносили удар по самодержавию, но под его падающими обломками стала рушиться Российская империя.  Многим тогда казалось, что историческая идея всеобщего социального равенства и построения справедливого общества уже совсем близка. В такие критические моменты инициативу часто перехватывают политики с самыми крайними, радикальными взглядами. Они способны энергично и решительно действовать. Для них старый мир -  ничтожная пыль, которую можно легко смахнуть ради создания собственной истории. За этим всегда следует раскол, хаос и большая кровь, количество жертв, принесенных на алтарь революции, уже никто не считает. Люди превращаются в средство для достижения намеченных целей. Павшим вождям возводят величественные пантеоны, остальным участникам событий иногда не остается места даже в общих могилах. В итоге страна получает проблемы еще большие, чем те, которые когда-то вызывали справедливый народный протест.
                Пришедшие к власти большевики уже в первые месяцы своего правления были готовы жертвовать целостностью государства ради осуществления своих политических планов, сократив его до размеров средневекового удельного Московского княжества. К этому вело заключение кабального Брестского мира с немцами в марте 1918 года. Правда к тому времени старая армия и другие прежние государственные институты были упразднены.
                К слову, совсем не они стали первыми раскачивать лодку. Это с успехом делала за них либеральная русская интеллигенция. Еще задолго до революции началась широкая кампания нападок на традиционные ценности и устои Русской империи. Кажется, в стране ей было позволено все, вплоть до карикатур на царственную династию. В многочисленных газетах с удовольствием смаковали каждую ошибку правительства, высмеивались духовенство и армия. Нынешним создателям фильма “Матильда” такое даже не снилось. Вообще, все это мало похоже на полицейское государство, каким часто любили показывать Российскую империю.
                Ругать либеральную интеллигенцию теперь стало модно, но она только выражала общественное мнение и на это были самые серьезные причины. Почему же Россия, блиставшая в Европе великими именами Владимира Бехтерева, Дмитрия Менделеева, Ивана Павлова, Ильи Репина, Льва Толстого и Антона Чехова, так и не стала ее частью? Нам из школьных учебников казалось, что она стремительно ворвалась туда, прорубив окно на Балтику. Только одного государева желания оказалось мало, а переодеть русскую армию в европейские мундиры, пригласить немецких ученых, итальянских архитекторов, сбрить бороды и научиться делать политес на ассамблеях, еще не самое главное.
                Призрак реформ уже блуждал в умах многих русских государей, но изменить лицо монархии так и не получилось. Разве не за это в декабре 1825 году на Сенатскую площадь вышли те, кто были готовы умереть за реформы? Им тогда сочувствовали очень многие просвещенные люди…



ДОЛГАЯ ИГРА СО СПИЧКАМИ

                Зарождавшийся в России капитализм, по сути, не знал настоящего понятия частной собственности. Царь сам нередко указывал, где следовало ставить заводы, что на них следовало делать. Он был единственным настоящим хозяином в стране, ее высшим судом и отцом нации. Царь мог любого человека казнить, помиловать или отправить на каторгу, лишив сословных привилегий и всякого состояния. Перед русским государем и помазанником божьим все граждане были его холопами. В Англии с XIII века, поднявшегося против своего короля графа или герцога, тоже могли положить на плаху, но его наследство всегда оставалось неприкосновенным и передавалось законным наследникам.
                Экономика Российской империи вплоть до самого ее конца имела казенный, ручной способ управления, а богатевшая русская буржуазия оставалась политически совершенно бесправной. Такое же быдло, как и все остальные: “Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет…” В ту пору, как и сто лет назад, гвардейский офицер, женившийся на купеческой дочке, был обязан уйти из своего полка. При случае, полицейский чин мог купчишке и в зубы дать, а государственный сановник беззастенчиво испрашивал взятку за решение дела. Правда, деньги тогда еще чемоданами в багажниках автомобилей не возили, скромнее были. Бурный промышленный рост с начала третьей четверти XIX столетия только обострил такое ненормальное положение. Отчего же буржуазии не поддержать своими деньгами назревавшую в стране революцию? Тут и заинтересованные иностранные державы подключатся. Революция еще не была оранжевой, но что-то мне подсказывает, что вы как и я уже подмечаете в этих событиях наш сегодняшний день.
                Широко известно, что империя была крестьянской страной, но по реформе1861 вся эта огромная масса русского населения оставалась безземельной и была принуждена выкупать землю у помещиков. Такая практика не распространялась на западные окраины империи. Еще Александр Павлович даровал Польше, Прибалтике и Финляндии парламентаризм и Конституцию. В результате именно эти регионы потом оказались куда более развитыми в экономическом отношении к 1917 году. Потом они же самыми первыми поспешили покинуть неудобный для них тонущий корабль.
                Получалось, что Александр II так и не рискнул сделать этого для всей России, а ближний круг богатейших помещиков землевладельцев этого не советовал, их устраивал бесплатный рабский труд. Они всегда были против отмены крепостного права. Рассказывают, что император долго тянул с манифестом и даже держал во дворце на запасном дворе оседланных жеребцов, боялся дворянской мести. Потом все же под ним рвануло, но уже совсем с другого конца. Беда пришла, откуда не ждали, от народных мстителей, посчитавших себя обманутыми.
                Как бы там ни было, но считается, что к 1905 году крестьяне выплатили своим хозяевам сумму, вдвое превышавшую рыночную стоимость земли. Они разорялись, начинали жечь поместья и уже в открытую угрожали отнять землю без всякого выкупа. Для этого крестьянам нужно было только получить в руки оружие, что скоро сделала наступившая война. Многие крестьяне в поисках лучшей доли уходили в город,  нанимаясь на самую трудную и неквалифицированную работу. Это они потом стали самой активной революционной частью рабочего класса.
                Человеку, не имевшему своей собственности, терять уже нечего. Он всегда потенциально очень опасен для государства, особенно если его вооружали радикальной революционной теорией. За нее он любую смерть принимал, на каторгу и в ссылку шел, но не отступался. Мудрый и волевой реформатор Петр Столыпин, создававший новый класс собственников, это хорошо понимал, но значение его деяний было сильно преувеличено. Отпущенных денег на программу переселения оказалось ничтожно мало. Более полумиллиона крестьян вернулось из Сибири и казахских степей обратно, затаив сильную обиду на власть. В общем, на реализацию реформ требовались еще десятилетия спокойной работы без войн и революций, а их у Столыпина не осталось. Уже 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен террористом в городском театре Киева. Скоро высших чиновников в России начали отстреливать как зайцев на барской охоте.
                Рискну предположить, что еще основатель Российской империи Петр Великий заложил опасную бомбу под основание государства, которая взорвалась в феврале 1917 года. Сегодня принято изображать большевиков главными гонителями церкви, но они просто были атеистами и к массовым репрессиям прибегли уже в ходе и после гражданской войны. Куда сложнее понять, почему против церкви выступил Петр I. Наверное, его набожным родителям не могло даже прийти в голову, что их любимый сын Петруша ликвидирует патриаршество на Руси и передаст всю церковную власть подчиненному ему Святейшему Синоду.
                С тех пор голос церкви не был слышен в государстве почти целых три столетия. Никто из последующих монархов не решился исправить эту трагическую ошибку, слишком велик был авторитет деяний Великого Петра в обществе. В результате к моменту падения монархии православная церковь не имела реальной силы, а главное, не было того, кто мог бы обратиться с мудрым пастырским словом к русскому народу в критический момент истории. Петр I лишил своего не слишком мудрого и сильного потомка Николая II надежной опоры в обществе. Широко известно, что Николай был глубоко верующим человеком и крайне нуждался в этом. Многие святые старцы, которых он приближал к своей особе только еще больше дискредитировали его. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября 1917 года после Октябрьского переворота. Титул "Святейший Патриарх Московский и всея Руси" приняли в 1943 году по предложению Иосифа Сталина.    
                Неслучайно, что Максимилиан Волошин в поэме "Россия" назвал образно царя Петра "первым большевиком", имея ввиду размах и радикальность его преобразований в русском обществе. Куда жестче о Петре в своих очерках отзывался Лев Толстой, говоря, что именно с него "начинаются особенно близкие и понятные ужасы русской истории"... Далее, цитировать здесь гневные слова великого писателя просто не рискну...
                Не армия, а государственный механизм и правительство оказались совершенно неспособными действовать в условиях начавшейся большой войны. При наличии достаточного количества продовольствия и других ресурсов в стране стали возникать постоянные проблемы с их доставкой. Появился дефицит топлива и продовольствия, начали расти цены.
                Простым людям была совершенно безразлична избранная Государственная дума и дарованная царем Конституция. Они не видели в них большого проку. Народ в это время нуждался в хорошей зарплате, наличии продовольствия в магазинах и социальном обеспечении. До сих пор государству  на все это было абсолютно наплевать, такими делами занимались сами фабриканты. Государству требовалось только своевременное поступление налоговых отчислений.
                В стране, которая вела тяжелую и изнурительную кровавую войну, на экраны выходило огромное количество развлекательных кинофильмов. Их большая часть рассказывала о беззаботной жизни аристократов, куртизанок и салонных знаменитостей. Страну потрясали голодные бунты, горели помещичьи усадьбы, а картины известного живописца Нестерова открывали перед столичным зрителем умиротворенный мир светловолосых отроков, ведущих народ в воображаемую святую Русь. До самого падения монархии не прекращались работы по созданию Русского городка в Царском Селе. Кажется, значительная часть общества пребывала в плену несбыточных фантазий.   
                А что же государь? В феврале 1917 года Николай тихо радовался своему скорому отъезду из Петрограда в ставку: “Мой мозг здесь отдыхает, ни министров, ни хлопотных вопросов, требующих обдумывания. Я считаю, что все это мне полезно… “ Малообъяснимо, но до самого последнего часа падавшей монархии он был искренне убежден в том, что православный русский народ его любит, а воду мутят только подлые интеллигенты. Даже после своего отречения в своих дневниках государь размышлял, что народ-богоносец скоро освободит его из вынужденного заточения в Царском Селе и водрузит обратно на трон.
                В это время столичный народ толпами валил на улицы и радостно обнимался с солдатами. Племянник государя, великий князь Кирилл Владимирович с царскими вензелями на погонах и красным бантом на плече заверял Государственную Думу в своей преданности, а церковь возносила молитвы за здравие Временного правительства. Все это тогда казалось совершенно естественным и нормальным.               
                Призыв большевиков к миру в условиях войны, в которой со стороны России участвовали миллионы людей, получился хорошо услышанным. Кроме них этого людям больше никто ничего серьезно не обещал. Большевики вообще лучше других знали, чего хотели сами и чего ожидал народ, проявляли тактическую находчивость и гибкость в постоянно менявшейся политической обстановке. Получалось, что в условиях паралича государства, они оказались единственными, кто был способен подхватить власть, падавшую из ослабевших рук либералов. Декреты о земле и мире окончательно склонили чашу весов в сторону большевиков, за ними пошли охваченные революцией массы. Успех ковался не только действиями самих большевиков, но и бездействием их политических противников.
                Иногда высказывается мнение, что Владимир Ленин был одним из первых успешных политтехнологов, а осуществленная им революция некий пример ранних цветных революций. Никогда бы не согласился с этим, поскольку не имея четкой и ясной программы, отвечающей интересам большинства, большевики обязательно проиграли.
                Говорят, что перед смертью человек за одно мгновение вспоминает всю свою жизнь. Иногда к нему приходят запоздалые прозрения. Александр Блок, автор "Скифов" и знаменитой революционной поэмы "Двенадцать", скажет: "Меня выпили". Художник Анненков вспоминал его слова: "Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!" В 1921 году поэт написал свое последние стихотворение “Пушкинскому Дому”:

                Наши страстные печали
                Над таинственной Невой,
                Как мы черный день встречали
                Белой ночью огневой.

                Что за пламенные дали
                Открывала нам река!
                Но не эти дни мы звали,
                А грядущие века…


О РУССКОЙ АРМИИ И ПРИНЯТОЙ ПРИСЯГЕ

                В это время Временное правительство теряло своих последних надежных союзников в лице армии. Находясь в эмиграции, в беседе с Энгельгардтом, Керенский скажет, что “только Корнилов привел Ленина к власти. Без него ничего бы этого не было”…
                Чем же привлекателен генерал Корнилов? В то время, когда все взахлеб говорили о революции, он был одним из первых, кто вспомнил о России. Зачем нужна революция, если из-за нее Россия должна погибнуть? Ему удалось сформулировать идеи, которые потом разделяли многие сторонники Белого движения. Широко известна речь генерала Антона Деникина, с которой он обратился к Александру Керенскому: “Вы втоптали наши знамена в грязь, так поднимите их и преклоните перед нами колена, если у вас еще осталась совесть”. Униженные, оплеванные и загодя уже названные “контрой”, фронтовые офицеры оказались сторонними наблюдателями событий грядущего октябрьского переворота.
                Корнилов уже понимал, что силой заставить солдат воевать против своего народа нельзя. Во время мятежа он смог бросить на Петроград только казачьи части и “дикую дивизию”, составленную из представителей кавказских народностей. Впрочем, даже они сразу же остановились, узнав, что их обманом поведут против восставшего народа. Керенский, обратившийся за помощью к Советам, окончательно дискредитировал себя и закономерно проиграл.
                В архиве Музея артиллерии сохранился любопытный документ, дневник кадрового офицера Цейтлина. В нем имеются записи, относящиеся к событиям октября 1917 года. “Абсолютная апатия людей. Мы наблюдаем, как город час за часом захватывают большевики”… “Ни против кого у меня нет такой злобы, как против этого фигляра – Керенского. Никогда он на меня не производил впечатления своими речами, жалкий адвокатишка, а сколько вреда наделал России. Верховный главнокомандующий, почти диктатор и без характера”… “Лениным и Троцким можно восхищаться. Можно их ненавидеть, не соглашаться, но это дела не меняет… А в общем их власть безусловная сила”…
                И все же захват власти большевиками в Петрограде не был похож на легкую прогулку. Уже после захвата Зимнего дворца в городе вспыхнул мятеж юнкеров. Одним из его очагов стало Владимирское училище на Петроградской стороне. Оно располагалось на Большой Гребецкой, ныне Пионерской улице. Его осаду, которая началась в ночь на 29 октября газеты того времени окрестили “Владимирской трагедией”. Завязавшаяся перестрелка продолжалась до полудня. Потом здание училища было подвергнуто артиллерийскому обстрелу, развернулись полномасштабные боевые действия, появилось много убитых и раненых. Только в три часа дня окруженные юнкера выбросили белый флаг.
                В самый разгар боя, когда вокруг свистели пули и рвались снаряды, жители окрестных домов услышали колокольный звон. Это били в домовой церкви Николаевской богадельни, которая находилась рядом. Очевидцы рассказывали, что многие красногвардейцы тогда опустили свои винтовки и начали креститься. Потом большая группа из их уже не стреляла, а ушла в соседнюю боковую улицу и больше не принимала участия в осаде. Несмотря на стрельбу пулеметов и звон битого стекла, в домовую церковь пришел батюшка и отслужил обедню перед собравшимися прихожанами.
                После захвата училища солдаты и красногвардейцы принялись искать засады и обыскивать с этой целью квартиры соседних домов. В одной из них они обнаружили и арестовали юного кадета, “как будущего юнкера”. Наиболее возбужденные красногвардейцы требовали его немедленно расстрелять. Однако, после долгих уговоров и слез матери, этого молодого человека отпустили.
                Страницы вышедшей тогда газеты “Правда” рассказывали о “братоубийственной ожесточенной схватке”, завершившейся трагически. “Каким-то чудом вырвавшийся из осажденного училища юнкер, схватил брошенное кем-то на улице ружье, убил на месте матроса и красногвардейца и в этот же миг был сам убит ударами прикладов. Другой юнкер, совсем юный, стоял на улице на коленях и умолял пощадить его, но толпа, не знающая пощады, не вняла его мольбам. Из окон училища чьи-то дюжие руки выбросили на мостовую женщину, как оказалось потом прислугу училища”.
                В том же номере газеты публиковались списки около полусотни революционных солдат, погибших в ходе подавления мятежа. В номере социал-демократической газеты “Новая жизнь” отмечалось, что “разоружение юнкеров сопровождалось кровопролитием и большим количеством жертв убитыми и ранеными”.  Их число с обеих сторон составило свыше 200 человек.
                Попутчиком журналиста “Петроградской газеты” в тот день оказался совсем юный солдат, “добродушный и коренастый с виду”. Он поделился с ним, что был участником “усмирения юнкеров”.  Газетчик, глядя на острый штык, примкнутый к его винтовке, поинтересовался, не применял ли его солдат у стен училища?
                - Нет, жалостливо было, штыком-то кадетов колоть… Я уж так, прикладом, - откровенничал солдат. – Скорее бы все закончилось, товарищ… Устали мы, надоело все это. Вот бы мир поскорее на фронте, да и в тылу тож… 
                Вы когда-нибудь резали себе нечаянно пальцы? Каждому из них больно. Так некогда единый и прочный корпус русской армии раскололся. Люди в военной форме присягали государю, а после его отречения, присягали новой сформированной власти - Временному правительству или Советам. Тот, кто когда-то носил погоны, хорошо знает, что присягу принимают только однажды, в этом заключался ее особый смысл. Отступление от этого правила ломает понятие воинской чести, делает возможным не исполнять данную присягу. Любая смена политической власти в стране ставит военного человека перед сложным выбором. Даже действуя в этом случае по совести, очень легко переступить запретную черту…
                Помню, как находясь в составе дежурной смены управления штаба космодрома в августовские дни 1991 года, приходилось принимать директивы и распоряжения ГКЧП. Вместе с ними на пункт управления поступали и указания от президента РФ, требовавшие не выполнять их. Все они хотели подчинения себе и предупреждали нас о суровой ответственности. Только один президент страны и ее верховный главнокомандующий, находившийся тогда на отдыхе в Форосе, почему-то хранил молчание. О чем он думал в это время, теперь известно только ему самому и Господу богу. Все поступавшие распоряжения мы принимали и докладывали своему командованию. Космодром продолжал жить и выполнять свои задачи, его боевые расчеты отслеживали состояние орбитальной группировки в готовности к применению, работали на технических позициях и стартовых комплексах.
                Москва от нашего гарнизона находилась далеко, в двух тысячах километров, но все равно покоя в душах не было. Думаю, что ни себе, ни присяге тогда не изменили, даже когда неожиданно оказались в чужой стране. Новой клятвы от нас уже не требовали, брошенные вместе с космодромом, мы ждали решения своей судьбы. Кто-то уволился из армии и вернулся домой, остальные служили своему Отечеству уже под трехцветным знаменем. Случалось, что и стрелялись, спивались или сходили с ума, нелегко это многим давалось…
                А тогда многие думали, что можно избежать большой крови. Феликс Дзержинский “под честное слово не выступать против Советской власти” согласился выпустить из Петропавловской крепости генералов, арестованных за участие в мятеже. Не срослось, восстание Чехословацкого корпуса составленного из бывших военнослужащих австро-венгерской армии и формально подчинявшихся французскому командованию, спустило спусковой крючок страшной братоубийственной войны.
                Гражданская война – всегда явление особое, как и ее характер, методы и способы ведения. Здесь война ведется против своего населения, на собственной территории и с особой жесткостью. Десятки тысяч офицеров придут в Добровольческую армию, и это будет их сопротивлением новой власти. Другие тысячи их по разным причинам уйдут к большевикам, они станут военспецами и обеспечат Красной армии победу в гражданской войне. Кто-то потом захочет продолжить свою борьбу с Советами и начнет сотрудничать с нацистами, как генералы Краснов и Шкуро.
                В этой связи уместно вспомнить судьбу подпоручика Михаила Шванича немецко-польского происхождения, крестника императрицы и бывшего адъютанта  князя Потемкина. Его все больше знают как Швабрина из пушкинской “Капитанской дочки”. Затерянная в степи маленькая крепость и два молодых офицера, страстно влюбленных в дочь коменданта Машеньку Миронову. По долгу военной службы мне и самому, не однажды, приходилось бывать в Оренбургских степях. Хороший Петруша Гринев остался верным своей присяге и поставленный на колени перед мужицким “амператором”, руку его жилистую не поцеловал. По воле автора за него вступился верный слуга Савельич. Опять же заячий тулупчик самозванцу хорошо запомнился. Швабрин по повести и в жизни оказался трусом и предателем, ручку целовал и пошел на службу к Емельяну Пугачеву, за что и был пожалован у него есаулом.
                После казни бунтовщика Пугачева и его ближайших сторонников Михаила Шванича лишили чинов и дворянства, сослали в далекий и мрачный Туруханск. В вину ему тогда поставили измену дворянскому достоинству и воинской присяге. Ни Павел, ни Александр I впоследствии так и не простили его. “Переметчик – хуже врага” – была когда-то такая хорошая русская пословица. Похоже, что и для Александра Сергеевича он тоже “был злодеем во всем”.  Говорят, что над “Капитанской дочкой” он тогда работал параллельно с “Историей Пугачевского бунта”. Очень любопытно, чтобы Пушкин написал о нас и нашем времени?



КОГДА НАСТУПАЕТ ЗАВТРА

                Говорят, что по опросам, проходившим к 100-летию Октябрьской революции, абсолютное большинство населения нашей страны не хочет повторения таких событий и придерживается позиции спокойного и постепенного  развития. Наверное – это выражение мудрости нашего народа. Нация не может жить в вечном состоянии борьбы, иногда нужны периоды для спокойной работы.
                Всегда с уважением относился к советскому прошлому, в котором прошла жизнь родителей и большая часть моей собственной. При непредвзятом подходе едва ли кто-нибудь станет отрицать социальные завоевания социализма. Только потеряв сегодня многие из них, мы по-настоящему оценили их значение для себя. Теперь ими пользуется остальной мир, не задумываясь о том, что они стали следствием воздействия революционного Октября.
                Неслучайно, названный очевидцами переворотом, он в дальнейшем вошел в историю как великая революция, главное событие XX века, изменившее мир. Такая оценка совсем не претендует на определение ее как исключительно положительного действия. Каждый волен сделать ее сам. Что это зло или благо? В этом отношении мне ближе оценка, сделанная известным русским философом Николаем Бердяевым: “В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения”. Это то, что называется, уже для нашего внутреннего потребления. Потому что одно дело пользоваться какими-то готовыми благами или переживать самому стихию очередного революционного потрясения.
                Ценой неимоверных усилий и огромных жертв разрушенное Российское государство было восстановлено в новом облике - Советского Союза и стало признанной мировой ядерной державой. К людям снова вернулось утраченное национальное самосознание, принадлежностью к этой стране многие из нас гордились. Возможно, кто-то еще помнит, что еще в 70-е годы прошлого столетия мы отставали по электронике только от США, и каждый четвертый самолет мирового авиапарка производился в СССР. К нашему государственному красному флагу в США тогда относились с большим уважением, нежели сейчас. Как и многие считаю теперь, что разрушение Советского Союза явилось для нас страшной трагедией. Государство опять было принесено в жертву политической идеологии.
                Конечно, при настоящем социализме мы прежде никогда не жили, чаще говорили про его соседний вариант, “шведский социализм”. Социальное расслоение населения в стране долгое время жестко контролировалось. По крайней мере, оно так очевидно не бросалось в глаза как сегодня. Однако принудительное вовлечение в идеологическую систему, жизнь в условиях постоянного ограничения материальных и бытовых потребностей назвать “зрелой фазой социалистического общества” было никак нельзя. Все это требовало реформирования государства, но не его разрушения, которое началось в эпоху правления Михаила Горбачева. Вхождение в рынок могло опираться на достижения прежней системы.
                Остается вспомнить крылатую фразу диссидента и философа Александра Зиновьева: “Целили в коммунизм – попали в Россию”. Думаю, что “умные люди” в 1991 году избрали целью именно Россию и старались ее разрушить, используя недовольство населения накопившимися проблемами. Отвергать диктат обкомов или желать развала своей исторической родине в лице Советского Союза – это разное дело.
                Возможно, правы те, кто считает, что России часто не везло с руководителями на крутых поворотах истории. Тогда это тоже трудности нашей несовершенной системы. Поэтому глубоко убежден, что и Октябрьская революция и развал Советского Союза после печальных событий августа 1991 года - все это продукты собственного производства.
                Всегда кому-нибудь на стороне захочется снова вывести наши недовольные массы на улицу. Легче всего получается толкать на протестные действия наших детей. Они тоже могут кидаться на полицейских с цепями и сжигать людей заживо. Пережить такое каждому страшно. Для так называемой внесистемной оппозиции это единственный способ громко заявить о себе, поскольку она часто не имеет иной программы действий кроме разрушения. Большая часть других вечных оппонентов действующей власти вполне удовлетворена своим положением, заботясь только о процентах на очередных выборах.
                Все это совершенно не отменяет запроса на перемены в обществе. Очень важно понимать, как и откуда они сейчас пойдут, власть обязана слышать свой народ. Всегда легко сваливать свои проблемы на “некую внешнюю силу”. А иначе не объяснить людям прогрессирующего в условиях кризиса социально-экономического неравенства, несправедливость в распределении средств, несовместимые с декларируемыми лозунгами о демократии и нормами морали.
                А пока с экрана нас будут потчевать сказками о "демонах революции", где в величайшей в мире стране революцию, зревшую десятилетиями, устраивает из швейцарских пивных на немецкие деньги группа авантюристов. У них очень скверные, напряженные лица и разговоры, все больше о деньгах. Туда еще добавят для интриги "любовь-морковь" и заговор иностранных агентов. Видимо, нынешнему поколению режиссеров невдомек, что у людей в жизни могут быть еще и другие интересы. Потом с экранов телевизора они вместе с актерами будут убеждать нас, что в кино обязательно должен присутствовать такой художественный вымысел, а голая правда нынешнему зрителю уже не интересна. В этом всегда присутствует немалая доля лукавства, любая такая "правда" всегда кому-то больше выгодна. Это укоренившаяся позиция лгать...
                Мы давно уже живем в обществе потребления. Читаем этикетку на пакете молока и покупаем его, потому что там про него лучше написано. Нам бывает хорошо потому, что обман принимаем за правду, часто слышим то, что хотим услышать.  Только слепой сегодня не замечает катастрофического падения общей гуманитарной эрудиции, деградации промышленности, умирающих деревень. Когда-нибудь все это приведет нас к состоянию некого безликого народонаселения. Положительные изменения в стране тоже происходят, но слишком медленно. Остается только уповать на то, что трудности всегда закаляют и сплачивают большую часть российского общества...
                На таком фоне продолжать стоять друг против друга и требовать покаяния, пока весь остальной мир пользуется нашей невозможностью найти согласия ни по одному вопросу прошлого, настоящего и будущего для общества равносильно самоубийству, так можно потерять все.
                У Льва Толстого есть замечательный рассказ “После бала”. Его главный герой Иван Васильевич “был пьян своей любовью” и весь вечер на губернском балу танцевал только с Варенькой. Там же был ее отец, полковник Петр Владиславич – “красивый, статный и свежий старик”. После обеда хозяйка уговорила его пройтись один тур мазурки в паре с дочерью. Весь зал был в сильном восторге, а Иван Васильевич проникся к варенькиному отцу восторженно-нежным чувством. Гуляя потом всю ночь по городу, он увидел, как утром на плацу наказывали солдата за побег, его прогоняли через строй. Петр Владиславич шел рядом и следил, чтобы все солдаты били его палками как должно. Потом и сам отхлестал перчаткой по лицу нерадивого солдата за проявленную жалость к дезертиру.
                Иван Васильевич никак не мог понять, хорошо ли или дурно то, что он видел: “Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, - думал я про полковника. - Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Так и не узнав этого, он не смог поступить потом ни на военную, ни другую службу. При виде хорошенького личика Вареньки ему вспоминалось то утро, и… “любовь так и сошла на нет”.
                Как бы и нам самим, однажды, не оказаться утром в таком же странном положении. Кроме XX века, трагического и великого, Россия развивалась уже более тысячи лет, сохранив свои традиционные ценности и особый национальный характер. Самое разумное – это с христианским смирением принять все это и объединиться ради нашего общего будущего…


               
ВМЕСТО ЭПИЛОГА


                Не знаю, может быть из-за недоверия к виду костюмированных революционных матросов у крейсера Аврора или фанерным броневикам на Дворцовой площади, обилию кумачовых бантов и знамен на улицах Петербурга – Петрограда, нам захотелось в эти красные дни календаря чего-то действительно настоящего. Конечно, еще можно было посмотреть выставку живописи социалистического реализма “Вдохновение в красных тонах” в особняке графа Румянцева на Английской набережной или увидеть в Смольном парижский костюм и знаменитую кепку-восьмиклинку Владимира Ленина, но это тоже не тронуло.  Всю жизнь тянуло в другую сторону. Знаете, случалось, что и не ошибался, находил там свое правильное направление…
                Мы уехали в Левашово, есть такое мемориальное кладбище под Петербургом у Горского шоссе, больше известное, как Левашовская пустошь или расстрельное кладбище НКВД. Оно оставалось секретным объектом КГБ до 1989 года и уже одно это говорило о многом. У входа там сейчас стоит памятник жертвам политических репрессий. Молох, запущенная машина уничтожения и безвольно поникшее человеческое тело на его руках. Как-то у нас даже спор вышел, зачем здесь нужен такой памятник? Наверное, нужен, именно такой, как предупреждение. Может, с другим названием. Потому что этот молох никуда не делся и незаметно живет рядом или в нас самих, как пережитое или переданное чувство страха. Остальное зависит от нас самих. Дальше все, как и раньше, участок леса, огороженный глухим высоким зеленым забором с дорожкой для собак охраны и полная внешняя изоляция. Рядом воинская авиационная часть с аэродромом, КПП с солдатами в касках и бронежилетах.
                Паркуем свою машину на стоянке возле мемориала. Остановка здесь все еще называется “Клуб”. Он когда-то находился совсем рядом, знаменитый клуб авиачасти. Танцевальный зал, бильярдная, кинозал и хороший буфет. В августе 1962 года в этом клубе выступал первый космонавт Юрий Гагарин, и множество людей слушали его рассказ о полете в космос. Принимали его тогда летчики вместе с заместителем командующего авиацией округа прославленным  Иваном Кожедубом. Конечно, оба героя ходили здесь вдоль странного забора, но они не могли знать, что за ним находился расстрельный могильник. В середине 1960-х годов клуб сгорел. Теперь на этом месте ставят большой деревянный храм.
                Очень тяжелое, совсем не для праздника такое место, но оно ближе к правде и это заставляет нас снова приходить сюда. Цифры захороненных здесь жертв сильно разнятся: от 45 тысяч до 19.450. ФСБ дает свои точные данные по этому месту. Конечно, они лучше других знают правду, только пришло ли у них время рассказать нам ее…
                Говорят, что основным местом казней в Ленинграде было отделение ленинградской тюрьмы Главного управления государственной безопасности, расположенное в доме 39 на Нижегородской улице. Потом тела вывозили в крытых машинах и сбрасывали в большие ямы. Это было не единственное место массового захоронения. Тайно хоронили и на Ржевском полигоне, в Токсово и Бернгардовке.
                Входим на территорию кладбища и по традиции бьем в колокол открытой деревянной колокольни. Звон у него хороший и долгий, звук словно плывет по лесу. Собственно настоящих могил у людей здесь нет. Вместо них памятные знаки, которые оставили родственники на деревьях или небольшие плиты на земле, у кого что получилось. Зато теперь есть куда приехать и поклониться. Раньше и такого адреса у родственников нет было. Это же очень важно, если потерял своих близких, а потом нашел их здесь. Получается уже не общая история, а очень личное, свое.
                Карта-схема захоронений 1960 года, представленная сюда архивом Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области удивительным образом похожа на рисунок цветка согнутого ветром. Его клонит к земле, но он не ломается…
                Люди всегда приходят сюда малыми группами или парами, чаще всего пожилые с молодыми. Лица у многих застывшие и сжатые, место здесь такое, не отпускает. Ведут себя тихо, останавливаются у памятных знаков и разговаривают с ними, как с живыми людьми…
                Все очень условно, потому что вместо могил здесь просевшие, забросанные землей общие ямы и длинные расстрельные рвы. Они здесь хорошо читаются, словно шрамы на лице. Ходить между ними хочется осторожно, не знаешь, чего можешь задеть. Земля тоже умеет говорить и плакать. Лес вокруг молодой, он вырос уже после войны. Теперь сосны стали памятными обелисками с приметными на них фотографиями. Чаще всего нам встречаются даты расстрелов 1937 и 1938 года. Совершенно бессознательно ищу там фотографии, таблички с фамилиями и именами военных, красноармейцев в буденовках и офицеров царской армии. Для меня, офицера, они все свои. Мужественные и печальные, благородные лица, все они лежат где-то рядом, в одних общих могилах. Смерть давно примерила их, а может и в жизни они были друзьями, вместе строили светлое будущее. Рядом на стволах фотографии простых рабочих и крестьян. Есть много священников, ученых, инженеров, учителей и студентов. Среди них священник и философ Павел Флоренский, поэт Борис Корнилов. Иногда на кладбище встречаются памятные знаки целым семьям с детьми.
                В этот раз мы взяли с собой много восковых свечей, теперь зажигаем их и ставим у памятных знаков, всем, кого находим. Видим отдельные мемориалы новгородцам и псковичам, вспоминаем свои недавние поездки туда. В 30-е годы составлялись особые национальные расстрельные списки. Поэтому сейчас здесь есть отдельные общие памятники российским немцам, полякам, финнам, латышам, эстонцам, украинцам, белорусам и другим. Все они располагаются немного обособленно друг от друга, словно отдельные государства со своими условными границами. В общем, здесь они уже никто никому не мешают. У тех, кто приезжает сюда поминать их, отношения лучше межгосударственных, здесь не делят “на своих и чужих”. Мы тоже так делаем на этом маленьком кладбищенском континенте.
                Возле памятника “Немцам России” находим знак Виктору Булле, представителю прославленной династии российских фоторепортеров. Участник русско-японской и первой мировой войны, он вместе с отцом участвовал в юбилейной съемке Льва Толстого в Ясной Поляне, 300-летия Дома Романовых. Пришло время, и Виктор Булла осуществил фотосъемку всех ключевых моментов русских революций, фотографировал Ленина и Кирова. Как и многие другие, был арестован по обвинению по статье 58 п. 6 УК РСФСР за шпионаж в пользу немецкой разведки и расстрелян. Похоронен здесь, в могильнике Левашовской пустоши.
                В маленьком музее, бывшем караульном помещении, мы неожиданно для себя отыскали фотографию Юзефа Лося в буденовке, фронтовика, инженера-конструктора и отчаянного планериста. Того самого, что потом стал прототипом инженера Лося в научно-фантастической повести Алексея Толстого “Аэлита”. Помните, как у него в Офицерском переулке Петрограда начинался удивительный полет инженера Лося и красноармейца Гусева на Марс: “В сарае оглушающе треснуло, будто сломалось дерево. Сейчас же раздались более сильные, частые удары. Задрожала земля. Над крышей сарая поднялся тупой нос, и заволокся облаком дыма и пыли. Треск усилился. Черный аппарат появился весь над крышей и повис в воздухе, будто примериваясь. Взрывы слились в сплошной вой, и четырехсаженное яйцо, наискось, как ракета, взвилось над толпой, устремилось к западу, ширкнуло огненной полосой, и исчезло в багровом, тусклом зареве туч”.
                Видно и здесь, на Земле счастье не бывает долгим. Жизнь этого талантливого человека трагически оборвалась в 1937 году. Инженер Лось погиб не на Марсе, он был расстрелян в застенках НКВД.
                Мы тогда оглянулись назад, и нам показалось, что в лесу на кладбище стало светлее. Это горели зажженные нами свечи.
                - Здесь есть ваши близкие или знакомые? – спросили у нас.
                - Да, - ответили мы. – Наших родных и близких везде очень много, у всех нас большая семья…


На фото из интернета – памятник жертвам политических репрессий в Левашово