Неисповедимы пути Господни. Г. 8. Традиции. Ч. 2

Ирина Христюк
              НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ.
      
           ГЛАВА  ВОСЬМАЯ. ВЕКОВЫЕ ТРАДИЦИИ.
 
                ЧАСТЬ 2. СВАДЬБА.
      
       Осень – грустное, но невероятно красивое время года. В Молдавии она -  особенная. Это нечто очаровательное и божественное. Невозможно охватить всё многообразие осенних цветов: розы, астры, георгины от белой до красно-цветовой гаммы – цвЕта кармин, шарлах, амарант, бордо. А разнообразие красок и форм хризантем оранжевых оттенков – махагон и беж, желтых - лимонный, песочный и шафран; фиолетовых – оттенка лаванды и фуксии! А роскошные рудбекии, внешне напоминающие ромашки!  А золотарник - северная мимоза! Благодаря мягкому климату у нас не только осеннее цветение пестрит насыщенными красками, но и самые красивые листопады. Даже граница между летом и осенью – бабье лето -  по-особенному яркая и заметная. Она словно впитала в себя наиболее ослепительные,  сочные, насыщенные и мягкие краски, соединила тепло и сочность лета с флегматичностью и уютом осени. И, конечно, наша осень - это изобилие фруктов, овощей, ягод и грибов.

        Издревле в Молдове осенью играли свадьбы. Это - время, когда заканчивались полевые работы. Выращен, собран  и переработан урожай. Делу - время, потехе - час. Именно осенью начинались те самые потехи – свадьбы и крестины. Осенняя свадьба в золотых красках листвы, когда уже нет изнуряющей жары, когда на праздничном столе разнообразие овощей, фруктов и молодое вино, когда самой природой созданы великолепные возможности для отдыха – что может быть милее и сладостней?!

        В начале осени к родителям обратилась молодая пара - Петя Продан и Маруся Михайленко, собравшаяся  пожениться, с просьбой быть нанашками на их свадьбе. У Пети были ещё три брата. Мама, тётя Маня,  одна тянула лямку и отца и матери. Трудные испытания выпали на её долю, но будучи ещё совсем маленькой, я запомнила, какие верные и мудрые слова, запавшие мне в душу, она толковала:  «Когда дети розумни — отцу-матери венец, а дети плохи — отцу-матери конец».

        В нашем селе проживают, в основном, украинцы.  Между собой говорим на украинском языке, в школе – на русском, государственный язык – молдавский. Если честно, не сладко приходится, но мы уже давно научились уважать друг друга, культуру и обычаи всех населяющих национальностей.  Живя двести тридцать лет бок о бок, переплетаясь семьями и обогащая друг друга своими устоями, мы становимся  добрее, терпимее и душевнее.  Имеются уже свои, веками выработанные сельские традиции, сочетающие многие культуры. Неизменно одно -  никто и никогда не гулял свадьбы во время поста, потому что  это - большой грех.

         Традиционно свадьба в селе начинается со сватовства. Жених вместе со  взрослым родственником, который, по обыкновению, будет играть на свадьбе роль «старосты», то есть следить за порядком и исполнением обычаев, приходят к родителям невесты, чтобы попросить её руки. Если родители и невеста согласны, через неделю - две следует помолвка. Её обычно проводят в доме невесты. На помолвку приходят только самые близкие родственники с обеих сторон, которые являются свидетелями договора.  На ней обговаривают дату свадьбы, предлагают посажённых родителей, выбирают музыку, блюда, решают долю участия гостей и вклад родителей в организацию свадьбы.
 
         Самыми почитаемыми на свадьбе являются невеста, жених и посажённые родители. Быть на свадьбе посажёнными - большая честь и ответственность. Поэтому, когда пришли приглашать родителей, рассудительная мамуня Аника, порадовавшись за детей,  сразу сказала:

  - Соглашайтесь, дети, нехорошо отказывать, потому, как грех отталкивать от себя  людей. Кто-то тратился и вас повенчал, теперь  вы должны свой долг отдать.
 
         Тётя Маня пришла в наш дом с двумя калачами и вручила моим родителям. Они приняли, что считалось согласием. Отныне новобрачные стали для них фина’ми. В дальнейшем нанашки будут являться наставниками молодой семьи, а те в свою очередь должны прислушиваться к их советам.

         Молодые, их родители и нанашки стали готовиться к свадьбе.
Приглашать на торжество близких родственников, друзей, кумов, соседей и знакомых положено с вином. Обычно это делают родители или молодые.  Нанашки же своих гостей приглашают сами. Когда одного из родителей уже нет в живых, соблюдают правило: утром, в день свадьбы, молодые идут на кладбище, чтобы символично пригласить на мероприятие. Таким образом, молодожёны отдают дань уважения памяти своих предков.

         С утра, в день свадьбы, в доме невесты, проходит обряд одевания. Это единственный момент сельской свадьбы, которому положено быть грустным. Одевают невесту, обычно, сёстры, подруги или близкие родственницы. Исполняют печальную песню, рассказывая будущей жене о том, как ей будет плохо без семьи, как тяжело быть хозяйкой и как горька замужняя жизнь (сейчас уже редко выдерживается эта часть обряда).

         Этим же утром в доме у жениха проводят ритуал «прощения», когда жених просит прощения у родителей и получает их благословление.

         Затем староста с дру’жбами (друзьями жениха), повязанными, как правило, большими и красивыми носовыми платками на левой руке, и музыкой идут к посажённым родителям, где их усаживают за стол. С тостом за здравие и счастье, приглашают  высоких гостей на высокую свадебную должность. Потом нанашки со своими гостями, дружбами под свадебный марш оркестра отправляются к жениху, где у ворот их встречают родители жениха с калачами, перевязывают полотенцами и усаживают за стол. В самом начале застолья две дружки прикалывают им свадебные искусственные букеты с лентами. Отведав угощения, нанашки с женихом, староста и дружбы под свадебный марш шествуют за невестой.

         Первым делом у ворот невеста и жених обмениваются калачами, идёт словесный театрализованный «торг», чей калач лучше, затем один из калачей разламывают на части и все неженатые и незамужние стараются получить кусочек, как знак счастья. У дома невесты родители с вином и красиво сплетённым калачом встречают жениха и его сопровождающих. Калач родители высоко поднимают, жених и его приглашённые, проходят под ним. Невеста встречает жениха, выливая перед ним воду, что символизирует плодородие во всём. В доме у невесты проводят «прощение невесты», она встаёт на колени перед родителями, просит прощения и благословения выйти замуж, прощается с родным домом. Родители её благословляют и под руки ведут к свадебному столу, где уже сидят все гости, и передают в руки жениху. Дружки прикрепляют свадебные букеты жениху, нанашкам и  перевязывают старосту вышитым полотенцем. Все гости усаживаются за «стол невесты». После трапезы встают из-за стола, берутся за руки и выводят невесту под соответствующую мелодию на общий танец - танец невесты, где она с женихом танцует первый танец, их окружает круг молодежи. Когда жених уходит с невестой из дома, её мама бросает им вслед пшеницу и конфеты, чтобы жизнь их была сладкой, а дом – полной чашей. Невеста, чтобы не случилось, не должна оборачиваться к дому, чтобы не вернуться.

         С музыкой и со всей свадебной процессией, направляются к загсу для регистрации брака. Часто перед молодыми дети и взрослые выливают воду, как символ плодородия, а жених рассчитывается с ними деньгами. После того, свадебный кортеж отправляется к жениху, но родители невесты и её женатые родственники не идут с ними, а собираются у невесты дома и приходят после полудня.

         Родители жениха ждут «свадьбу», то есть свадебную процессию с женихом и невестой, дома, встречают молодых с калачом в руках, угощают молодых и посажённых родителей вином и пряниками. Гости проходят через ворота или порог дома под калачом ; священным символом богатства и чести. Мать жениха берёт один конец полотенца и перекидывает полотенце через молодых, захватывает второй конец так, чтобы молодые оказались в полотенце, и заводит молодых в дом. После всех приглашают за «главный стол».
Начинается всё с прохода посажённых родителей и молодых к «столу посажённых», с горящими свечами, которые помещают в калачи. Во время застолья играет музыка, едят, пьют, произносят тосты, следят за тем, как горят свечи, по ним  «судят», какой будет жизнь молодых в будущем. После холодных закусок выходят на1-2 часа  потанцевать. Очень популярными являются вальс, танго, «хора», «молдовеняска», полька, мазурка и др. Но ни одна свадьба не обходится без «басмэлуцы» - танца с платочком. Этот танец весёлый и очень романтичный. Гости заводят хоровод, и один из мужчин (парней)  с платочком в руках танцует в кругу. Его обязанность – выбрать приглянувшуюся женщину (девушку), набросить ей на шею платочек, нежно вытянуть в центр круга и танцевать с ней столько, сколько захочет, но не долго, так как остальные мужчины и женщины тоже хотят быть выбранными. После танца мужчина расстилает платочек на полу, встаёт на него коленкой и целует женщину в щёчку,  присоединяется к хороводу, оставляя за избранницей возможность выбрать другого партнера.
Публика отдыхает и с интересом следит за танцующими…

        Пауза заканчивается, староста снова приглашает всех за стол.
Поварихи, зафартушенные, с ухканьем и частушками приносят голубцы. Это очень весёлая процедура.
 
        Немного погодя начинается омовение рук – ритуал начинается с момента, когда жених выливает воду на руки посажённых родителей, а невеста дарит им полотенце, чтобы вытереть руки. Потом посажённые родители выливают воду на руки молодых и дают им полотенце. Дальше начинается ритуал повязывания – момент большого значения ; подарки, которые дарят родители невесты посажённым родителям и родственникам жениха. Родители и самые близкие родственники под музыку,  пританцовывая, с подарками в руках, так чтобы все видели их, кладут подарки на стол.
Посажённых родителей повязывают красиво вышитыми и обвязанными «гурбуцикой» полотенцами, которые преподносят на двух калачах. Кроме полотенец вручают и подарки. Детей посажённых родителей тоже одаривают. Вслед за ними подарки нанашкам и сватам  преподносят и родители жениха.

         Начинается ритуал «дарения». Сначала посажённые родители даруют молодым, как правило, самый значимый подарок, затем родители жениха, родители невесты, близкие родственники и, наконец, все остальные гости. Каждый из гостей подходит к молодым, выпивает стопочку вина, пожимает руку, произносит пожелания и одаривает молодых деньгами или подарком.

         Опосля идёт подсчитывание денег – все гости садятся за стол, а посажённые родители и молодые уходят считать деньги, возвращаются и сообщают всем, сколько молодые собрали денег и благодарят всех за помощь. Все садятся за стол, Родственники жениха танцуют, взявшись за руки вокруг столов, чтобы поддержать веселье на свадьбе. Подают остальные горячие блюда, а в конце пиршества - бабу, «плакию» (сладкую рисовую кашу) и чернослив - те, которые символически означают завершение трапезы. Вслед за этим, в сокровенный переход ночи в рассвет, начинается ритуал «раздевания невесты».

         Оркестр исполняет особую, грустную, мелодию. В раздевании невесты участвуют только женщины. Жених сидит на стуле, ему на колени кладут подушку, на которую сажают невесту. В это время посажённая мать снимает с головы венок и фату и надевает на одну из дружек, «чтобы та скоро вышла замуж». Снимают цветок с груди жениха и прикрепляют на грудь неженатому парню. Девушка и парень, которым передали атрибуты молодых, танцуют, а посажённая мать вручает подарки молодожёнам: невесте ; передник и платок, которые надевает на неё, и посуду, а жениху – рубашку и др. Могут быть и разные дополнительные подарки. Остальные женщины также подносят подарки молодым и кладут деньги за отворот платка на голове невесты. Потом посажённая мать угощает всех присутствующих вином и тортом. В некоторых случаях это выполняют новоиспечённая жена и муж. Это ещё называют «сладким столом» невесты.

         Ближе к утру «благодарят музыкантов». Их сажают за стол, угощают и производят с ними  расчёт.

         Спустя некоторое время молодые, их самые близкие родственники с «дарами»,  то есть подарками для нанашек, под весёлые мелодии оркестра, пританцовывая, с калачами и подарками идут к нанашкам. Там их приглашают за стол и угощают. Засим все расходятся по домам до вечера, до по’правки.

         Ближе к вечеру близкие, родные и те, кто по какой-то причине не смогли присутствовать в первый день, приходят в дом жениха. Согласно старым украинским  традициям второй день проходит в веселой атмосфере. В качестве главных виновников торжества выступают ряженные - подставные парень и девушка, переодетые в молодожёнов. Гости громко веселятся, пляшут, поют
песни …

         У молодой пары – первых финов – Петра и Марии родилось четверо детей: Миля, Люба, Андрей и Ваня.

         Второй раз отец с матерью венчали Петра Чебана и Анну Ротарь. Они вскоре развелись. Пётр женился на Марии Еладий из соседнего села Гиждияны. У них родилось трое мальчишек – Лёня, Вася и Гена. Анна вышла замуж за вдовца Илью Руснака. У него уже была дочка Валя,  и родились совместные дети – Алина и Витя. Всех детей мои родители крестили, как главные нанашки.

         Конечно, со временем какие-то элементы традиций отпадают, привносятся новые, что-то приживается, что-то забывается. Кто-то расписывается и венчается в день свадьбы, кто-то до того, кто-то венчается после свадьбы, но, в основном, все стараются обычаи соблюдать, несмотря на то, что редко гуляют свадьбы дома. В основном – в ресторанах, в барах, кафе, домах семейных торжеств и т.д.

         Традиции развиваются и векуют для того, чтобы новые поколения, изучая их, жили ими, хранили их и, как отражение наших чувств, душевных порывов и переживаний,  передавали своим потомкам. И пусть эта великая река памяти будет всегда живой, говорливой, чистой и полноводной. И, дай нам Бог, чтоб никогда не обмелела. Пусть всегда сияют счастьем и радостью глаза моих  земляков.

         Но счастье и несчастье, к сожалению, смешиваются, и кому что достанется, никто не знает, ведь они на одном полозу* едут…


 11. 2017.

Продолжение следует.

 
 **   **   **

*гурбуцика – вязаные крючком кружева из белых ниток.
 
*полоз –  деталь саней.

-----------------------------------------------

На фото:

Слева: первые фины родителей – Пётр и Мария Продан.

Справа: вторые фины – Пётр Чебан  и Анна Ротарь, мои родители, я (справа) и моя двоюродная племянница Миля (слева).