Взгляд из-за кулис конкурса Земля - наш дом

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»
АВТОРА НАТИКО

Говорить или не говорить, что 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых территорий в России? Такое официальное начало… Думаю, что не говорить. Предположим, что Вы это знаете и так. Почитаем, что на эту тему пишут поэты. 
Напомним анонс к конкурсу:
«Конкурс посвящён экологии. Принимаются стихотворения о взаимодействии человека с природой, о защите окружающей среды, об экологических проблемах».
Всего было принято 44 произведения. Впервые мне захотелось включить в обзор практически все стихотворения конкурса, поскольку, даже если и были какие-то замечания, у всех – свой, особый почерк и, самое главное, собственное, оригинальное видение проблемы и путей её решения, настолько разнообразно и разносторонне Авторы увидели тему. Немногочисленный, но, безусловно, один из самых содержательных конкурсов. Постараемся, по возможности, уделить внимание как можно большему количеству произведений. В общем, начинаем злоупотреблять. В смысле, Вашим вниманием.
И ещё – поскольку в итоги и конкурсную страничку я подглядываю в последнюю очередь, то собственными силами «угадала» четырёх лауреатов из пяти – они в обзоре.

А начать следует с самого начала. По какой причине на Земле вообще появились экологические проблемы? Ответ один. Если перейти на латынь, то это звучит примерно так: homo sapiens. Читаем СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «ЗДЕСЬ НЕ СКАЗКА МОЛОЧНЫЕ РЕКИ…» и убеждаемся, что страшнее человека на земле никого уже не осталось. Даже страшные сказки – и те попрятались по глухим лесам.

Здесь не сказка молочные реки               
               в берегах из кисельных болот.               
Укрывают еловые веки               
               взгляд холодный сапфировых вод.               
Поднимаются пиками в небо               
               исполинских драконов хребты.               
Ядовитою серой и пеплом            
               дышат стражей раскрытые рты.               
Здесь струится сквозь камешки время, 
               ручейком исчезая во мхах,               
и тропою лесного оленя               
               бродит леший, скрываясь в кустах.
Звёзд, по небу рассыпанный, сахар               
               растворяется в чае зари.               
Мятным облаком стелется запах               
               с тонкой ноткой дубовой коры.
На рассвете резвятся русалки,
               серебристой блестят чешуёй,
и, откинувшись в кресле-качалке,
               размышляет волшебник лесной...
   
Кровью красной разбрызгана клюква,      
               как знаменье великой беды.               
Смерть идёт вероломно, со стуком -               
               топором оставляя следы.               
Ищет друга охрипшее эхо:               
               заблудилось в кедровых пеньках.               
Нет спасения от человека -
               зверя с алчною искрой в глазах. 

Ну то есть сказка ещё где-то есть, она жива, но скоро уже не останется угла, где она сможет спрятаться от судьбы, вооружённой в данном случае топором, «с алчною искрой в глазах». Очень понравились сказочные пейзажи, которые здесь, к слову, не безмятежны, а даже местами зловещи, словно бы уже предчувствуют пришествие «прогресса». Не очень сказочная сказка, но только вот «действительность – ещё кошмарней», сказал Владимир Высоцкий. Так что лешие, русалки и прочие небезобидные сказочные персонажи – просто фон для пришествия настоящего зла.
Образ «сахара звёзд», который растворяется в «чае зари» - безусловная находка. И третье место в конкурсе. 

«ГОРОД-ПРИЗРАК»
Всё начинается с малого. Свалка – с брошенной бумажки. Промышленные гиганты – с безобидных изобретений. В СТИХОТВОРЕНИИ №27 «МЕНТАЛИТЕТНОЕ КЛАДБИЩЕ» эта мысль приобретает особое звучание.

(…)
Вот они, осколки человечьего!

Горькие останки неотпетого,
На траву зеленую надетые,

Втоптанные грубо в землю-матушку,
Отголоски душ с бутылкой рядышком!

То не причитанье беспредметное:
Кладбище вокруг менталитетное…

Ничего особенного в стихотворении вроде бы нет, и содержание в таких стихах всегда будет важнее формы. Очень простая рифмовка, несложные и ожидаемые рифмы… Чем-то напоминает «песню-плач», но дальше будет упомянуто ещё одно стихотворение, несколько больше похожее на этот жанр. Непросто решить все эти проблемы, а других решений в данном случае не предполагается – только поплакать над ситуацией. 

СТИХОТВОРЕНИЕ №23 «О, РУСЬ, ПРОСТИ» включаю в обзор только потому, что охота поспорить. Названия такого рода для меня лично – провокационные. Потому что ну в чём, скажите, каяться поэту – Автору данного стихотворения? Неужели он уничтожает чернозём и степные травы, перекапывает русла рек, строит заводы на берегах? Нет. А желание выступить от лица поколения в данном случае неэффективно тоже – те, кто пишут такие стихи, природе вреда не наносят, а те, кто наносят – не читают стихов. Замкнутый круг…
Но моё внимание привлекли вот такие строки, с которым, собственно, поспорить и охота:

   Что в жизни безответнее природы?
Что в жизни беспощаднее любви?
Мы дом свой беззаботно год от года
С «любовью» превращаем в ковыли.

Дорогие граждане, специально поясняю: уже и ковыли в дефиците. Есть места, где природную степь раскатали вообще в асфальт без применения оного – затоптали и изъездили до невозможности. Поэтому в то, чтобы «превратить поле обратно в ковыли», возродить степь, какой она могла бы быть без влияния человека, вложили немало денег и усилий. Чтобы на месте всего запаханного и распаханного выросли травы и поселились степные обитатели, нужно, по расчётам учёных, не менее пятидесяти лет. Практика показала, что природа восстанавливается быстрее, но всё равно, чтобы добиться даже того, чтобы выросли ковыли, работают целые группы учёных, при условии полного невмешательства всего остального народонаселения. То есть «ковыли» Автор употребил явно в отрицательном значении, но для меня лично отрицательный смысл ускользает, потому что, Автор, не везде есть эти и самые ковыли. И сохранение ковылей – тоже своего рода достижение для современной цивилизации. Ковыли же – украшение. Лучше сказать «превратить в пустыню», но тогда нарушится ритм стихотворения. Дальше происходит то, о чём я говорила выше – появляется собирательное «мы». А что может сделать лично каждый человек из того «мы», к которому обращено произведение?
Наверняка ведь все покупают товары в магазине, все пользуются ВСЕМИ благами цивилизации, в том числе полученными с нанесением прямого ущерба природе. Может быть, даже где-то есть и защитники природы, которые носят одежду из натурального меха и едят котлеты на завтрак. Отказаться от этого уже невозможно. Бережнее относиться? Насколько бережнее? Как можно бережно съесть котлету, не убив бизона? Может быть, вспомнить о практике коренных жителей Америки, убивающих во время охоты не более одного-двух-трёх-десять бизонов, необходимых для выживания племени, в то время как остальные продолжали мирно пастись. Но такого единения с природой мы вряд ли уже достигнем. 
Есть отдельные люди, которые разрабатывают альтернативные источники энергии и вообще стараются «не сорить», но на фоне общей массы их мало. Критическая масса людей – пока ещё то самое «мы», которое смысла происходящего не осознало. Так что стихотворение, может быть, и является «программным» и правильным, но воплощать эту программу желающих недостаточно. Автор же не предлагает решения и ждёт катастрофы, которая неизбежно случится такими темпами и накажет неразумных: только тогда, считает он, люди и опомнятся. 

СТИХОТВОРЕНИЕ №19 «РАВНОДУШИЕ» ближе к духу народных песен. Но особенно приятно, что Автор переживает о конкретной реке. Она несёт свои воды к Чёрному морю, и по дороге к «земле заповедной» в них насыпается столько «отходов цивилизации», что сказка становится страшной и без злых волшебников, токмо силой человеческой безалаберности. И равнодушия.

По-настоящему потрясает СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «ВЗЯТЬ, УБИТЬ КОТА…». Оно парадоксально, кстати – Автор подводит читателя в финале к мысли, от которой легче отвернуться, чем признать её. Вдохновил его нашумевший скандал, который Вы с первых же строк наверняка вспомните.

Взять – убить кота… Не застрелить!
Головой – о стенку, и – ногами…
Не могу себе вообразить…
Что же происходит нынче с нами?!

Просто -- отобрать чужую жизнь…
Ржать, вести при этом фотосъемку.
Как такие гады развелись
средь миров и сказочных, и тонких?

Помочь могут только жутчайшие кары, считает Автор. В такой шок его повергают люди, точнее, не совсем люди, снимающие на видео расправу и ставящие в сети «лайки» этим кадрам. И тут лирический герой ловит себя на мысли:

Тошнота, желание найти
и... -- о стенку, а потом – ногами…
Не сойти с ума бы… Не сойти…
Что же происходит нынче с нами?..

Желание поступить с начинающими садистами точно так же, как они с котом, пугает больше всего… Здесь «с нами» звучит совсем по-другому, чем «мы» из предыдущего стихотворения. Автор не исключает себя из процесса – была бы возможность, его лирический герой наказал бы всех виновных самым суровым образом. И, поймав себя на этой мысли, он задаётся вселенским вопросом: что происходит в человечеством, если на фоне технического прогресса и самых комфортных условий жизни, которые существовали за всё обозримое прошлое на земле, люди ведут себя так, как в начале этого стихотворения? Ответа нет, вопрос риторический.

СТИХОТВОРЕНИЕ №12 «НЕСКОЛЬКО СТРОЧЕК ЗИМНЕГО НАСТРОЕНИЯ» действительно его создаёт. Пятистопный трёхсложный размер – мечта поэта! А когда не ощущается сбоев, приятные рифмы, плавное повествование – читается легко и приятно. Нарушает приятность прочтения и любования зимним пейзажем только одно – смысл. Не всегда приятно для Автора то, что он видит зимой, и это настроение отражается в образах:

Забросала пороша безлюдные тихие скверы.
Над горбами машин - ни огня, будто в спячке дома.
Одинокие птицы на белом пугающе серы.
Слишком редки кормушки. Закрыты людей закрома.

Нет причины свистеть, рассыпаться в заливистых трелях.
Им дожить до весны бы, добычей не став для котов.
А по крыльям стучат, точно градины стразы метели.
Ожидают напасти, в провалах молчащих дворов.
(Между «градины стразы» не хватает какого-то знака препинания, мне так кажется, я читаю «градины» и «стразы», да ещё и «метели» отдельно, как перечисление. Но работа поэта на высоте, и все служебные слова – на своих местах, не нарушают плавности повествования, не выглядят искусственно… Чувство ритма потрясающее)

Меж пластинками льда утонули случайные крошки,
и непросто найти червячков под застывшей корой.
Нет гуляющих мам, с чьих им раньше бросали ладошек
ребятишки подкормку, столь нужную этой зимой.
(Вот Вам и детская забава! Кому забава – кому ещё один день жизни, а зимой и этого нет. Маленькие человечки, подкармливающие птиц, сами сидят по домам и греются, а взрослые не догадываются поставить кормушку)

Лишь цепочки следов. Хлопья густо летящего снега.
Мрак молчащих подъездов и окон безликая тьма.
Город, ждущий рассвета в рекламы мерцающих реках;
безразлично жестокий, как холод, сводящий с ума.

Запятых не хватает мучительно, поскольку в последнем катрене причастные обороты пошли густыми хлопьями снега. Но какова картинка! Я так и вижу Автора у окна многоэтажки, вглядывающегося во тьму, подсвеченную огнями города, густой снег в свете фонарей и думающего, сколько птиц доживёт до весны. Да что там до весны? До завтрашнего утра. Самый проникновенный призыв вешать кормушки для птиц зимой из всех, которые я когда-либо читала. При этом – ни одной душераздирающей сцены, Автор обошёлся по большей части пейзажными средствами, чтобы достучаться до «человечьих гнёзд».
Меня впечатлило…

Продолжение темы – в СТИХОТВОРЕНИИ №10 «МИР». Когда количество страшных новостей по всему миру зашкаливает, наступает равнодушие. Этот эффект известен журналистам: чем больше со страниц газет или с телеэкранов стараются шокировать население, привлечь внимание количеством жертв или ужасающими подробностями, тем сильнее «привыкание». «А, жертв было всего десять? А в другой такой же катастрофе – сто». Этот эффект, кстати, заметили те, кто сравнивал советскую прессу и новую капиталистическую. Достаточно было сообщить, что у кого-то несчастье, даже у отдельного человека, чтобы люди начали оказывать поддержку, слать письма, материальную помощь, а сейчас даже катастрофа в целом регионе воспринимается просто как новость. Не всеми, многие откликаются, доброта есть, хотя и задвинута на второй план «жутиками» с первых полос. Однако люди продолжают помогать друг другу. Не все равнодушны, не все «привыкли».
Но среднестатистический читатель или зритель, который ничего особо сделать не может, реагирует именно так, как показано в стихотворении: если каждый день смотреть «провойну», а шокирующие новости всегда самые «рейтинговые», психика постепенно перестаёт откликаться, наступает защитная реакция. Особенности «медийной цивилизации» - в этом произведении.

Меня не шокируют больше войны отголоски…
Нет, я не черствею в душе, я черствею снаружи,
когда пробегают с пометкою «срочно» полоски
ТВ новостей. Я бы в уши заткнула беруши,
чтоб только не слышать, как мир по кирпичикам рушат.

Желание заткнуть уши, закрыть глаза, надеть «на душу кольчугу» означает как раз таки попытку человека сохранить свой внутренний мир. Выше шла речь о жалости к котикам, к птицам – здесь речь идёт уже о том, как человек относится к человеку. Ничего сногсшибательного в технике нет, но у каждого стихотворения – такой ударный, правдивый смысл, что их хочется отметить в одном ряду. Стихотворение №10 написано пятистопным размером и пятистрочными катренами, как бы утяжеляя и смысл сказанного, каждый катрен – завершённая мысль, чем-то напоминающая традиции древнегреческой поэзии (разумеется, в русских переводах – в оригинале я не читала). Только в конце выскакивает фраза, которая стоит особняком и выглядит не финальной точкой, а началом новой мысли, которую Автор почему-то оборвал и не стал развивать, только намекнул, что он знает «нечто». Вот что означает это «нечто» - «Путь каждого в мире ускорен»? Я не поняла, и Автор не пояснил. Заканчивать стихи не прояснённой, новой мыслью вредно, от этого я начинаю о них думать, а от мыслей «беруши» не помогают.

Дымится и тлеет, ожоги, оставив повсюду,
открытые раны, омытые кровью и горем.
А я, наполняюсь всем этим подобно сосуду,
который дал течь и растрескавшись, выльется морем
моих откровений. Путь каждого в мире ускорен...

СТИХОТВОРЕНИЕ №14 «ГОРОД-ПРИЗРАК» - отсюда название нашей «страшной» первой части. Как видите, мы тоже, в лучших (или худших) традициях СМИ начали с шокирующего. Что делать – примета времени… Надеюсь, что я завершу обзор до того момента, когда у Вас он будет вызывать привыкание или отторжение – желание закрыть глаза и уши.
Какой город имеется в виду под «городом-призраком», непонятно. Ни одного названия или географической привязки я не нашла, а само стихотворение – образное. Если большинство предыдущих были «предметными», реалистичными, вещественными, я бы сказала, то здесь в каждой строке – метафора, иносказание. Образы – богатейшие, конечно, резковатый стиль написания тоже проникает в сознание. Интересная ритмика, игра с ударениями и необычные, нестандартные рифмы. Два катрена приведу – чтобы заинтриговать, все не буду, приглашаю прогуляться по ссылкам:

город-призрак...
тот, что построен был...
побеждал и,
не ослабляя натиск,
бил наотмашь...
думал, что мел судьбы
нарисует
альтернативы статус...

этот город...
так и не встал с колен...
пряди улиц
напрочь засыпал пепел...
ворон с крыши
здесь одиноко пел
хрипом громким,
выглядя так нелепо...

На ум сразу приходит город Припять. Но, может быть, здесь речь о другом, конкретном городе? «Улицы засыпал пепел» - послевоенный город? В финале и появляется горькое: «/накануне в ночь был приспущен флаг/ город сдан… и… никому не нужен…», но кому не нужен город, кто его сдал и кто спустил флаг? Раз есть флаг – значит, он ведь тоже на чём-то крепится. Но сам город оставлен пыли, пеплу, чему-то ещё…

А вот – трагедия не промышленных, а частных масштабов. Частная трагедия, я бы сказала. Точнее, трагедия частников, а ещё точнее – трагедия, которую порождают частники, даже не замечая этого, не обращая на это внимания. Внешне здесь всё вполне благопристойно: нет ни чадящих заводов, ни «городов-призраков», котов вроде не мучают, птиц не обижают, но при этом – Автор бьёт тревогу в СТИХОТВОРЕНИИ №24 «В ЛЮБИМОЙ РОХМЕ АВГУСТ НА ПОРОГЕ». В центре сюжета – частный капитал, коттеджная застройка и «цивилизация денежного мешка», желание жить в окружении прекрасных ландшафтов и непосредственно сам ландшафт.

Промчался год, дары готовит лето.
В любимой Рохме август на пороге.
Холмов зеленых добрые приметы
питают душу красотою строгой.
Здесь горизонт открыт, и вышит гладью
знакомый склон – оттенков переливы.
Лишь на вершине барские усадьбы
от глаз сторонних прячутся стыдливо.

Очень плавное повествование. Лирично, образно, но эти образы – от природы, от увиденного, земные, пейзажные картины. То, что доступно взгляду и перу. А под «барскими усадьбами», как Вы понимаете, подразумеваются застройки XXI века, а не раритеты старины.

Высокие заборы без просветов
и красный ондулин на новых крышах -
Дисгармоничный штрих в картине лета,
как песни звук в лугах – пустой и лишний.
За год усадьб умножилось число:
коттеджи в поле строить стало модно.
Хозяев жизни в Рохму занесло -
фальшивый тон в симфонии природной.

«Усадеб», Автор, наверное, всё-таки, а не «усадьб», но «усадеб» не поместится. Лучше тогда сказать «домов», или, чтобы подчеркнуть богатство владельцев, «дворцов», хотя это не дворцы чаще всего. Если бы большевикам семнадцатого года достались эти здания, то Дворец пионеров в современных коттеджах они размещать не стали бы. В то время как помещичьи усадьбы начала века нередко продолжали свою «службу» уже в качестве сельсоветов, загородных домов отдыха и прочих. Но дело даже не в красоте. Помимо эстетического гнева коренного жителя живописной Рохмы, лирический герой испытывает и кое-что ещё: «Идёт широким фронтом наступленье на красоту божественной природы», - говорит он. «Всё у’же горизонт, грязнее воды», - тоже примета цивилизации. Какая может быть гармония с природой в каменных коробках на сигнализации? А иначе «новые хозяева жизни» жить не привыкли, только – заборы выше роста человека, охрана по периметру. Это как в мультфильме про пингвинёнка, который всё время следил за чистотой и мыл свою льдину. Его заметили, и его чистую, хрустальную льдину тоже, и начали водить к нему экскурсии. После первой появилась одна бумажка и цепочка следов – пингвинёнок её убрал. После второй бумажек и следов стало больше. А после очередного парохода, набитого туристами, у него не осталось никаких сил убирать свою замусоренную льдину, задыхался в загаженной воде даже кит по соседству. А люди на пароходе поплыли в другую сторону, где была замечена другая чистая (пока ещё) льдина. В общем, право быть Дворцом пионеров тоже надо заслужить:

Пройдут века, и грешные строенья
рассыплются и зарастут быльём.
Другие времена и настроенья
ворвутся в жизнь поганым вороньём
И также, как и финские постройки,
перед живым, нерукотворным миром
Дворцы господ окажутся нестойки…
Уходят люди, но пейзажи живы,
И первозданность вновь холмы обрящут…
Я помню, Рохма, лик твой настоящий!

Оснований для оптимизма пока вроде бы нет… И лирический герой признаётся, что закон сохранения красоты природы – минимальное присутствие человека. Он-то помнит Рохму «настоящей», а дети, которые будут жить после него? В общем, вывод неоднозначен, самоуспокоительный какой-то, Автор больше верит, чем видит к этому предпосылки. Он обещает сохранить Рохму в памяти. Прервётся жизнь – и память исчезнет. Что ж, будем верить вместе с ним – не одна такая Рохма на планете, не только в этом уголке природы есть желающие варварски его окультурить… 
Продолжение темы – в СТИХОТВОРЕНИИ №25 «В КРАЮ ЗЕЛЁНЫХ ГОР», явно того же Автора. Тема противостояния частной застройки и природы здесь особенно сильна, рекомендую просто ознакомиться. Стиль приятен и узнаваем, слог хорош. И опять всё та же Рохма в осаде «состоятельных людей», только вывод горький и резкий:

Мы на пяти холмах,
в чертоге злаков диких,
с которых виден был
бескрайний горизонт…
А ныне, как позор,
постыдные улики:
участки в сотни ар 
и воровской комфорт.

Здесь, небо заслонив,
живут ловцы наживы,
не сеют и не жнут,
и не разводят скот.
А мы на «их» земле
ненужные, чужие -
не вымершая ветвь
по имени народ...

Ну и немножко о том, когда убирают, но не то, что нужно. СТИХОТВОРЕНИЕ №28 «РАБОЧИЕ СГРЕБАЮТ ЛИСТЬЯ» - ну да, ну да, у нас же от листьев все экологические беды… В природных условиях это естественная «подушка» для зимующих культур, хорошая «шапка» для цветов. В городе они портят пейзаж и забивают водоотводы. Что мне лично показалось интересным в самом стихотворении – противопоставление «живого» и «мёртвого» - природы и средств её облагораживания.

Рабочие сгребают листья
И в мертвые мешки кладут –
Не в злобе и не по корысти
Богатство у земли крадут...
(…)
О-о, нам бы голоса природы
Глушить, сжигать и выметать!..
Потом кричать, что нет свободы,
На «потепления» роптать…
(Как глобально мыслит Автор…)

Вы ж, листья, светитесь, прощая…
Какой бы вышел чернозём!...
Но мы, в мешки вас заточая,
Своей беды не замечая,
СЕБЯ на свалку увезём!...

Очень резкое стихотворение, прямо прокламация в защиту палой листвы. Я примерно представляю себе соображения, которыми руководствуется Автор – такое, казалось бы, безобидное вмешательство в естественный ход вещей в природе наносит вред зимующим растениям. Радует только то, что в мире очень много листвы, Автор, всю не вывезут. Ну, оголится почва на нескольких городских скверах и клумбах, они вымерзнут, новые высадят. Город – рукотворное царство человека, оттуда он может выгрести всю мешающую ему природную составляющую. Только что останется, спрашивает Автор.

СТИХОТВОРЕНИЕ №29 «ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ» подхватывает пушкинскую тему анчара – знаменитого дерева, известного своим ядом:

"В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит один во всей Вселенной" (с)

Автор вплёл этот эпиграф в ткань повествования и по-своему обыграл. У классика страшное дерево стоит в пустыне, где не ходят звери, не летают птицы, и потому минимально опасно окружающему миру. Точнее, оно создало вокруг себя «мёртвую зону», в которую никто не входит. Природа решает этот вопрос в соответствии с соразмерностью и здравым смыслом, свойственным ей. Если вспомнить продолжение, то «человека человек» послал в эту пустыню за ядом и применил его против себе подобных. «Не буди лиха!» - лейтмотив  произведения. В этом Автор полностью согласен с классиком, но раскрывает тему более глобально, чем одно-разъединственное дерево в пустыне.

А раньше здесь была тайга;
Шумели сосны-великаны;
Прозрачной речки берега
Зверей и пташек привлекали.

Но повелитель здешний рек:
"Деревья срубим! Быть заводу!"
И люди тот и этот брег
Обрушили…

Далее люди называются «скопищем людским», и научно-технический прогресс, заводы-гиганты и прочее предстают как кощунственное действо, нарушающее законы природы. Завод, кстати, по сюжету стихотворения, так и не был достроен: пришёл приказ, все уехали, осталось только то, что осталось – разор.

Нет ни деревьев, ни реки.
О них, пропавших, плакать поздно.
Кругом -- бесплодные пески.
Чернеет перст анчара грозно...

Разумен, нет ли человек?
Природы друг ли, враг ли, раб ли?
То там, то сям, из века в век --
На те же наступаем грабли.

Последний катрен хорош, особенно сложная рифма «раб ли» - «грабли» понравилась – Автор побаловал читателя настоящей находкой, точной и выразительной. Прекрасная составная рифма и остроумное решение. Но в разумность человечества действительно после такого верить трудно.

Давайте немножко улыбнёмся, потому что только смех помогает человеку сохранить статус разумного, что катастрофически необходимо в условиях глобальной вселенской катастрофы, в которую человек сам же себя и окунул. СТИХОТВОРЕНИЕ №31 «ЕХАЛ ГРЕКА» - не о греке на самом деле, а о том, что он нашёл. По сравнению с этим беда предыдущего стихотворения – это половина беды. Ну, строили-строили и не построили, берег обрушили, деревья порубили. Деревья вырастут, берег река опять намоет и ила туда нанесёт. А вот если бы построили, пришла бы настоящая беда. Об этом рассказывает наш Автор. Начинается вполне традиционно – мы все с детства помним это начало, а уже дальше – вариации:

Ехал грека через реку.
Видит грека- в рЕке –АХ!
В мелководье, штуку ЭТУ,
Непонятную, в кустах.

Грека страха не изведал,
В реку лезет не спеша
И схватил (ура, победа!)
Без ружья и без ножа.

Но ОНА вдруг зарыдала,
Взмокли все пятнадцать глаз,
Шевельнулась в греке жалость:
«Отпущу тебя сейчас!

Расскажи-ка, только, кто ты -
Семь хвостов и восемь крыл?
Я, ей-ей, таких уродов
Никогда не находил!»

Прошептало нечто тонко:
«Я русалкою была,
Прехорошеньким ребенком,
Не ждала от жизни зла…
 
Я не знала, что у речки
Расположен химзавод.
И теперь, кого ни встречу,
Тот от ужаса орёт…»

Безусловно, это пример чёрного юмора, который смешным назвать нельзя. В самом тексте есть небольшие поэтические «натяжки», не без этого, однако все недостатки слога перевешивает остроумное решение в финале. Аплодисменты – самому смелому и наглядному решению экологической темы в этом обзоре.

А самый глобальный подход и самый безнадёжный – в стихотворении №5 «ЗЕМЛЯ», когда в финале произведения даже силы природы поднимаются против человека. По задумке – «программные» стихи, на мой взгляд, излишне патетичные. Иногда её слишком много, хотя я понимаю, что куда же без неё в такой теме… Настоящая трагедия в дополнительной выразительности не нуждается. С одной стороны, маленькие тополя, пробивающиеся сквозь асфальт из последних сил – это же настоящее наглядное противоборство планеты и человека. Но с другой стороны, щедро окружающие его эпитеты, когда Автор решил усилить происходящее ещё и образным рядом, ослабляют впечатление. Я и так понимаю, что это ужасно, а меня ещё дополнительно пугают.

Асфальтовую корку пробивая
И вспучив бугорками гладь аллей,
(Данный глагол также ослабляет поэтическое впечатление)
Вверх тянутся о помощи взывая,
Прозрачные росточки тополей.

Им не подняться к небу деревцами.
Как дети, беззащитны и глупы,
На жертвеннике, став Земли гонцами,
Возложены под ноги у толпы.

И почему «им не подняться к небу деревцами»? Раз они уже пробились сквозь асфальт настолько, что лирический герой их видит, то дальше, набравшись сил, они будут продолжать ломать асфальт, если их не вырубят или не вмешаются иным способом. «Возложены под ноги» не говорят, «возложены к ногам», но «брошены под ноги». Есть неотшлифованность выражений и некоторая избыточность образов. Это отвлекает от главной мысли. А мысль – правильная. Дальше по содержанию следуют уже кары небесные, которые применяет Земля, чтобы заступиться, получается, за эти росточки. Природа мудрее нас. И если она когда-нибудь решит, что мы лишние, то остановить её никто не сможет. Вот и Автор перечисляет: цунами, землетрясение, мороз на юге, таяние льдов на севере...

Тайга катастрофически редеет.
Кто испытал лесных пожаров ад,
Душой на пепелище холодеет,
Где вместо листьев деньги шелестят.

Блестящий образ – «вместо листьев деньги шелестят». Далее Автор отходит от темы деревьев и вспоминает зоопарки, бродячих кошек и собак… Мысль Автора продолжает свой бег, противопоставляя мораль деревенского жителя и мораль городского в пользу деревенского, а заканчивается стихотворение почти пасторально:

Люблю в полях заросшую дорогу,
Покой земли в полуденной тиши.
По сути вроде кажется немного,
Но так необходимо для души.

Опять-таки: «необходима душе», а не «для души». Очень много правильных мыслей, с которыми не поспоришь. Но, собравшись в одном стихотворении, они тянут его в разные стороны, а ведь начиналось повествование с росточков тополей…

«В ПЛОХУЮ И ХОРОШУЮ ПОГОДУ ОНА ПОЛНА ПОКОЯ, КРАСОТЫ»
Она – природа. Вторая часть нашего обзора – о том, как прекрасна земля. Это – цитата из стихотворения одного из Авторов. А вот другое произведение. Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №32 «ХОРОШО УПАСТЬ ЛИЦОМ В ЦВЕТЫ…» заставил свой пейзаж ожить, так нарисовал картину луга, что получилось цветное кино.

Щавеля листочек я сорву,
Наслаждаясь лакомой кислинкой,
Поищу знакомую траву,
Где в манжетке прячется росинка.

Вот на клевер сел мохнатый шмель
В шубке с полосатеньким штрих-кодом;
Ветром одуванчиков метель
Вдоль кипрея тянет мимоходом.

По тысячелистнику спешит
Красная пятнистая корова,
Стрекоза резвится от души -
Весела, упитанна, здорова.

Дремлет, прикорнув на стебельке,
Траурница в бархатном наряде,
Жук-усач прилёг на васильке -
Чернолаков, сдержан и параден.

А над ними, в небе - облака
Движутся, как будто в Океане;
Я лежу, любуюсь всем, пока
Дрёмою цветной не одурманен.

В небе проплывает синий кит
Грозовой беременною тучей,
Белым скатом облако парит
Ниже светлых пёрышек летучих.

Серыми ушами машет слон,
Шевеля в голубизне ногами...
Как хорош полдневный сладкий  сон
На лугах с душистыми стогами!

Ничего особенного не происходит, но действительно хорошо – не оторваться. Полная версия – внизу, по ссылке, но и приведённая здесь производит впечатление. Логично, образно, перед нами оживает луг и облака над ним. «Шмель со штрих-кодом» мне никогда не приходил в голову, а ведь верно и здо’рово. Да и стрекозу с божьей коровкой Автор поменял местами: «весела, упитанна, здорова» оказалась хрупкая стрекоза, хотя и божью коровку «коровой» я бы тоже не назвала. А ведь действительно, так и есть – летают такие матёрые стрекозы, что в отношении них иначе не скажешь. Простая вроде бы картинка дана в непрерывном движении, которое буквально затягивает. Браво.

Из СТИХОТВОРЕНИЯ №4 «ПРИРОДА» я взяла название рубрики, поэтому не имею права обойти вниманием. Но предыдущему по части поэтичности оно немного уступает. Очень глобально взята панорама человека и природы, слишком «в целом», издалека, смотрит Автор. Да и рассматривает он совсем другой конфликт: человека, так запутавшегося в буднях, в суете и тревогах, что времени побыть наедине с природой у него просто не остаётся.

Оторванные жизнью от природы,
Средь сутолоки будней городских,
Душой скудеем, прожигая годы.
Но к счастью, зов инстинктов не затих.

Один из них потянет вдруг на волю.
Отняв на время руки от руля,
Пешком тихонько побредём по полю,
Почувствовав, как хороша земля.

Здесь впору, словно в церкви, причаститься
От вечной, первозданной красоты
И к небесам с молитвой обратиться:
Не дать утратить этой чистоты.
(…)
Так дорога нам каждая былинка!
Приятней и милее во сто крат
Извилистая, узкая тропинка,
Чем шумных и прямых проспектов ряд.

Вывод общий, на уровне дружеского совета, исполнить который не в состоянии даже лирический герой произведения, его тут же уволокли с этого прекрасного поля тревоги и заботы повседневности, и он тоже говорит природе своё грустное «Нет».

Почаще надо навещать природу,
Чтоб не забыть откуда родом ты.
В плохую и хорошую погоду
Она полна покоя, красоты.

Финальная точка не поставлена. Если бы было сказано «покоя и красоты», то размерность была бы нарушена, а вот мысль исчерпана, и это было бы финалом. А в данном контексте два существительных одного порядка требуют «и» и третьего. Идёт перечисление, Автор как будто размышляет, называя «покоя, красоты…», а дальше просто забывает продолжить. Но и многоточие дела не спасёт. Надо заменить слово «покоя» на что-нибудь такое, что поможет более чётко завершить мысль. Может быть, даже на прилагательное. Оборванного перечисления в финале быть не должно. А, опять-таки, с главной мысль не поспоришь – я и не пытаюсь...

А мне понравилось! Я имею в виду СТИХОТВОРЕНИЕ №6 «ТЫ ТОЛЬКО ИНАЧЕ ВЗГЛЯНИ…».

   Гуляет полуденный ветер
   по старой соломенной крыше.
   Считает количество петель
   в тенётах своих паучок,
   и в зелени прячется сказка.
   Журчит по камням еле слышно,
   таёжной дремотой обласкан,
   ручья серебристый поток.

Сказочный мотив удался, настроение создано. А восьмистишия вместо привычных катренов не утяжеляют повествование, а, наоборот, придают ему живости, как будто это не стихотворение, а тот самый серебристый ручей, который упомянут.

СТИХОТВОРЕНИЕ №17 «СТАЯ ПТИЦ» красиво и самобытно. Лирическая героиня стихотворения открывает клетку птицам с приходом весны, но отпускает на волю нечто большее, чем просто птиц.

Предрассветная трель вознеслась
И на сердце мое опустилась.
Пестрокрылая стая взвилась:
Непонятна им наша бескрылость.
Плавный почерк полета и крик.
Стаей птицы призывно кружАтся.
Их тревожный понятен язык.
Мне недолго в дорогу собраться.
В карусельном раздолье реки
Проникаюсь любви озареньем.
Свист и  трели ведь тоже – стихи!
Дышим вместе одним вдохновеньем.
Может, в мире лишь два языка:
Человечий и трепетный птичий?
И поэтому птичья  строка
ГорловЫм отзывается  кличем...

Честно – я не знаю, как человек может сделать «горловой клич», если он не великий вождь краснокожих воинов. Это к тому, что, при всей поэтичности образа, трудно представить его осуществлённым на самом деле. Может быть, он иносказателен, но здесь чётко прослеживается идея поменять местами «птичье» и «человечье» самым неожиданным образом. Перекличка между творчеством и полётом птиц воспринимается. Правда, финальный образ слишком сильный для моего воображения, но он яркий и, безусловно, выразительный, запоминающийся. Не остановить пение птицы и образы поэта.

Если продолжать «птичью тему», то можно посетить «ФРИНГИЛЛУ» в СТИХОТВОРЕНИИ №18. Участник и победитель многих конкурсов – раньше я его, безусловно, читала. Мастерская работа, придирок не будет – не осмелюсь, здесь всё точно и соразмерно смыслу. Читайте и наслаждайтесь. Кстати, вот пояснение Автора: «Фрингилла» - латинское название зяблика и орнитологической станции, работающей с 1901 года на Куршской косе». 

Есть на Куршской косе пятачок под названьем "Фрингилла".
Там седой орнитолог с апреля и до октября
Надевает колечки на лапки друзей легкокрылых,
Пролетающих мимо в закаты цветов янтаря.

Измеряет он крылья и вес, дует всем на животик.
Не для смеха - узнать о запасе подкожных жиров.
Этот яркий щебечущий мир для него, как наркотик.
И не надо других незнакомых и чуждых миров.

Если строчка про возраст - заполнит. В журнале порядок.
Тайны жизни пернатых раскроет не только кольцо.
Опыт даже у птиц узнаваем по мудрости взгляда,
Ну а юная пташка - с наивным и глупым лицом.

Зяблик в небо вспорхнёт и за кронами сосен растает.
Птица, словно душа, незнакома со словом "покой".
А над морем Балтийским потянутся новые стаи.
Их погладит старик и махнёт на прощанье рукой.

Очень интересно сочетание «лицо птицы». А ведь действительно – «лицо», и у каждой своё. В новом свете и ракурсе предстаёт привычный вроде бы образ «душа, как птица» - традиционно под ним понимается полёт души, приподнятого настроения и вдохновение, а здесь обратный смысл: «птицы, как души», летят. Не человека окрылили, а птиц одушевили. Автор придал известному поэтическому клише неожиданное звучание.
Вот взаимодействие природы и человека, практически идеальное в современности. Если уж человек не может без того, чтобы не взвесить, не изучить, не окольцевать, не «подуть на животик» и не заглянуть в птичье «лицо», то пусть просто смотрит, изучает и записывает, и будет ему счастье.

Интересная задумка у СТИХОТВОРЕНИЯ №37 «ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ ОЗЕРА ВОЛОЯРВИ». Смелая попытка передать свои впечатления от древнего озера, в котором живут легенды. Ну вот если взять озеро Светлояр, где, по преданиям, затонул знаменитый град Китеж – оно вдохновило многих поэтов. Об озере Волоярви я ничего не читала. Тем интереснее было бы узнать что-то новое об этом «куске Гипербореи»:

Как озеро возникло – неизвестно.
Но будто заполярный край земли –
Часть тундры ловозерской редколесной –
В Приладожье куском перенесли.

В лесу оно стоит отдельной темой –
Куском Гипербореи – и исход
Ее народа виден сокровенный.
И светится тропа среди болот.

От озера и летом тянет стужей.
Припомнишь заодно и Колыму.
На вязком дне таится древний ужас –
Здесь очень неуютно одному.
(О! А вот с этого места поподробнее, пожалуйста. Всплывает нечто реликтовое, не лохнесское, но очень на него похожее, и всё никак не всплывёт)

Хребтиной динозавра редколесье
Сквозит – и резко рушится: как в ад.
Хребтинки-ели  – той пугаясь бездны –
Не обжигая, трогает закат.
(«Хребтиной» и «хребтинки» близко создают ощущение тавтологии. Во втором случае лучше найти другое слово, подходящее по смыслу, с которым можно сравнить ели – наверняка оно есть в русском языке, не может не быть, потому что «хребтину динозавра» ломать грех)

Злой дух, храня народ Гипербореи –
К воде не подпускает никого.
Шатается там дно, туманы веют –
Такие, как до нас – и до всего.

Узнала только, что озеро очень древнее, оно существует со времён ледникового периода, дно у него «шаткое», и какой-то «древний ужас» живёт внутри. Душа просит продолжения банкета – древних легенд, рассказов, сюжета... Словно бы стихотворение замерло перед выбором: быть ли ему научным или же быть ему легендой. И в результате с точки зрения фактов оно «проседает»: кроме древней древности, мрачноватой, но красиво нарисованной северной природы, никаких других опознавательных знаков нет. Слово «реликтовый» научным его тоже не делает. Слабовато и с точки зрения легенды: легенду надо было непременно посвящать тому страшному, что живёт на дне озера. И вообще, может быть, это новый Светлояр или озеро Лох-Несс, и после Вашего стихотворения, Автор, люди узнают о нём, особенно любители гиперборейской истории.
С поэтической точки зрения очень неудачна финальная строка, прямо жалко. Пережить можно всё, но вот фраза «Такие, как до нас – и до всего» - не финал. Смысл понятен – то, что было издревле, до того, как появилось всё мало-мальски познанное и изученное. Но ведь туманы, о которых идёт речь, не могли появиться раньше атмосферы? Самой Земли? Ещё чего-нибудь? А значит, «до всего» - это слишком собирательный, размытый и неточный образ, ломающий последний катрен. Если перевести с поэтического на русский, то получится «до нас и до тех, кто был до нас», «испокон веков», «от начала времён» - согласитесь, в прозе даже поэтичнее.
Да и злой дух всплывает только в последнем катрене. А с него, может быть, нужно было начать: древние народы ассоциировали непознанные ими природные силы с духами. В глубоких озёрах, в чащах – повсюду, что могло нести опасность – обитали духи. Так и здесь – в озере живёт злой дух, который почему-то «хранит народ Гипербореи». Нет, в традициях древних сказок и преданий есть моменты, когда заведомые злодеи творят добро. Например, Баба-Яга, помогающая Ивану-царевичу добыть коня и меч-кладенец, леший, выводящий из леса, ну и так далее. Вот этот конфликт между злом и добром был бы интересен как тема стихотворения. Таким образом, в самом конце произведения мне как читателю намекнули на конфету, тот самый «ужас», таящийся на дне озера – и ничего о нём не рассказали. Но пейзаж нарисовался – суровое северное редколесье, отражающееся в озере, так и не открывшем своих тайн.

СТИХОТВОРЕНИЕ №41 «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ» - мастерское, необычное. Суровые пейзажи привлекают этих Авторов гораздо больше пасторальных мотивов, и это хорошо! Везде есть поэзия. И древность рядом, и тектонические изменения, и рельефное наследие – всё вместе, зримо, ярко и красиво:

Мы живем в странном месте, где рифт* рассекает твердь,
Где готовятся к новому плаванью материки.
Здесь в тугую косУ сплетены и любовь и смерть,
Здесь в глаза смотрят Богу не щурясь, из под руки.

Мы не ищем покоя, привычные к чудесам,
Просто любим детей и хотим, чтоб они росли,
Не к иконам возносим молитвы, а к небесам,
Прорастая корнями сквозь недра Святой Земли.

Мы вернулись в пустыню, сломав  веков  круговерть,
В край, где золота нет и дороже алмазов вода.
И готовы принять здесь, как благо, любовь и смерть,
Возвращаясь к истокам, теперь уже навсегда.

рифт*- структура  зарождения  нового океана (*пояснение Автора)
Не будем мешать Автору делать пояснения, раз уж я привожу этот фрагмент в обзоре. Удивительный, чёткий ритм украшает. В самом стихотворении – нечто древнее (не в плане ужаса, а в плане устоев), фундаментальное, что проходит через поколения существования народа: такое же устойчивое, как материк. Может быть, он и готовится к плаванию, но «поплывёт» ещё нескоро. «Мы не ищем покоя, привычные к чудесам», - говорит Автор. Но, именно поняв основы мира, весь его «непокой», его смысл, эти удивительные люди и обретают истинное спокойствие.

А вот СТИХОТВОРЕНИЕ №43 «ЗВУК» - снова о взаимосвязи природы и творчества. Всё в природе – источник звука и вдохновения, но, с одной стороны, для творчества нужны мгновения тишины. С другой, какие-то звуки неизвестного существа вдохновили, потревожили лирического героя и подтолкнули творческий процесс. Хороши образы. Источник тишины и источник звука – всё та же окружающая нас реальная действительность, природа:

Между сердцем и бабочкой бледной
Незаметная завязь цветка.
Колокольчиком  брякнет победно
Капля первая у лепестка.
И стремится, сверкая и тая,
Проливаясь звенящим дождем
Непрестанная водная стая,
К небесам прикасаясь крылом.

Чудесная картина – в СТИХОТВОРЕНИИ №20 «ХРАМ ПРИРОДЫ». Хожу как по вернисажу:

Светлые сосновые боры.
К небу устремлённые стволы.
Капельки янтарные смолы –
Слёзы серо-розовой коры.

Воздуха молитвенного дух:
Эха слух и ветра тихий вздох.
Палая хвоя, махровый мох…
Лес прозрачен, праздничен и сух.

Храм природы – северный собор.
Словно купол неба на столбах.
Строй и лад. И ладаном пропах
Бора малахитовый убор,


В финале Автор возносит молитву, но иначе в природном соборе и нельзя. Как всегда, «лишь бы не было войны»… «Бора малахитовый убор» - ещё одно украшение звукоряда этого стихотворения. И как аккуратно, бережно Автор проводит нас по этому храму…

Интересные образы и оригинальное видение – и в СТИХОТВОРЕНИИ №38 «НА ОСЫПАНИЕ СЕМЯН». Нет, ну кто бы догадался выбрать такую тему! Что в нём такого – скажет деревенский житель. Нашли событие, тоже мне – скажет городской. Лучше уж говорить о цветущих весне и лете – добавит иной коллега по цеху. А вот Автор не отступил и изобразил август, предчувствие осени, очень поэтично и при этом очень верно. Неожиданные образы и точные наблюдения – снимаю шляпу и перед поэтическим мастерством, и перед знанием растений:

Сныть топорщит каркасы жесткие:
Спицы зонтика, стебель-ось…
И тускнеют ромашек остовы,
Ржой изъеденные насквозь...

Снег репейный, кипрейный, ивовый
Начал падать среди полей.
Лютик, пижма под ним огнивами
Разгораются все светлей.

Недолюбленным солнцем вечера
Я любуюсь в часы зари:
Виснет яблоком и доверчиво
Предлагает: рукой бери…

Ярким светом глаза не мучает,
Грустным кажется и живым.
Никогда – и ни в коем случае –
Не хочу расставаться с ним.

Остаётся только добавить СТИХОТВОРЕНИЕ №21 «ОДА ЗЕЛЕНИ». В действительности природа никого не может оставить равнодушным – эту мысль высказывает Автор. Ничего нового – ну так природа и не любит новизны. Особенно такой, как та, что грека вынул из реки в предыдущей части обзора.


«ЖИВИ, ЗЕМЛЯ!»
Третья часть – о том, как же этого всего избежать. В смысле, как сохранить природу так, чтобы храм не опустел, и пятнадцатиглазые существа в нём не завелись. И человек сам не срубил бы то дерево, на котором сидит.
В СТИХОТВОРЕНИИ №40 «К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИИ…» Автор – за саморегулирование. В смысле, не то, чтобы он за него ратовал – он подчёркивает, что наступит момент, когда его невозможно будет избежать.

К несчастью, мы поймем не сразу
Ту удивительную весть,
Что есть у Космоса и разум,
И чувства есть, и память есть.

Земля – живая, нет сомнений:
Струится кровь водою рек,
Стучат сердца землетрясений,
И дождь, как слезы из-под век…

Она добра и терпелива
К беспечным, что на ней живут,
Но все больнее – язвы взрывов,
Сильней – алмазных буров зуд.

Она не молит и не просит
Безумных в слепоте невежд.
Но если вдруг – возьмет и сбросит,
Стряхнет, как будто пыль с одежд?

Есть замечание – наплыв согласных в строке «Она заговориТ С Звездою…». С содержанием нельзя не согласиться. Дай Бог до этого не увидеть. Ибо страшно. И не расскажешь никому потом.

СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «ЖИВИ, ЗЕМЛЯ!», давшее название этой части обзора (точнее, я его сама взяла) – тоже лауреат, второе место. Но оно старается объять необъятное. Есть и шероховатости, и недоработки, и избыточные слова… Но основной заряд, главная мысль абсолютно правильная. Что главнее – правильная мысль или правильная форма её воплощения? Попробуем разобраться.

Пылинкой малой в Космосе летит
Родная наша хрупкая планета,
(Планета одновременно и «наша», и «родная», и «хрупкая»… При этом «наша» и «родная» вполне исчерпывают друг друга, рядом они создают избыточный смысл)
Сверкают звезды, словно конфетти:
Им всё равно - зима здесь или лето.
Мы так привыкли к виду за окном -
Дома, деревья, речка или горы,
Задумайтесь - всё это, как фантом,
Жизнь на Земле исчезнуть может скоро!
(«Скоро» - рифма к слову «горы», только потому оно есть. Дополнительного или самостоятельного смысла оно не несёт, наоборот, придаёт фразе «Жизнь на Земле может исчезнуть» суетность, ослабляет её. «Скоро» - бытовое слово, оно означает следующую секунду, час, день, месяц или год. В планетарном же масштабе счёт может идти на десятки, сотни и даже тысячи лет. А в какой мы системе координат, Автор не поясняет. А слово «скоро» таких пояснений требует и предполагает)

Когда-то, в очень дальние года
Хозяйничали люди-великаны,
А динозавров тучные стада
Бродили, словно овцы и бараны.
(Здесь надо хорошо знать мифологию, ни в одном учебнике про великанов нет, но зато о них много сказано в древних сказках, легендах и мифах. Археологам попадаются время от времени ископаемые находки астрономических размеров. Так что факт достоин чего-то большего, чем скупое упоминание одной строчкой в стихотворении. Есть и доказательства, которые покамест показывает только канал REN-ТВ. В общем, это неисчерпаемая тема, из-за которой мы отходим от экологической: может быть, люди-великаны действительно были, но Земля после них досталась нам по наследству вполне в рабочем состоянии. Кто бы ни был до нас, а травим планету сейчас мы. Вообще я боюсь таких «глобальных стихов» – энциклопедию мира в катрен не утрамбуешь, а уйти мыслью в сторону очень легко. Нужна одна, такая же глобальная и общая, идея – ОДНА – для одного стихотворения. Ведь не древние же люди-великаны виноваты в современной экологической катастрофе, это мы постарались, и никто нам в этом не помогал)

Обычными считались муравьи
Размером со слона или верблюда,
Не заметали снегом феврали,
И не было понятия "простуда"!
(То, о чём я говорила выше – утверждение как доказанных фактов, которые нуждаются в подтверждении, и даже тем, что поэт и учёный – разные профессии, объяснить эти строки трудно. Да, если такой муравей лапкой наступит – и проблема простуды будет уже не актуальна. Да извинит меня Автор за эти вольности, но в планетарных масштабах обычная банальная бытовая простуда сбивает настроение. На мой взгляд, от этого катрена можно безболезненно избавиться)

Кто виноват в эпохе катастроф,
И сколько раз природа возрождалась?
Земля гудела в пламени костров,
Стонала от смертельного металла!
(Вот это уже ближе к истине! Один из лучших катренов. Он частично объясняет предыдущие катрены – на Земле жили до нас. Но вопрос – стихотворение посвящено современной проблеме или древней истории? Причем мифологически древней, судя по муравьям. По поводу огня не скажу, а вот потоп, о котором рассказывают почти все мифы, легенды и священные тексты народов мира – за пределами повествования. И ведь всего этого в одном стихотворении не уместить…)
Досталось ей, тяжелый выпал крест:
Леса исчезли - звери, как изгои,
И свалки высотою с Эверест,
А воды рек похожи на помои.
(Я не заметила, как мы переместились в современность. В одном катрене – лёд, в другом – пламень, в третьем – непобедимая свалка, самое страшное нестихийное бедствие. Но перехода между ними нет, связь разорвана, умом понимаешь, что логически одно следует за одним, а воспринять это тяжело. Я считаю это общей бедой всех «глобальных» стихотворений. «Всеохватные» стихи бьют во много целей разом, и очень многое хочется сказать. Что ж, читаем дальше…)

Чего мы ждём? Ведь кончится лимит
Отпущенного ей иммунитета!..
Пожалуйста, не умирай, живи,
Единственная, главная планета!

Прекрасный призыв. Финал не хорош – он прекрасен в контексте выбранной темы и общей темы конкурса. Ну, что ж, победителей не судят, я думаю, Автор на излишнюю придирчивость не обидится. Но я вижу перечисление глобальных катастроф – таких, как оледенение, пожары, а они могут быть и природными; рассказ о цивилизациях, по каждой из которых можно сочинять поэмы. И только лишь в одном катрене мелькают свалки, загаженные реки и вообще – современная экологическая ситуация, которую создали мы сами, без ледников и пришествия комет, выжигающих леса, а также непростужаемых муравьёв. Но зато очень афористичный и «программный» (в хорошем смысле слова) финал. Запоминается последняя фраза, говорил Макс Отто фон Штирлиц. Хотелось бы большей чёткости от логики предыдущего повествования, без «отвлекающих манёвров». Сейчас всё стихотворение уступает по выразительности и накалу финальному призыву.

СТИХОТВОРЕНИЕ №36 «ПАМЯТНИК» отличается, конечно, от размера знаменитого пушкинского «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», да и смысл у него другой.

Давайте памятник поставим всем пересохшим руслам рек...
А вместо рощи пни оставим, где правил хищник-человек...
Всем в Лету канувшим озёрам, коль не блестят, как зеркала.
Колодцу сгинувшему скоро в проулке на краю села.

(Чтобы поставить памятник, нужно много усилий – архитекторов, разработчиков, наконец, средства, проект, место, фундамент, и т.д. А чтобы «вместо рощи пни оставить», особого таланта скульптора не надо, да и сама фраза «оставим пни вместо рощи» звучит двусмысленно. Мы их оставим, то есть спилим деревья, или мы хотим всем показать, какой варвар тот, кто это сделал? Вне контекста можно судить двояко, в контексте, конечно же, речь идёт о показе в воспитательных целях)

Дождям кислотным, бурым тучам, пропитан чем и мой Урал.
Дымам и копоти вонючей, которыми не раз дышал...
Поплачем по отцам и братьям, чья смерть пришлась на "чёрный час",
По брошенным в округе хатам, где тихо жизнь оборвалась.

(Теперь – внимание! Мысль лирического героя преломляется, он внезапно оборачивается и видит огонёк надежды):

А, может быть, ещё успеем детей и внуков защитить?..
Давайте станем чуть мудрее, ведь с нами Бог и дружбы нить.
Давайте памятник поставим тому, кто с совестью в ладу.
Делами Родину прославим, себя порадуем в саду.
(Такой памятник, как в первом катрене, пожалуйста, не надо!)

Давайте памятник поставим всем тем, кто борется со злом,
Тогда гусей крикливых стаи вновь возвратятся в чистый дом.
Давайте памятник построим стихам, родному языку,
Творцам забытым и героям, сердца которых начеку.

Помянем лес, вздохнём о речке, поплачем о ручьях в тиши.
Добро начнём творить от печки, от всей распахнутой души.

Пытаюсь собрать воедино раздробленное стихотворением сознание. Начинается дело так: «давайте поставим памятник засохшему руслу реки и вырубленным деревьям». Потом Автор как бы оглядывается вокруг и думает – но ведь не всё ж ещё потеряно! «А давайте поставим памятник тем, кто не потерял надежды, не плачет над вырубленным лесом, а сажает его», то есть тем, «кто борется со злом». Нельзя так полярно менять проект, скульпторы не успевают! А вообще лучше никому памятники не ставить, а людям, которые помогают природе – помогать. Природа – лучший памятник самой себе, и живой, что выгодно отличает её от всех остальных памятников.

Вообще все финальные стихи можно приводить целиком, а не кусками, настолько разнообразна мысль Авторов. Вот СТИХОТВОРЕНИЕ №34 «ЕСТЬ СОЗДАНИЯ СВЕТА И СОЗДАНИЯ ТЬМЫ…». Страница моего обзора – 29-я вордовская, мне совестно место занимать, но обязательно сходите по ссылке, просто рекомендую. Очень зрелое, мудрое стихотворение. Не очень сложное по конструкции, но и не простое.

Есть создания Света и создания Тьмы.
Не найти лишь ответа – кто же, грешные, мы?
Унесённые ветром дней минувших плоды
Скрылись с дымом и пеплом допотопной вражды.
Тайны древних секретов… Ни начал, ни концов…
Миллиарды скелетов, города мертвецов…
Обстоятельства смерти сохранил артефакт.
Может, мы и не черти, но не первые – факт!
Гибель целых народов… Поле битвы – Земля…
Лом железных уродов переполнил поля…
Без намёка на сказку слишком все увлеклись! –
В однородную массу даже камни спеклись…

Для затравки достаточно, остальное, надеюсь, дочитаете в конце обзора. Очень чёткая мысль о том, что всё это уже было, человечество уже проходило «атомный ад», и те, кто уцелел, дали начало новым цивилизациям. В глобальном масштабе теория «звёздных войн» популярностью не пользуется, но как версия – почему нет… 

В мире, найденном нами, дикий ужас хранит
Раскалённый огнями стекловидный гранит.
…Мы открыли секреты и людей, и Богов,
Скрытых в недрах планеты под покровом веков!
Доживём ли до лета после долгой зимы –
Мы – создания Света,
Мы – создания Тьмы?!

Давайте завершать разговор. И вот – финальное мнение на этот счёт, СТИХОТВОРЕНИЕ №26 «ПОДМЕТАЮ ЗЕМЛЮ». Вообще я за деятельную доброту, за то, чтобы сделать пусть мало, но хоть что-то, чем соболезновать издали. Если большие беды начинаются с малого, то, может быть, какую-то беду на уровне этого самого «малого» и можно будет остановить? Все не остановишь – но тем не менее… Конечно, «теория малых дел» провалилась ещё в XIX веке, в пользу более глобальных преобразований. Но кто это всё будет делать? Те, кто не смотрит на проблему издали, а действует. Вот лирический герой из стихотворения, завершающего обзор, подметает землю… 

Должность у меня простая, дворником давно служу,
Землю утром подметаю и в порядок привожу.
Подметаю в переулке, ранний час – прохожих нет,
Тут валяются окурки, там - бумажки от конфет.

Вижу землю некрасивой, в сквере кто-то пил вино,
Кто-то банку из-под пива взял и выбросил в окно.
Люди мусорят невольно, не подумав, просто так.
Ведь земле – совсем не больно, для земли – какой пустяк.

Ведь земля, она - не цербер, чудо-юдо рыба-кит,
Ведь земля, она всё стерпит, всё забудет и простит.
Ну а я мету аллеи в сквере рано поутру,
Землю нашу пожалею, как сумею, уберу,

Сяду в старой телогрейке на минуту отдохнуть,
И с любимой со скамейки посмотрю ещё чуть-чуть
На «заплаканные» ивы, на «седые» тополя,
Полюбуюсь, как красива наша милая земля...

Часто снится сон мне странный, до рассвета – полчаса,
А какой-то добрый ангел подметает небеса.
В храме мусор убирает, вытирает аналой,
У ворот святого рая тихо шаркает метлой.

Спят и демоны, и боги, спят небесные миры,
Только он метёт дороги, переулки и дворы.
Спят и звёзды, и планеты, отдыхают жизнь и смерть,
Солнце всходит, до рассвета должен ангел всё успеть…

***
Стихотворения, принявшие участие в обзоре конкурса «ЗЕМЛЯ – НАШ ДОМ»
3. http://www.stihi.ru/2016/03/17/1866         
27. http://www.stihi.ru/2013/08/21/986 
23. http://www.stihi.ru/2013/05/07/8393 
19. http://www.stihi.ru/2010/12/05/6034 
8. http://stihi.ru/2016/06/30/1219 
12. http://www.stihi.ru/2017/02/04/11950
10. http://www.stihi.ru/2017/04/04/3119 
14. http://stihi.ru/2016/04/26/1522 
24. http://www.stihi.ru/2011/08/06/1721 
25. http://www.stihi.ru/2012/09/02/2494 
28. http://www.stihi.ru/2013/01/04/6604 
29. http://www.stihi.ru/2016/02/06/3820 
31. http://www.stihi.ru/2012/06/07/6414 
5. http://www.stihi.ru/2012/03/08/7997 
32. http://www.stihi.ru/2017/05/19/8196 
4. http://www.stihi.ru/2012/03/08/8030 
6. http://www.stihi.ru/2016/02/20/5557
17. http://www.stihi.ru/2013/02/27/8218 
18. http://www.stihi.ru/2016/06/09/3385 
37. http://www.stihi.ru/2017/05/20/4204 
41. http://www.stihi.ru/2014/12/01/8319   
43. http://www.stihi.ru/2016/06/23/1066 
20. http://stihi.ru/2015/07/23/9971 
38. http://www.stihi.ru/2015/07/12/3120 
21. http://stihi.ru/2013/06/24/2133 
40. http://www.stihi.ru/2008/10/16/1648 
1. http://www.stihi.ru/2014/02/11/4781
36. http://www.stihi.ru/2016/09/05/2522 
34. http://www.stihi.ru/2011/08/26/1694 
26. http://www.stihi.ru/2017/06/05/11268

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО