К нам Лермонтов сходит, презрев времена

Ольга Ботолина
                …Но есть еще одно желанье!
                Боюсь сказать! - душа дрожит!
                Что, если я со дня изгнанья
                Совсем на родине забыт!

                Найду ль там прежние объятья?
                Старинный встречу ли привет?
                Узнают ли друзья и братья
                Страдальца, после многих лет?
                «Спеша на север издалёка...»,
                М.Лермонтов,   конец 1837
   
   Приступить к данному материалу подтолкнуло выступление в городском клубе ветеранов-северян «Северное сияние» с сообщением о Юрии Михайловиче Лермонтове к его 200-летнему юбилею. Задача ставилась простая: напомнить основную информацию о его жизни и творчестве. Почитать сообща стихи поэта или посвящения ему. Обратившись к материалам о поэте, погрязла по уши. Да так увлеклась, что не остановиться. Поскольку регламент не дал возможности развернуться, пришлось коснуться только основных событий его жизни. И вдруг мне захотелось продолжить повествование, разобраться, насколько связано имя поэта с севером и связано ли вообще. Точнее, с Великим Новгородом и Поморьем. Итак, идею воплощаю в жизнь: исследую "перекрёстки".

«Спеша на север издалёка...»
    
  Случай ли привёл «южного, кавказского» Лермонтова на новгородскую землю, судьба ли занесла? Оказывается, поэт с юности был одержим легендами о новгородской вольнице. Кружили будущему поэту голову и руины древние, и Волхов – великая река. А реальная новгородчина вошла в жизнь офицера через военную службу в  аракчеевских казармах Селища, что неподалеку от Малой Вишеры и Великого Новгорода, где с февраля по апрель он служил в чине корнета.
 И оставил земле новгородской память о себе и гордость за то, что ходил по земле этой великий русский поэт золотого века. А ещё - несколько стихотворений о Новгороде. Вот как отзывается о новгородской тематике лермонтовских стихов писатель, критик и публицист Владимир Григорьевич Бондаренко в книге «Лермонтов: Мистический гений»: «Непродолжительную новгородскую службу поэт отметил в поэзии разве что эпиграммой на белокурого немца Цейдлера. Все остальные так называемые северные стихи Михаила Лермонтова были написаны или раньше, в московско-петербургский период, или позже». Поверим учёному, главное-то для нас, что стихи поэтом написаны и сохранились. Великое литературное наследие в истории Новгорода. Но это будет позже, а пока…
   Высочайшим приказом от 11 октября 1837 года Михаил Лермонтов был переведен из места своей первой ссылки на Кавказ в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк под Новгород. Полк в то время дислоцировался в местечке Селище, в знаменитых селищенских казармах. Судя по рассуждениям поэта в письме дядюшке Павлу Петровичу, не рвался он к месту службы: «… мне скоро грозит приятное путешествие в великий Новгород, ужасный Новгород…» Называя службу в казармах «путешествием», да ещё и «приятным», в пасмурном-таки настроении прибыл поэт в манящий и «ужасный» Господин Великий Новгород. Для него это – край древней вольности, воспетый декабристами, с одной стороны, и место аракчеевских военных поселений – с другой. Гродненский гусарский полк принимал участие в подавлении восстания в Польше в 1830 – 1831 годах. О кровавой истории Селищенских казарм Лермонтов, конечно, знал от С. А. Раевского, служившего в Департаменте военных поселений.

   Из письма М. Ю. Лермонтова С. А. Раевскому: «Наконец, меня перевели обратно в гвардию, но только в Гродненский гусарский полк, и если б не бабушка, то, по совести сказать, я бы охотно остался здесь, потому что вряд ли поселение веселее Грузии».

   О пребывании в гродненских гусарах великого русского поэта упоминается в мемуарах его сослуживцев А. И. Арнольди, М. И. Цейдлера, а также в переписке поэта и его современников. Из мемуаров А. И. Арнольди:
«…Надобно сказать, что Гродненский полк, да и вообще 2-я кавалерийская дивизия в прошедшее царствование Николая, вероятно, по месту нашей стоянки, вдали от столицы и всех ее прелестей, считалась как бы местом ссылки или какого-то чистилища, так что Лермонтов — не единственное лицо из гвардейских шалунов, офицеров, прощенных за разные проступки и возвращаемых в гвардию, из перебывавших у нас в полку…».
   «Могу смело сказать, что для пользы службы лучшего места для стоянки полка и сыскать было трудно и оттого, как мне кажется, служба во всех своих проявлениях нигде так исправно не шла, как в нашем полку, да и вообще в тех полках нашей дивизии, которые были расположены, подобно нам, в таких же казармах, тянувшихся по Волхову до Новгорода».
 «…Лермонтов в то время не имел еще репутации увенчанного лаврами поэта, которую приобрел впоследствии, и которая сложилась за ним благодаря достоинству его стиха, и мы, не предвидя в нем будущей славы России, смотрели на него совершенно равнодушно…»
***
   Селищенские казармы дважды в год – во время ледостава и ледохода по р. Волхову – были отрезаны от внешнего мира. В полку господствовали псевдогусарские традиции (картёжная игра и выпивки), быстро надоевшие поэту. Он скрашивал свое существование чтением (благо библиотека имела изрядный запас произведений русских и французских авторов), рисованием, работой над новыми стихами, беседами с немногими друзьями, поездками в Новгород. Предполагается, что именно в Селищах Лермонтов сделал своей рукой список поэмы Пушкина «Кавказский пленник», хранящийся ныне в областном архиве.
   Недолго мучился поэт в Селищенских казармах и уже 9 апреля 1838 года был переведен в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк.
«По сути, он и в первой ссылке на Кавказе, как следует, не успел побывать, всё восхищался его природой, то же случилось и со службой в Новгороде. По-настоящему и не отслужил, добилась перевода в стольный Петербург обожавшая его бабушка Елизавета Алексеевна» (В. Бондаренко).
Насколько известно, корнет Михаил Лермонтов шесть раз дежурил по полку, два раза участвовал в церковном параде.
 ***
   В жизни Лермонтова в Новгороде исследователи отмечают некую двойственность. С одной стороны, с юных лет для него Великий Новгород был краем русской вольницы (что вызывало интерес вольнолюбивого поэта), свободной республикой, где жили бунтующие герои, где славянский богатырь Вадим восставал против варяга Рюрика. С другой стороны, он ехал служить в этот город в период аракчеевских поселений (не потому ли «ужасный город»?).

 «На севере диком…»
"Северная поэзия Лермонтова похожа на статую древности, которую откопали в развалинах. Статуя прекрасная, совершенная, но совсем позабытая"
(В. Бондаренко).
   Встречались высказывания, что как-то не совсем вяжется север с Михаилом Лермонтовым. Хотя упоминается о русских корнях рода Лермонтовых, которые идут из Костромского и Вологодского Севера. А вот поэтическое отражение Севера в мировоззрении самого поэта:
Север силой ли только велик?
Жизнь там веры полна,
счастья там сторона,
И послушен там сердцу язык!
   И воспитан он был на новгородских былинах. « Явная русскость торчит из всех углов его новгородских стихов». Он соединяет воедино свободолюбие и отчизнолюбие. В 1830 году юноша пишет стихотворение "Новгород", хотя там ещё не бывал. Чувствовал его родным и близким.
Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?… Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!..
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!..
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит.
   Это, скорее, мечта Лермонтова о русской вольности, а не описание города. Не случайно философ Владимир Соловьев отметил в Лермонтове «прямого родоначальника того направления чувств и мыслей, а отчасти и действий… которое для краткости можно назвать "ницшеанством". Удивляет, как молодой человек, не достигший совершеннолетия, так хорошо знает исторические характеры и мировую литературу, заимствуя лишь то, что ему необходимо, придавая содержанию глубинный русский смысл.
   Его новгородская поэма "Последний сын вольности" - песнь славянству, угнетаемому чуждыми русскому духу варягами.
Княжит Рурик в Новегороде,
В диких дебрях бродят юноши;
С ними есть один старик седой —
 Он поет о родине святой. Он поет о милой вольности!
В "Последнем сыне вольности", где изображается и "великий", и "ужасный" Новгород, звучит упрек против иноземного ига. Обманулись вы, сыны славян! Чей белеет стан над городом? Завтра, завтра дерзостный варяг /Будет князем Новагорода, /Завтра будете рабами вы!..
   Лермонтов, как мы знаем из сведений о биографии, - бунтовщик. Он и в творчестве таков: пишет с «налетающей на него стихией творчества». Прототипом главного героя поэмы послужил реальный герой из русской летописи Вадим Храбрый, защищавший независимость Новгорода и павший от руки Рюрика. Вадим для вольнодумцев XIX столетия был символом борьбы за свободу и вольность.
   Вот какие строки рождала буйная голова молодого поэта:
Приветствую тебя, воинственных славян Святая колыбель!
 С восторгом я взирал на сумрачные стены,
Через которые столетий перемены
Безвредно протекли; где вольности одной
Служил тот колокол на башне вечевой,
Который отзвонил ее уничтоженье.
И сколько гордых душ увлек в свое паденье!..
Скажи мне, Новгород, ужель их больше нет?
Ужели Волхов твой не Волхов прежних лет?

   В 1478 году Иван III уничтожил в Новгороде вечевое правление, и колокол был снят. Но остался ли новгородский дух у северян? Новгородской теме посвящены стихи 1830-1837гг.: "Новгород", "Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель!..", поэма "Последний сын вольности", "Песнь Барда", "Могила бойца", "Баллада».
   В апреле 1838 года корнета Лермонтова перевели в лейб-гвардии гусарский полк, расквартированный под Царским Селом. Последняя встреча Лермонтова с Новгородом состоялась в начале мая 1840 года. Поэт уезжал в новую ссылку, на этот раз последнюю и роковую… Но помнят великого русского поэта плац и мощные старые стены из красного кирпича Селищинских казарм в Чудовском районе. На одной из них висит мемориальная табличка с текстом: «Здесь, в Селищенском военном городке, с февраля по апрель 1838 г. В Гродненском гусарском полку служил великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов». Рушится по кирпичику вместе со стенами сама история, в том числе и наша...
1 апреля 1946 года по решению исполкома Новгородского горсовета в Новгороде появилась улица Лермонтова. Ныне, правда, переименованная в Стратилатовскую. Зато напротив Софийского собора,на памятнике «Тысячелетие России» намертво прижилось скульптурное изображение Лермонтова.

Новгород

Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?.. Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!..
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!..
Есть бедный град, там видели народы
Всё то, к чему теперь ваш дух летит.
   В новгородской деревне Выбити находится родовое имение князей Васильчиковых:  Александр Илларионович Васильчиков — русский общественный деятель и писатель, бывший секундант дуэли Лермонтова с Мартыновым.

***
   Связано ли имя поэта с Поморьем? Помимо того, что его биография и творчество изучались по школьной программе?
   Оказывается, в 17 веке его предки перебрались в Россию из Шотландии и обосновались в поместье Галицкого уезда в составе Архангелогородской губернии. Как свидетельствуют архивные материалы, здесь Лермонтовы прожили 300 лет.
   В Архангельске (на острове Краснофлотском) есть улица в честь поэта, хотя, судя по отсутствию информации о факте его пребывания на северной земле, Михаил Лермонтов здесь никогда не был. Местные жители говорят, что место это трудно назвать поэтическим: всюду разруха и грязь, свойственные глубинке. А о Лермонтове здесь знают немногие и немного. Разве то, что он - великий русский поэт, «которого изучают в школе», и то, что «мало пожил» – застрелили на дуэли.

октябрь, 2017