Россия - Крым в единстве два крыла

Нина Плаксина
«Россия - Крым» – в единстве два крыла.

(История строительства  Крымского моста)


Венок сонетов


                Эпиграфы:    «Мост надёжный, красивый –
                Настоящий шедевр!
                Крым – частица России,
                Мост – связующий нерв.
                Николай Тарасов
 
                «Это моя земля. Это моя работа.
                Это моя опора. Это моя ответственность.
                Это моя гордость. Это на века. Это для моих
                детей. Это моя дорога домой. Это моя страна.
                Мы соединяем берега. Мы строим будущее. Мы 
                строим мост».
                Реклама, которую я никогда      
                не прерывала.
                От края, до встречного края
                Дорог размотаем холсты:
                Россия своих не бросает –
                Тоннели ведёт и мосты!
                «Дрейфующий Крым»,
                Иван Романов-Клинский


                Пронзаю мыслями я глубину веков,
                Чтобы познать смысл жизни бытия.
                Хочу услышать зов своих отцов,
                И кем была для них моя земля.
                Михаил Томошевский, «Откровение»
               
               



                Благослови живое воплощенье,
                Решение науки во плоти,
                Храни трёхмерную модель пути.
                Люби, Господь,  и мост, и восхищенье.
                Автор



1
Завершено строительство моста.
Он – связь истории с грядущей далью.
Над Крымом, над Планетною медалью,*
Пролёг, а цель понятна и проста.


Рукопожатием Тамани с Керчью,
Во имя мира, розням вопреки,
Скрепил. Так встарь скрепляли старики,
Благословляя мудрость человечью.

 
Как не поверить  ясности ума:
Это фарватер, вера и опора.
Когда в чести история сама,
К ней тянутся внимательные взоры.


А труд  сопровождало  вдохновенье –
Мы видим уникальное творенье.


2
Мы видим уникальное творенье,
Ласкаем взглядом даль всего пути.*
Счастливый возглас рвётся из груди,
А пращуры спросили б в изумленье.


Где «Бычий брод»,* прохода мелководье?
Да и не нужно на плаву бревно,
В морском пути не лишнее оно.
А здесь!.. Боспорец теребит поводья.


Меоты, скифы жили здесь века,
Аланы думали о переправе,
Искали взглядом вспышки маяка.
Аорсы тоже удивиться вправе.


Сарматы не скрывают удивленье,
Поэту строки дарит вдохновенье.


3
Поэту строки дарит вдохновенье:
Живёт трёхмерная модель моста,*
В пространстве заиграла красота –
Науки деловое наполненье.


Агрессор – коррозийная среда –
Изучена дотошно, максимально,
Сто раз перепроверена реально.
Виват науке в практике труда!


Неточность допустить никак нельзя.
Конструкция живёт не на бумаге.
Технического разума друзья
Верны задаче, цели, как присяге.


А диктатура совести проста:
Шагнула в жизнь упрямая мечта.



4
Шагнула в жизнь упрямая мечта.
Задумались высокие префекты,*
Программы разработали, проекты:
Через пролив дорога – не проста!


В двадцатом веке, точно говоря,
Царь Николай Второй предпринял меры,
К прожекту подключились инженеры.
«Коровий брод» – в задумке у царя*.


Но «резолюцию» внесла война,
Над миром – разрушительная сила
всё изменила. Новая страна
Другие отношения  вносила.


Лишь факты, истину несёт строка:
Сомнений нет – история строга.


5
Сомнений нет – история строга:
Ответит, спросит, сохраняя факты,
Постановления, отчёты,  акты.
И каждая записка дорога.


Энтузиасты впереди всегда:
В тридцатые дорогу от Херсона*
тянули через трудности, препоны,
Чтобы пустить по рельсам поезда,


Чтоб «новый мир» – как с чистого листа,
И новый  путь – через пролив до Поти.
Трудились не жалея живота.
Строители сегодня – плоть от плоти.


И мост –  Атлант, громадные размеры,
Награда вдвое – постоянству веры.


6
Награда вдвое – постоянству веры,
Трёхмерный мост – гигант, я вам скажу.
Но фактами тридцатых дорожу,
Дорасскажу вам. Придержу премьеру.


Германия нам поставлять должна
на Керчь крупнотоннажные детали*.
Перечеркнула договор  война,
И план фашисты реализовали,
Через пролив канатную дорогу*
Соорудили, захватив страну.


Защитники в победную весну
Несли мечту к берлинскому порогу.
Солдатская мечта, святая вера
Вошла в сегодня из «до нашей эры».


7
Вошла в сегодня из «до нашей эры»
Победа. Мир из яростной войны
внесли солдаты – воины страны:
Матросы, рядовые, офицеры.


Разруха в Керчи, бедность – хоть кричи.
К процессу стройки приступили сразу,
Трудились от души, не по приказу:
В труде желанном руки горячи.


Но временной конструкция была:
Страна не накопила капитала.
И к ростверкам,* и к сваям из металла
крепили  древесину кизила.*


Ценили мост дороже очага,
И магистраль скрепила берега,


8
И магистраль скрепила берега,
А части, деревянные детали,
И слабые пролёты, не из стали,
Заменят сразу, разгромив врага –


Решили так. И мужества  хватило.
И тыл стоял, как воин на посту:
Проехал главный поезд* по мосту.
Вернула мир уверенная сила.


Открыла счёт история сама:
Победу рельсы пели, ледорезы.
А  в море ледяная кутерьма,
Встречая весть под звуки «Марсельезы»,
Нашла, сломала слабое звено,*
Надводный путь, задуманный давно.



9
Надводный путь, задуманный давно,
Построен был, весной разрушен снова.
Сурова жизнь, но прозвучало слово:
Единству быть – народом решено.


Да, Крым глотнул забвения тоску.*
Россия, терпеливая, прощала,
История лишь факты освещала,
Готовилась к весеннему броску.


Благословила Крымская весна*
Святую встречу матери и сына.
Родные возвратились времена,
А мост что родовая пуповина,


Для радости – счастливая причина,
Трудом великим создана картина.


10
Трудом великим создана картина,
Её писали годы, а не дни:
Работа бесконечности сродни,
А из веков мечта неукротима.


В цепи единой – арки на мосту,
В стихию сини  каждая врастала,
Вплывая, покоряя высоту –
И не найти прочнее  пьедестала.


Пошагово одна водружена,
В пролёт вторая стала на опоры.
Стоит – автодорожный путь она,
Фарватер бережёт в пределах створа.


Всё в трудовом процессе решено:
Из прочной стали сшито полотно.


11
Из прочной стали сшито полотно,
Пути – из четырёх полос расчёты.
Под ними – судоходные  пролёты.
В движении единство учтено.


Красивый мост в сияющей подсветке.
Спешат  автомобили, поезда,
И каждый мчится по своей расцветке,
А по фарватеру идут суда.


Дизайнеры в модель моста ввели
и триколора цветовую гамму*:
Свободу, силу, веру. Соблюли
Отчизны триединую программу.


В порыве трудовом – все  до едина,
А держит вековая пуповина.


12
А держит вековая пуповина,
Что жизнь рождает с капельки, с нуля.
Эпохами хранимая земля
в движении веков неукротима.
Ведь время – миг не удержать в горсти:
Из прошлого в грядущее врастая,
Из непрерывности – мгновений стая
летит, а человек  всегда в пути.


Спешит, спешит – и вся тут недолга.               
Он воплощение забот от Бога.
В движении  дорога  –  дорога,               
А  совесть за работу спросит строго.


Великий мост – великие дела.
Да! Чудо века стройка родила.


13
Да! Чудо века. Стройка родила
«Сегодня» – из мечты, в оригинале.
Держи великолепие  в финале!
В стихи и песни просится хвала.


Стальная лента в берега вросла:
Привет, материковая Россия!
С тобой в союзе водная стихия,
Берёзки трепет, зоркий взгляд орла.


Богата Новь из мудрого Кремля,
Красива, совершенна и велика.
Объятьем крепким сердце веселя,
Улыбками  ликует многолико.


Мой крымский мост, судьба твоя светла:
«Россия - Крым» – в единстве два крыла.


14
«Россия - Крым» – в единстве два крыла.
В глубоком прошлом Дружба мир спасала
и в славное грядущее врастала,
Чтоб жизнь была и счастье берегла.


Рукопожатием решать вопросы – 
Вот символ крымской жизни и весны,
Распахнутой души большой страны.
Здесь неприемлемы вражды заносы.


И не найти милее Талисмана:
Мурлыка «Мостик» – так зовут кота.
Он – Мостовой, Хозяин  Великана,
Ему привычны грохот, высота.

 
Как в доме жизнь –  традиция проста:
Завершено строительство моста.


15
 Магистрал
Завершено строительство моста,
Мы видим уникальное творенье.
Поэту строки дарит вдохновенье:
Шагнула в жизнь упрямая мечта.


Сомнений нет – история строга:
Награда  вдвое – постоянству веры,
Вошла в сегодня  из «до нашей эры»,
И магистраль скрепила берега,


Надводный путь, задуманный давно.
Трудом великим создана картина.
Из прочной стали сшито полотно,
А держит вековая пуповина.


Да! Чудо века  стройка родила:
«Россия - Крым» – в единстве два крыла.


Примечания.
(Википедия, словари).

Сонет 1
 «Крым – орден на груди планеты Земля», Пабло Неруда, чилийский поэт и политический деятель. (Слова поэта перефразированы).

Сонет 2
Крымский мост. Решение о строительстве моста через Керченский пролив было принято в марте 2014 года. Его протяженность составит 19 километров, а общая стоимость проекта оценивается в 228 миллиардов рублей. Все строительные работы планируется завершить до конца 2018 года.
Бычий брод –  Керченский пролив  во времена Боспорского царства был весьма мелководным и назывался «Бычий брод»  (греч. ;;;;;;;;.)

Сонет 3
Трёхмерная модель моста (3D  в документах) – Дизайнеры создали точную трехмерную модель арок моста через Керченский пролив. Трехмерная модель моста создана на основе рабочей документации проекта и остается «живой», уточняется. Арки Крымского моста с действующим автомобильным и железнодорожным движением теперь можно увидеть в обновленной 3D-визуализации.
Рабочий вариант 3D-визуализации создается в разрешении 7K. Трехмерное моделирование конструктивов моста стартовало еще в 2015 году, на этапе разработки проектной документации, и продолжится до завершения разработки рабочей документации проекта в 2019 году. Сейчас это детализированная модель по всем участкам 19-километрового мостового сооружения. Она позволяет проектировщикам и остальным участникам проекта увидеть будущие конструктивы не только в двухмерном пространстве чертежа, но и в реалистичном объёме.

 Сонет 4
Префект – (лат. Praefectus) – начальник, командующий, должностное лицо,
Интерес царя. В 1903 году идеей строительства моста через Керченский пролив заинтересовался российский  император Николай ll.
К проектированию были подключены лучшие российские инженеры, которые к 1910 году  разработали проект «Керченского переезда», однако его реализации помешала Первая мировая война.
Бычий брод – он же Коровий брод.

Сонет 5
В 1930 году советские инженеры подготовили проект железной дороги от Херсона до Поти именно через этот участок. С Германией был подписан договор о поставке крупнотоннажных деталей моста. Однако реализации  договора помешала начавшаяся Великая Отечественная война. А во время войны оккупанты здесь возводили мост и хотели строить не временный, а постоянный объект, а российское командование приняло решение не бомбить этот участок, чтобы сохранить то, что было сделано.
После Великой Отечественной войны на этом месте был возведен временный мост, который был снесен ледоходом.

Сонет 6
Оккупировав Керчь, Гитлер потребовал возвести пятикилометровый постоянный мост, с пропускной способностью до тысячи тонн грузов в сутки, однако проект не был реализован.
В 1943 году немецкие войска соорудили канатную дорогу
9 мая 1945 года, фашистская Германия официально признала свое поражение во Второй мировой, то есть в Великой Отечественной войне.
Крым освобождён от фашистов в 1944 году. Крымская стратегическая наступательная (8 апреля – 12 мая 1944 года) операция вошла в историю как одна из важнейших наступательных операций Великой Отечественной войны. Ее целью стало освобождение Крымского полуострова.

 Сонет 7
Ростверк – горизонтально расположенная часть свайного фундамента, воспринимающая и передающая нагрузку от стен здания (сооружения) на сваи. Кроме этого функциональное назначение ростверка состоит в равномерном распределении всех усилий посредством объединения отдельных свай в единую конструкцию.
Верхняя часть свайного или столбчатого фундамента, распределяющая нагрузку равномерно от несущих элементов сооружения, соединяющая сваи или столбы.
 Самшит и кизил самые твердые породы, из их древесины делали детали для машин, мостов из-за недостатка металлических.

Сонет 8
3 ноября 1944 года прошёл первый поезд от станции Крым до станции Кавказ.
11 февраля 1945 года,  за несколько дней до разрушения, по мосту проехал личный поезд Ворошилова, на котором возвращались с Ялтинской конференции главы правительств из стран Антигитлеровской коалиции.
18 февраля лёд разрушил 32 опоры. Пролётные строения упали в море.
20 февраля повреждено 42 опоры. Сохранилось 73 опоры, эстакада и земляная дамба. Восстанавливать мост не стали, правительственная комиссия рекомендовала разобрать мост и выстроить новый.
 «Марсельеза» использовалась в качестве гимна России, наряду с Интернационалом, в течение некоторого времени. (Оригинальный текст
П. Л. Лаврова).

 Сонет 9
Крымская грусть. На основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года (утверждённого законом СССР от 26 апреля того же года) Крымская область выведена из состава РСФСР и введена в состав УССР.
Крымская весна – официально используемое крымскими властями название событий весны 2014.  Долгожданное воссоединение Крыма с Россией.

Сонет 11
Цветовая гамма. Проект предусмотрел статичную светоцветовую картину.  Арочные пролеты подсвечены тремя цветами: автодорожная арка – синим, железнодорожная – красным светом, а фарватерные опоры и наружные вертикальные конструктивные элементы арок – белым.
Белым светом подсвечены и все опоры.

Синонимы к слову «мост»:  уникальное строенье, в единстве два крыла, чудо века, вековая пуповина, картина, полотно, уникальное творенье, упрямая мечта, награда вдвое, постоянство веры, магистраль, надводный путь, двухмерный мост, стальная лента, полотно из прочной стали, подарок Новь.
2017 год, 8 сентября  –  20 сентября 13: 08.  24сент. (Сведения о работе над Венком сонетов)

ОТЗЫВЫ:

     Четверг, 16 ноября 2017, 23:05 +03:00 от Валерий Басыров <vbasyrov@mail.ru>:

    Нина Викторовна, доброй ночи!
    Закончил вычитывать Венок сонетов.
    Добротная работа. Поздравляю.
    Удачи!
    С уважением
    Валерий Басыров
(Издатель альманахов и журналов "Доля", "Долька" (для детей), "Крым")


Рецензии на «Россия - Крым в единстве два крыла» (Нина Плаксина)

Нина, спасибо за замечательную работу!
Мост будет и тогда я проеду по нему, вспомнив Ваш венок сонетов.
С волной уважения
Царь Нептун 2   16.11.2017 20:32



Здравствуйте, уважаемая Нина!
И мост велик, и слава России величественная, и венок сонет хорош)..
Спасибо!
Мира, Света и Благоденствия России и её народу - труженику и победителю!
С уважением, искренне - Н. Т.
Николай Тихонович Пидласко   17.11.2017 06:46 





Ещё раз, от души поздравляю!
Рада встрече с очередным творением Вашим!
Как всегда, глубоко и фундаментально... С должным уважением к истории и к художественному слову, с искренней радостью осознания грандиозности события...
А то, что в произведении строительство моста –  факт свершившийся (завершённый), лишь подчёркивает силу веры Вашей и звучит добрым посылом.
Пусть сбываются мечты! И да здравствует СтЕфанос (с греч.: венок сонетов)!
Новых Вам открытий, дорогая "сонетная мама"))
Ирина Коляка   19.11.2017 12:52



В цепи единой – арки на мосту,
В стихию сини каждая врастала,
Вплывая, покоряя высоту –
И не найти прочнее пьедестала.

БЛЕСК!!!

Отлично! Профессионально! Грамотно!
Нужная историческая справка - пространный экскурс.
Титанический труд с осознанием патриотического долга.
Целую руки и преклоняю колено.

Разместил: Адольф Зиганиди
Втр, 28/11/2017 - 22:47


Мне понравилось Ваше произведение! Масштабная, серьёзная работа! Думаю, будет очень полезна для изучения в школах, да и в летописи строительства моста займёт достойное место!
Леонид Дьяченко   10.12.2017 14:52



Да пусть, уважаемый, они из Брюсселя хоть миллиарды гигантских метеоритов на нас нашлют, места живого не оставят, всю Землю нашу российскую насквозь продырявят, космическим лучом всё живое у нас выжгут, хоть до обугленной дыры, — а мы им наши исконно русские Крым, Донбасс, Одессу и Киев всё равно не отдадим! Отстоим ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ! Не зря же название нашей российской планеты Земля происходит от русского слова «земля»! Ведь это же нам всем о чём-то говорит!
Клятва вечного братства!
Иван Семизайцев   18.02.2018 23:43


Нина, очень нужная, добротная работа проделана.
И главное: здесь не просто творческий подход виден,но показаны объективные факты - реальные и физически ощутимые, ставшие той основой произведения которой веришь, принимаешь и гордишься.

"Лишь факты, истину несёт строка:
Сомнений нет – история строга".

Не вызывает сомнения и то, что мост, его рукодельцы, разработчики и вдохновители, этот венок сонетов, как частица великих надежд великого народа,войдут в летопись лучших достижений нашей Родины.
Поздравляю.
Искренне рад.

Владимир Гахов   19.02.2018 11:48

ВИКТОР ЕРГИН
"Рукопожатие Тамани с Керчью..." –
профессиональная рецензия на Венок сонетов "Россия - Крым –  в единстве два крыла",  автора сайта Стихи.Ру  Нины Плаксиной.

"Рукопожатие Тамани с Керчью..."
 (Рукопожатием решать вопросы – вот символ крымской жизни и весны).
    На рецензию представлено автором сайта Стихи.Ру Ниной ПЛАКСИНОЙ (адрес страницы на сайте Стихи.Ру: http://stihi.ru/avtor/plaksinanina) замечательное по содержанию и необычное по форме произведение – ВЕНОК СОНЕТОВ под названием "Россия – Крым – в единстве два крыла" (История строительства Крымского моста). Венок сонетов состоит, как и положено, из 15-ти коротких стихотворных отрывков, написанных в форме сонета, причем первые строчки начала каждого сонета в самом конце – в финале –  сплетаются и соединяются в "венок сонетов", то есть в самостоятельное ОТДЕЛЬНОЕ стихотворение –  "МАГИСТРАЛ" (15-й венчающий ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ все изложенное выше "сонет").   
 
    Перед тем как перейти к разбору и анализу представленного автором Ниной ПЛАКСИНОЙ произведения (далее – ВЕНОК СОНЕТОВ), необходимо указать и пояснить, что такое "венок сонетов" вообще, как стихотворная форма и как метод, способ поэтической (стихотворной) мысли. Для уяснения этого, обратимся к словарям и другим литературоведческим источникам.
 
     Beнoк coнeтoв – это архитектоническая фopмa поэмы, состоящей из 15 coнeтoв. Beнoк coнeтoв строится так: тематическим и композиционным ключом (основой) является заключительный coнeт (или Магистрал), замыкающий собой поэму; этот, пятнадцатый пo счёту, coнeт пишется раньше других, в нём заключается замысел всего Beнкa coнeтoв. Пepвый coнeт нaчинaeтcя пepвoй cтpoкoй мaгиcтpaлa и зaкaнчивaeтcя втopoй eгo cтpoкoй; первый стих второго сонета повторяет последнюю строку первого сонета и зaкaнчивaeтcя этот coнeт третьей cтpoкoй мaгиcтpaлa. И так далее — до пocлeднeгo, 14-гo сонета, который нaчинaeтcя последней cтpoкoй мaгиcтpaлa и кончается пepвoй eгo cтpoкoй, замыкая собой кольцо строк. Taким oбpaзoм, 15-й, руководящий, заключительный  coнeт cocтoит из cтpoк, пocлeдoвaтeльнo пpoшeдшиx чepeз вce 14 coнeтoв. Beнoк coнeтoв изoбpeтён в Итaлии в 13 в. Этo вecьмa тpyднaя пoэтичecкaя фopмa, тpeбyющaя oт пoэтa иcключитeльнoгo мастерства (особенно в подборе выразительных рифм). Первый Beнoк coнeтoв на pyccкoм языке принадлежит Ф. Коршу, который в 1889 г. перевёл Венок сонетов славянского пoэтa Франца Пpeшepнa. Оригинальные Beнки coнeтoв нaпиcaли: Bяч. Ивaнoв («Cor ardens»),
B. Брюсов («Роковой ряд»), M. Boлoшин («Lu;aria»), из советских поэтов — C. Кирсанов («Becть o мире»), M. Дудин («Орбита»), C. Maтюшкин («Осенний венок»). Источник:
         
       Как видит уважаемый читатель, автор Нина Плаксина выдержала форму "венка сонетов" полностью и предельно точно, чисто. Но поскольку речь идет в данном случае о строительстве Крымского моста, как именно архитектурного сооружения, как об инженерном объекте, как о "чуде" современной архитектурной мысли ("Да! Чудо века. Стройка родила" – 13-й сонет), то само по себе слово "МАГИСТРАЛ" напоминает слово МАГИСТРАЛЬ, имеющее глубинное и поэтическое значение уже не в плане КОНСТРУКЦИИ "венка сонетов", как итоговый сонет, а как сама по себе МАГИСТРАЛЬ – полотно, мост, дорога по которой пойдут поезда и машины (которые уже идут по Крымскому мосту) именно как по "магистрали", как по дороге. Нина Плаксина сама использует это слово "магистраль" именно  в этом прикладном техническом значении "дороги" "пути", "направления" ("И магистраль скрепила берега" – 8-й сонет).
   
         Таким образом, автором верно НАЙДЕНА и удачно подобрана изначально правильная и обоснованная форма для выражения своих мыслей, поэтических посылов и размышлений, в том числе, основанных на исторических фактах, о чём говорят нам дальнейшие "авторские примечания"(в конце после "венка сонетов"), к которым мы, конечно, обращаемся, читая Венок о строительстве моста в Крым. Понимание этого и обретение СИЛЫ поэтического высказывания, дыхания и ЧИСТОТЫ гражданского патриотического пафоса автора, и дают нам в самом начале чтения "венка сонетов" те самые КЛЮЧИ, которые позволяют и в дальнейшем до самого конца чтения (включая авторские пояснения и примечания) неотступно и внимательно следить за мыслью автора, следовать по этому самому МОСТУ В КРЫМ, по этой магистрали уверенно, свободно и чётко! Без падений и провалов. Венок написан именно так – ровно, чётко, уверенно. И очень искренне и честно. Написан патриотом своей Родины –  России.
***
       "Венок сонетов "Россия – Крым – в единстве два крыла" большая и бесспорная поэтическая и литературная удача поэтессы Нины Плаксиной. С самого первого сонета она сразу же вводит нас в тему своего "поэтического" повествования, путешествия, своей ДОРОГИ и до самого конца не отпускает нас, как будто сама Нина Плаксина держит нас за руку уверенно и сильно и переводит по этому "мосту" в Крым, от Тамани к Керчи, неотступно сопровождает нас в Пути как Автор, как Художник, как Поэт.

         Венку сонетов предшествует эпиграф именно от автора:
Благослови живое воплощенье,
Решение науки во плоти,
Храни трёхмерную модель пути.
Люби, Господь, и мост, и восхищенье.

          Думается, выбор эпиграфа к Венку сонетов неслучаен,  не надуман, не придуман. Главная мысль "эпиграфа" к Венку сонетов "Россия-Крым: в единстве два крыла" это понимание и постижение того, что сам по себе Крымский мост, как уникальное инженерное сооружение ( "Мы видим уникальное творенье"- 2-й сонет) по длине и по сложности его сооружения, по красоте и важности для России, есть именно Промысел Божий, то есть НЕ РУКОТВОРНЫЙ, а БОЖЕСТВЕННЫЙ объект, результат "труда "прежде всего Бога, а потом уже- Человека, как его высшего и самого прекрасного создания (творения). Об этом нам говорят такие строчки из эпиграфа, как: "Люби, Господь, и мост и восхищенье". "Благослови живое воплощенье", "Храни трехмерную модель пути", "Решение науки во плоти". Здесь - в эпиграфе- автор Венка сонетов Нина Плаксина в каждой строчке этого четверостишия заложила мысль о БОЖЕСТВЕННОЙ природе ("замысле") Крымского моста, как неповторимого и ни на что не похожего "сооружения".

           И мы, читатели, уже в ЭПИГРАФЕ в этом мини-сонете тоже считываем эти мысли Автора и понимаем его, разделяем его мысли и отношение. Причём, сделано это в ЭПИГРАФЕ очень тонко и поэтично, поскольку БОЖЕСТВЕННЫЕ слова запрятаны, "помещены" в строчки очень умело и ненавязчиво, очень верно и точно! Причем, Бог и Наука (Человеческий Разум) отнюдь не противопоставлены друг другу Ниной Плаксиной, а, наоборот, в них нет никаких внутренних противоречий или нестыковок, неувязок, поскольку ВСЕ ПОЛУЧИЛОСЬ именно в единстве и взаимодействии Бога и Человека, в их взаимном "труде". То есть вначале Господь благословляет ПРОЕКТ моста, саму ИДЕЮ его строительства как некоего связующего звена (в Венке Нина указывает нам на это слово, упоминая даже его по тексту в историческом экскурсе ("А в море ледяная кутерьма, встречая весть под звуки Марсельезы, нашла, сломала, слабое звено" –  8-й сонет) – решение о его строительстве, которое было принято в марте 2014-го года (см. Примечания к Сонету 2), потом  ученые ("наука") начинают превращать ПРОЕКТ в ПЛОТЬ, в РЕАЛЬНОСТЬ, то есть инженерная и человеческая мысль, благословлённая в самом начале в МОМЕНТ её ЗАРОЖДЕНИЯ Господом начинает ВОПЛОЩАТЬСЯ, ОФОРМЛЯТЬСЯ, СОБИРАТЬСЯ, начинает строиться сам Крымский мост через Керченский пролив протяженностью 19 км, согласно проекта, в том числе ВИРТУАЛЬНОГО 3-D проекта, о котором тоже пишет автор Венка сонетов Нина Плаксина (см. Примечание к Сонету 3).
         
            "Трехмерная модель пути" в эпиграфе воспринимается нами как направление, заданное самим Богом. Путь Бога лежит по Крымскому мосту –  замечательно и зримо! И вот уже мы переносимся в то самое "древнее" и далекое от нас время "ДО НАШЕЙ ЭРЫ", о котором так замечательно и ярко, поэтично и свежо пишет Нина Плаксина в "Венке сонетов" ("Святая вера вошла в сегодня из "до нашей эры" – 6-й сонет). Сама по себе это очень сильная и яркая строчка из 6-го сонета заставляет меня легко и просто сказать автору Нине Плаксиной: "Браво, Автор!" Не каждому удается, не будучи архаичным и нечленораздельным, не используя  устаревшие и отжившие слова, а именно современным русским языком ПЕРЕНЕСТИ нас в ту самую ИЗНАЧАЛЬНУЮ и ДАЛЕКУЮ старину – во времена ДО НАШЕЙ ЭРЫ, во времена Христа. А Нине Плаксиной в "Венке сонетов" это блестяще и убедительно удалось!
***
      Очень много поэтических и образных находок, ярких "жемчужинок" стихотворной поэтической мысли заложила Нина Плаксина в свой Венок сонетов. Я отмечу в рецензии только часть их, которые мне показались наиболее удачными, необычными, яркими и освежающими, как те самые брызги ГОЛУБЫХ и ПРОЗРАЧНЫХ волн из Керченского пролива, которые бьются об опоры Крымского моста и, разбиваясь, несут свет и красоту! И Поэзию, конечно!

1. "Рукопожатием Тамани с Керчью во имя мира, розням вопреки, скрепил" (сонет 1): удивительная неповторимая находка Нины! Здесь имеется ввиду ГЛАВНАЯ цель строительства Крымского моста в марте 2014-го года, когда противостояние России и Украины в Крыму и на Донбассе (в Донецке и Луганске) уже было зримым и всем понятым, очень трудным, тяжелым и  ..."глупым", никому не нужным. "Во имя мира", "розням вопреки" – то есть цель строительства Моста – это Мир. И это передано прекрасно и убедительно Ниной. Никому не нужны, ни украинскому народу, ни русскому народу, РОЗНИ, ВРАЖДА, МЕЖДУУСОБИЦА и ЗЛО. Великий гуманистический пафос Венка сонетов и самого его ОБЪЕКТА – Крымского моста – не может не радовать, не подкупать нас, её читателей.  Рукопожатие как СИМВОЛ мира, примирения, окончания ссоры, вражды, войны между двумя странами и двумя народами.

2. "Когда в чести история сама, к ней тянутся внимательные взоры" (сонет 1): очень верно и тонко подмечено! История как наука является одной из самых Главных героинь Венка Сонетов "Россия - Крым – в единстве два крыла". Поэтому, думается, что неслучайно и не напрасно автор Нина Плаксина уделила именно историческим событиям и истории самого полуострова Крым в своем произведении значительное и весомое место ("История лишь факты освещала, готовилась к весеннему броску" –  9-й сонет). Мысль автора заключается в том, что если ИСТОРИЯ как наука и как знание ценится, уважается, признается и уважается в обществе, то есть,  когда она "в чести", то у этой страны есть будущее! Есть будущее только у того народа, который чтит и бережет, ценит и уважает, изучает и собирает свою Историю. И тогда уже при таком подходе и отношении к Истории и шире – Памяти народа – и молодежь, и детвора, и новые поколения в стране будут ОБРАЩАТЬ на неё внимательные, вдумчивые взоры, беречь и изучать её. Браво, автор! И читать книги, в том числе и о Крыме и о Тамани, о Керчи. Нам тут же сразу вспоминается Михаил Юрьевич Лермонтов и глава из его романа "Герой нашего времени" – "Тамань". Ведь история литературы – это часть общей науки ИСТОРИЯ.
   
3. "Агрессор – коррозийная среда,  изучена дотошно, максимально". Тоже здорово и зримо. Агрессивное поведение, хулиганское или бандитское –  это есть по сути КОРРОЗИЯ, разрушение, разложение и Личности и Моста, и Народа (такое тоже возможно, как показывает жизнь). Тут нам дана отсылка на термин, который в дальнейшем и уже тогда - в 2014-м году- часто и необоснованно использовался Украиной и её властями победившими на Майдане, -"Россия-агрессор", "Россия на нас напала", "Россия начала войну" и т.д. Агрессивной и провальной "политике" разжигания межнациональной розни и вражды, автор противопоставляет ДРУЖЕСКОЕ рукопожатие "во имя мира". И это здорово! Коррозийная среда должна изучаться "максимально", "дотошно", поскольку если не изучать её и не брать в расчет, то даже построенный МОСТ можно не сохранить, он может быть разрушен как различными ВНЕШНИМИ силами так и изнутри, силой и мощью Природы ("коррозией метала"). Поэтому эти строчки про "агрессию" и "коррозию" звучат, как и предостережение и предупреждением всем нам. Мало задумать и построить Крымский мост и пустить по нему как по "магистрали" автомобильное и железнодорожное движение (сообщение), надо еще и сохранить сам "мост "в Истории, уберечь его и защитить от нападок и возможных атак. Поэтому и "неточность допустить (тут) никак нельзя" (3-й сонет).

4. "Награду вдвое – постоянству веры" (конец 5-го сонета – начало 6-го сонета). Очень свежая и поэтичная мысль! Тот кто хоть и верил когда-то в самом начале, но потом то ли под влиянием давления или иных жизненных обстоятельств и проблем, тревог и напастей отказался от своей Веры, тот не получит Награду вообще. Но тот, кто верил от начала до конца и не отступил ни на шаг от САМОГО себя и от своих принципов и идеалов, тот получит НАГРАДУ ВДВОЙНЕ! За верность Вере. За постоянство своих идеалов. За мужество и честность. За достоинство и терпение.

5. "Защитники в победную весну несли мечту к победному порогу". Браво, Нина! Так тонко и точно сказать о Войне и Памяти в одной строчке всего лишь – это большое мастерство и дорогого стоит! Тут комментарии и разъяснения излишни. Сказано предельно чисто, честно, емко – ПОЭТИЧНО!

6. "Эпохами хранимая земля в движении веков неукротима". Мысль, заложенная в этой строчке 12-го сонета, в следующем. С одной стороны, должен быть здоровый консерватизм и уважение обычаев и традиций отцов и дедов, уважение к старине и старшим, к их опыту и их достижениям и успехам. "Эпохами хранимая земля" – это память предков и уважение к ним и к этой ГЕНЕТИЧЕСКОЙ памяти Народа и к Истории, о которой мы писали выше в рецензии. По сути, это уважение к своей Родине и стремление её защищать и оберегать. Но при этом должно быть и РАЗВИТИЕ движение вперед, вширь и вверх! Мост это не застывшая конструкция, это СИМВОЛ движения и развития, новых технологий и 3-G моделей и проектов, о которых говорится в Венке сонетов. Мы живем в 21-м веке, и это век новых информационных и интернет-технологий! Мир полупроводников и квантовых технологий! Все это использовалось при строительстве Крымского моста. Несомненно. Иначе бы он, просто, не мог быть построен. "Движение веков" неукротимо и неостановимо! В этом залог развития и успеха будущих поколений и наших потомков. Крымский мост –  это, по сути, Путь из Прошлого через Настоящее в наше общее Будущее.
       Это Путь, который мы прошли вместе. Это дорога, которая была трудной и важной. Но мы выстояли, сдюжили, ПОБЕДИЛИ!
       Мы построили этот Мост.

 Виктор Ергин, литературный редактор, критик и рецензент.
Команда Стихи.Ру

С уважением, литературный редактор, критик и рецензент Виктор ЕРГИН (Москва - Архангельск-Вельск)
11 марта 2019 года (рецензия рекомендуется для публикации в любом альманахе РСП сайта Стихи.Ру вместе с Венком сонетов)   
 11 марта 2019 г. 18:54