Взгляд из-за кулис Падают в августе яблоки

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА КЛУБА СФ
«ПАДАЮТ В АВГУСТЕ ЯБЛОКИ»
АВТОРА НАТИКО

«Конкурс посвящён уходящему лету. Принимаются произведения с пейзажными, любовными и философскими мотивами. Обязательным условием является наличие в стихотворении слов из темы конкурса: «август» или «яблоко», а также их однокоренных слов или словоформ. Например: августовский вечер, яблоня в саду, Яблочный Спас и т.п.»
Начнём обзор сразу с анонса, поскольку у нас яблоки падают не в августе, а в ноябре. Поэтому не будем откладывать ещё дальше и перейдём непосредственно к стихотворениям. Их 48, и все приблизительно об одном и том же, с вариациями. Когда во всех без исключения стихотворениях говорится о яблоневых садах, августе и звёздах, эти вариации становятся наиболее интересной частью обзора. Но, с другой стороны, выбрать между несколькими яблоками разных сортов гораздо легче, чем между яблоком и ананасом, например. Не случайно на конкурсах поварского искусства мастерам дают в качестве задания один и тот же рецепт, в данном случае – яблочного повидла. Это я уже понемножку цитирую наших Авторов, чтобы не затягивать события и поскорее перейти от слов к делу.

***

Мне нравятся все времена в году,
У каждого из них своя примета:
То по весенним лужам я бреду,
То восхищаюсь разноцветьем лета.

Приятно мне шуршание листа,
Покрывшего по осени дорожки,
И раннего зазимка чистота,
И все в узорах сказочных  окошки.

Но нет милей, чем в августе, поры:
Со щедростью, богатством урожая
Природа отдаёт свои дары,
За летний труд людей вознаграждая.

Как в августе обилен звездопад!
Ночное небо взглядом я объемлю,
Вдыхая спелых яблок аромат,
Что словно звёзды падают на землю.
Запятые перед словом «поры» и после слова «дары» я поставила. «Словно звёзды» тоже должно быть выделено, но это детали. В СТИХОТВОРЕНИИ №10 «АВГУСТОВСКИЙ ЗВЕЗДОПАД» вот этот последний образ понравился мне больше всего, очень афористично. Как я уже сказала, всюду – яблоки, всюду – август, всюду – звёзды. А этот Автор установил между ними такой интересный поэтический мостик-образ.
В строчке «Ночное небо взглядом я объемлю» появляется прямо таки возвышенная, торжественная риторика, высокий «штиль». Но, возможно, открывшаяся поэту панорама заслуживает такого слога. А яблоки, что, «словно звёзды, падают на землю», связывают земное и небесное.
Классическое, я бы даже сказала, хрестоматийное стихотворение о временах года.

***
Начнём с яблочного варенья-повидла-джема и прочих вкусностей. СТИХОТВОРЕНИЕ №26 «ЯБЛОК НАПАДАЛО» начинается по-бытовому:

Яблок нападало. Надо б варенье сварить...
Лето стремительно в слякоть осеннюю мчится.
Нынче у яблок безудержный запах корицы.
Запах корицы... Ничем его не перебить.

Сыплются яблоки, катятся к нам под балкон.
Яблок-то нынче...  ох, не напасёшься Ньютонов.
Сяду сегодня под яблони  рядом с  балконом,
Может быть, тоже открою великий Закон.

После первой строчки стало прямо обидно за поэзию – очень простое начало. Но дальше стали происходить те самые переходы между лёгкой иронией, самоиронией и образностью, которые делают стихи особенно «вкусными» для читателя. Про образность я сказала не случайно – собственно говоря, никакой возвышенной риторики, каких-то невероятных ассоциаций здесь нет, простые вещи называются своими именами и обозначаются простыми словами, но поэт отмечает именно такие штрихи и детали, которые и создают у меня образ яблочного месяца, предвестника осенних холодов. Он видит поэтическое в простом, обычном и даже обыденном. А уж упоминание Ньютона вообще покорило моё критиканское сердце – надо сказать, что это единственный Автор, у которого в качестве ассоциации к яблоку возник этот учёный.
Но не всё подвластно науке – во всяком случае, метеорологам, утверждает дальше Автор, к сожалению, яблоко на голову не упало:

Сводки опять выдают ненадёжный прогноз.
Дождь зарядил  бесконечный и муторный танец.
Нынче у яблок такой  бесподобный  румянец,
Как у детишек в трескучий январский мороз.

Яблоки падают. Близится яблочный Спас.
Осень врывается в лето совсем без зазренья,
Надо на днях наварить,  постараться, варенья.
А к январю, может, ты возвратишься как раз.

Автор не поясняет никаких подробностей: кто это должен возвратиться к январю, неизвестно, ведь раньше об этом ничего не было сказано, но расчёт на то, что тут уже читатель тоже немножко поработает и домыслит. 

У Автора СТИХОТВОРЕНИЯ №29 «ПРЕДОСЕННЕЕ», и не только у него одного, яблоки вызывают другие ассоциации – с Эдемским садом.

Мы не ждали разлук и печали.
Это лето запомнится тёплым.
Это лето не станет прощальным -
Так шептали береза и тополь.
(«Тёплым» и «тополь» - очень отдалённая рифма. Несмотря на то, что согласные совпадают, полного созвучия нет)

Этим летом ни яблок, ни вишен.
В голый сад захожу осторожно.
Но Эдем простирается выше,
И сбываются замыслы Божьи.

Нам оттуда покажется странным
Мир, где зимы бывают и вёсны,
Где сочатся у дерева раны
И всегда предсказуема осень.

Стихотворение очень мелодично и меланхолично, в меру загадочно. С точки зрения техники «вёсны» и «осень» такая же неточная рифма, но она гораздо приятнее, чем «тополь-тёплым». Автор обошёлся без привычного нам августовского урожая, но зато в этом стихотворении много печали, «и всегда предсказуема осень».

Вот ещё одно спелое и вкусное СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «ЗРЕЕТ АВГУСТ»:

Безмятежность, покой, тишина
И щемящая нежная благость...
Журавлиная песня слышна...
Зреет август.

Гул пчелиный и мёд на устах,
До весны запечатаны соты.
Кое-где появилась листва
С позолотой.

А у воздуха  – яблочный вкус
И арбузная сочная свежесть.
Улетают стрижи – в сердце грусть...
Неизбежность...

Укороченная последняя строка помогает расставлять акценты. Удачно звучит «яблочный вкус» и «арбузная свежесть» как атрибуты воздуха – красивый образ. Только на строчке «Улетают СТРижи – в сеРДЦе ГРуСТь» невольно спотыкаешься: я даже решила, что здесь сбой ударения, но никакого сбоя нет, есть обилие согласных, стоящих рядом. На фоне остального повествования, прозрачного и плавного, даже мягкого, строка сразу обращает на себя внимание.

На закате – скупое тепло,
Холоднее и строже рассветы,
Паутинкой слетает в окно
Бабье лето.
(Не совсем точная рифма «тепло» и «окно» мне здесь совершенно не мешает)

А влюблённым – что август, что май,
Ворожат под ночным звездопадом,
Им неважен погодный раздрай –
Лишь бы рядом...

Как раз таки обещанного «раздрая» Автор нам и не показал, наоборот, сплошная идиллия: «безмятежность, покой, тишина», «паутинкой слетает в окно» воздух, пропитанный «яблочным вкусом» и «арбузной свежестью». Так что никакого раздрая я не нашла, всё благополучно и соразмерно времени года, но самая последняя строка хороша: неожиданный вывод подвёл черту и как бы завершил произведение, поставил точку. Если бы были только яблоки и воздух, даже такой ароматный, как сказал Автор, то было бы скучно. Конечно, природа существует и будет существовать сама по себе, без нашего непосредственного участия, но только человек может увидеть и отразить её в стихах.

В СТИХОТВОРЕНИИ №21 «ДЫХАНИЕ ОСЕНИ» тоже вполне мирная картинка, только почему-то Автор чувствует «дыхание осени», получается, ещё в июле и августе. Не рановато ли? И ещё: очень неудобный ритм. Вернее, ритм вполне удобный и даже простой, двусложный, но из-за выбранной Автором длины строки на последний слог приходится ритмическое ударение. Но он же – одновременно – завершающий, а, завершая строку, мы невольно понижаем интонацию, и никаких акцентов здесь, по логике вещей, быть не должно. А тут, получается, каждый раз заново набираем в грудь воздуха, уже проговорив целую фразу. Из-за этого проговаривания возникает только лишняя пауза в каждой строчке. В то время как для лирического произведения ритм должен быть плавнее. Незначительные сбои ощущаются уже в первой строке, когда под ударение попадают рядом стоящие предлоги-гласные: «У июлЯ И У Августа /Мягкость тёплая в названии».
И только в последнем катрене (для меня, во всяком случае, в моём понимании) смысл наконец-то пришёл в гармонию с ритмом:

Грусть светла. Пейзаж художника
В рамке, золочёной листьями,
Отвергает невозможное,
Отразив земные истины.

Странно – один и тот же ритм… То есть, пока Автор передавал чувства, рифмовал «августа» и «уста» (кстати, интересная рифма!), я смысл и ритмическую организацию воспринимала отдельно. Как будто медленный пересказ того, что должно читаться на одном дыхании. А в финале, благодаря паузе внутри строки и тому, что в последнем катрене фактически небольшое обобщение, наблюдение и размышление, всё стало соразмерным.

В СТИХОТВОРЕНИИ №17 «ЯБЛОЧНЫЙ СПАС» - народные обычаи. Да, сейчас никто не выходит в поле, вооружившись серпом; конечно же, картинка поэтизирована, и даже идеализирована, такая художественная, немножко сказочная старина в стихотворении… От которой нам остались только рецепты и названия блюд. Слова «люд», «амбар», «дельницы» - тоже оттуда, из славянского прошлого. Строчка «Сжат серпами урожай в жарком поле жницами» останавливает на себе внимание частыми повторами – сжат, жницами, урожай, жаркий… Это, конечно же, художественный приём, тоже, кстати, напоминающий сказочные присказки. Простые радости, сбор урожая, заполненные амбары и погреба, как будто сказка решила на секунду ожить.

Продолжает гастрономическую тему СТИХОТВОРЕНИЕ №13 «УЛЫБНУСЬ». Интересный способ сохранить память обо всех временах года: лето скоротечно, весна и осень мимолётны, что же делать зимой, вечера которой длиннее всех остальных времён года, вместе взятых?

Но рецепт один храню в секрете:
Только «зажелтеется» земля,
Рву я одуванчиков букетик,
Собираю солнце на полях.

Разнотравья горсть, да ложка мёда –
Все пойдёт в душистое вино!
Пусть пока  себе тихонько «бродит»,
Пригодится скоро мне  оно.

А когда пурга завоет где-то,
Беспричинно навевая грусть,
Я плесну в бокал немного лета
И воспоминаньям улыбнусь!

За афористичность финала и «натуральный продукт» вполне можно поднять бокал.

СТИХОТВОРЕНИЕ №25 «ЖЕНЩИНЫ ВАРЯТ ПОВИДЛО» кулинарным может показаться только на первый взгляд, на самом деле оно философское. 

Август  меняет палитру. 
Яблоки в самой поре.
Женщины варят повидло
В каждом соседнем дворе.

Солнечным запахом сидра
Полон  повидловый  чад.
Женщины варят повидло
Для домочадцев и чад.

Чад – детей, и чад – жар от приготовления пищи хоть и логичен, обоснован, но всё равно воспринимается как тавтология: а что же, чада не относятся к домочадцам, раз упомянуты через «и», как перечисление? Но не будем придираться к смысловой рифме, безусловно, самой точной во всей конкурсной подборке. Вообще Автор невероятно скрупулёзен в выборе слов, это ощущается. Ничего случайного в стихотворении нет, ни одна муха в повидло не попала. Кроме того, выбранный ритм и содержание образуют единое целое. С размером Автор угадал идеально.
Различные вариации рифм, чтобы в каждой строке повторялся рефрен «Женщины варят повидло», я разбирать не буду, среди них есть безусловные находки, Автор ни разу не повторился. Уже даже с этой точки зрения – зарифмовать «повидло» в шести подряд строках – техническая часть удалась. Но, мне кажется, у Автора была тайная мысль и графически показать, что всё в жизни возвращается к одному и тому же, всё меняется, но неизменно одно – женщины в каждом катрене варят повидло. И эту мысль Автор подтверждает:

Мчатся года, но как видно
Лета незыблем уклад.
Женщины варят повидло
Тысячелетья подряд.

Мимо проносятся хитро
Сонмы  времён и вождей. 
Женщины варят повидло,
Что же  на свете  важней?

СТИХОТВОРЕНИЕ №14 «ЧТО ЖЕ ТЫ ВСЁ ПЛАЧЕШЬ…» - не о яблоках, но об августе, и у меня лично оно вызывает отношение неоднозначное. Судите сами:

Что же ты всё плачешь, Аннушка Горенко?
Не тебя - Ахматову - травля ждёт и стенка,
(Сразу вопрос. Я, конечно, понимаю, что рифма к «Горенко» должна была быть подобрана, но не совсем понимаю, почему именно такая) 
Горе и запретщина, ждановское лаянье!
…Ты пока что женщина на Руси не главная.
Платье, вон, с заплатами, Аннушка Горенко…
Ты же не Ахматова - на клубнике пенка.
На причёску стильную льёшь то хну, то охру!
Ты совсем не сильная, но мальчишки сохнут…
Чу, птенцы чернильные не летят с бумаги…
Ты совсем не сильная, нет в тебе отваги!
(Понять любого человека нелегко. Воспринимать его однозначно, линейно, в «чёрно-белом» ракурсе, без оттенков – тоже, тем более человека творческого, яркого. Но эти слова с Анной Ахматовой у меня не ассоциируются. Может, мало читаю, да?)
…Но ведома некиим зовом, очень скоро
Ты напишешь «Реквием» и стихи из сора,
Августу треклятому в ноги не поклонишься,
И к тому, рогатому, не пойдёшь в наложницы.
(Я не знаю, какой «рогатый» здесь подразумевается – опять-таки, читаю мало, да… И пояснений нет)
…Так гуляй, гулёна, словно кошка в марте!
(No comments)
Жаль мне Гумилёва на соседней парте
(…)
…Что же ты всё плачешь, Аннушка Горенко?
Не тебя - Ахматову - вспомнит он у стенки.
Смолкнут два «пиф-пафа»… Август. Яблок пад.
…Бродит тень жирафа вдоль речушки Чад.

Я допускаю, что Автор знает биографию Анны Ахматовой в разы лучше меня, он больше читал, но всё-таки… Анна Андреевна скончалась 5 марта 1966 года в Подмосковье, а здесь написано: «…травля ждёт и стенка». Если «стенка» в переносном значении, то должны быть кавычки. Вот в строке «Не тебя – Ахматову – вспомнит он у стенки» оно в прямом значении. Но опять-таки, сказать «Пиф-паф» о расстреле Николая Гумилёва... Мы же не говорим «два пиф-пафа» о дуэли на Чёрной речке, и другой – на горе Машук?
Далее. «Жаль мне Гумилёва на соседней парте» - эту строку я тоже не поняла. Сложно было находиться «на соседней парте» мальчику и девочке в Мариинской женской гимназии. В дореволюционных учебных заведениях смешанных классов вообще не было, и после 1917 года они возникли далеко не сразу. Если бы фраза звучала как «познакомились во время учёбы», я бы поняла, но «за соседней партой» в современном понимании означает «учились в одном классе». «Учиться одновременно», в одни годы, приобретает значение «учиться в одном классе». А ведь это разные понятия.
Ещё раз повторюсь: возможно, Автор знает больше меня. Возможно, я знаю биографию двух поэтов поверхностно, а он изучал глубоко. Но почему тогда поверхностным выглядит стихотворение, и как в этом случае понять «гулёну», «юность, дурость»? Автор вроде бы защищает память Анны Андреевны от «ждановского лаяния», от тех, кто сразу её не оценил, вроде бы сокрушается по поводу её женской судьбы, но в то же время проходится по ней такими эпитетами… Я не против смелости в образах – я за уважение к памяти поэтов и за точность в выборе слов для выражения этого уважения. Это не попытка придраться, Автор, это попытка понять – всё-таки поругали или похвалили? Или хотели напомнить читателям о том, «из какого сора» растут стихи? То представление о поэтессе, которое находится в моём сознании, со стихотворением упорно не совпадает.

СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «ЯБЛОКО ДЛЯ БУНИНА» приведу в противовес. Сразу скажу: поэзия Ахматовой и Гумилёва мне гораздо ближе, чем творчество Бунина. Но вот стихотворение в честь Бунина получилось гораздо однозначнее и понятнее, чем стихотворение в честь Ахматовой. Я его, с позволения читателей, приведу целиком, не для сравнения, а для того, чтобы прочитали те, кто не ходит по ссылкам внизу страницы:
1
Рекою шампанское, губы бесстыжи
Поклонниц;
На вороте пятна помад.
…Зачем же в весёлом и тёплом Париже
 Вам снова привиделся бабушкин сад*,
Где, няня, ворча, самовар кочегарит,
На камерном блюде распластан пирог,
Алеет развязанный бант на гитаре,
А яблоки россыпью жёлтой у ног -
Их сотни уже, но в траву то и дело
Срываются новые души с ветвей,
Как будто бы им дозревать надоело
В саду золотистом у тёмных аллей…               

2
…А в вечном Париже не вечное счастье,
Здесь можно гостить, но не боле того,
Ведь даже меняя судьбу в одночасье,
Нельзя в одночасье отвергнуть богов!
Здесь всё в аромате ванильного крема,
Пресыщен, расслаблен и короток путь.
…Иван Алексеич, позвольте сквозь время
Антоновку позднюю Вам протянуть
Из сада, где ветер, с прохладой играя,
Ломает на лужицах временный лёд,
Где в мамины шали уткнулась борзая,
И няня Вас Ванечкой к чаю зовёт;
Куски пирога остывают на блюде,
Полуденный иней похож на слюду,
И яблоки - самые главные люди
Тем августом в Вашем последнем саду…

*воспоминания о саде в Озерках под Ельцом, саде его бабушки Анны Ивановны Чубаровой, прошли через многие произведения писателя. (*примечание Автора)

Здесь тот же приём, что и в предыдущем стихотворении – названия конкретных произведений, сборников вплетаются в текст как самостоятельные образы, задача которых – вызвать у читателя нужные ассоциации и воспоминания. Но здесь ассоциативная игра слов не воспринимается как игра, а, наоборот, добавляет колорит, делает стихотворение интереснее. Ярко показано и всё остальное: и Париж русских эмигрантов, и детство со вкусом антоновских яблок, и слава писателя, и грусть человека по утраченному, и всё это – точными умелыми штрихами. Обе части воспринимаются как единое целое, при этом одна без другой не утрачивает смысла, но теряет часть выразительности, а вместе они усиливают общее впечатление. И, самое главное, в отличие от предыдущего стихотворения, мне понятна цель написания и смысл произведения в целом.
Кстати, Автор один и тот же, сейчас я говорила о стихотворении-лауреате первой степени, а выше был лауреат второй степени, того же Автора. Жюри высоко оценило оба стихотворения. А я оцениваю это. 

В СТИХОТВОРЕНИИ №32 «АВГУСТ-КОРМИЛЕЦ» впервые упоминаются рукавички – тоже, согласно народным приметам, атрибут Яблочного Спаса.
 
Приближает прощания час
Конопатое звонкое лето,
И, согласно народным приметам,
Рукавички готовь про запас!

Осень где-то уже за углом,
Тонет август в объятьях тумана,
Ароматом душицы медвяной
Полон воздух в саду городском.

Красивое, правильное пейзажное стихотворение, и все образы на месте. В общем и целом – хорошая, пейзажно-домашняя лирика, опять-таки, хрестоматийное произведение, можно изучать.

В СТИХОТВОРЕНИИ №37 «БАБУШКА» тоже вяжут, только на этот раз носочки. 

Падают яблоки зрелые, красные
Август вещает - к слезам.
Бабушка вяжет руками уставшими,-
Подслеповаты глаза.
 
Как смастерил муж когда-то скамеечку,
Так и состарилась с ней.
Вроде тепло, но сидит в кацавеечке,
Всё ожидает гостей.
 
Было три сына, но все поразъехались,
Вести с оказией шлют.
Домик ветшает и крыша с прорехами -
Ветер зимою был лют.
 
Вяжет носочки с узором цветастеньким,
Шерсти нашла три клубка.
Будет подарочек внученьке Настеньке...
Спицы мелькают в руках...
Если «вести с оказией шлют», значит, что сыновья контакт поддерживают, да и носочки «внученьке Настеньке» можно вязать, если знаешь, сколько ей лет, и примерно представляешь размер ноги. С другой стороны, прорехи в крыше и ветер, который «зимою был лют», говорят о том, что неактивно как-то сыновья поддерживают этот контакт, приезжают, но редко, помогают, но мало, или не помогают вовсе: во всяком случае, бабушка пользуется скамеечкой, сколоченной ещё дедушкой. Да и три клубка явно последние, и те, судя по всему, бабушка еле нашла. И не брошена, и не под присмотром. Но трагедия в том, что она ведь не в окружении семьи вяжет эти носочки, а в одиночестве...
С точки зрения техники – слишком много уменьшительно-ласкательных суффиксов в последнем катрене. «Настенька» вполне логично рифмуется с «цветастеньким», но рядом «носочки», «подарочек», и в целом они теснятся и мешают друг другу. Эту бабушку мне и без уменьшительно-ласкательных суффиксов жалко.

СТИХОТВОРЕНИЕ №39 «ПОЛДЕНЬ. ЖАР. ПЫЛАЮТ ЛИЦА» - из другой сферы, хлеборобов и «битвы за урожай». Причём это очень качественный представитель своего жанра – хороший поэтический язык, точность, «чёрточки» и детали со знанием дела. Стихотворение живое, реалистичное, правильное. С одной стороны, в нём вроде бы ничего не происходит, но, с другой стороны, в каждом катрене и каждой строчки что-то случается – обычная жизнь.

Вдалеке белеют крыши. Незатейливый пейзаж.
Солнце катится всё выше, бродит по небу, как страж,
чьи лучи - подобно стрелам, жалят землю там и тут.
Тени прячутся несмело, вновь от тучек помощь ждут.
(Пейзаж действительно незатейливый, но его тоже нужно уметь изобразить, а изобразил его Автор хорошо. Только под конец стихотворения, в последнем катрене, спотыкаешься об обороты, в которые Автор явно хотел вместить слишком много)
Ложки зорко шарят в мисках. Хлеб горячий на столе.
Здесь в умах работы риски, где бахвальство на нуле.

Вот эта строка – самая «искусственная» строка во всём стихотворении. Остальные как будто сами собой рассказываются, а здесь даже невооружённым взглядом видно, что Автор над ней очень напряжённо работал, старался то, о чём думал, уместить в одной строчке. Смысл каждого слова понятен, а вот связь между ними не очень удобна – так не говорят, это не естественно для обычной речи. Но я ведь поняла, о чём Автор думал, а раз поняла, значит, смысл выразить ему всё-таки удалось.

СТИХОТВОРЕНИЕ №44 «СМЕЛАЯ» не совсем о смелости. Точнее, несколько о другой смелости, которая представляется, когда произносишь это слово. Сейчас поймёте:

Пряча след и путая,
Птичий слыша гам,
В зарослях тропу тая,
Тихо, по шагам,
В аромате трав густом,
Где истомой - дни,
Мы гуляем с Августом,
С Августом – одни.

Здесь мне показалась интересной техника – составные рифмы, почти идеально совпадающие по звучанию (вспомним «чад» одного из стихотворения №25). И для такого короткого произведения это, безусловно, примечательно. Технику нельзя не отметить.

СТИХОТВОРЕНИЕ №48 «ЗАПАХ ЯБЛОК» тоже хотелось бы упомянуть, просто потому, что хорошо написано: о детстве, о яблоках, пейзажно-ностальгическая картина. Смысл, конечно, перекликается со смыслом многих других стихотворений этого конкурса, но особенно понравились строчки:

Что ж сегодня меня не радуют
Ананасы и манго вкус?

Первое и единственное противопоставление «яблок» и «ананасов». Со счётом «10:0» выигрывают яблоки. И, таким образом, обходя всех защитников и полузащитников, вкус детства побеждает супермаркетную современность. 

Упомяну и СТИХОТВОРЕНИЕ №47 «ЯБЛОЧНЫЙ ДИПТИХ», но цитировать не буду. Рекомендую найти его и прочитать в списке ссылок. Цитировать его нужно только целиком, а приводить по кусочкам жалко. Очень хороший поэтический язык, как говорится, не к чему придраться. Да и не хочется. Одно из самых удачных блюд нашей «августовской кухни».

***

Мой август подхватил простуду,
присел смиренно в позе Будды,
надев осеннюю вуаль.
Убей меня из пистолета
последним воскресеньем лета
моя тягучая печаль.

Я решила «дострелить» читателей напоследок.  Раньше такого я себе не позволяла, но, прочитав все стихи, решила тоже осмелеть.
Те, кто собирал яблоки в саду, знает: самые вкусные яблоки нередко до Вас уже оценили гусеницы. Значит, яблоки натуральные – без нитратов, исключительно спелые и замечательные. О том, что в стихах было особенно примечательным, и пойдёт речь в этой части.

«Глаз с неё не сводит и смолистой чёлки»
(Типичная речевая ошибка – «глаз не сводить» можно, можно даже не сводить их «со смолистой чёлки». Но здесь – союз «и», и с грамматической точки зрения он разделяет «её» и «смолистую чёлку», получается, отдельно не сводят глаз с «неё», отдельно – со «смолистой чёлки»)

Не жалеет даров щедрый лес,
Порождая обилие ягод.
И грибов, и плодов хватит на год;
Дождь грибной – панацея с небес.
(Слово «панацея» воспринимается как чуждое, как атрибут иной лексики из-за того, что создаёт дополнительный смысл. «Панацея» - лекарство от всех болезней. Но если и так всё хорошо, урожайно и славно, то к чему панацея – там, где никто вроде бы не болен? При желании над этой строкой поработать можно, а можно оставить и так, ошибки нет, возможно, это просто особенности моего личного восприятия).

К нам ложатся, без заминки, каждый день на стол арбузы.
Их едва до половинки, удаётся съесть, от пуза!
(Слова «от пуза» - совсем другая лексика, даже не лирическая, и не простонародная, и не фразеологическая, и не сленг. Разговорная форма, ради рифмы к «арбузам», но уместны ли такие жертвы?).

Хоть и ярок цвет загара, отпуска умчались в лету.
Болтовнёй подружек пары заполняют кабинеты.
(«Болтовнёй подружек» заполняют кабинеты «пары» - а если не пара, а три подружки? Или отпуск обсуждают на работе двое мужчин – как быть? Кроме того, в Лету можно кануть, но никак не умчаться. Ведь слово «лету» здесь в смысле названия мифической реки, а не времени года, верно?) 

Фрукты, вдоволь и в охоту. За морожеНым и пивом
у столов кафешек, кто-то, умудрился стать счастливым.
(Чтобы стать счастливым «у столов кафешки», а не «за столом», действительно надо умудриться).

Стукнул в окошко  молоденькой веткой,
Любо прикрытой  фатой перламутра…
(Речь идёт о деревце, скажу сразу. Меня смутило слово «любо». «Любо» означает «нравится», словарь Ожегова его употребляет в значении «любо-дорого посмотреть», то есть устойчивого фразеологизма. Здесь «посмотреть» мы не наблюдаем, а на части фразеологизм обычно не делится – он и так лаконичен. В упомянутом контексте слово «любо» не выполняет возложенной на него миссии)

Факельное шествие природы!
Осени пленительный размах.
Бабье лето! Расписные своды
В шелковых тенистых теремах!
Разметался август у порога,
Яркий левитановский пейзаж.
Жаль, тепла убавилось немного,
Холода берут на абордаж.
(Резкие перепады температур и календаря. То факельное шествие природы является «осени размахом», то «август у порога», когда вообще-то ещё жарко, и на дворе лета. «Тепла убавилось немного» - я так понимаю, похолодало, но незначительно, слегка. И тут же «холода берут на абордаж». Когда – в августе? Или в сентябре? Но мы же ещё в августе, по контексту, а, получается, уже сентябрь. Но даже в сентябре не так холодно. Получается, август – самый холодный месяц?)

К чему менять шампаневские искры,
на яблоки антоновских разливов?
(Если слово не помещается в размер, надо искать творческое решение. А то, что мне поисковик Яндекса упорно исправляет «шампаневское» на «шампанское» и обозначает как опечатку – проблема браузера, он тоже, как и я, не знает такого слова)))

Яблоки падают весело,
Бьются о щёки земли…
(Я бы не написала, что яблоки падают именно «весело». Но больше впечатлил оборот «бьются о щёки земли». «И тут он ударился кулаком о щёку нападающего»)))

А я смотрела за забором
своим хитрющим рыжим взором
(ИЗ-ЗА забора, может быть? Смотреть «за забором» - значит, что-то там искать. А вот если подглядывать – то наверняка «из-за забора». В любом случае неточное словоупотребление. Фраза «хитрющим рыжим взором» означает жёлтые или оранжевые глаза, рыжую радужную оболочку. Конечно, в контексте речь идёт о вымышленном персонаже – Чертовке-Осени, собирательном и символичном образе. Но даже в этом случае «рыжим» могут быть кудри, листья, наряд, всё, что угодно, но «рыжий взор» я представляю только у кошки)

Помню себя каждой то;ликой
Только твоим и ничьим.
(Надо сказать, что всё стихотворение тонкое и лиричное, глубоко печальное, осеннее даже, а не августовское, судя по настроению. Но всё-таки «каждой клеточкой» было бы точнее, привычнее, что ли. А «каждой толикой» грамматически требует зависимого слова)

***

Удачные или неудачные это обороты, судите сами, ссылки, откуда взяты цитаты, не прилагаются. Чтобы их обнаружить, придётся прочесть все 48 стихотворений конкурса, а это пока сделала только я. Кто знает, может быть, появится стимул их прочитать, ну да за рекламу мы денег не берём. А вот если уважаемые Авторы улыбнутся вместе с нами – это будет наилучший результат.

Завершаем разговор СТИХОТВОРЕНИЕМ №22 «ОСЕНЬ». Не потому, что оно самое-самое. Здесь много красивых и профессиональных стихов, я уже говорила. Но в этом стихотворении очень оптимистичный и говорящий финал: пусть он будет ещё и финальной точкой нашего обзора.

Осень листву, словно письма о лете,
Мне посылала по почте ветров.
Август замешкался, поздно заметил
Яркий пожар из кленовых костров.

Бабьему лету, смеясь, убегая,
Двери открыл и оставил ключи.
Осень, подруга моя дорогая,
Имя любимое мне прошепчи,

Вновь подари мне медовое счастье,
Зрелость ореха и яблочный рай.
В царстве природы меняются власти.
Лето летит в заколдованный край.

Там слово "вечность" пропитано зноем.
Нам же привычней ветра и дожди.
Под листопадами счастье иное.
Ты по ковру золотому приди,

Время прозренья, открывшихся истин.
Воздух осенний прозрачен и нов.
Будет моя загрустившая пристань
Ждать возвращения светлых стихов.

***

СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ КОНКУРСА «ПАДАЮТ В АВГУСТЕ ЯБЛОКИ»
10. http://www.stihi.ru/2017/08/04/6955 
26. http://www.stihi.ru/2013/08/08/5140
29. http://www.stihi.ru/2017/08/22/7950 
8. http://stihi.ru/2017/07/22/9288 
21. http://www.stihi.ru/2015/08/31/2107
17. http://www.stihi.ru/2017/08/08/7209 
13. http://www.stihi.ru/2016/08/26/9747 
25. http://www.stihi.ru/2013/08/19/5489   
14. http://www.stihi.ru/2017/07/09/3057 
15. http://www.stihi.ru/2016/10/06/10629 
32. http://www.stihi.ru/2017/08/23/2133 
37. http://www.stihi.ru/2011/09/09/1440 
39. http://www.stihi.ru/2016/07/09/3096 
44. http://www.stihi.ru/2017/08/14/6770 
48. http://www.stihi.ru/2017/09/25/8195 
47. http://www.stihi.ru/2017/07/28/7997 
22. http://www.stihi.ru/2015/10/18/4924   

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО