Верлибры Лермонтова. Стихи о фрейлине Бартеневой

Зера Черкесова Новеллы
илл.: портрет Прасковьи Бартеневой кисти Карла Брюллова.
Не правда ли, узнаваемый брюлловский стиль портетистики?

Портрет воспроизводится по:
Эта иллюстрация — репродукция из книги «Русские портреты XVIII и XIX веков. Издание Великого князя Николая Михайловича Романова», выпущенной в 1905-1909 годах в качестве каталога выставки, состоявшейся в 1905 году.

Стих Лермонтова "Слышу ль голос твой..." воспроизводим по Викитеке. В оригинале авторский автограф без разбития на катрены.

* * *

Слышу ли голос твой
Звонкий и ласковый,
Как птичка в клетке,
Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои
Лазурно-глубокие,
Душа им навстречу
Из груди просится,

И как-то весело,
И хочется плакать,
И так на шею бы
Тебе я кинулся.
1838
Справочный комментарий к стихотворению:

361. Датируется 1838 г., поскольку находится на обороте листа с записью «Я в Тифлисе...», относящейся, очевидно, к 1838 году и представляющей набросок к «Тамани». Впервые с опечатками опубликовано в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (1845, кн. 1, стр. 92) под заглавием «Неотделанное стихотворение».
Ст-ние вместе с двумя другими (№ 359—361) представляют три разные вариации одной темы. Все они посвящены одной и той же женщине. Об адресате и особенностях этих ст-ний см.: Найдич Э. Московский соловей // «Огонек». 1964, № 35. С. 17. Из текста стихотворений видно, что они посвящены певице, обладательнице прекрасного голоса. Это была Прасковья Арсеньевна Бартенева (1811—1872). Ещё в Москве Лермонтов посвятил ей в 1831 г. мадригал: «Скажи мне: где переняла Ты обольстительные звуки...» (см. № 253); в её альбом сделал запись Пушкин «Из наслаждений жизни одной любви музы;ка уступает, но и любовь — гармония».
------------------

Как видим, это верлибр, свободный стих. Задолго до моды на верлибры. Но в отличие от сонмища верлибров, лермонтовский вольный стих не кажется хаосом и нагромождением строк; и в этой технике Лермонтову не отказывает внутренняя гармония строк.

Стих Михаила Лермонтова "Слышу ль голос твой..." посвящен замечательной русской певице Прасковье Бартеневой. Стихи ей посвящали и Пушкин, и Жуковский, и многие другие поэты. Портреты писали известные русские художники. Интересно, что Прасковья(Полина) Бартенева была фрейлиной Ее Имераторского Величества. И именно благодаря своему вокальному дарованию, а не знатности рода. Дело в том, что фрейлинами становились девушки из высшего сословия. Но исключительный певческий талант Бартеневой сослужил ей счастливое исключение. В этом ее судьба напоминает случай из истории: испанского короля Филиппа Пятого, "выписавшего" себе знаменитого итальянского виртуоза Фаринелли  для исцеления от депрессий. Фаринелли пел королю согласно Договору каждый вечер ряд лет всего четыре арии, всегда одни и те же, так по преданию. Какие арии, не уточняется. Возможно, в их число входила божественная ария о свободе - ария Альмиры из оперы Генделя "Ринальдо".


 Вот что о Прасковье Бартеневой в авторитетном источнике:

Бартенева, Прасковья Арсеньевна (1811-72) - русская певица (сопрано). Принадлежа к дворянской семье, Б. по понятиям того времени считалась певицей-любительницей; однако выдающийся по красоте голос, вокальное мастерство и музыкальная культура делали Б. подлинной артисткой. Современники называли её «московским соловьем». Художественная проникновенность её пения вызывала восхищение слушателей, что нашло отражение в поэтическом обращении к ней 16-летнего Лермонтова и в стихотворной записи Пушкина в альбом певицы. Получив звание камерфрейлины, Б. в 1835 поселилась в Петербурге, продолжая выступать в домашних концертах, на великосветских балах, благотворительных вечерах. Б. впервые (в концерте 1838) исполнила каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки.

Лит.: Мсльгунов П., Музыкальная летопись, «Московский наблюдатель», 1835, март, кн. 1 (стр. 162-63); Лермонтов М. Ю., Полное собрание сочинений, т. 1^ М.-Л., 1935 (стр. 498-99).
---------------------
Обычно фрейлинами становились выпускницы Института благородных девиц и из высшего сословия. Попадали во фрейлины девушки и из не высокородных семей.
Прасковью Арсеньевну Бартеневу случайно «увидала императрица Александра Федоровна, супруга Александра Третьего, и не только увидала, но услышала ее голос». Императрица была поражена, - Прасковья обладала редким по красоте и силе голосом «металлического» тембра и обширного диапазона. Исполнение ее отличалось высоким вокальным мастерством и тонкой музыкальной культурой. Репертуар включал романсы русских композиторов, русские народные песни, а также арии из опер итальянских композиторов. Бартеневой принадлежит первое исполнения романса Альябьева "Соловей". В 1830 г. она исполнила впервые  романс «Соловей» А. Алябьева  на московскому балу в честь известной певицы Г. Зонтаг. Красота и проникновенность пения Бартеневой вызывали восхищение слушателей, что нашло отражение в творчестве её современников - поэтов и композиторов. Она была знакома с А. С. Пушкиным (с 1832). Лермонтов посвятил певице новогодний мадригал:

Скажи мне: где переняла
Ты обольстительные звуки
И как соединить могла
Отзы;вы радости и муки?
Премудрой мыслию вникал
Я в песни ада, в песни рая,
Но что ж? — нигде я не слыхал
Того, что слышал от тебя я!

Изумительные строки. Новогодний мадригал Лермонтова, посвященный фрейлине-певице Прасковье Бартеневой, написан уже по всем правилам метроритмической поэзии.


См также мою статью "Маяковский классик  русского верлибра".

http://www.stihi.ru/2016/11/07/11231

А также о других поэтах статьи и очерки в папке:
"Статьи о литературе и поэтах. Лит. критика"
в Произведениях.

http://stihi.ru/2016/11/07/11231
Маяковский классик русского верлибра


19.11.2017 01:26

https://zera-cherkesov.livejournal.com/105453.html
https://zera-cherkesov.livejournal.com/565952.html