Экспертный обзор. Мистер Х, или И. Х. Октябрь-2017

Большой Литературный Клуб
От главной редакции БЛК

К сожалению, третий эксперт так и не представил обзора по октябрьскому лонг-листу, и ГР пришлось срочно искать замену.
Предлагаем вниманию авторов и «болельщиков» обзор Мистера Икс. Он пожелал опубликовать обзор под псевдонимом, прослышав, что и отбор стихотворений на резидентском туре проводился под масками. Имя автора обзора будет рассекречено в ближайшие дни, хотя не исключено, что кто-то узнает его и без снятия маски.
Благодарим коллегу Икса за помощь клубу!
Приносим извинения всем, кто надеялся на своевременную публикацию обзора первоначально запланированного эксперта.

..........

ЮЛИЯ ЛЕЩЕНКО «каждое время»
http://www.stihi.ru/2017/08/17/8797 номинатор Валентин Емелин

каждое время рождает своих героев
доблесть терпения: ждать, пока нам откроют

что мне голос, если я не хочу
в полость слова ладить вороний грай?
утро мреет в очереди к врачу
кто последний медленно умирать?

запрокинув голову к потолку
через трубку пьем невеликий свет
прямо в горло капли его текут
безъязыким зверем мычит сосед

через стены крошечные цветы
прорастают буйно не в свой черед
а внутри, уставший до черноты
он сидит и нас терпеливо ждет

он холодный шпатель своей рукой
вложит в птичий клюв и во львиный зев
и исторгнут те человечий вой
и закроются, присмирев

Речь и не-речь... Вечная тема поэзии.
В стихотворении человечий вой исторгают птицы и звери, а человек оказывается безъязык, он не хочет «в полость слова ладить вороний грай». Сложная система образов, может быть, недостаточно четко прорисованная,  поэтому стихотворение оставляет ощущение некоего «протестного сна», сюр-реальности.

Стихотворение Юлии Лещенко шло первым в списке мне присланных. Далее я решил не идти по пути «сверху вниз», а, наоборот, подняться из глубин лонг-листа вверх. Некоторые стихи остались без комментария, так как показались мне слишком чужими, чтобы я смог о них что-то сказать.


АНДРЕЙ ПОДУШКИН «Никому не грубя, не крича о возмездье»
http://www.stihi.ru/2017/09/14/11077 номинатор Юрий Семецкий

Никому не грубя,
Не крича о возмездье,
Тепловозы трубят
На далеком разъезде.

Грубовато? О нет,
Мелодично, лирично
Им запела вослед
И ушла электричка.

Тепловозы трубят,
Что они привезли мне
Не привет от тебя,
А лишь холод предзимний.

И труби-не труби,
Тепловозы умчатся
В Салехард на Оби,
В Петропавловск-Камчатский.

От любимой пришел «не привет, а лишь холод прездимний». Разлука. Что-то не сложилось в любви. В подсознании героя маячит мысль о «возмездии», в душе сдерживается крик и грубое слово. Но герой сильный, переживает мужественно. Красивый песенный текст с выразительными деталями. Лирический сюжет чуть-чуть недопроявлен, чтобы стихотворение обрело необходимый баланс «всехнего» и «индивидуального» и существовало именно как стихотворение, отдельно от воображаемой мелодии, заполняющей «лакуны» в содержании.


ЕЛЕНА КРЯКОВЦЕВА «режим полёта»
http://www.stihi.ru/2017/01/16/12066 номинатор Юрий Семецкий

А если это вовсе не зима?
Мир встал на паузу, включил режим полёта.
Пока ты не найдешь ответа, кто ты,
Грачей не будет, не наступит март,

Не будет обострений по весне,
И на коньки не будут падать цены.
Мигающие пиксели вселенной
Заменят снег.

Мир встал на паузу, он вышел из сети.
Молчат бульвары, окна, двери, крыши,
Бокалы, серьги, косточки от вишен…
Ты видишь это? Чувствуешь? Ты дышишь?
Не шевелись. Вдруг ты тут не один.

Вечный спор «идеализмов» – субъективного и объективного, перенесенный в век интернета. «Мыслю – значит существую?» Или «вижу, чувствую, дышу – значит существую»? Интересный поворот темы: чувствовать молчание предметов – значит тоже их воспринимать? Мир заявляет о себе и своим бездействием? 
Удачные зацепки за реальность: грачи, падающие цены на коньки, косточки от вишен. Хорошее обобщение: «пиксели вселенной заменят снег».
В целом картинка складывается, мысль выражена четко.
Мне несколько мешает перечисление «бульвары, окна, двери, крыши, бокалы, серьги, косточки от вишен…» – предметов многовато, некоторые можно бы опустить. К тому же, скажем, «бульвары» – безлично, а вот «бульвар» в единственном числе был бы «ближе к телу», стал бы для читателя именно тем бульваром, на котором живет герой, и это добавило бы стихотворению остроты. Далее, если названы «серьги», то, видимо, где-то рядом с серьгами есть и женщина (в мире русского стихотворения это предполагается по умолчанию). Когда же в конце стихотворения используется мужской род «ты тут не один» (а не «ты тут не одна»), то задним числом возникает нереализованная фабула: он-она, и он, видимо, настолько погружен в «пиксельный мир», что «её» уже и не видит. Какой сюжетный ход брошен на пути! Хотя бы еще одной деталькой его поддержать. Пока же «серьги» оказываются ружьем, которое в пьесе не выстреливает.
Фонетически громоздка фраза «вдруг ты тут не один». Скопление односложных слов, да ещё в конце всего стихотворения, звучит невыгодно. В этой же строчке «не шевелись» кажется слишком приземленным, лучше было бы «замри» или что-то подобное.


ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «По ступенькам»
http://www.stihi.ru/2017/04/29/2 номинатор Вадим Забабашкин

День за днём, скорей от лени,
Нарушая тишину,
Мастерю себе ступени,
Чтоб подняться на Луну.

А Луна таращит око,
Ночь летит на помеле…
Там, конечно, одиноко,
Но не так, как на Земле.

Со ступеньки на ступеньку –
В небеса не лёгок путь, –
Потихоньку, помаленьку,
По шажочку, по чуть-чуть…

Надо мною лишь смеётся
Полуночный колобок –
Бесконечный лучик солнца,
Богом смотанный в клубок.

Строю – высится основа:
Здесь – порожек, там – карниз,
Но пугает то, что снова
Больно будет падать вниз.

Симпатичное стихотворение, хотя убеждают не все строчки. Возьмем, к примеру,  финал: почему герой непременно должен «падать»? Раз построена лесенка, можно ведь и обратно по ней спуститься. И почему «снова»? Герой уже взбирался на другие небесные тела и падал, а теперь лезет на Луну и оттуда тоже упадёт? Мысль о страхе падения как-то бы иначе выразить...


ЕВДОКИМОВ АЛЕКСАНДР «В горах»
http://www.stihi.ru/2017/09/30/4583 квота ГР за редактирование отборочного тура

В горах ночь темная. Летят огни светил
во весь экран, а в зале мало света.
Вновь окружили пламя мы, костёр светил
на лица, снова было вечным лето.

Как обруч люди в световом пятне,
в тепле и мире, в дымной полудрёме.
Друг к другу жмутся. Кто-нибудь, пьяней
других, смеётся больше, говорит о доме.

Подбрасывать в костёр, считать что ты хитер,
что ты успел в побег, что нет желаний...
И кто нибудь отходит, словно вор –
украсть у темноты чернил и расстояний.

От дыма плачет и идёт кривой тропой
на край обрыва, где свисает небо.
Привычно мёрзнет человек, не взяв с собой
ни разговоров, ни тепла, ни водки.

Всё замечательно, картина яркая, жизненная, все детали на месте, даже «неправильности» рифмовки в первой и последней строфах работают на содержание. Но стихотворение не «очаровывает», кто его знает, почему...


ВЕРА ДА ЮРА 2 «Лоскутное одеяло»
http://www.stihi.ru/2017/08/20/3569 квота Семёна Каца за редактирование отборочного тура

У Веры всегда и всё хорошо – просто не может быть плохо,
она говорит – мол, время пришло, что уж тут ахать и охать.
Живёт одиноко, особняком – в доме лишь кот-приживала,
он шить помогает из лоскутов памятных дней одеяло.
Судьба ей дарила разную ткань – бархат, сатин, бумазею,
но годы взымают тяжкую дань и никого не жалеют.
А Вера хранит прошедшие дни радостных ярких расцветок,
разгладит с любовью те лоскутки и возвращается в лето,
где платья нарядны и коротки из невесомейших тканей,
где крутит пластинка старый мотив – смотришь и легче ей станет,
как будто не чай – живая вода ждёт на скатёрке из  крепа...               
Не обварила б, случайно, кота –
Вера лет пять, как ослепла.

Трогательно, убедительно. Отличный финал с заставляющим насторожиться «чаем на скатерке». Но впечатление портят некоторые слишком заезженные обороты: «годы взымают тяжкую дань», «крутит пластинка старый мотив», «радостных ярких расцветок»...


БОРИС ПОЛЯКОВ 2 «Снег в октябре»
http://www.stihi.ru/2010/05/19/4346 квота Ланы Степановой за редактирование отборочного тура

Белый ветер, что же ты делаешь,
так настойчив  и так высок  –
выстилаешь  снежинками смелыми
и тропу мою, и висок...

Я тебя не гоню, неласковый,
только душу  не береди
той ещё  не  забытой сказкою,
где всё лучшее  –  впереди.

Белой  мглой,  белый  свет  заметающей,
не клонись  к плечу моему  –
не дано нам  угла-пристанища,
и мечтать о нём  ни к чему.

Поцелуй  задремавшие озими,
пожелай им  спокойного сна.
Где ж так долго,  до самой осени
пропадала  моя весна?

Прошуми  озябшей осокою
песню-память  моей  весне  –
как  тоску  по любви, высокую,
и простую,  как первый снег.

Песенное стихотворение. Как стилизация – хорошо.


ЕЛЕНА ИТЕЛЬСОН «Щенячья радость»
http://www.stihi.ru/2010/12/25/3722 номинатор Юлия Долгановских

Щенячья радость, а хозяйке — благодать,
когда щенок устанет грызть ботинки,
а также стены, коврики, картинки
в хозяйских книгах (не смогли убрать).

Щенячья радость — прогрызая мячик,
нести хозяину пока ещё один —
смусоленный, но тапок настоящий.
— Возьми, хозяин!

Тут проснётся сын-тинейджер
(почему-то спал в одежде,
лишь в полдень он проснулся).
— Вот Онегин! — так скажет бабушка.
А у нее надежда — внук станет человеком.

— Ну что, нахлебник, поползли гулять! —
так скажет папа, что давно проснулся.
Щенку он скажет. Вздрогнет сын .
Опять воткнёт наушник.

— Переобулся? — спросит мама —
так спросит мама  сына, не щенка.
— Стирай шнурки! — так бабушка воскликнет.
— Протри ботинки! Их сушить поставь.
И спросит мальчик удивлённо:
— Ну а смысл?

Пока бежит за годом хоровод.
Сейчас щенок с прогулки приведёт
уставшего от бега папу.
За это время бабушка спечёт
три пирога (поднялось тесто залпом).
А мама гладит, прыскает бельё
(потом щенок утюг изучит).
Вот в этой суете, зовущейся Семьёй,
перепадёт внезапный лучик
любви ко всем.

Так что суши, пиши и слушай,
но помни, мальчик, может быть и так,
что в доме ни души не будет.
И тут ты вспомнишь этот мячик,
случайно сохранённый с тех времён,
где был щенком огромный пёс,
где в узелок сворачивалось время,
и где родители ни капли не старели,
и жили мы, как будто не всерьёз...

Стихотворение несколько «обэриутское», и этим симпатично. Но количество повторов даже для этого стиля зашкаливает:
«проснётся – проснулся – так скажет – так скажет – проснулся – скажет –
так спросит – так воскликнет – спросит»
Знаю, это можно воспринять как особый прием. Но, бывает, что прием не работает...
В целом есть замечания к синтаксису и к выбору слов. «Тапок настоящий» - почему именно этот эпитет? «Прогрызая мячик», нести хозяину «тапок»
– это трудно себе представить, так как щенок будет нести тапок в зубах (не на голове же и не в лапах). А если в зубах будет тапок, как же щенок сможет в то же самое время «прогрызать мячик»?
В первом предложении получается, что радость щенку – когда он перестает грызть ботинки, стены и т.д. А по содержанию-то иначе: радость щенку именно грызть их, а не переставать грызть. «Благодать» в этом же предложении – слишком сильное слово, с христианскими коннотациями, и, по-моему, оно здесь неуместно. «В доме ни души не будет» – как же не будет, когда предполагается, что в доме будет по крайней мере один человек, тот самый повзврослевший мальчик, который и вспомнит мячик и щенка.
«В узелок сворачивалось время» – это хорошо.


ЕКАТЕРИНА ПАСАРИЧ ЧЕРЕВИЧЕНКО «Дурочка»
http://www.stihi.ru/2017/10/06/7885 отборочный тур

Запоёт за речкой
дудочка-кукушка,
загрустит за печкой
девочка-простушка.
Иль не ясноока?
Или не богата?
Отчего же сокол
не меня сосватал?

сокол, ясный сокол...

что же, что убога!
А в краю высоком
во поле у Бога
тяжелеют нивы,
вызревают песни
дурочке гугнивой,
во Христе невесте.

Ещё одна стилизация, удачная.


НИКОЛАЙ АБАКУМОВ «Незавершённый роман»
http://www.stihi.ru/2016/10/15/10466 отборочный тур

Осень – яркий мир пейзажей, каждый плотно заселён…
Наблюдаем с внуком Сашей, как листву роняет клён.
Красный лист над нами кружит, очертив в полёте шар,
Приземлился прямо в лужу на широкий тротуар.
В этой луже на асфальте представляется легко:
Проплывает лист-кораблик между белых облаков.
Как в далёкой Антарктиде меж полярных белых льдин…
Алый парус сразу виден, он такой пока один
В океане-луже скромной, но у дальних берегов
Затаился флот огромный из берёзовых листов.
Корабли чужой армады затаились там не зря:
В нашей луже у ограды с юга – тёплые моря.
Как фантазия у Саши многогранна и свежа:
Словно злая крепость вражья, устрашающе лежат
Возле лужи чьи-то грабли…
Лёгкий ветер-ураган резво гонит наш кораблик
К Африканским берегам. У бордюра  – чуть уютней,
Как за скалами морей… Кто ж плывёт на нашем судне?
Капитан!  Конечно, Грей! А за лужей у обломка
Отслуживших век часов спит соседская болонка,
Назовём её Ассоль. Тут роман (не фраза вкратце),
Повесть солнечных аллей: он сумеет к ней прорваться
Между вражьих кораблей, он крупнее и проворней,
Он герой надежд и вер…
Но метлой своею дворник, как огромный Гулливер,
Смёл границы Африк, Азий и, пугая всех собак,
Наш осенний мир фантазий погрузил в железный бак.
Завершенья нет в романе, ну да это не беда…
Завтра, если дождь не грянет, мы опять придём сюда.
Хорошо, что Муза-Осень не ушла ещё пока,
Вдохновение приносит молодым и старикам.

Начало для избранного стиля провальное: «яркий мир пейзажей» сказано так в лоб, что думаешь о рекламном лозунге, а не о прогулке с внуком. К тому же далее в тексте стоит «осенний мир фантазий» – дважды употребленный «мир» на один текст не очень хорошо, как и «затаился»-«затаились». «Повесть солнечных аллей» тоже близко к рекламе, хотя чуть лучше.
«Как фантазия у Саши многогранна и свежа», «Муза-Осень не ушла ещё пока, Вдохновение приносит молодым и старикам» – в тот же лоб. Автор, попроще бы! Такие милые образы в стихотворении, им было бы лучше без откровенных поэтизмов в духе «Муза-Осень», «вдохновение» или отдающего педагогической брошюрой «фантазия многогранна». Читатель чувствует это вдохновение и многогранность фантазии без того, чтобы автор указывал на них пальцем.


ВАЛЕРИЙ ГАМАЮНОВ «Считай до десяти»
http://www.stihi.ru/2017/09/22/9930 отборочный тур

Закрой глаза, считай до десяти,
не думай о закончившемся лете,
послушай, как отчаянно хрустит
в кустарнике запутавшийся ветер.

Почувствуй, как готовятся ко сну
дрожащие осины на болоте,
как солнце, словно круглую блесну,
лес, вынырнув, поймал на горизонте.

Зажми в ладонь упавший жёлтый лист
и улови движенье птичьей стаи,
отметь, что небосвод высок и чист,
закрой глаза, до десяти считая.

Красивая тонкая акварель. Хорош образ «солнца-блесны», которую, вынурнув, поймал лес. Чуть по-деловому звучит «отметь, что» – думаю, можно и стоит избежать этого оборота, вообще уйти от императива в этой строчке. Не знаю, зачем герою предлагается считать до десяти, но, видимо, надо попробовать, пока стоит осень, – наверняка мне понравится.


ГАЛИНА ИЗЗЬЕР «Охотничьи трофеи»
http://www.stihi.ru/2017/02/28/2036 отборочный тур для резидентов

Фердинанд выходит к воротам в сумерках,
озирается по привычке, примечает цели.
На горизонте ни газели.
Ружье пристрелянно щелкает: "Ме-заль-янс".

Фрейд, небось, уехал уже из неприбранности Прибора
(бывшего Фрейберга)
в поисках лучшего берега,
а не то предложил бы тебе сеанс.
Австро-Венгрия, и та не дорога,
так зачем тебе, Фердинанд, рога?
Охота – это так мелко!
Ты нынче – простой эрцгерцог, эрзац,
подделка,
отдавший корону
за обычное счастье с простолюдинкой–
пропустите его под пулю!
Фердинанд выходит к обрыву,
вглядывается в конопиштские дали.
Чешские лица, чешская пища,
бессмысленные гербы и медали.
"Никто не желает больше работать," –
мажордом ему жалуется на местных.
Только курить да трепаться о войнах,
о границах Австро-Венгерских.

На него поохотились вволю,
как на диковинное создание,
журналисты, словоохотливые
террористы в своем репертуаре.
Фердинанд и Фрейд,
вензель "Ф" на столовом приборе.
Оба были любимы, у народа в фаворе,
всей-то разницы – у Фердинанда
мозоль на плече от приклада.

...Фердинанд обходит границы владений.
Ночные деревья, подсвеченные сигарой,
рассыпаются на сор и гравий,
невидимое ночью солнце соперничает с его сиятельством
Фердинандом, последним романтиком,
плененным смертью, попирающим Африку,
расчленяющим и пожирающим зверье
в перевернутом мире,
где рога – это единственный след, оставленный на земле.
Галерея рогов ведет в спальню.
Софи приглаживает усы его.
Пора ложиться, завтра ждет Сараево.
От бритья порез все саднит с утра, но царапина,
царственная кровь
на мундире почти не видна.
Падая вниз лицом,
Фердинанд успевает подумать:
"Это будет последняя война".

Как изменяется восприятие под влиянием новых реалий! «На горизонте ни газели», и я сразу думаю о микроавтобусах-газелях, каких, наверное, немало в нынешнем Сараево и его окрестностях.
Увы, стихотворение не в моём вкусе. Я бы хотел чего-нибудь покороче, поменьше деталей, но чтобы каждая была на вес золота. А так – вроде бы всё хорошо.


КРАСНОГЛИНЯНЫЙ ГОЛЕМ * * * («Воздух на миг помутнел...»)
http://www.stihi.ru/2017/09/26/9103 отборочный тур для резидентов

Воздух на миг помутнел и ты появилась в мире,
С головой наклоняемой на 15° при состояниях, близких к её распаду,
Физиотерапевты тебя назначают при анемии,
Не понимая, что ты живая и ходишь на автостраду
По утрам вместо душа. Моешься в потоках пролетающего металла.
Интерферируя как будто бы настоящий Шива.
И как Маргарита перед самым крещендо бала
Уклоняешься от нечистой плоти водителя, пассажира.
Ты никогда не простишь мне то, что я умоляю тебя раздеться,
В те моменты, когда переходит в белое твой оттенок.
Но когда ты скидываешь на ходу махровое полотенце,
То на нём остаются гудящие катышки молибдена...
...По служебно-соединительному пути электричка прошелестела
Еловыми лапами, которые за лето негабарит распахнули настежь.
И ты, состыковавшая медные звенья тела,
Сидишь на изгибе пантографа и не гаснешь.

Хорошо в своём стиле, пусть стиль сам по себе бродсковат, а кое-где отсылает к... Пастернаку. Однако по сюжету и «персонажам» стихотворение – из современных постмодерных «палестин». Негаснущая Маргарита, она же Шива. Чегo только молодым поэтам не привидится!  (смайл)


ЭЛЬХАН ШИРИНОВ «Лев не любит»
http://www.stihi.ru/2017/09/30/8070 отборочный тур для резидентов

Лев не любит, но искренне вожделеет
самку, плавно скользящую по аллее.
Бёдрами качая, Лев размышляет: "У–
меет привлечь мужчин, словно какаду
яркая, грациозная, как пантера".
Лев не любит. Лев от неё адюльтера
ждёт. Не дождётся, дождётся? – Льву наплевать,
он умеет добычу свою выжидать...
Бедра качаются, ветер свистит, грива
льва, как листва у берёз, шелестит, нива
цвета такого же дальше блестит так же...

Лев не любит, но будет нежным и чутким.
Лев жаждет раздетую жертву на ложе,
он будет нюхать её, как незабудки
нюхал вчера, до мурашек по коже. "А!
А!" – будут крики... Рычание перед ор–
газмом... Лев не любит. Лев искренне дикий...
Лев не страдает маразмом... Любви ото
льва не дождешься: то не царей забота...
Царь знает, что снова поймает кого-то,
кто пахнет, как те незабудки.

Портрет вожделяемой диссонирует: женщина-пантера – верю, женщина-какаду – тоже можно себе представить, но какаду и пантера одновременно? Мысль «не любит, но вожделеет» повторена в стихотворении, наверное, чересчур много раз. Контекстуально не нравятся:
– рифма «наплевать-выжидать»
– «нива» – это слово рядом с «какаду» выглядит стилистически чужеродным,
– строчка «цвета такого же дальше блестит так же...» – как-то это неловко подано
– по-детски звучащий пассаж «"А! А!" – будут крики...»
– «не страдает маразмом» – вроде бы и так ясно, что ещё не страдает

Будто чем-то нужно было запомнить такие-то строчки в стихах, вот и заполнилось.


ИГОРЬ БРЕН «гомериада для пигмалионов»
http://www.stihi.ru/2017/10/15/12189 отборочный тур для резидентов

короткий облик — мир, утратив взор,
срывается в обрыв за краем глаза.
на тропке над бичующей грозой
застыл орфей, за ним, безмолвно, лазарь.

не эвридика?!
тянет посмотреть,
что стылый сумрак за тенями прячет...
барьером бликов
преграждает смерть
дорогу к милым безнадёжно зрячим.

что видит, то и ценит человек —
любой невзрачный листик чем-то дорог.
огнём вернее, чем щитами век,
закрыть глазные яблоки раздора.

так проще —
вняв безжалостным словам
"не всё, что мы не видим, существует",
на ощупь
продолжать воссоздавать
забывчивую, дерзкую, живую...

Мысли умные, образы яркие... но нет ли логического противоречия в том, что Эвридику на ощупь хочет воссоздать Орфей, т.е. человек, а утратил взор не человек, а «мир» – понятие абстрактное?
«Забывчивую, дерзкую, живую...» – хорошо звучит и хорошо заканчивает стихотворение. Прямо как у Ахматовой:
Со свечей зажженной не прошел
По своей Флоренции желанной,
Вероломной, низкой, долгожданной...
(смайл)


НАТАША ДЕНИСОВА «песнь окраин»
http://www.stihi.ru/2017/09/01/7295 отборочный тур для резидентов
(см. по ссылке)

Замечательно написано, да. Выделю переспелую вокзальную вишню в финале,
ритмический ход
«не оставляй меня, ма,

надолго»,
образный ряд
«вышивали ноги, руки,
как дошло до сердца – сломалась иголка.
и оно теперь такое некрасивое, стыдное.
хорошо не видно хоть».

Впечатляет в начале:

«бог, одетый не по погоде,
словно птенец, выпавший из гнезда,
идет, не спасенный никем,
и ноги его ранит терпкая резеда,

и хлеб прогорклый заканчивается,
а никто не даст,
и крова нет».

Не понял или не почувствовал я только одного: почему подчеркивается, что мы живем в «поэзии» заводов? Не в «музыке» заводов, не в каких-то других сферах духовного мира, а именно в «поэзии». Эту «поэзию», видимо, надо принять на веру, потому что дальше она – применительно к заводам не конретизируется, и сочетание «поэзия... завода» повисает (для меня) без развития.
При повторе
«хорошо не видно хоть,
хорошо не видно хоть»
я бы сократил вторую строку:

«хорошо не видно хоть,
хорошо не видно».


АЛЁНА РЫЧКОВА-ЗАКАБЛУКОВСКАЯ «Словно птица»
http://www.stihi.ru/2017/08/19/1393 отборочный тур для резидентов

Она сидела словно птица на сгибе его локтя.
Медноокая девочка в берете пажеском.
Истончались августы. Лакомым соком
Исходили яблоки. Светлые бражники,
Как листва кружились над летом утлым,
Над упавшими маттиолами.
Двухгодичная дива смотрела мудро
И пальчиками фарфоровыми
Теребила шёлковое шитьё.
Я глядела вслед ему без укора и
Думала: не я родила её...

Точно написанный этюд, где приближающаяся осень в природе гармонирует с настроением лирического «я».


АННА ГЕРМАНОВА «Ров»
http://www.stihi.ru/2017/09/22/38 отборочный тур для резидентов

Собраться бы с духом и мыслями
в холодном и ровном огне.
Не надо ни слёз, чтобы выстоять,
ни гнева, ни ярости мне,
ни жалости, только не поздно бы
овраг запечатала мгла,
хватило б дыханию воздуха,
тепла бы хватило телам,
хватило бы времени высмотреть
во рву за отвалом песка,
куда за секунду до выстрелов
мне падать с детьми на руках.

«Час мужества пробил на наших часах.»
Стихотворение хорошо написано, а ситуация, в нем описанная, ужасна. Что тут ещё скажешь...


ВЛАДИМИР КВАШНИН 2 «Родное»
http://www.stihi.ru/2016/05/07/7137 отборочный тур для резидентов

Уже и ветром тёплым манит,
И вербой за реку весна,
А мне дедуля: «Ох, омманет,
Весна-то ноне затяжна.
Сосульки, глянь каки длиннючи?
Мотай на ус примету, внук…»
А тут и Север, скомкав тучи,
Навесил ветром добрый хук,
Запел, усевшись на фронтоне…
А утром глянул вдоль плетня, –
С пригорка тёплые ладони
Мне тянет, вытаяв, земля.
Эх, деда, деда, ветер – к счастью!
А значит скоро за мыском
Ушицу утречком карасью,
Туман разбавит молоком!
Просмолим лодки нашей днище,
Фитиль – под берег заревой,
И вот такущих карасищей
Мотня нам вывалит с икрой!
Как в прошлом годе, помнишь, деда?
Ты только сильно не болей...

И не болел. А в день Победы
Погиб разведчик Пантелей
На той войне. Осколок мины,
Под сердцем стронувшись, убил…
Сосед, под градусом «Полтины»,
Врачей по матушке крестил.
Войну и немцев, и начальство,
И власть, и тёщу, – всех пучком.
Ментов, и тех, зачислил в братство,
И засопел, упав ничком…
С серванта чёрная шалейка,
Кручинясь, свесила крыло…
И только деда телогрейка
Всё глубже прятала тепло…
И бился в полдень над оградой
Многоголосый плач родни…
Я помню всё, – и те награды,
Что нёс, стесняясь, впереди.
И домовину на подводе,
И речки, дальний поворот,
Где целовался с половодьем
Среди черёмух небосвод.
Зайчата плыли на лесине…
Протока – в дымке костровой...
А где-то там, в небесной сини,
Чеканил шаг незримый строй.
Дрожали тесовые крыши,
И прогибались облака,
И каждый русский сердцем слышал
Шаги бессмертного полка.

Автор живет жизнью, протекающей на границе мира людей и мира природы (см. http://www.stihi.ru/2016/10/04/6150).  Это чувствуется и в конкурсном стихотворении.
Образы его близки сердцу многих и многих читателей, детали точны и узнаваемы. Может быть, в рамках конкурса стихотворение кажется чуть длинноватым, но само по себе оно хорошо.


ЛЮСЯ ПИКАЛОВА «Мой космический странник»
http://www.stihi.ru/2017/10/15/495 номинатор Валентин Емелин
(см. по ссылке)

«Деловой» язык стихотворения отлично гармонирует с его темой. «Где планируете родиться?» – ага, доживаем и до этого времени... Правда, «подстреленная куница» дальше нужна скорее для рифмы: слишком по-земному и слишком образно звучит это сравнение здесь...


ПЕРМЯКОВ АНДРЕЙ "Воротишься"
http://www.stihi.ru/2015/07/31/2558 квота Алексея Григорьева за ведение рубрики "В гостях у ..."

Вдоль кочегарки снова зола, только другая зола.
Собака цвета золы мимо золы лежит.
Одна река обмелела, другая почти как была.
Та, что сильней обмелела, немного быстрей бежит.

Ближе к реке — прежняя водоплавающая заря.
Здесь в основном не ходьба, но скольжение:
снег в начале июня, снег в конце сентября
мало благоприятствуют нежности передвижения.

Вот так вот всё хорошо, и время нестрашно тикает.
И ты сам собой доволен, но тут белый лист, который что-нибудь значит:
«Потерялась собака: большая, серая, тихая.
Нашедшему просьба...» Далее текст утрачен.

Надо, наверное, сетовать на избыточность зрения,
неизбирательность памяти, невозможность летать.
Тут, вероятно, надо сказать своё интересное миру мнение,
тут, вероятно, надо умное что-то сказать.

Можно ещё вот так гордо: «Смерть, где твоё жало»?
Можно ещё вот так гордо о преодолимости зла.
Только большая серая убежала, телефонный номер оборван,
одна река обмелела, и вот. Зола.

Стихотворение, как и у Красноглинянного Голема, «бродсковато»... Что поделать, гении присваивают технические атрибуты стиха: «лесенка Маяковского» с неожиданной рифмой; «ахматовский дольник» с тройными звеньями типа "каменею, стыну, горю", тактовик Бродского вкупе с его же «канцеляризмами»... Сто-двести поэтов напишут в техническом плане примерно так же, как и гении, но какие-то формальные приемы фокусируются вокруг нескольких наиболее ярких имен...

Опять же, стихотворение написано хорошо, «чисто», в нём есть щемящие ноты... Странноватые смычки слов – «водоплавающая заря», «собака ... тихая», «мимо золы лежит», «неизбирательность памяти» + «невозможность летать» в одном ряду – рисуют картину не вполне «тверезого» мира. Как раз эта «нетрезвость» отдаляет стихотворения от поэтики Бродского, вносит оригинальность, игровой момент.
«Можно ещё вот так гордо о преодолимости зла» – а это весьма серьезно, из вечных вопросов. Сказано «всешным» языком, но мысль и строчка стоят того. Зола – глубокий символ, при всей локальной конкретике...

МИРОНОВА ЕЛЕНА «Речная галька»
http://www.stihi.ru/2015/03/31/4866 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у ..."
(см. по ссылке)

«Поблескивает полдня чешуя,
согретая дыханием жилья».

Первое двустишие – мини-шедевр по лаконичности, оригинальности и точности вступления в тему. Чешуя (рыбное, природное) сопрягается с жильём (человеческое); человеческое «согревает» природное, делает его родным и, как будет сказано в финале, даёт возможность «радоваться камушку с реки — и жизнь любить... и смерть любить».
Всё оказывается в гармонии, в родстве, по лицу можно прочитать, «как нежен снег и терпелива глина», а человек может, подобно растениям, «прорасти», не сгинуть после смерти. Природа «очеловечивается», но и человек выигрывает, узнавая и познавая себя как часть природы. Часть Божьего мира.
Стихотворение  – пример того, как вечная тема может быть дана небанально, но при этом простым, невычурным языком. «Бог, как и прежде, прячется в деталях».

ШОРТ-ЛИСТ

МИРОНОВА ЕЛЕНА «Речная галька»
http://www.stihi.ru/2015/03/31/4866 квота ГР за ведение рубрики "В гостях у ..."

ПЕРМЯКОВ АНДРЕЙ "Воротишься"
http://www.stihi.ru/2015/07/31/2558 квота Алексея Григорьева за ведение рубрики "В гостях у ..."

ЛЮСЯ ПИКАЛОВА «Мой космический странник»
http://www.stihi.ru/2017/10/15/495 номинатор Валентин Емелин

НАТАША ДЕНИСОВА «песнь окраин»
http://www.stihi.ru/2017/09/01/7295 отборочный тур для резидентов

ВАЛЕРИЙ ГАМАЮНОВ «Считай до десяти»
http://www.stihi.ru/2017/09/22/9930 отборочный тур

ВЛАДИМИР КВАШНИН 2 «Родное»
http://www.stihi.ru/2016/05/07/7137 отборочный тур для резидентов

АННА ГЕРМАНОВА «Ров»
http://www.stihi.ru/2017/09/22/38 отборочный тур для резидентов

КРАСНОГЛИНЯНЫЙ ГОЛЕМ * * * («Воздух на миг помутнел...»)
http://www.stihi.ru/2017/09/26/9103 отборочный тур для резидентов

.....................


PS от 23.11.2017. Мистер Х – Ильдар Харисов.