Высоцкий, Смирнова и другие. Гл. 2

Владимир Конюков
Высоцкий, Смирнова и другие. Гл.2.


Часть 1.  Лидия Николаевна Смирнова.

     По материалам Интернет публикаций.
Годы жизни, 13.02.1915 - 25.07.2007, 92 года.
Родилась в семье царского офицера и земской учительницы.
Юность, девичий энтузиазм, комсомол, «ворошиловский стрелок», обязательное патриотическое - «готов к труду и обороне». Восхищение и приветствия полярникам, лётчикам – чкаловцам. Демонстрации, на которых она в колоне физкультурников.
Физкультурный организатор в школе,  после окончания учёбы уехала в Москву и поступила в промышленно-экономический техникум. Диплом экономиста и отправилась по направлению работать в Главное управление авиационной промышленности.
При управлении с успехом работал народный театр, ходила постоянно в городские театры, влюбилась в искусство  навсегда… Правда, стимулировал стремление один из руководителей ведомства, любил театр, увлёкся ею.

     Институт. На втором курсе авиационного, поняла окончательно… не её. Подала заявление  одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии, и везде была принята. Выбрала училище при Камерном театре, близко… к дому.

      После окончания в 1939 году, Таиров берет её в штат театра. Из всей группы художественный руководитель взял только двух человек. С театром не «заладилось», сманили в кино. Сначала эпизодические роли.
 В 1940-1945 годах — актриса киностудии Мосфильм.
 С 1945 года — актриса Театра-студии киноактёра.

     Главная  роль в фильме «Моя любовь» и она сразу стала кумиром у народа. С фразой девушки оптимистки Шурочки: «Ждать любовь не надо, явится нежданно…», женская половина страны была «без ума» от ума слов её героини!

     Началась война. Ушли на фронт артисты, операторы, режиссёры.
Муж Смирновой Сергей Добрушин был журналистом. Пошёл на фронт добровольцем и  через месяц погиб под Смоленском.
«Во время войны Смирнова уехала в эвакуацию в Алма-Ату, где снималась в фильме "Она защищает Родину". Режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Рапопорт (бывший муж Зои Федоровой) соперничали в борьбе за благосклонность жизнерадостной хорошенькой актрисы… Эрмлер и Рапопорт получали лауреатские пайки. Однажды в комнату к Смирновой, которая соседствовала с Марецкой, пришел Эрмлер, принес коптилку и два отварных яйца в качестве презента: "Вот вам свет и еда". Тут распахнулась дверь, влетел Рапопорт, выложил на стол все пятьдесят штук аналогичного продукта из пайка и молча удалился. После чего Марецкая многозначительно обронила: "И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет".
Вторым мужем Лидии Смирновой стал в будущем,  известный советский кинооператор и режиссёр Владимир Рапопорт (1907-1975)».

     Играла роли «с актёрами Петром Алейниковым, Николаем Крючковым, Верой Марецкой, Михаилом Жаровым. Работала с режиссёрами — классиками советского кино: Львом Кулешовым, Фридрихом Эрмлером, Абрамом Роомом, Константином Воиновым и др. Многое для себя она почерпнула из встреч с легендами советского и мирового искусства Сергеем Прокофьевым, Михаилом Зощенко, Всеволодом Пудовкиным, Сергеем Эйзенштейном, Галиной Улановой».
Оставалась на экране и в 1960-е, и в 1970-е годы.
Даже в пожилом возрасте Смирнова была необычайно деятельная и активна. Она много ездила по стране, творческие встречи,  отдавала много сил общественной деятельности.

Заслуженная артистка РСФСР (1955).
Народный артист РСФСР (1965).
Народная артистка СССР (31.05.1974).

Театр-студия киноактёра:
 1948 - Люба Шевцова "Молодая гвардия" по роману А.А. Фадеева (режиссёр С.А. Герасимов, режиссёры Э.Ю. Волк, Т.Ф. Макарова)
 1949 - Памела "Остров мира" Е. Петров (постановка Л.С. Рудника)
 1951 - Горелова, актриса "За тех, кто в море" Б.А. Лавренёв (режиссёр Н.С. Плотников)
 1952 - Анна Васильевна "Софья Ковалевская" бр. Тур (постановка С. Эйнгельштейна)
 1953 - Надежда "Последние" М. Горький (постановка Н.С. Плотникова и К.И. Плотниковой)
 1954 - Анна Петровна Живоедова "Смерть Пазухина" М.Е. Салтыков-Щедрин (постановка А.Л. Грипича, режиссёр-ассистент А.А. Дудоров)
 1955 - Тизбе "Анджело, тиран Падуанский" В. Гюго (режиссёры Г.О. Шпигель и П.А. Шпрингфельд, режиссёр А.В. Кельберер)
 1957 - Фру Теа Эльвсед "Гедда Габлер" Г. Ибсен (постановка А.В. Эфроса и Б.И. Малкина)
 1963 - Феня "Суровое поле" А. Калинин (режиссёр Д.А. Вурос)
 1976 - Олимпиада "День приезда - день отъезда" В. Черных (постановка Ф.С. Шейна)
 1983 - Елена Михайловна "Ссуда на брак" К. Воинов (постановка К.Н. Воинова)
 1988 - Лидия Смирнова "Жизнь моя - кинематограф" (режиссёр В.С. Спесивцев)

Призы и награды.
Лауреат Сталинской премии (1951, за роль Смайды в фильме "У них есть Родина").
Орден Октябрьской Революции.
Орден Трудового Красного Знамени.
Орден «Знак Почёта».
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2000).
Орден Дружбы (2005).

 Актриса награждена многими медалями СССР.

 Премия "Киношок" в номинации "Специальная премия оргкомитета" за 1995 год.
 Премия МКФ "Восток-Запад", "За выдающийся вклад в развитие киноискусства" (2000, Баку).
 РТФ «Сполохи» (Спецприз жюри, фильм «Наследницы», 2002, Архангельск).

Фильмография.
 
1938 — Новая Москва — девушка (нет в титрах)
1940 — Моя любовь — Шурочка
1941 — Два командира — Лида, стажёрка на метеостанции
1941 — Мы ждём вас с победой — колхозница
1941 — Случай в вулкане — Наташа, радистка
1942 — Парень из нашего города — Варя Бурмина (Луконина)
1943 — Она защищает Родину — Фенька, партизанка
1943 — Пропавший без вести — радистка (нет в титрах)
1944 — Морской батальон — Варя Маркина, дочь
1946 — Сыновья — Илга, жена Яниса
1946 — Большая жизнь. Часть 2 — Женя Буслаева
1947 — Новый дом — Мария Степановна Чередникова
1949 — У них есть Родина — воспитательница детского дома Смайда
1950 — Донецкие шахтёры — Вера Николаевна, жена Трофименко
1953 — Серебристая пыль — Флосси
1954 — Об этом забывать нельзя — Анна Дашенко
1956 — Крутые горки — Марья
1957 — Сёстры — Нонна Павловна
1957 — Телеграмма — Анастасия Семёновна Николаева
1958 — Трое вышли из леса — Юлия Павловна Титова
1960 — Яша Топорков — Тася
1960 — Мичман Панин — жена боцмана Григорьева
1960 — Твои друзья — Ирина
1961 — Разноцветные камешки — Надежда Борисовна
1962 — Тишина — Серафима Игнатьевна Быкова
1962 — Остров Ольховый — Катерина Ивановна
1963 — Именем революции — Елизавета Алексеевна
1963 — Это случилось в милиции — Зубарева, жена профессора
1963 — Секретарь обкома — Софья Павловна, жена Денисова
1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён — докторша
1964 — Женитьба Бальзаминова — сваха
1966 — Заблудший (фильм) — Пелагея
1966 — Дядюшкин сон — Москалёва
1968 — Деревенский детектив — Евдокия
1971 — Факир на час — Олимпиада Александровна
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров- дрессировщица и художественный руководитель цирка
1972 — Последний форт — Берта
1973 — Жизнь на грешной земле — Настя
1973 — Дача — Анна Петрова
1974 — Анискин и Фантомас — Евдокия
1974 — Если это не любовь, то что же? — мать Маши
1977 — Возвращение сына — Евдокия
1976 — Рудин — Дарья Михайловна Ласунская
1978 — И снова Анискин — Евдокия
1979 — Пена — Раса Дмитриевна, супруга Махонина
1981 — Карнавал — председатель комиссии
1982 — Предчувствие любви — Марья Георгиевна
1982 — Путешествие будет приятным — Наталья Васильевна
1982 — Красиво жить не запретишь — Людмила Сергеевна Лихина
1983 — Спокойствие отменяется — тетка Татьяна
1986 — Верую в любовь — Варвара Андреевна Луконина
1987 — Ссуда на брак — Елена Михайловна
1990 — Шапка — Наталья Кныш, поэтесса
1995 — Дом — Ниловна
1995 — Приют комедиантов — Нелли Евгеньевна
2001 — Идеальная пара — Татьяна Казарновская
2001 — Наследницы — Ираида Антоновна, мать Иваницкого
2005 — Наследницы 2 — Ираида Антоновна, мать Иваницкого

      
Часть 2.  Моя любовь.

     Любвеобильная до невозможности была, начало определил женской сущности к любви,  классик литературной критики В.Белинский, с… 12 лет!
В женском окружении вспоминала, рассказывала очень откровенно, вставляя словечки женского виртуозного мата. Вводя в краску и смущение слушательниц подробностями многочисленных флиртов, похождений по мужикам.
Ужасно влюбчива…В школе втрескалась в пучеглазого невзрачного одноклассника. От нахлынувших чувств, со страстью покрыла поцелуями всю его парту.
С 12 лет, от девочки тяга к мальчишкам, потом к парням с… приключениями. Затем мужчины, разные до знаменитых и так до старости.
Сама знаменитая, красивая и сексапильная, известна была своей славой далеко за границами страны. О своей жизни, успехах на любовном фронте, разных мужиках, написала книгу, наделавшую шуму в родном отечестве и за рубежом. Скандальными откровениями, что и заграничным ловеласам не снилось, дамским писательницам не мечталось.
Про мужчин: «Были и другие…»

     Книга воспоминаний «Моя любовь», 2005. Жанр – женская книга…
Многие известные,
бывшие союзные разные деятели – мужчины сокрушались: «Зачем же так откровенно?»...

     «Когда Дунаевский вдруг предложил мне стать его женой, я испугалась»
- Вы знаете, все романы, которые у меня были, почему-то кончались тем, что мужчина предлагал мне жениться. А я все время думала – почему нужно обязательно жениться? Романы должны украшать жизнь…

- Была у меня такая история, мы снимали фильм «Случай в вулкане», часть съемок происходила на корабле. Когда я встретилась взглядом с капитаном, я поняла сразу – у нас будет роман. У него была дворянская фамилия Ушаков. В то время я дружила с замечательным артистом Володей Шишкиным, он был моей подружкой. Володя тоже снимался в том фильме, и вечером я просила его лечь в моей каюте, укрыться одеялом, чтобы любопытные видели, что я будто бы на месте.
Он чертыхался, но все равно соглашался. А я убегала на свидание с капитаном. Было черное звездное небо, луна, белый корабль, капитан, он курит трубку, у него капитанская походка. Но через месяц съемки закончились и наша группа уезжает в Ялту продолжать съемки. Он бросил корабль и приехал туда ко мне на несколько дней.

Потом у него были неприятности. Зимой получаю телеграмму: «Я еду в Москву». Мы назначаем свидание на Арбате, около кафе. Снег, зима, и вдруг мне навстречу идет он - серый каракулевый воротник, шапочка «пирожок»,. А я смотрю и думаю: «Зачем? Зачем он приехал? Нет ни корабля, ни луны, ни звезд, ни зноя». Он приехал жениться. «Что? А я-то причем?»

     Откровения Смирновой шокирующие, нарочито наивные, женские жизненные «штучки»…
Она с 50х, в 60 - 80х годах о себе обладатель  «добрых» сплетен. Народ молвой знал, что нет детей, хорошие сплетни о многих мужиках, хоть в этом пусть повезёт... Женское солидарное сочувствие, даже похвала, молодец!
При союзной нравственности в идеологии к ней ничего плохого не прилипало, одни дуновения. Осуждали, но самую малость. Ей всё шло на пользу, по – современному,  пиар.
Везло,  «камнями» не закидали за свободные взгляды на женскую добродетель, наоборот, награждали, присваивали, славили.

… я родилась семимесячной, «в рубашке», и было это в городке Мейзеленске под Казанью. Меня завертывали в вату и клали в печурку…
Тетя рассказывала мне, что мой отец был белый офицер в армии Колчака... Мама была сельской учительницей. После меня у нее родился мальчик, мой братик. Девятимесячный, он вывернулся из маминых рук, упал головой об пол, долго кричал, а потом умер. У мамы началось буйное помешательство. Я была совсем маленькой, но помню маму в белой смирительной рубашке с завязанными рукавами, она бьется о спинку кровати и кричит... Довольно скоро мама умерла...

… моим приемным родителям тоже было со мной нелегко… Уже школьницей я продолжала писать в постель... Однажды тетка сказала мне: «Вот вырастешь, выйдешь замуж и описаешь своего мужа»... И я все время думала, какой это будет дяденька, как я с ним лягу спать и как я его описаю. Этот ужас я пронесла через все свое детство...

… тётя Маруся... Сунула между ног мою голову, спустила трусики и стала бить розгой — тоненьким прутиком... Хорошо помню: жжет, как будто режут ножом... На утренней молитве после обязательного «Отче наш» я попросила у Господа здоровья для дяди Пети, всех родных и друзей. «А тетя Маруся пусть умрет»…
… у нее был трудный характер... но ведь и жизнь у нее была трудной... Спасибо ей за все!

… киностудию эвакуировали... В Алма-Ате нас разместили в гостинице «Советская». Здесь жили рядовые актеры, а звезды — Пырьев, Эйзенштейн, Ладынина, Черкасов, Пудовкин, Тиссе — в доме, который прозвали «лауреатником»...

… Поэтесса Кончаловская, жена Михалкова, очень забавно рассказывала нам, как она реагирует на любовные похождения своего Сергея: прежде всего начинает дружить со своими соперницами, а потом очень ловко их «изымает»... Зина Свешникова — жена второго режиссера у Эйзенштейна — ...была когда-то любовницей Маяковского и с пикантными подробностями вспоминала о своих с ним отношениях... У Иры Лерр — опереточной актрисы — на наших глазах протекал роман с Пудовкиным... А Вера Марецкая изо всех сил соблазняла Председателя Совнаркома Казахстана — ни больше ни меньше. У нее что-то не получалось, и мы каждый раз спрашивали: «Ну как, он отдался тебе или нет?» Наконец Вера приходит и говорит: «Он мой». И рассказывает подробно, как это случилось...

… Бывала я в номере, где жил Зощенко с актерами и режиссерами Барнетом, Римой (Романом) Карменом и Люсей (Алексеем) Каплером. Зощенко нам гадал. У него был «свой метод», он выспрашивал у той, которой гадал, ее тайны. Такой серьезный, грустный... В красивого, всегда нетрезвого Барнета были влюблены все женщины. У Римы Кармена в то время были личные неурядицы. Сын Сталина, Вася, отбил у него жену. Рима... написал письмо Сталину. Тот, разозлившись, дал приказ: жену Кармену вернуть, а Васю отправить на фронт. А у Каплера был роман с дочерью Сталина — Светланой... «Люся, — говорили ему, — ну куда ты лезешь?.. Подумай, чем ты рискуешь?..» А он отвечал: «Я ее люблю. Я не могу ее бросить, пойду на все». И он таки поплатился, столько лет сидел в лагерях!

… мы мечтали о... кипятке. Утром, после съемок, Коля выпивал стакан спирта, немножко играл на гармошке, за что его нещадно ругала жена... ложился спать, просыпался, выпивал стакан воды и делался пьяным. Опять они ссорились, потом в ночь мы снова шли на смену... Кстати, за свою актерскую жизнь я сыграла восемь жен Крючкова — таких разных женщин... одни его любили, другие били. И всегда он был прекрасным, неповторимым партнером, настоящим другом...

… я заболела брюшным тифом... вши… мы с Рапопортом ехали в горы, находили полянку с пенечком, он на него садился, клал мою голову на колени, мазал волосы керосином, а потом ногтями снимал мертвых гнид... И с этими гнидами в руках говорил мне о своей любви... Он пек мне яблоки на сухих листьях, учил меня ходить: мышцы были атрофированы... Он один понимал, как я одинока и беззащитна: родные далеко, а муж погиб на фронте... Владимир Рапопорт стал моим вторым мужем.

… Мне нравилось быть влюбленной:
становится интересно работать, появляется азарт, увлеченность.
… Воинов (сценарист, режиссёр), стал говорить, что дальше так не может продолжаться и он должен все открыть Николаевой (жене.) и Рапопорту. Я, конечно, перепугалась, ведь Рапопорт был для меня и мама, и папа, и бабушка, и дедушка, и муж… И настала трагедия.
Он все рассказал Николаевой...
Я могла иметь Рапопорта мужем, а Воинова любовником, другом, соратником, творцом.... В то время Рапопорт заболел. Врачи сказали, что у него язва желудка, сделали операцию — оказалось, рак. Я окончательно поняла, что не могу его бросить...

Наши отношения…  мы «ушли в глубокое подполье»...
А Воинов в это время берет чемодан, укладывает вещи, плачет вместе с женой и дочкой, а затем с чемоданом приходит в какую-то замызганную чужую комнату в коммунальной квартире. Я ходила в эту комнату... готовила обеды, потом уходила обратно. Он скандалил…  бегу назад... к Рапопорту... Снова готовлю какие-то вкусные вещи, стараюсь улыбаться, у меня это плохо получается...
Рапопорт прожил после операции 13 лет... Все вокруг кричали, что он ангел, святой... а вот Смирнова сволочь, дрянь... она его мучает
С Воиновым мы были связаны 37 лет!.. Столько лет я воровала свое счастье, не была открытой в своих чувствах, скрывала и подавляла свою любовь! Никто никогда не разобрался, не подумал о том, каково было мне!..

… Симонов изо всех сил старался вылечить свою жену от алкоголизма, но ничего не смог сделать.
Помню, как мы летели с Валей с каких-то концертов… До Москвы была одна посадка, мы пошли обедать. Валя выпила рюмку чего-то, водки, наверное, и очень быстро захмелела… Приземляемся. Она была уже в форме. Когда мы вышли из самолета, Костя встречал нас с цветами. Я еще из окошка увидела: он стоит в белых, очень красивых брюках, стройный такой... Первое, что он у меня спросил: «Что, Валя пила?»
...Валя была необыкновенно добрым человеком. Ее очень любили, у нее было много друзей, всегда полон дом гостей: она угощала, и люди, пристрастные к выпивке, находились там постоянно...
Валя Серова… он посвятил ей свою лучшую лирику. Он был способен любить. Но не выдержал, ничего не смог сделать. Они разошлись...
(Трагическая судьба красавицы Серовой…, водка. Симонов прислал к гробу 58 роз).

… я выступала перед Сталиным в Кремле.
 «Что говорить?» — умоляюще спрашиваю Эйзенштейна. «Скажи самое главное: и жизнь хороша, и жить хорошо», — ответил он... Когда меня вызвали, сердце ушло в пятки... Пришла на трибуну — и оказалась совсем недалеко от Сталина...
Я говорила…. Уже не вижу Сталина, ничего не вижу, а остановиться не могу. Слава Богу, вспомнила совет Сергея Михайловича. «И жизнь хороша, и жить хорошо!» — произнесла я с пафосом, подняв руку кверху, и ушла.

... познакомилась с Екатериной Фурцевой…  красивая, прекрасно одетая, сережки в ушах, ухоженные руки...
Когда мы подружились с Фурцевой, я могла ей позвонить и сказать: «У меня новая картина вышла». — «Присылайте». Пару раз мы смотрели мои фильмы вместе в ее просмотровом зале. Она садилась на диван, подбирала под себя ноги. Нам приносили чай с бутербродами...
Екатерина Алексеевна любила выпить. Со временем это становилось все заметней... Помню, я встретила Фурцеву в Нью-Йорке, в веселой компании на 56-м этаже какого-то клуба. Она хохотала, была пьяной, но очень нравилась американцам. Они так хорошо о ней говорили: раскованная, веселая, умная...

... в 1967 году… С поезда — сразу в Колонный зал. Вхожу... Большой стол, красивые украинки-официантки кормят наших руководителей... Первое, что вижу, — лососину... Ну, думаю, сейчас попробую... Стоит тишина. Лишь Подгорный уронил: «Очень вкусные сырки». И кладет мне на тарелку сырок. Молча, опустив голову, ест Косыгин, тяжелый взгляд бросает на меня Суслов. Весело жует Брежнев…
Я хотела сказать про кино, про съемки, про актеров. Хотела понравиться. Но никто меня уже не слушал. Так бесславно закончился мой завтрак с Политбюро. Даже лососину не попробовала!

… Полились какие-то непонятные для меня звуки. Я испуганно посмотрела на всех: каждый слушал, закрыв глаза. Было видно, что они вслушиваются в звуки, что музыка приносит им наслаждение. Я же чувствовала себя абсолютной дурой. Мне казалось, что и я могу сочинить то, что он играет. Но я тоже закрывала глаза, видя, как все переживают, а сама чувствовала себя все хуже и хуже от собственного несовершенства... Когда все это закончилось, я сидела такая подавленная, а у Шостаковича на глазах слезы. Он плачет. Все его целуют, он взволнован невероятно. Гений исполнил свое сочинение…

… Как-то обо мне прошла телепередача, я там выступала. Вечером — не меньше тридцати звонков, и среди них Нонна Мордюкова... «Ну, ты сука! Ах, какая же ты сука! Да! Ты настоящая сука!» — повторяла она. В устах Нонны это звучало как искренняя похвала.

...Вспоминаю, как когда-то мы летели в роскошном самолете из Афганистана в Ливан. Я такой внутренней отделки никогда не видела. Возвращается из туалета Клара Лучко, слегка обалдевшая: «Слушай, там такое творится — с ума сойти можно! Все перламутровое, розовое, крахмальные салфетки разного цвета, разных размеров, кресло вертится... Там такие кремы, такие лосьоны! Беги туда, наши кремы выброси, а их положи». Я пошла, села... С трудом разбираю: дневной лосьон, ночной крем... Бутылки такие красивые. Выбрасываю наши кремы в туалет, освобождаю две баночки, беру бутылку с лосьоном, нажимаю... И вдруг все содержимое брызнуло фонтаном в потолок, на меня, на костюм, на зеркало, на салфетки! Какой ужас!..

И в страшном сне мне не могло присниться, что я буду драить туалет на международных авиалиниях!.. Я стала этими салфетками все очищать: лицо, зеркало, костюм. Сижу в туалете десять минут, 20, 30, 40. Ко мне уже стучатся. Не вышла, пока не навела порядок. «Господи, ну наконец-то, — облегченно вздохнула Лучко. — Я решила, ты там душ принимаешь и мажешься всеми этими кремами». Я рассказала все, что случилось. Она умирала от смеха... Кинозвезда Советского Союза ворует в самолете лосьоны!..

...В детстве, когда тетя Маруся объявила, что она мне не мама, а тетя, я так жалела себя, ощущала свое сиротство…
Я столько матерей сыграла, а в жизни не пришлось испытать чувство материнства. Иногда я мысленно разговариваю с моими несуществующими детьми, остерегаю их от ошибок...
(грубый аборт в 25 лет лишил Смирнову материнства).

… я снова хочу нравиться, стараюсь преодолеть боль в суставах, скрыть свои огорчения... Идет борьба за жизнь... Мне сейчас кажется, что я столько не дочитала, столько не узнала при всей моей жадности к жизни. У меня какой-то страх: не хочу умирать.

                Короткие, в сокращении, яркие фрагменты воспоминаний жизни знаменитой, известной актрисы ХХ века, Лидии Николаевны Смирновой.
Которую, волей случая, я видел на расстоянии вытянутой руки много лет назад, слышал её голос, разговор с Высоцким. Их обоих громогласный смех,… травили анекдоты.

-----