Лана Бирюкова для сборника

Час Донбасса
 Глава: Судьбы
По доброй воле
Мы с ним знакомы очень давно, даже трудно вспомнить, с каких времён, но с прошлого века точно. Всю свою сознательную жизнь я иду за ним, как за вожаком.  По доброй воле, не подумайте, что я безвольная, легко  ведомая кукловодами кукла. Я очень даже своенравная, настырная и самостоятельная, но просто путь, по которому идёт он, очень особенный.
В далёкие семидесятые годы он, Митрофаненко Валерий, был  настолько выделяющейся фигурой на Ставропольском небосклоне, что я при всём желании не могла пройти мимо. Поэт, исполнитель авторских песен, альпинист, педагог от Бога, с активной гражданской позицией, он притягивал к себе людей, разных по увлечениям и убеждениям.
Помню, после занятий на семинаре по профсоюзным делам, нас, как на экскурсию по достопримечательным местам, повели на бардовский вечер. Это не был концерт,  в привычном виде, когда артист стоит на сцене, а зрители внизу в зале. На вечере всё было непривычно. Все участники вечера сидели в круге, все на равных. Гитара ходила по кругу. Не обязательно всем было  петь. Участникам предлагалось почитать свои стихи и других авторов, рассказать что-то интересное, предложить спеть любимую песню всем вместе. Я сидела напротив Валерия и не могла оторвать глаз от, в обшем-то неприметного на вид человека. Но своими песнями, какими-то фразами, он притягивал к себе внимание.
После вечера мы гуляли по ночному Ставрополю, он рассказывал о себе, я читала стихи, и разговорам не было конца, так много у нас оказалось общего.
После этого знакомства мы виделись не часто, но всякий раз, когда я приезжала по каким-то делам в Ставрополь, или он приезжал в Будённовск. Однажды он приехал на велосипеде. Представляете, из Ставрополя в Будённовск(Это 320км) на велосипеде. Но более того, оказалось, на велосипеде он проехал Ставропольский край, посещая храмы. Он в то время писал диссертацию на эту тему.
Я знаю, что вы сейчас подумали: «У них был роман», но вы ошиблись. Романа не было, и быть не могло. У нас у обоих  уже состоялись  семьи, родились дети. Но родилась дружба, настоящая человеческая дружба и огромный интерес к делам друг друга.
Сначала нас объединяло увлечение  стихами и песнями. Потом начались другие, серьёзные, порой,  опасные дела… В тысяча девятьсот восемьдесят девятом  году,  приехав на литературный семинар, я узнаю, что Валера с друзьями объявили голодовку в знак протеста против действий краевой  власти.  Я с другими поэтами из Будённовска, помчалась на встречу  с голодающими. Очень хотелось узнать,  в чём причина, как они решились на такой шаг, может,  нужна помощь. 
Это было началом другого этапа моей жизни, в который я окунулась вслед за Валерием Митрофаненко.  Шаг в неизвестность, который взорвал всю привычную, накатанную , успешную действительность.  Примкнув к группе людей, которые выступили против тогдашней власти, я перечеркнула себе карьеру в профессии, в литературе, в общественной деятельности. Вместе с новыми своими друзьями, среди которых был Валера, я подверглась самым жестоким гонениям на долгие годы, но я ни на минуту не жалею о том, что было. Скажу больше, я благодарна  Валерию за то, что он показал мне совсем другой путь, путь гражданской активности, путь служения людям, высшим целям и вечным ценностям.
Потом был этап, когда Валерий Митрофаненко возглавил министерство социальной зашиты края, совершая каждый день революцию в возглавляемом ведомстве. Однажды, он рассказал  мне о человеке, который, будучи ученым астрономом, сказал, что мы не на те звёзды сморим, и занялся беспризорными детьми. Его звали Анатолий Александрович Панасицкий.  Валера  попросил меня помочь Анатолию, чем можно, так как он с детьми  обустраивает подростковый реабилитационный центр в Будённовском районе.
Мы с мужем и детьми окунулись в дела Панасицкого: носили детям молоко( у нас была своя корова), участвовали в ремонте выделенного помещения, муж  помогал запустить кирпичный цех, я  организовывала праздники для детей, дочь помогала  сладить со строптивой коровой…
Когда А.А. Панасицкий погиб, мы с Валерой   в тысяча девятьсот девяносто девятом году создали фестиваль  памяти  Анатолия Панасицкого.
Валера  создал  известное  на всём Кавказе Движение Добровольцев . И я, естественно ринулась в добровольчество за Валерой.  Ежегодно со своей командой добровольцев я принимала участие в слёте «Доброград» в Архызе.  Будённовские добровольцы научились снимать мини-фильмы и, участвуя в конкурсах,  занимали призовые места. Мы, благодаря Валерию Митрофаненко, научились писать проекты и выигрывать гранты, и один из них был президентский.
Я поддерживала  инициативы  Митрофанеко, а он поддерживает мои. Так,  он горячо отозвался на  мой призыв поддержать проект «Час Донбасса».  Мы вместе организовывали благотворительные акции и поездки в Донецк. Мы всегда вместе, даже если не видимся по полгода. Каждый из нас твёрдо знает,  что если один позовёт, то другой  примчится, если один попросит о помощи, другой  обязательно протянет руку и подставит плечо. По доброй воле.

Как рождалась вторая книга.

Фото первой книги

Как рождалась вторая книга
Слово редактора.

Готовить  вторую книгу «Час Донбасса», как и планировали, мы начали с сентября 2017 года.  Я создала страницу нового сборника на сайте Проза.ру и объявила о сборе произведений прозы и публицистики. Сначала  сбор шёл «ни шатко, ни валко». За месяц было подано всего пять заявок. «Ну что ж, -подумала  я, - значит идея себя изжила». И тут ещё доступ на страницу оказался закрыт. «Это знак», - сделала я вывод и  уже решила объявить о закрытии проекта, но положительные события стали развиваться неожиданно.Мне показалось, что кто-то всесильный взял и развернул колесо...
Однажды зайдя на почту, я обнаружила  новые заявки на участие, потом желающие войти в сборник посыпались на мою страницу в Одноклассниках, Контакте, Стихи.ру. Люди  сами начали предлагать свою помощь в издании.

До середины января мы набрали необходимый объем. Более тридцати, большинство уже знакомых авторов  из разных регионов России, Прибалтики, Украины, Донецкой и Луганской республик  вновь соберутся вместе под одной обложкой.

Вас, дорогой наш читатель, ждут репортажи, дневники войны, живые свидетельства,  рассказы, главы из повести, и, конечно, стихи. Без них мы никуда.

Все произведения объединяет  тема  Донбасса, тема войны и мира.

Книга  «Час Донбасса» - не развлекательное чтиво.  Это летопись времени, судеб и чувств. Мы, авторы, очень хотим, чтобы каждый  из вас, кто возьмёт книгу в руки, после прочтения задумался над тем, что он может сделать для сохранения мира, куда он может приложить руки, как он может быть полезен в деле прекращения войны.
***

 
Ночь. Не спится. Читаю, читаю...
Дневники, репортажи с войны.
И пока ни конца и  ни  края,..
Не дождались пока тишины
Люди, ставшие мне родными.
Оттого их рассказы страшны,
И  мне кажется, я рядом с ними
На дорогах гражданской войны.
Здесь отчаянье скорбного мига,
Потому и не сплю по ночам,
Знаю, очень нужна эта книга,
Как ответный снаряд палачам.

***
Я мечтаю по взмаху руки
Разгонять  над Донбассом тучи…
Нет, снаряды и мины лучше,
Пусть вернутся  откуда пришли.
Я надеюсь, услышит Бог,
И согреет сырые подвалы,
Сохранит всех детишек малых,
Это будет лучший итог.
Лично я  ничего не могу,
Только сердце раздать по частице,
Чтоб  у вас посветлели лица
Я в душе этот свет сберегу.