В гостях у Михаила Фокса

Большой Литературный Клуб
Дорогие друзья, мы продолжаем нашу традиционную рубрику, предназначенную для обсуждения стихов, представленных в резидентском отборочном туре и в лонг-листе текущего цикла конкурса БЛК, а также для бесед на произвольные окололитературные темы.
В декабре хозяином нашей литературной гостиной будет поэт Михаил Фокс http://www.stihi.ru/avtor/mikafox .
Чтобы пообщаться с Михаилом, необходимо открыть здесь отдельную рецензию, поместить в нее свое стихотворение, участвующее в декабрьском конкурсе БЛК (через номинацию или в резидентском отборе), и задать вопрос или предложить тему разговора.

Рубрика только для резидентов БЛК.

----------------------

Приветствую всех любителей изящной - и не только оной - словесности! Быть хозяином поэтической Гостиной на БЛК - дело ответственное и непростое. С ответственностью всё более-менее понятно, а вот непростота из многих факторов проистекает и на разных основаниях выстраивается. В этом году volens-nolens пришлось пройти через разнообразные медицинские ритуалы инициатического толка и частенько в эти "путешествия" я брал с собой книгу Жоржа Батая "Внутренний опыт". Этот нетривиальный текст и стал одним из факторов возникновения "непростоты" в понимании мира и поэзии. Конечно, нам ли, заглянувшим в "бездны" русской литературы и российской истории, изумляться "опытам" некоего французского мыслителя, но порой вопрошанию, обращённому к миру и человеку, оказывается недостаточно уже известных ответов и требуется изменение "оптики восприятия". Теория жертвоприношения Ж.Батая - замечательный способ такого изменения. Культура, социум, человек - всё это выстроено и существует благодаря практикам жертвоприношения. Религия и политика, частная собственность и семейно-брачные отношения - всё освящено или осквернено жертвами. Путь от профанного к сакральному возможен только посредством жертвоприношения. Такова и участь поэзии. "Поэзия - это жертвоприношение, в котором мы приносим в жертву слова". Или такое утверждение Батая - "Поэзия ведёт от известного к неизвестному". И сам поэт становится жертвой своего одиночества и непонимания со стороны окружающих. В общем, покажите, чем Вы жертвуете и во имя чего, а люди уже и решат - насколько Вы благородны и велики в своих помыслах и деяниях).
Кстати, о связи жертвоприношения и поэтического. На первой лекции по культурологии я обычно предлагал студентам решить культурологическую задачку на понимание сути устройства культуры и её механизмов. Пока готовитесь перенести текст своего стихотворения в Гостиную или поджидаете меня, попробуйте найти ответ на главный вопрос этой задачи.
У племени североамериканских индейцев на тотемное животное обычно не было принято охотиться. Но связь между профанным и сакральным подлежит регулярному обновлению, поэтому раз в год на тотемное животное всё же устраивали охоту. Проводили все полагающиеся очистительные ритуалы, чтобы животное понимало своё великое жертвенное предназначение, его разделывали, готовили на кострах и подавали как особое угощение всем соплеменникам. Но был строжайший запрет на поедание мяса священного животного при помощи рук, дабы сие осквернение не повлияло потом на охотничьи навыки или удачу. Каким же образом индейцы съедали мясо, обеспечивая процветание своего племени? Вопрос не на "голый" интеллект, но на воображение). И, кстати, за 20-летнюю практику подобного вопрошания, всего лишь дважды на самой лекции прозвучал правильный ответ. Эх, редки нынче в студенческих аудиториях поэты)...
И ещё один вопрос общего характера, безусловно, будет интересовать меня - если XIX век устами Ницше заявил о "смерти Бога", а XX век, особенно во вторую свою половину, запричитал по поводу "смерти человека", то как может продолжать существовать Поэзия? А вдруг ваши замечательные стихи подскажут ответ на этот вопрос.
Наверняка такое длинное и местами нудноватое вступление уже породило у некоторых ощущение, что я выкопал в Гостиной для встречи гостей окоп полного профиля). Но это не так. Ну, если только стрелковую ячейку с приспособлением для стрельбы по низколетящим целям)). Это точно шутка. Чаем или кофе крепким всегда угощу. А вот дальше по обстоятельствам и в соответствии с принципами "непростоты". По Батаю или ещё по кому-либо. Главное, чтобы это было в радость и мне, и авторам.

Михаил Фокс