Эзотерика в классе композиции. 2754

Сергей Петриков
УДК 78.01

Эзотерика в классе композиции (введение в проблему)

Аннотация:   
В статье рассматриваются вопросы преподнесения эзотерических знаний  на  уроках музыкальной композиции. Причина этой тенденции лежит в том, что само творчество по своей природе есть эзотерический процесс. Чтобы его осуществить, требуются знаниия, превосходящие обычные и обязательные профессиональные наработки в этой области. Эзотерический профессионализм творящего предполагает  космическую этику духа, души и мышления и, их тонкость. В этой связи также говорится об особом слышании гармонии космоса, о чувствовании и понимании всеобщей связи всего со всем, о  проницательности, об адекватном понимании происходящего, о восприятии неизвестного космического и земного через интуицию и аналогии.

Ключевые слова: 
Музыкальная композиция; уроки композиции; этическая ответственность  композитора; этика души;  этика духа; тонкость восприятия космоса; музыка как отражение гармонии космоса;  эзотерическое музыковедение;  утрата тонкости восприятия космического разума; пошлый материализм современной цивилизации; воспитание доброты как основы человека; привитие идеалов человеческого и космического братства; чувствование негативных вибраций и их аннигиляция;  гуманизм истинный и декларативный; осознание высокой роли композитора.



Вселенной музыке и старых мастеров
В священном трепете готовы мы внимать,
Великих гениев угаснувших миров
На пир свой заклинанием призвать.
Даем мы тайне нас заворожить
Волшебных формул, чьё предназначенье
Мир, бесконечность и неистовство сводить
К простым и безыскусственным сравненьям.
Они звучат как звезд напев хрустальный,
Служенье им – удел наш и доныне,
И непрерывен бег наш изначальный
По кругу внутрь, к священной середине.
(Герман Гессе «Игра в бисер». Перевод Елены Мюнстер [4])


 
    Освальд Шпенглер в своей работе «Закат Европы» [15] стремится схватить 2 стороны реальности, 2 стороны человеческой сущности:
    1) поэтическую сторону наслаждения тайной творчества Бога, космоса или человека, бережного неприкосновенного отношения к ней как к некоей непостижимой Целостности (правополушарный, левый, А-канал реальности) и
    2) научную сторону постижения мира через его, к сожалению, вольное или невольное разрушение (левополушарный, правый, У-канал реальности).
     Последняя, 2-я, научная сторона способструет открытию тайн реальности, но раскрывая тайну, мы вольно или невольно разрушаем и сам исследуемый объект, и наше к нему отношение и остаёмся в пустыне новых знаний, не только не дающих счастья, но, и, напротив, уничтожающих это главное и непостижимо-прекрасное в мире – счастье. Представим учёных, бьющихся над новым препаратом и использующих подопытных лягушек, крыс, собак, обезьян, а то и людей. Новое знание буквально выпытывается у жизни. Для учёного-фанатика все средства хороши для достижения его цели. В пределе он способен принести в жертву даже всё живое на планете для подтверждения действия найденных законов и лабораторных средств. В пределе возникает абсурд: вырывая у Бога тайну, мы разрушаем её и теряем радость жизни, а в пределе и саму жизнь.   В этом случае мы говорим, что средства разрушают саму цель, оттого наука «беременна» бактериологическим и химическим оружием, ядерной, водородной и нейтронной бомбами и т.д. На совести у науки очень и очень многое. По большому, максимальному счёту путь науки (У-канал) есть путь к смерти, тогда как путь искусства (А-канал) есть дорога в жизнь.
     Искусство в главном и целом не только не разрушает тайн природы-Бога, но и рождает органическое непостижимо-прекрасное новое, которое зовёт человека в жизнь, а не из неё, как это делает наука. Человеческий разум дан человеку не для ненасытного раскрытия тайн реальности, но для преклонения перед неисчерпаемостью этих тайн. Без тайны жизнь теряет всякий смысл, пусть даже благодаря точным манипуляциям она на какой-то момент прекрасно налажена. Поэтому нашему наукоцентрическому жизнеподавляющему миру всегда будет нехватать настоящего искусства, говорящего как может быть прекрасна жизнь как цель, а не как средство, и предупреждающего об опасностях техногенного перекоса этой цивилизации.




1.Герман Гессе (1877-1962 гг.)

     Всмотримся и вслушаемся в один из созданных Германом Гессе  „стихотворных магических кристаллов“. Перед нами его стихотворение „Das Glasperlenspiel“ [19]:

Musik des Weltalls und Musik der Meister
Sind wir bereit in Ehrfurcht anzuhoeren,
Zu reiner Feier die verehrten Geister
Begnadeter Zeiten zu beschwoeren.

Wir lassen vom Geheimnis uns erheben
Der magischen Formelschrift, in deren Bann
Das Uferlose, Stuermende, das Leben
Zu klaren Gleichnissen gerann.

Sternbildern gleich ertoenen sie kristallen,
In ihrem Dienst ward unserm Leben Sinn,
Und keiner kann aus ihren Kreisen fallen
Als nach der heiligen Mitte hin.

Ключевые идеи этого поэтического откровения.
1. Мироздание гармонично, соразмерно, и эта гармония для древних и для посвящённых представлялась и даже слышалась как гармония мира, музыка вселенной,  musica mundana  (вспомним хотя бы пифагорейскую теорию „поющего гептахорда“ и средневековое осмысление этого учения). Музыка Вселенной - это также содержащиеся в её информационном поле знания об устройстве мироздания как макрокосма и человека как микрокосма. Поскольку согласно христианскому учению „верх равен низу“, то, постигая свои душу и сердце, можно постигнуть весь Универсум-Космос и наоборот: глядываясь в звёздное небо, мы вглядываемся в свои бесконечные душу и сердце...  Вслушиваясь в звёздное небо, мы вслушиваемся в его музыку, и тогда мы несравнимо более глубоко понимаем и, собственно, земную музыку  (musica humana, которая описывает гармонию между душой и телом человека, и musica instrumentalis, которая также включает в себя и всю музыкальную теорию). Герман Гессе по этому поводу высказался следующим образом: «о музыке можно говорить только с человеком, постигшим смысл вселенной» [3].
 2. На Земле всегда есть место для Мастеров,  т.е. посвящённых в эзотерические тайны Целого-Универсума. Эти Мастера видят невидимые для обычных людей связи между самыми удалёнными и казалось бы несопоставимыми явлениями. Мастер – также и музыкант. Но его музыка может звучать не только буквально. Музыка Мастера – это свет эзотерических знаний, который он несёт тем, кто готов воспринять и принять их.
3. „...In Ehrfurcht anzuhoeren“ означает искусство чутко воспринимать всю информацию о Вселенной и себе через «Musik des Weltalls und Musik der Meister».
4. Средняя строфа
Wir lassen vom Geheimnis uns erheben
Der magischen Formelschrift, in deren Bann
Das Uferlose, Stuermende, das Leben
Zu klaren Gleichnissen gerann.

говорит о творческой способности ищущих к интуитивным аналогиям, смелым сопоставлениям, на правомерность или неправомерность которых указывает наш внутренний Дух, устанавливающий, что есть истина. В целом в широком смысле творчество следует понимать как деятельность, включающую надсознание, т. е. интуицию. Только включение последней приводит человека и человечество к достижению качественно более высоких ступеней познания и к прорывам к истинно высоким художественно-творческим вершинам.
5. Дух как высшее из четырёх (в индуизме, в рериховском учении из семи) начал в структуре человека эзотерического является управляющим, а не блокируемам началом, как это имеет место у человека бессовестного. „Die verehrten Geister“ означает преклонение перед Высшими божественными управляющими началами в нас.  Выражение „...zu reiner Feier die verehrten Geister“ – указывает на повышенно-сияющее состояние божественного начала в нашем духе (тогда как его нормальным состоянием является радость). Дух (весна, восток, лев, через музыкально-символический план тональность C-dur), будучи прямым репрезентантом Информационного Центра Вселенной-Универсума (ИЦВУ), т.е. Божественного в личности, проецирует всю информацию Вселенной на психический уровень (лето, юг, человек, Es-dur), затем долее последовательно на ментальный (осень, запад, орёл, Ges-dur) и, наконец, далее на телесный (зима, север, бык, Bes-dur – энгармонически: А-dur). Согласно Ветхому Завету Дух (Лев) исходит с Востока, далее эмоционально переживается на Юге (Человек), после чего ментально осмысливается на Западе (Орёл), переходя в телесное существование на Севере (Вол). Теперь примем положение, что Земля есть сцена дейстаия одного собирательного Человека. Духовные веяния (их зримый аналог — восход солнца) приходят к человечеству с Востока. Далее они формируют эмоционально-психическую структуру на Юге. Последняя, в свою очередь, является платформой для западного духовно-религиозного рационализма. Наконец, Запад передаёт своё правоканальное, интеллектуальное и внешне-формализующее мышление «телесному» Северу.
6. Выражение „zu reiner Feier die verehrten Geister begnadeter Zeiten zu beschw;ren“ означает потребность просветлённого человека в поддержании состояния постоянного незамутнённого пребывания в Духе, в пределе - в нирване. «Die verehrten Geister» - указание на чистые божественные вибрации на наших основных семи чакрах, которые в индуизме связываются в персонифицированными божествами.
7. “Und keiner kann aus ihren Kreisen fallen als nach der heiligen Mitte hin“ – может означать возможность выхода из колеса Сансары (перевоплощений) – колеса рождений и смертей.

8. „Als nach der heiligen Mitte hin“ – означает отсутствие третьего пути в эволюции: либо мы, рождаясь вновь, вновь проходим „невыученные ранее темы“, либо мы, достигнув совершенства, попадаем за пределы череды смертей и рождений, т.е. „в священный центр“. День и ночь в этом смысле являются аналогами жизни и смерти, указывая на подобное повторение на более высоких масштабно-временных уровнях вплоть до „божественной жизни Брахмы“ и „божественной смерти Брахмы“.

2.Учение Живой Этики
Е.И. Рерих (1879-1955 гг.) и Н.К. Рерих (1874-1947 гг.)

 Эзотерический строй духовного учения Г. Гессе, своеобразно  сконденсированный в приведённом выше его стихотворении, родственен атмосфере рериховского учения Живой Этики. Суть последнего – в пробуждении истинного - духовно-огненного – начала в человеке. Отсюда и название этого учения – агни-йога. Начнём рассмотрение всем известного рериховского учения с его отношения к феномену России, знаменующей собой не только начало (Восток), но и конец (Север). Николай Константинович Рерих как синтетическая личность, соединившая в себе художника, поэта, учёного, философа и эзотерика, стремился показать Великое Изначальное Духовное лицо России – страны, как бы вросшей своими корнями в Духовный Восток. Связав Восток России с Алтаем, Рерих указал на великую питательную духовную силу этого региона для всей страны. Шамбала как символ соединяет понятия Алтай и Тибет. В 25 км от Горно-Алтайска находится озеро Ая, символически указывающее, что возможно именно здесь скрываются секреты начала (А) и конца (Я) мира. В „Листах сада Мории“ Е.И. и Н.К.  Рерихи декларируют основы духовного: „Духом удержите Учение духовное, только дух может привести Царство Божие на землю“ (Первая книга „Садов Мории“ - „Зов“, № 55 [11]); „…всей силою духа идите смелее. Узы земли не помешают. Удача поведёт отважных. Как горным цветам трудно хотя бы ночь пробыть в болоте, так вам нелегко“ (№ 57 [11]). Во второй книге „Садов Мории“ – „Озарение“ Рерих развивает свою центральную идею: „и знание приходит лишь при готовности духа“ (№ 73 [11, С.134]); „через огонь, через дым, через чудеса, через веру – идите! Сверкайте молодостью духа, пусть будете самыми молодыми и подвижными. Подвига парус самый прочный“ (№78 [11, С.134]); „только ликованием духа проходят мост сияющий“ (№79 [11, С.134]); „сравним теперь знание духа и приказ воли: знание расцветает, являя защиту и освещая основы, приказ воли устремляется в чужие сферы, и покоряет, и присоединяет. Приказ обозначается символом меча и стрелы. Символ знания духа – цветок... „знание духа расцветает изнутри и никаким жезлом не может быть вызвано… Без знания духа нельзя поставить на высоту знание, суждённое человечеству“ (№ 121 [11, С.148]); „раб собственности теряет, прежде всего, подвижность духа. Такой раб перестаёт понимать, что каждый день труда должен быть окрашен особым качеством духа. Такой раб не может переменить место, ибо дух его будет безвыездно в доме земном“ (№ 327 [11, С.241]). Рериховское учение о духе неотделимо от учения о творчестве. В „Основах миропонимания новой эпохи“ А.И.Клизовского [6] – ученика и последователя Е.И. и Н.К. Рерихов - есть замечательные слова из их книги «Беспредельность» (часть I): „Почему не принять, что миры примыкают к цепи, ведущей от зарождения к нескончаемой эволюции? Творчество, идущее по восходящей дуге, так же как Космический Огонь, творит. Почему  Космос ограничивать одною Землёю и думать, что Космос дал убежище человеку? Пойдём по восходящей дуге, сотрудничая с дальними мирами. Дух знает, что нужно углублять творчество и следствия следующей стадии“ [1, С. 536; 6, С.18]. Последователем акцентируется рериховская мысль, что творчество есть содержание эволюции как процесса совершенствования духа. Наша задача – углублять творчество, которое есть атрибутивное свойство эволюции духа. Что противостоит творчеству-эволюции? Цепляние за прошлое, стремление удержать обветшалые формы мышления, представлений, понятий, чувствований, искусства, науки, религии, философии и т.д. Но дело в том, что это цепляние порождает напряжение в рамках личности, семьи, государственных институтов, государства и планеты в целом. Ретроградные тенденции это - не уютное филистерство, порой очень милое душе, пленяющее своим ретроосвещением. Это - другое. Это – попытка удушения нового творчества во всех аспектах человеческой жизни – от повседневности до Любви, в том числе и глушение создания новых образов в музыке, театре, поэзии, живописи, скульптуре и т.д. Подобные попытки для глушителей не проходят бесследно. Ведь в процесс эволюции включён весь Космос, весь Космос регулирует творчество настоящего, переходящего в творчество будущего. Весь Космос расчищает дорогу для творения Новой Духовности, и судьба ретроградов, идущих против беспрерывно эволюционирующего Целого, представляется незавидной. Как, скажем, можно подниматься против полномерного движения водных масс Ниагарского водопада? А что такое Бог-Космос по сравнению с этим водопадом? Нам остаётся одно – почувствовать, осознать, понять сущность творения новой эпохи – эпохи третьего тысячелетия и перестать быть рутинёрами. В противном случае - снесёт, сметёт, раздавит. Только наше творчество в области духа (а истинная музыка есть именно это) может удержать нас в равновесии, сгармонизировать нас внутренне и привести в лад с внешним. Без развития духовно-творческого начала или без способствования таковому сегодня, в эпоху активного действия светлых вибраций космоса, личность имеет мало шансов существовать дальше. Конечно речь идёт о жизни души, а не тела, но кого устроит мёртвое, только лишь физическое проживание остатка своих дней без радости, надежды и Любви? Кстати само слово „личность“ представляется не совсем удачным для обозначения божественной искры в нас. Это слово скорее указывает на внешнее - “лицевое“ - выражение внутреннего  -  духовного - в человеке. Однако выражение лица не может не отражать духовно-внутреннего настроя, и поэтому отвергать термин “личность“ мы не намерены, тем более, что под ним, вопреки этимологическому значению понимается в большей мере как раз внутреннее - духовное - начало человека, служащее объединяющим мостом между ним и Человечеством, а также отдельными его представителями. Причём этот мост может стать пропастью, если личность выбрала путь эгоцентрического модуса...   Человек живёт в мире Бога-Космоса, где действуют непреложные духовные законы. Последние настолько точны и неизбежны, что управляют судьбой личности, которая, живя, действуя, поступая, думая, чувствуя, так или иначе, зарабатывает себе ту или иную карму. Карма – это запись добрых и плохих сторон деятельности человеческих ума, души и тела; карма - это его настоящая и будущая судьба; карма в масштабе рода – это также судьба его детей, внуков и отдалённых потомков...
   Нетворчество рождает рутину. Рутина рождает – разложение. Разложение рождает смерть души. За смертью души следует смерть физического тела человека, но самое худшее – это дальнейшая судьба этого существа, вновь рождающегося в тех худших условиях, которые он заслужил. Итак с нетворчества зарождаются нарушение космических законов и смерть. Нетворчество – смерть. Творчество – жизнь. Иногда рутина может привлекать своим раз и навсегда заведённым порядком, напоминающим незыблемость поддержания. Но на самом деле такой порядок без новых импульсов творчества есть окостенение организма - будь то человек, семья, предприятие, учебное заведение, государство, цивилизация, всё человечество земного шара. После
окостенения форм жизни неизбежно следует моральный распад, далее - духовная и физическая смерть. Итак у нас, оказывается просто нет иного пути как постоянно творить или поддерживать духовные ценности. Не зная этого космического закона, можно прийти к полному краху от исходного внешне благополучного состояния. Незнание духовных законов Вселенной не освобождает нас от ответственности и судьбы, и, напротив, следование таким законам невероятно увеличивает наши силы, возможности, способности, добрые качества души. Последние, будучи усовершенствованными, подсказывают нам, в свою очередь, более отчётливо правильные действия на уровне ума и тела, и мы начинаем ещё более точно соблюдать законы духовной вселенной. Так мы духовно растём, создавая позитивный круг: --- соблюдение космических законов --- улучшение, просветление, облагораживание души и ума --- ещё более тонкое соблюдение космическох законов и т. д. Исходя от противного, не трудно описать и негативный круг, ведущий человека к деградации и душевной смерти. Рериховское учение проникнуто радостью творческого созидания новой жизни (см., например об этом: [6, С. 37, 39]), и оно принадлежит к тем истинным эзотерическим учениям, которые подсказывают этот путь.
   Источник творческого мышления человека - его дух, то есть высшая составляющая, через которую и осуществляется его связь с Высшим творческим началом: Универсумом-Богом-Творцом-Вселенной. Отметим многоуровневость струкурного строения человека, рассмотренную в «Учении живой этики». Человеческое существо имеет 7 следующих составляющих планов, одновременно сосуществующих:
1) план физического тела;
2) план эфирного двойника физического тела;
3) план астрального тела;
4) план подсознания или низшего, инстинктивного ума;
5) план сознания или ума-интеллекта (рассудка);
6) план надсознания или духовного ума (интуиции);
7) план духа, бессмертной божественной искры человека, точки прямой связи с Универсумом-Космосом — духовно-информационным центром Вселенной.
    Мы помогаем Космосу-Универсуму строить нового Человека тем, что духовно развиваем, строим, творим себя согласно его законам. Творя себя, т.е. духовно эволюционируя, мы, благодаря своим позитивным желаниям, мыслям и поступкам, улучшаем не только свою ауру и карму, но и неизбежно посылаем добрые эмоции, мысли в ноосферу (план коллективного бытия тонких компонентов человеческой деятельности) нашей планеты. Другие люди через ноосферу принимают нашу позитивную психическую и ментальную энергию и тем поддерживаются на пути своей духовной эволюции. Естественно, что, посылая в форме вибраций определённого диапазона негативные желания и мысли, являющиеся по сути дела тонкими энергетическими вирусными субстанциями, мы многократно сокрушаем себя и ухудшаем ноосферу планеты, а по большому счёту засоряем весь Космос. Многократность самоуничтожения проявляется в этом случае в следующем. Первое (1): низко желая и думая, мы ухудшаем свою ауру и карму. Нарушение невидимой регулирующей организм системы приводит к его заболеванию и на физическом плане. Второе (2): наши негативные психо- и мыслеформы возвращаются к нам назад в плане  невидимого нападения и неприятных событий. Последние есть ни что иное, как материализация нашего негатива и его проявление на внешнем, объективированном плане. Раз внутренний мир равен внешнему, то, смотря во внешний мир, мы получаем оттуда материализованную интерпретацию нашего внутреннего. Наконец,третье (3): наш невидимый негатив навязчиво, постоянно возвращается к нам неоднократно до тех пор, пока наши новые широкомасштабные идущие не от расчёта, а от сердца позитивные желания и мысли не разрушат прежнее информационно-энергетическое зло, сотворённое нами. Говоря о духовном самокалечении испускающего низкие психо- и мысле-образы, добавим ещё два момента. Пятое (5): вышедший метафизический (невидимый) негатив находит подобный ему и возвращается к нам со всей ассоциативной группой: «43 Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом». (Матф.12:43-45). И последний момент (6): Бог-Космос на наш невидимый негатив - дабы защитить себя и остановить нас - реагирует ответным порой очень болезненным поучающим ударом, пределом которого является смертный приговор.
  Может показаться необычным для области музыковедения подобный
выход на духовно-моральную проблематику. Однако в этом ничего удивительного нет, т.к. тема работы – духовная, светлая эзотерика, а её цель - создать духовно растущую личность ученика. Цель учительства – та же. Учителю композиции как и любой другой дисциплины нужно сначала твёрдо уяснить мысль, что его уроки работают на созидание невидимого, подспудного настоящего, которое обязательно станет видимым будущим. Преподаватель композиции как и любой другой воистину должен ощущать свою огромную ответственность перед Универсумом-Целым. Естественно, в отношениях с
учеником не должно быть места фарисейству - всё помысленное тут же распознаётся Единой Разумной Вселенной. Естественно, что ответственность возложенной на нас задачи не должна рождать „чувство высшей касты“, заносчивости, мании величия и тому подобные эгообусловленные установки. За это тоже прийдётся расплатиться. Единственное что нами должно руководить - это наше открытое сердце, желающее посеять Разумное, Доброе, Вечное.
    И ещё. С правильной духовной установкой работать легко и не только в человеческом, но и в профессиональном отношении, ибо Космос нас в этом случае поддерживает на всех уровнях, и, наоборот, при нарушении исходного духовно-космического кодекса учитель, а вслед за ним и ученик падают при всех их технолого-профессиональных достижениях вниз и зарабатывают ухудшенную согласно мере нарушения ауру и судьбу-карму. Это приводит к
таким потерям на всех планах видимой и невидимой жизни, которые безмерно перевешивают чисто профессиональные достижения учителя и ученика, какую бы привлекательную музыкальную форму они не получали. То есть, говоря типовой средневековой формулой, принести духовность в жертву композиции - это значит „продать душу дьяволу“. Самодовлеющее бездуховное чисто технологическое обучение композиции, да ещё с привитием худших качеств души (желание любым путём добиться славы, оттирание якобы соперников-
конкурентов, сочинение исключительно во имя денег, написание музыки для негативных целей, продажность, завистливость, злословие по поводу сочинений „собратьев по цеху“, заносчивость, презрение к „толпе“ и т.д.) приведёт „учителя“ и учеников в тупик. Так из светлой космической посылки – „обучение писать музыку во имя распространения добра и гармонии на планете и в космосе“ - можно получить извращённую ровно наоборот посылку: «обучение писать музыку, во имя денег и славы». При таком — негативном - обучении происходит игнорирование духовных задач, по-прежнему остро стоящих перед композитором нашего, XXI века. Итак жить, мыслить, учить, учиться и использовать профессию бездуховно, значит посеять для себя же самого и для своих потомков падение по линии судьбы, со всеми вытекающими отсюда катастрофами и несчастиями. Ничего безрассуднее, пожалуй, невозможно и придумать. Напротив, мы должны употребить наш творческий дар на аннигиляцию зла. В книге Елены и Николая Рерихов  „Сердце“ есть такие строки: „Сегодня добрый срок для хорошего думания. Если мысль (в том числе и музыкальная – П.С.) заключает в себе творческую энергию, то полезно устремить в пространство добрую мысль. Когда человечество сговорится послать добрую мысль одновременно, то и заражённая атмосфера низших сфер сразу прояснится. Так нужно заботиться хотя бы несколько раз посылать каждый день мысль не о себе, но о мире. Так мышление будет привыкать к несвоекорыстным устремлениям. Как Спаситель человечества мыслит лишь о всём мире, так, следуя Ему, мы можем приложить свои мысли для создания творческой энергии“ (цит. по кн. [6, С. 63-65]).
   Мы видим, что понятие творчества используется рериховской школой
в его первозданном смысле: как творения, т.е. созидания, т.е. позитивного строительства во всех мерностях и планах. Итак, композитор, как и любой творец в области искусства, науки, жизни – это творец добрых и гармоничных, начал, эмоций и мыслей, и именно запуску этого процесса следует посвящать внутренний - этико-содержательный - план урока композиции. Всё, изменяющее этой вечной идеи Добра, будет просто-напросто выбраковываться нашим ликующим и всевидящим универсумом.


Список литературы:
1.  Агни Йога. Учение живой этики. Том I. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - (Серия «Антология мысли»).
2. Бергер Л.Г. Звук и музыка в контексте современной науки и в древних космических представлениях. Пространственный образ как модель художественного стиля. – Тбилиси: ТГУ, 1990.
3.  Гессе, Г.  Викицитатник //  https://ru.wikiquote.org/wiki/Герман_Гессе
4. Гессе, Г. «Игра в бисер»: Стихотворение. Перевод Елены Мюнстер //  http://www.hesse.ru/books/poems/?t=muenster
5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Философские течения, современная концепция, историческая реальность. – М.:Филол. общество „Слово“, 1999.
6. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой эпохи. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000.
7. Ланкин В.Г. Типы понимания в культуре и логика их эволюции:
Методические рекомендации. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.
8. Петриков С.М. Закономерности развития художественного мышления (музыкологический историко-теоретический аспект): Монография – Томск: Изд-во ТГУ, 1993.
9. Петриков С.М. Преломление триадной универсальной вибрационно-
космической энергетики А-У-М через понятия современного гуманистического культурно-духовного мышления: Тезисы выступления на I международном конгрессе по проблеме гуманизации образования 27-30.06.1995 г. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. – С. 58.
10. Петриков С.М. Текстуальное музыкальное мышление начинающего композитора и проблема творческого формирования личности: Учебное пособие к спецкурсу „Основы композиции“. – Бийск, НИЦ БиГПИ, 2000.
11. Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса: Сочинения. – М.: ЗАО
изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
12.  Таранов П.С.  Николай Кузанский [67] // Универсальный аналитический справочник по истории философии. 2005: Электронный ресурс.
13. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. – М.:ООО Фирма
„Издательство АСТ“, 1999.
14. Шопенгауер А. Мир как воля и представление. - Минск: Современный
литератор, 1999. (Классическая филосoфская мысль).
15. Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск.: ВО „Наука“, 1993.
16. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. – Минск: Харвест, 1999.
17. Adorno, T. W. Philosophie der neuen Musik. – Frankfurt/M: Europaeische Verlagsanstalt G.M.B.H., 1958.
18. Eggebrecht, H.H. Musikalisches Denken: Aufsaetze zur Theorie und Aesthetik der Musik. – 1. Aufl. - Wilhelmshaven: Heinrichshofen’s Verlag, 1977.
19. Hesse H. „Das Glasperlenspiel“ (1933) //
20. Schubart, Ch. F. D. Ideen zu einer Aesthetik der Tonkunst. – Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1969. (Die Originalausgabe: Wien, 1806).
21. Reck, Andrew J. The New American Philosophers. – NY, 1970.
22. Ruitenbeek, Hendrik M. Psychoanalysis and Existential Philosophy. – NY: E.P. Dutton, 1962.
23. Wittgenstein, Ludwig. Philosophische Untersuchungen. – Frankfurt/M: Suhrkamp, 1967.
24.  Wittgenstein, Ludwig. Tractatus logico-philosophicus. – Frankfurt/M: Suhrkamp, 1963.
25. Yu-lan Feng. A A history of Chinese Philosophy. – Princeton: Princeton Univ. Press. – 1952-1953.
26. Zimmer, Heinrich. Philosophie und Religion Indiens. – Frankfurt/
M: Suhrkamp, 1973.

Doctor of Arts Petrikov S.M.,
Shukshin Altai State Academy of Education (ASAE)

Esoterics in the composition class (introduction to the problem)

Annotation:
In the article questions of presentation of esoteric knowledge at lessons of a musical composition are considered. The reason for this trend lies in the fact that creativity itself is an esoteric process by its very nature. To implement it, knowledge is required, surpassing the usual and mandatory professional experience in this area. The esoteric professionalism of the creator presupposes the cosmic ethics of the spirit, soul and thought, and their subtlety. In this regard, it is also said about the special hearing of the harmony of the cosmos, about the feeling and understanding of the universal connection with everything, about insight, about an adequate understanding of what is happening, about the perception of the unknown cosmic and terrestrial through intuition and analogy.

Keywords:
Musical composition; composition lessons; ethical responsibility of the composer; ethics of the soul; ethics of the spirit; ethics of thinking; subtlety of perception of the cosmos;  music as a reflection of the harmony of the cosmos; esoteric musicology; the loss of the subtlety of the perception of the cosmic mind; the vulgar materialism of modern civilization; the education of kindness as the basis of man; inculcating the ideals of the human and cosmic brotherhood; feeling of negative vibrations and their annihilation; true and declarative humanism; awareness of the high role of the composer.

Доктор иск., Dr. Петриков С.М.,
Алтайская Государственная Академия
Образования (АГАО) им. В.М. Шукшина, г. Бийск


Адрес фото в начале статьи: