Рождественский пост повелел вам поведать...

Кнарик Хартавакян
Я не в состоянии поститься по нескольким причинам, со здоровьем связанным, но начавшийся Рождественский пост повелел вам поведать...

Глубоко  уважаю всех православных христиан, прихожан РПЦ, хотя сама в 1991-м крестилась в своей - Армянской Апостольской Церкви, ещё с 301 г. н. э. существующей в моей стране, верней, прародине, принявшей Христово Учение первой в мире, при царе Тртаде и просветителе Григоре ЛусаворИче – Григории Просветителе, которому поклоняются и прихожане РПЦ!..

Придел, Григору ЛусаворИчу посвящённый, есть в московском Покровском соборе (церкви Василия Блаженного). Этот не всем известный придел обустроен по царскому велению, в знак уважения и признательности армянским единоверцам, в честь hаев, которые имеют тысячелетние связи со славянами и великороссами - духовные, культурные, государственно-политические и даже военно-политические! Так, при взятии Казани помощь неоценимая была оказана русским воинам моими соплеменниками. Наши артиллеристы, пушкари-невольники, по принуждению используемые в ханском войске, даже под страхом смерти, даже прикованные татарвой к своим пушкам, не стали стрелять по русским!!! Вверх, поверх атаковавших Казань единоверных братьев пускали сотни ядер, не смея нанести вреда христианам, желая победы им и царю их!.. 

И если быть точнее, то не в 3-м, а ещё в 1-м веке, ещё при жизни Христа, армянский царь наш Абгар, крестившийся сам с придворными, послал письмо Иисусу с предложением приехать в его столицу, спастись от гонений и преследований иудеев… Есть картина русского иконописца XVII века Кирилла Ульянова на эти темы: посланник Анан вручает Иисусу Христу письмо, написанное армянским царём Абгаром…  Сейчас эта икона находится в Москве, в Киевском районе столицы, в одной из церквей, ставшей впоследствии значимым филиалом Музея древнерусской живописи имени А. Рублёва!.. (Извините, название музея уточню позже. Возможно, таково это название: ФГБУК «Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева»).  (Пыталась вставить элект. версию картины в качестве иллюст., но объём большой сделать этого не позволил…)

Мы не кричали, как толпы, всё племя христопродавцев, «распни Его!», а пытались спасти!.. И царь-государь армянский, и простые веровавшие 1 века Христовой эры!!!

Ряд исторических свидетельств (на армянском, сирийском, греческом и латинском языках) подтверждает тот факт, что Христианство в Армении проповедовали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, явившиеся, таким образом, основателями Церкви в Армении.

Согласно Священному Преданию Армянской Церкви, после Вознесения Спасителя один из Его учеников, Фаддей, прибыв в Эдессу, исцелил царя Осроены Авгара, рукоположил в епископы Аддея  и отправился в Великую Армению с проповедью Слова Божия. Среди множества обращённых им ко Христу была дочь армянского царя Санатрука - Сандухт (СантУхт). За исповедание христианства апостол вместе с царевной и другими новообращенными приняли мученическую смерть в Шаваршане, в гаваре Артаз.

Несколько лет спустя, в 29 году правления Санатрука, и апостол Варфоломей после проповеди в Персии прибыл в Армению. Он обратил ко Христу сестру царя Вогуи и многих вельмож, после чего по приказу царя принял мученическую смерть в г. Аребанос, который расположен между озерами Ван и Урмия.

Весьма почитаемы всеми нами (и частью православных прихожан) и армянские святые Грипсимэ и ГаянЭ. Как отмечает арм. и другие древние источники, а также и современная Википедия (ru.wikipedia.org›), РипсимЭ, РипсимИя — раннехристианская армянская мученица и святая. В 301 г. в Армению пришли 40 девушек-христианок, которые во главе с настоятельницей ГаянЭ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в горной... (СМ.ru.wikipedia.org›)

ИТАК, ПОВТОРИМ, УЖЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕЧАНИЙ  ИЗ КНИГИ МОЕЙ 2005 г."АРМЯНСКИЕ СВЯТЫЕ ПИСЬМЕНА" (Ростов-на-Дону: Журнал «Дон», 2005):

В 33 г. н. э. арм. царь Абгар крестил население своей страны после прихода апостолов Христа Фаддея и Варфоломея. В 301 г. Армения при царе Трдате III первая в мире приняла христианство как государственную религию. Крестил царскую семью и народ Армении Григор Лусаворич – Григорий Просветитель, впоследствии причисленный к лику святых. Почитают его и православные со времен Киевской Руси. Один из приделов Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве посвящен Святому Григорию – так повелел царь Иван Грозный в знак особой благодарности армянским артиллеристам за верность русскому воинству при взятии Казани.

Эти и аналогичные сведения из тысячелетней истории духовных связей наших народов можно найти также в книге Сурена Айвазяна "ИСТОРИЯ РОССИИ: АРМЯНСКИЙ СЛЕД", изданной в Москве в 90-е гг. Книга может найтись и в столичных церквях ААЦ, и в просветительском центре Союзе армян России, и в библиотеках российских городов...


Весьма примечательна для показа тесных русско-армянских связей и гос.-политических отношений и эпоха КРЕЩЕНИЯ РУСИ, уже спустя несколько веков после Айастана!!!

Киевский князь Владимир I в 988 г. крестил Русь с помощью...!!! армянских священников из Византии, женившись на христианке Анне — армянке, сестре императора Василия II из Македонской династии. Царевна Анна поставила князю Красно СОЛНЫШКО УСЛОВИЕ, сказав, что выйдет замуж и поедет в Киев, только если великий князь примет ХРИСТОВУ ВЕРУ и крестит Русь!.. И стало так!!

ВЕСЬМА интересно и то, что ещё и дочь императора из Македонской династии Константина IX Мономаха — Мария (МАРИАМ), выданная замуж за князя-русича, стала матерью киевского князя Владимира Мономаха, получившего это прозвище именно как символ потомственной преемственности от царственного деда!.. Десятым же сыном Владимира Мономаха (от второй жены-армянки) был ОСНОВАТЕЛЬ МОСКВЫ Юрий Долгорукий (Гюрги — Геворг ЕркайнабазУк - вот армянский вариант его имени). Некоторые  его потомки также были ЖЕНАТЫ на армянках.

В ЦЕЛОМ ЖЕ, если вернуться к Византии, можно сказать, что высоких степеней в церковной иерархии достигли и другие армяне. Они играли значительную роль и в учёной, просветительской жизни Византийской империи, а также были её могучими  полководцами, императорами, как, например, многие представители династий Македонской и Каминеакан (Комнин).

Вот что ещё может потрясти вас, братья и сестры во Христе!..
Арм. учёный-просветитель, священник Ованес КеракАн (Иоанн Грамматик)был патриархом Константинопольской церкви в 837–843 гг. В IX веке Керакан открыл в Константинополе Университет МагнАвра, ректором которого был его племянник Левон АРМЯНСКИЙ, профессор философии. У них в Магнавре  учился, а затем преподавал Кирилл. Был он там и библиотекарем в Патриаршей библиотеке. Славянский алфавит он, по свидетельству черноризца-славянина Храбра, создал в Магнавре!.. В его азбуке вначале было 36 букв, как и в армянском айбубене.  Весьма интересные и доказательные труды созданы по этим вопросам лингвистами с мировым именем. В Интернете есть, скажем, статьи академика А. Арцруни!

Множество сведений научных, историографических, множество ценнейших фолиантов на всевозможных языках готов вам предоставить и Матенадаран (Институт древних рукописей «Матенадаран» имени Месропа  Маштоца)!.. Это крупнейшее в мире хранилище древнеармянских, а также иноязычных рукописей и научно-исследовательский институт в Ереване. Создан в 1920 г. на основе собрания рукописей Эчмиадзинского монастыря. Впрочем, и русские летописи, и российские библиотеки крупные - к Вашим услугам, как и современные Интернет-ресурсы!



А если уйти в допотопные, доисторические, дохристианские времена, то учёными и там выявлены связи!.. По мнению ряда исследователей, проторусские, теснимые ледниками, оказались на Армянском нагорье, жили там вместе с протоармянами. В Армении учеными выявлена и колыбель индоевропейского праязыка — санскрита. Многие европейские учёные о том пишут, а также известный русский учёный Ю. Д. ПЕТУХОВ в своих объёмных трудах, что и в Сети есть, и видный ереванский учёный, автор книги "Каменная летопись цивилизации" и множества других интереснейших исследований по многим областям знаний, докт. эконом. наук Григорий Аршалуйсович Ваганян, основавший  культ.-просветительский сайт "АркаЛер".(http://www.iatp.am/news/index.htm )

   О чём это я говорила? О связях русско-армянских духовных, начавшихся в незапамятные времена, и о том, что начавшийся РОЖДЕСТВЕНСКИЙ пост повелел вам поведать мне?.. Смотрите опять начало сей наспех составленной "миниатюры". А я замолкаю, как и повелевает Рождественский Пост православный!..


См. также цикл сонетов Хартавакян К.С. в из книги "Армянские святые письмена". Стихи и переводы. – Ростов-на-Дону: Журнал «Дон», 2005)
http://www.stihi.ru/2015/10/10/5886

(См. и вставленные выше источники и ещё остальные интересные примечания.)

______________________________________
На иллюст.: картина-икона русского иконописца XVII века Кирилла Ульянова : посланник Анан вручает Иисусу Христу письмо, отправленное армянским царём Абгаром…  Сейчас эта икона находится в Москве, в Киевском районе столицы, в одной из церквей, ставшей впоследствии значимым филиалом Музея древнерусской живописи имени А. Рублёва!..  (Пыталась вставить элект. версию картины в качестве иллюст., но объём большой сделать это не позволил…)

На иллюст.: Армянский крест. Золото, драгоценные камни.
Работа Б. Арзуманяна и Ж. Чулояна, 1979.

Здесь и в книге "Армянские святые письмена" использованы сканиров. копии изображения художественных  произведений из Сокровищницы Первопрестольного Святого Эчмиадзина.