Два квинтета ми-бемоль мажор Моцарта и Бетховена

Елизавета Судьина
Мне снова хорошо. Бетховен весел!
Звучит открытый духовой квинтет!
Такой подъем в дыхании чудесен,
Как водопад из золотых монет!

По ритму сам квинтет - задорный дактиль
И влажно-томный ми-бемоль мажор!
Он с Моцартом вступил в соревнованье,
Но так очаровал - как Бог сошёл!

А Моцарт так небесно элегантен,
Ритм в трепете и как ручей дрожит,
Как кто-то девственный, когда его влюбляют,
А он от встречи в ужасе бежит!

Он в средней части более спокоен
И спелись в хор все пятеро людей.
Фагот уже не ссорится с гобоем,
Распелась флейта и кларнет за ней.

И тянется мелодия певуче,
И слушатель настроен понимать!
И льются слезы фортепьяно в душу,
Чтоб только освежать, не обагрять.

И вот она божественная зависть!
То Моцарт - эхо Бога напрямик.
Прослушав раз - навек запоминаешь
И пьешь потом все время, как родник!

И словно облака в тумане Света,
Где ты Его присутствием смущен.
Но дальше розы расцвели букетом
Пяти стихий, звучащих в унисон!

Как лестница - весь мир одновременно,
Ты с ним уже восходишь и паришь!
И Рондо радости от восприятья в Бренном
Того, о Ком мечталось, - НебоЖизнь!

***
Из статьи Оксаны Усовой, с сайта Большой.ру:
"Младший современник Моцарта, Бетховен не только прекрасно знал его произведения, но и порой вступал в творческое соревнование с ним. Это можно обнаружить, сравнив два произведения – квинтет для фортепиано и духовых Моцарта и квинтет Бетховена для такого же состава и в той же тональности. Оба квинтета имеют одинаковое количество частей с близким темповым и образным соотношением: торжественная медленная, как бы вступительная, часть; основная часть в умеренном темпе с разнообразными сменяющими друг друга эпизодами; спокойное Larghetto (у Моцарта) или Andante cantabile (у Бетховена) и финальное Рондо веселого подвижного характера. Однако при всей общности в квинтетах Моцарта и Бетховена воплощены различные творческие методы. Для Моцарта более важно показать «соперничество» и ансамбль пяти разнохарактерных инструментов – главных музыкальных «героев» сочинения. Бетховена же, скорее, интересует развитие музыкальной мысли, которому подчиняется ансамблевая фактура..."

**
Es-dur

“Жесткий и тяжелый”; “Звучный, энергичный, рыцарственный”;
“В этом тоне много патетического, он не подходит ни для каких сочинений, кроме серьезных и вместе с тем жалобных, также ему претит всякая пышность”
“Тональность любви, молитвы, и глубокой близости к Богу”
“Полная, сочная, мягкая, и прекрасная: этой тональностью наслаждаются все музыканты, пусть её характер не столь определен как у других, закономерность её красоты делает её всеобщей любимицей”
“Может похвастаться разнообразностью. Серьезная и торжественная, в тоже время образец мужества и решительности, придает произведению блестящий, устойчивый и горделивый характер. Можно обозначить как в высшей степени мужественную тональность”

“Стальной цвет с металлическим блеском”
“Темный, сумрачный, серо-синеватый (тональность "крепостей и градов")”
“Ощущение синевы неба, даже лазури ”

http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-90809.html

***
Константин Дмитриевич Бальмонт

Музыка

Мы слышим воздушное пенье чудесной игры,
Не видя поющего нам серафима.
Вздыхаем под тенью гигантской горы,
Вершина которой для нашего духа незрима.

И чувствуем смутно, что, если б душой мы могли
Достичь до вершины, далекой и снежной,
Тогда бы - загадки печальной Земли
Мы поняли лучше, упившись мечтою безбрежной.

Но нет, мы бессильны, закрыта звенящая даль,
И звуки живые скорбят, умирая,
И в сердце обманутом плачет печаль,
И гаснут, чуть вспыхнув, лучи недоступного Рая.