Художник крайних преувеличений... Луи Буланже

Алексей Гончаров2
Картина: "Страдания Мазепы".



Луи Буланже (11.03.1806, Верчелли, Италия - 11.03.1867, Дижон, Франция), - француз-
ский художник, литографии и иллюстратор, директор Дижонской школы искусств.
Время жизни Луи Буланже расчерчено революциями и политическими переворотами,
яростными манифестациями и баррикадами. Эпоха грандиозных волнений порождала ги-
грантов, способных воплотить её темпераментный страсти: колоссальную фигуру Баль-
Зака, одним духом написавшего 72 романа, неистового Жерико, кровожадного Делакруа,
Байрона, Гюго, Стендаля... Сыр пьемонтки и французского офицера Великой Армии,
Луи Буланже не принадлежал к числу этих светил первой величины. Лишь однажды ему удалось встать почти вровень с ними. Это произошло на его дебюте в Парижском
Салоне 1827 года. Он показал огромную драматическую композицию "Казнь Мазепы", на-
веянную произведениями Байрона.
На фоне романтического старого замка слуги пфальцграфа, могучие полураздетые муж-
чины в восточном наряде, привязывают отчаянно сопротивляющегося белокурого, с
вьющимися локонами, нагого юношу, почти мальчика, к крупу бешеного коня, а старый
граф сверху любуется зрелищем казни. Картина выглядит апофеозом бунта прекрасной
юности против могущественной старости, но в ней также немало садистической сексуальности. Успех картины был подобен взрыву. Виктор Гюго написал поэму, в
которой воспевал гений художника. Его немедленно провозгласили чуть ли не вождем
романтического движения, а едва родившаяся слава начинала, казалось, соперничать
со славой самого Делакруа.
Однако удержаться на этих позициях Буланже не удалось. В современной литературе
его имя часто сопровождается следующей характеристикой: Луи Буланже - французский
живописец и литографии, друг Виктора Гюго.
Действительно, искусство Гюго было для художника, пожалуй, самым плодотворным ис-
точником вдохновения. Его познакомили с Гюго братья  Давериа, с младшим из них
 Эженом, Буланже учился в Школе изящных искусств. Восхищение писателем и поэтом вылилось в глубокую взаимную дружбу. Ежедневно бывая в доме Гюго, Буланже оставил
массу портретов людей, группировавшихся вокруг писателя.
Ранние работы Буланже демонстрируют явное увлечение живописью Жерико и Делакруа.
В некоторых его работах очевидно увлечение английской живописью, в частности, Ло-
ренсом и Бонингтоном. Его романтическому настроению близок был и язык Гойи.
В течении длительного времени Буланже практиковал технику литографии. В это вре-
мя литография пользовалась большим успехом. Третье сословие предпочитало покупать
эстампы.
В этой технике Буланже создал самые интересные свои работы. Его привлекали сюжеты
фантастические, навеянные все теми же поэмами Гюго: "Призрак", "Ленора", "Дьяволь-
ская охота". Мастерски выполнена литография "Ночной шабаш", где в жутким и стреми-
тельном хороводе несутся черти, обнаженные ведьмы, змеи и прочая "нечистая сила",
фигурирующая в балладе Гюго.
Около 1835 года искусство художника начинает несколько изменяться. Появились ра-
боты, которые занимают все больше места в его живописи - художник создаёт про-
изведения на библейские и евангельские темы.
В 1860 году Буланже назначается на пост директора Школы изящных искусств в Дижоне,
а через некоторое время становится директором дижонского музея. В его живописи
все меньше остаётся следов былого романтизма, но иногда он снова вспыхивает в нем
с прежней силой, как в картине "Бродяги", написанной за год до смерти и вдохно-
военной "Собором Парижской богоматери".
Конечно, нельзя исчерпать творчество Буланже влиянием Гюго. Художник вдохновлялся
сюжетами истории, Библией, итальянской литературой... Но лучшими остаются работы, навеянные искусством Гюго. Талант писателя был родственников художнику, в его
творчестве он находил наиболее верную поддержку своим исканиям. Их преданная друж-
ба, длившаяся всю жизнь, была предметом восхищения современников. "Месье Гюго по-
терял Буланже",- сказал Бодлер, узнав о смерти художника.



                @