О стихах и поэтах. Страница 3

Николай Шведов 2
+  Учительница математики, могучая басовитая старуха, с напором воспитывала
нас, восьмиклассников: «Что из вас получится! Опомнитесь! Что будет с нашей страной, когда вы вырастите! Вы же ничего не хотите знать и понимать!
Вот посмотрите на вашего учителя  литературы: он до сих пор любую теорему
из школьной программы помнит наизусть!».
   Я не сомневаюсь, что она говорила правду.
   Но надо же так было случиться, что наш любимый учитель литературы
Юрий Евгеньевич Ряшенцев вскоре издал книгу стихов, в которой были строчки, передающие ритм вальса:
   « Площадь круга, площадь круга, два пи р…»
   Но «два пи р» – это не площадь круга, а длина окружности!
   Как такое могло случиться с памятливым поэтом?
   Видимо, магия ритма стиха оказалась сильнее математической памяти моего доброго учителя, ставшего впоследствии одним из лучших поэтов России.


+  Не следует бранить поэта за совпадение его строки со строкой
предшествующего ему собрата. Это – случайное совпадение. Возможно, память вытащила совершенно забытый  аналог, еще вероятнее – поэтическая мысль двух поэтов бродила в одном энергетическом поле. Вот пример.
   Знаменитая формула: «сороковые, роковые…» - визитная карточка большого современного поэта.
   Теперь читаем известную статью Александра Блока
«О назначении поэта», написанную за тридцать лет до приведенных слов:  «Приближались роковые сороковые годы…» - это сказано в контексте с последними днями Пушкина.
   Не мог наш поэт в молодости не читать эту статью А.Блока. И, однако, не вызывает ни малейшего сомнения, что мы имеем дело не с непреднамеренным плагиатом, а с примером одинаковости поэтического мышления, порожденного напряжением схожих по высочайшему драматизму исторических ситуаций в сороковых годах двух разных веков, двух разных поэтических эпох.