Заметки о фильме Холодное танго

Валерий Кувшинчиков
Последнее время на ТВ раскручивается фильм Чухрая – «Холодное танго».
Попытайтесь за этой вереницей красивеньких и нет, романтичных картинок образа блондинки в красном, этакого борца с несправедливостью – СССР, увидеть истинный смысл фильма.
Итак – имперский СССР оккупировал бедную прибалтийскую страну. Эти мерзкие КГБ-НКВД-шники, убийство мирных жителей и страшные ссылки.
И честные, смелые «лесные братья», которые борются с оккупантом.
И самое главное – еврей  в НКВД, которого настигла справедливая кара литовского патриота – смерть возле ссыльного поезда. Надеюсь - этот прямой чухраевский намек зрителем понят. А суть намека, может непроизвольного, а может и умышленного - еврей служит в НКВД и поэтому заслужил казни. Да и по такой опять же чухраевской логике - все, кто во времена СССР служил в НКВД, жил в стране - заслуживают наказания. Или я ошибся в понимании Чухрая?
А теперь о Холокосте: в Литве был самый страшный Холокост ( в Прибалтике), там литовскими «патриотами» в июне 1941 года, еще до прихода немцев, в каждом (КАЖДОМ!) городке выводили в лес и расстреливали евреев – соседей, знакомых, мирных жителей. И не было среди расстрелянных работников НКВД.

  Я цепляю к этой заметке карту с местами расстрела евреев в Литве. Убедитесь сами- везде, в каждом городке. В лесу рядом стоит скромный памятник невинным жертвам ненависти и национализма. И к ним практически никто не ходит, в памяти литовской нации забытый кусочек истории. Да и зачем - подумаешь, 200000 убитых.

Но, благодаря пропаганде и промыванию мозгов, около 70-80 процентов современных литовцев считают, что евреи сами мол виноваты в Холокосте. Как раз потому, что служили в НКВД (впрочем - как и русские и др.).
Теперь все больше проявляется истинный смысл  – о чем фильм? Он тонко, на уровне подсознания, через единичный якобы случай, оправдывает Холокост.

Фильм якобы поставлен по книге Эфраима Севелы – «Продай свою мать». Вы читали эту повесть? Почитайте, настоятельно рекомендую. Книга о нравственности и судьбе, о том, как ломает человека жизнь и сколько подонков вокруг. О еврействе в Восточной Европе, о переплетении судеб людей.
Я специально перечитал книгу и вновь посмотрел фильм.
Чухрай полностью исказил книгу, извратил ее смысл.

Для тех, кто не читал, вкратце сообщу:
-В повести никакой немецкий офицер не насиловал Лайму. Ее ненависть к герою – она изложена в этих словах: - «Она была антисемиткой. От рождения, по крови. Встретив на улице человека с еврейской внешностью, она морщилась, словно разжевала кислую ягоду, и делала это не напоказ, скажем, чтобы меня поддразнить, а даже когда шла одна, и никто за ее реакцией не следил. Я однажды наблюдал из окна кафе, как Лайма, не зная, что я за ней слежу, обходила громко болтавших на тротуаре двух евреек. Боже, как ее всю перекосило, и ее прелестное лицо стало некрасивым и злым. На лице была написана какая то смесь брезгливости и ненависти. А стой на тротуаре не две еврейки, а две литовки и даже перегороди они ей дорогу, я уверен, Лайма обошла бы их с привычной улыбкой на губах.
В ее антисемитизме была заметная доля садизма. Она была по натуре садисткой. Скрытой. Закамуфлированной вежливой, обаятельной, чарующей улыбкой. И лишь на евреях она давала себе волю, выпускала когти, отводила душу как могла. Я думаю, родись она пораньше, будь она в годы войны взрослой, лучшего кандидата в надзиратели над заключенными еврейскими женщинами немцы навряд ли нашли бы. Ни ее отец Винцас, весьма возможно, собственноручно убивший мою мать, ни ее двоюродный дядя Антанас, на чьей совести гибель моей младшей сестренки Лии, не могли бы с ней сравниться. Те убивали по долгу службы, на которую поступили, выполняли, так сказать, работу, не испытывая при этом ни радости, ни печали, а только скуку и усталость, какая обычно остается после выполнения неинтересной, рутинной работы.
Лайма же извлекала бы наслаждение из надругательств над своими бесправными и беззащитными жертвами. Ее садистские наклонности получили бы полное удовлетворение.»

- Герой повести не служил в НКВД. И не бегал с пистолетом по лесам. Вот его признание: -«Да, я чувствителен. Я очень чувствителен. Я становлюсь особенно чувствительным, когда вижу живые существа, брошенные в кузов навалом, уже как трупы, и везут их туда, откуда возврата нет.
Я чрезвычайно чувствителен, когда слышу плач детей, насильно оторванных от своих матерей, и в этих случаях на моих глазах возникают слезы, и я их не стыжусь.
Потому что я побывал в таком кузове в тесном клубке детских тел, пищащих, воющих и всхлипывающих. Я остался жив. А остальных детей нет и в помине, и никто не знает, где их маленькие могилки.
У нас, в каунасском гетто, немцы провели один из самых изуверских экспериментов. Они отступили от правила — убивать детей вместе с родителями. Чей то очень практичный ум додумался, как даже из нашей смерти извлечь пользу для Третьего рейха. Он предложил отделить детей в возрасте семи — десяти лет от родителей и, прежде чем их умертвить, выкачать из них чистую свежую детскую кровь и в консервированном виде отправить в полевые госпитали для переливания раненым солдатам.»

- Винцас. Он показан чуть ли не героем, прятавшим еврейского мальчика во время войны. А он -  «спас меня не из человеколюбия и милосердия. Заглядывая вперед, он, еще когда немцы одерживали победы, своим практичным крестьянским умом сумел предвидеть их поражение в конечном итоге, и я был для него индульгенцией безгрешности перед русской советской властью, которая сменит немецкую оккупацию.»
Винцас с дубинкой ходил среди тел лежащих евреев и убивал их ударом по голове. Вот такой он, «смелый» борец с оккупантом.

Лайму не сослали. Она спилась, рожденная девочка – Рута, уехала с отцом, героем повести, в Израиль. И стала Ривкой. С ужасной душевной болью, что в ней течет кровь Винцаса. Убийцы ее бабушки и родни.

Если бы Севела посмотрел этот фильм, я думаю, что он бы ужаснулся.


Так что это - исторический маразм автора фильма или умышленный обман?
Мультяшное отражение эпохи?
Или - искривление исторической правды на фоне сопливых переживаний героев?
я понимаю Чухрая. Хочется создать что-то, похожее на Список Шиндлера с советской окраской. Или Холодное лето 1953 года. Не получилось. Сам фильм хорош, кое-где дешевые трюки ( бегающие с пистолетом в лесу за бандитами оперативники), самоубийство отца Лаймы с брызгами крови. Есть еще вещи, которые вызывают отторжение. Например - бандиты в городе стреляют офицеров. Смешно. Эти бандиты сидели в лесах и трусливо отстреляли 15000 гражданских - молодых девочек-почтальонов, комсомолок, председателей колхозов, семьями убивали - детей, стариков. В стычках с бандитами погибло 5000 советских военнослужащих в Литве. Посмотрите на эти цифры и оцените - с кем в действительности сражались эти "герои". А они в фильме показаны именно как герои, воюющие против Советской власти. Я не даю оценку той власти Советов, но цифры говорят конкретно. И настроение фильма - ужасный СССР, который оккупировал Прибалтику. Понятно, что до понимания истинных мотивов Сталина в договоре Молотова-Риббентропа Чухрай "не дотянул", да и не хотел. С 1933 г. все европейские страны, в т. ч. и Литва, подписали с Гитлером договор о ненападении, хотя Сталин неоднократно предлагал им объединиться против Гитлера. Они отказались, поэтому пакт Молотова-Риббентропа - гениальное решения Сталина на геополитической арене тех годов, отодвинул границу СССР и создал территориальный буфер. Нравится вам Сталин или нет, но так есть. Не забываем мы о репрессиях. Следующая серьезная накладка - ссылки. Чухрай их переносит в послевоенное время. Основные ссылки были в 1940-1941 г. Количество высланных - около 100000 человек, а не 260000. И осталось за бортом вот эта жуткая история, как после 22 июня 1941 г. в каждом, в КАЖДОМ городке Литвы были созданы отряды "патриотов" и они сами, с радостью и азартом убивали евреев - соседей, знакомых, в КАЖДОМ. К осени 1941 г. было уничтожено около 80 проц. литовских евреев. И следующее - в фильме прозвучало мерзкое мнение тех, и нынешних националистов, что евреи сами виноваты в Холокосте, потому что служили в НКВД. Об этом говорит факт убийства героя ножом возле поезда. И это мнение Чухрай разделяет. И это мнение навязывает зрителю. Можно не понимать и не заметить этого, можно слезы лить над трагедией и геройством Лаймы, но все высосано "из пальца", под влиянием неизвестных нам мотивов Чухрая. Можно сделать один вывод - не любит Чухрай ни СССР, ни Россию. Может я тоже не в восторге от СССР, но эта страна была. Ничего не изменишь в истории.

Так что лично я называю смело фильм мерзким и унизительным для памяти тех 200000 евреев, убитых в Литве в 1941-1944 году.

Посмотрите на карту Литвы. Она вся в звездах Давида на местах массового убийства евреев.

Это, кстати, именно об этом:
http://www.stihi.ru/2017/04/11/3544
https://www.proza.ru/2016/01/31/1827