Как превратиться в человека

Лидия Павловна Володина
Иван Ильин (Путь к очевидности)
... Ибо
страдание есть подлинная и могучая реальность, оно
приобщает человека бытию настолько, что люди на-
учаются быть, а не казаться, и их тщеславное жела-
ние «прослыть» и «прославиться» отходит на задний
план. Но это и значит, что современному человеку
предстоит еще мучиться и терпеть, и может быть, еще
в неизведанных им формах гнета и унижения, до тех
пор, пока не отпадет все кажущееся, условное и мерт-
вое и пока не вырвется наружу исток внутренней ре-
альности и творческой силы. Человек должен снова
возжелать подлинной реальности, субстанции вся-
ческого бытия и всякой жизни. Тогда в нем оживет и
раскроется сердце; тогда он свободно и решительно
отдастся сердечному созерцанию; на этом он вновь
обретет Бога, примирится со своей совестью и начнет создавать новую культуру, – обретая новую веру
во Христа, слагая новую науку, созидая новое искус-
ство, формулируя новое право и водворяя новую, от-
нюдь не социалистическую, социальность…

***
Как превратиться в человека?
Понять, что ты в капкане зла,
Врагом запущена стрела,
Пронзив всего тебя от века...

И плач, не плач, живёшь,
иль нет,
Дыханье жизни не воскреснет,
Пока великий Божий Свет
Не прикоснётся
силой Вести.

Как превратиться в человека?
И в сотый раз придти на суд
В себя, где душу потрясут
Твоей неправды
злые реки...

*@*@*@
Мысли ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА:
1 Тим. 5, 22–6, 11; Лк. 18, 15–17. 26–30). “Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него”. Как же это принимать — как дитя? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает до подробности, а жизни не видит, так и рассудок — сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру, всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего, и обязуют сознание, совесть сердце принять веру. Они и принимают, и приняв, не хотят уже отстать от нее. Тут происходит тоже, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна, и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия ни прежде ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, кичит и отгоняет благодать Божию — зло в христианстве первой важности.