Художник Золотого века... Франс ван Мирис Старший

Алексей Гончаров2
Картина: "Урок музыки".

Семнадцатый век в Голландии стал первым периодом в истории европейского искусства,
когда живопись превратилась из элемента религиозного действа в предмет чисто эс-
тетического наслаждения, а порой и в одну из составных частей украшения интерьера.
Спрос на искусство был колоссальным. Стали возрождаться средневековые цеховые ор-
ганизации - гильдии, объединяющие живописцев в своеобразные союзы. Часто в пейза-
жах и бытовых композициях одного мастера фигурные сцены или архитектурные детали
писал другой художник. Теперь уже живописец не скрывает своё имя, а, наоборот,
стремится к известности и славе.

Всех голландских мастеров XVII века принято называть в истории искусства "малыми
голландцами". В самом деле, каждый из них посвятил себя определённой узкоспецифической области живописи, будь то галантная сцена, морской или лесной
пейзаж, цветочный или фруктовый натюрморт. И каждый из этих художников несёт в себе частицу того великолепного художественного мастерства, которое было свой-
ственно голландской школе живописи.

Франс ван Мирис (16.04.1635, Лейден - 12.03.1681, Лейден),- голландский художник Золотого века.

Областью профессиональных интересов Франса ван Мириса были главным образом интимные жанровые сцены и картины на библейские темы.

Мирис был уроженцем Лейдена, где и провёл всю свою жизнь. Сначала он учился у жи-
вописца по стеклу Абрагама Торенвлита, а потом у А. ван Штемпеля и Геррита Доу.
Последний и оказал на него наибольшее влияние.

Геррит Доу был далеко не самым талантливым, но самым модным живописцем в Голландии
в 1660-1670-х годов. Выставка тридцати произведений Доу, которая в 1665 году была организована в Лейдене в пользу бедных,- явление необычное для того времени,- сви-
детельствует об огромной популярности этого живописца. Франс ван Мирис, верный
последователь Доу, также увлекается миниатюрной развлекательной живописью, создателем которой был его учитель. И он также добивается славы, став одним из
самых высокооплачиваемых художников Голландии.

Но если картины Доу носили дидактический характер, то ван Мирис становится выра-
зителем интересов и увлечений аристократических слоёв общества. Он пишет молодую
аристократку, играющую с попугаем (Мюнхен), утренний туалет молодой женщины (Эр-
мираж), урок музыки (Шверин). Его картины отражают жизнь реальную, но замкнутую,
жизнь очень узкого круга людей. У ван Мириса нет ни рембрандтовской трагедии,
ни хальсовской страсти, ни терборховской поэтичности. У него всё обыденно, буднично, прозаично. И ван Мириса, как и его заказчиков, удовлетворяет это тихое и
размеренное существование среди предметов роскоши в богатых интерьерах, украшен-
ных картинами, коврами, красивой мебелью.

Когда ван Мирис пишет свои жанры, он старается максимально приблизиться к реальности. И тут художник делает один из своих новаторских шагов. Стремясь пре-
одолеть симметрию и однообразие композиции, он употребляет приём фрагментарного
изображения. В интерьере "Уроки музыки" мы видим только часть кресла; часть клаве-
сина, часть дверного проёма и часть картины, висящей на стене, но никогда весь
предмет целиком. Такой поистине кинематографический приём встречается только у Вермеера Дельфтского. И действительно, можно обнаружить некоторые композиционные
аналоги между произведениями великого мастера и ван Мириса. Их роднит почти математическая точность построения перспективы и продуманность каждого элемента
композиции, хотя Вермеер по силе таланта намного превосходит лейденского мастера.

"Урок музыки"* принадлежит к лучшим картинам Франса ван Мириса. В ней меньше, чем в других его произведениях, той холодности и отчуждённости, безразличия и бесчув-
ственной объективности. В целом творчество Франса ван Мириса принадлежит последнему этапу развития голландского бытового жанра и выражает собой его упадок.
А "Урок музыки" ещё хранит следы великого расцвета этого жанра, связанного с име-
нами Вермеера и Питера де Хоха.




                @