Декабрист Александр Одоевский

Александр Азовский
(1802 – 1839)

 Сегодня – 215 лет со дня рождения поэта-декабриста Александра Одоевского. Впрочем, в этот же день в 65-м году до Рождества Христова родился выдающийся римский поэт Гораций.
 Александр Иванович Одоевский – настоящий декабрист не только потому, что родился в декабре. Князь Одоевский, вступивший в Северное общество декабристов, в первых рядах появился на Сенатской площади и активно сопротивлялся властям, за что был отправлен на многолетнюю каторгу, а затем рядовым солдатом в действующую армию на Кавказ. Там он встретился с Лермонтовым. Стихи сочинял на ходу, изрекал их в устной форме. Друзья поэта фиксировали их.
 
 Евгений Евтушенко в стихотворении «Цветы в кандалах» цепко схватил основное у Одоевского, гениально переводя стрелки в наше время.
 Свобода грубо, грязно и неграмотно
 к нам, как землетрясение нагрянула
 (так предсказал в стихах князь-декабрист).
 Вы были юны, Александр Одоевский.
 Предсказывать есть риск, но не без доблести.
 Не слушать предсказаний – больший риск.

 Предсказывали Достоевский, Оруэлл.
 Мы заглушали маршами и хорами
 увещеванья роковые их…
 Мы все – детсад неслушания стадного,
 Бессмысленного бунта, беспощадного.
 Мы все – дантесы пушкиных своих.

 На роковой цифре «37», как и у Пушкина, часы его земной жизни остановилась. «Дантесом» для него в 1839 году стал малярийный комар. Как и другого его тезку – Александра Филипповича Македонского – поэта сразил малярийный микроб, выпущенный маленьким и гнусным насекомым. Такова горькая ирония судьбы.
 Когда человек уходит в вечность, большое значение приобретает его духовное творчество, поэтому для нас, его потомков, особую ценность имеют его произведения на эту тему. 18 апреля 1826 года, попав в 24-летнем возрасте в Петропавловскую крепость, он отразил свои переживания в стихотворении «Воскресенье»:
 Пробила полночь... Грянул гром,
 И грохот радостный раздался;
 От звона воздух колебался,
 От пушек, в сумраке ночном,
 По небу зарева бежали
 И, разлетаяся во тьме,
 Меня, забытого в тюрьме,
 Багровым светом освещали.
 Я, на коленях стоя, пел;
 С любовью к небесам свободный взор летел...
 И серафимов тьмы внезапно запылали
 В надзвездной вышине;
 Их песни слышалися мне.
 С их гласом все миры гармонию сливали,
 Средь горних сил Спаситель наш стоял,
 И день, блестящий день сиял
 Над сумраками ночи;
 Стоял он радостный средь волн небесных сил
 И полные любви, божественные очи
 На мир спасенный низводил.
 И славу вышнего, и на земле спасенье
 Я тихим гласом воспевал,
 И мой, мой также глас к воскресшему взлетал:
 Из гроба пел я воскресенье.

 Что ж, как говорил другой русский поэт, «чем ночь темней – тем ярче звезды, чем глубже скорбь – тем ближе Бог». В те же годы Александр Иванович создал еще одно молитвенное произведение о смысле скорбей, ведущих нас в Царство Божье:               
 Что мы, о Боже? – В дом небесный,
 Где Сын Твой ждет земных гостей,
 Ты нас ведешь дорогой тесной,
 Путем томительных скорбей,
 Сквозь огнь несбыточных желаний!
 Мы все приемлем час страданий
 Как испытание Твое;
 Но для чего, о Бесконечный!
 Вложил Ты мысль разлуки вечной
 В одноночное бытие?

 От себя добавлю: пожалуй, земная наша жизнь завершается не точкой, и даже не многоточием, а знаком вопроса. Как у Пилата: «Что я сделаю с Иисусом, называемым Христом?» Распну или приглашу в свой сердечный дом? От правильного ответа на этот вопрос зависит приглашение нам от Бога, как сказал Александр Одоевский, «в дом небесный, где Сын Твой ждет земных гостей».
 И в заключение процитирую свое четверостишие:
 Благодати Господней чаша –
 Основание для восторга:
 Если Бог будет в сердце нашем,
 То и мы будем в сердце Бога!