Мастер жанровой живописи... Питер де Хох

Алексей Гончаров2
Картина: "Хозяйка и служанка".



Питер де Хох (20.12.1629, Роттердам - ок.1685, Амстердам),- великий голландский
живописец, который, подобно своему современнику Вермееру, специализировался на
изображении повседневных интерьеров и экспериментировал со светом.
О жизни этого известнейшего мастера жанровой живописи, чьи творения бесценны,  известно очень мало. Сын каменщика и повитухи принадлежал к низам
голландского общества. Учился живописи и рисунку у К. Берхема в Харлеме. После окончания учёбы работал в Делфте, где в 1654 году женился на Яннетье ван дер Бюрх,
родившей в последствии ему семерых детей. В 1655 году получил звание мастер и был
зачислен в местную гильдию художников. В 1660 году переехал вместе с семьёй в Ам-
стердам. В своём творчестве испытал влияние харлемских жанристов круга Ф. Хальса,
позднее Я.Вермеера и К. Фабрициуса.
В молодости он подобно другим художникам середины 17 века, работал над грубыми
жанровыми сценами, зачастую изображающими солдат в тавернах и на конюшнях. Позднее
изображал сцены бюргерского быта (преимущественно хлопоты хозяйки дома), добиваясь
особой поэтической одухотворенности в изображении домашней среды, наполненных
солнечным светом интерьеров и двориков. Его интерес к перспективе и пространственной организации композиций возник под влиянием делфтских художников,
писавших архитектурные виды и церковные интерьеры. Люди, несколько чопорные и почти неподвижные, занимают вовсе не главное место в картинах мастера; они лишь заполняют и оживляют изображенные художником интерьеры. Палитра де Хоха состоит
преимущественно из приглушённых коричневых тонов с добавлением основных цветов.
Точная взвешенность светотеневых и цветовых соотношений усиливает иллюзию пространства и способствует передаче ощущения воздушной среды. Излюбленный композиционный приём де Хоха- вид из окна или через дверной проем на открывающееся позади пространство, другую комнату или дворик. Картина "Хозяйка и служанка", Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина "Хозяйка и служанка"- образец голландского жанра, в котором сконцентрированы все достоинства делфтской школы. На картине мы видим типичную
сцену из жизни почтенной бюргерши. Строгая, спокойная старушка отдыхает возле своего чисто вымытого дома. Она в старомодным костюме, на её трудолюбие намекает
рукоделие, лежащее на коленях. Де Хох находил и подчеркивал красоту в обыденных
предметах- начищенном до блеска ведерке в руках служанки, прозрачной, почти кру-
жевной плетеной корзине, буквально горящей на свету. Персонажи полотна естественно
и уютно чувствуют себя в среде голландских обывателей, они существуют в атмосфере
тихой гармонии. В колорите зрелых произведений де Хоха преобладают тёплые золотис-
тые тона, обогащённые пятнами чистого цвета.
В 1667 году умирает жена де Хоха, что серьёзно повлияло на душевное состояние и
творчество художника.
Война с Францией 1672 года резко ухудшила экономику страны, картины художников
продавались плохо. В 1674 году де Хох перестаёт платить налоги, что свидетельствует о полной нищете. Он пишет много картин, пытаясь выйти из нищеты,
однако качество их уступает картинам 60-х.
В позднем творчестве де Хоха нарастает стремление к внешней эффектности образов.
Полотна темнее делфтских по колориту и менее тщательно выписаны.
Питер де Хох умер в 1684 году, точная дата смерти художника не известна.
Ранние работы де Хоха долгое время оставались не признанными, а его поздние про-
изведения были забыты; однако, благодаря своему зрелому творчеству, де Хох считается одним из лучших голландских художников 17 века.



                @