Сила духа

Ольга Чернорицкая
Сила духа противоположна попустительству духа в отношении иллюзий и фантазий.  Причина ее возникновения – взрослость, мужание, отказ от иллюзий, которыми была богата молодость. Феномен Онегина и Печорина. «Но рано чувства в нем остыли» . И лучше поздно остыли, чем никогда. Они много перечувствовали, как Пушкин и Лермонтов. Много любили и страдали, испытывали насмешки и отчаянно защищали свою честь – поэтическую, дворянскую,  гражданскую, политическую.  Они  много думали, переосмысляя шаг за шагов все, что встречали  и умели прямо смотреть в лицо истине, не тешат себя убеждениями, которым уже никто не верит. Действительность – вот их единственная почва.
Студеный ручей, с которым ассоциировал себя Лермонтов -  холодная вселенная Печориных - людей, у которых наступила зрелость отказаться от иллюзий и фантазий, у которых появилось главное, что отличает реалиста в литературе от фантазера -символиста -- сила духа, переходящая в силу слова.
Три важнейших момента, когда Печорин проявил именно силу духа, показаны не последовательно. Первый – когда на врага он смотрит как на брата и ждет, когда Грушницкий очистит свою совесть признанием, что пистолет Печорина не заряжен. В ночь перед дуэлью он не спит, читает Вальтера Скотта. Это выдержка. Это честь. Это великое звание человека.  На фоне которого прочие кажутся незрелыми юношами.
Второй – когда на девушку смотришь как на брата - в отношении княжны, он поступил с ней благородно и благодарно, как брат, а ведь  из жалости к ней он готов был бы броситься к ее ногам, погубить себя и ее, но не сделал этого, наговорил про себя невесть что, что смеялся. Хотя смеялся не он, а Грушницкий. Жалость - нижайшее из чувств, становясь его рабом, мы идем по ложному пути. Сломать себе жизнь проще простого - достаточно предаться этому чувству.
 Впрочем, что с того.  «Печорин не любил княжны: он оскорбил бы самого себя, если бы назвал любовью легонькое чувство, возбужденное его собственным кокетством и самолюбием», - писал Белинский. Хотя он здесь не совсем прав, кокетства не было, был интерес прозаика реалистического направления к романтизму и его уходящим проявлениям. Образ княжны исчерпан, в журнале глава, интерес Печорина и читателей к этой фигуре пропал – что будет с ней дальше, абсолютно никому не интересно.
И третий момент – отношение к себе как к доблестному военному и человеку чести. Задержание разбушевавшегося казака, когда именно Печорин, рискуя жизнью, бросился вниз головой из окна и схватил за руку преступника. Он оскорбил бы себя бездействием в ситуации этого задержания.
Определить, понять, осознать - это и есть почувствовать до конца. Определиться с чувством - это перестать искать ложные пути и пойти по истинному - от этого чувственная сфера только более обнажается. Поэтому он в своем высшем проявлении у Лермонтова и Пушкина достигает главного - силы духа. Она и определяет во многом гений писателя.