Иль Прете Дженовезе... Бернардо Строцци

Алексей Гончаров2
Картина: "Старая кокетка".



Бернардо Строцци, Иль Прете Дженовезе - "генуэзский священник" (ок.1581, Генуя - 02.08.1644, Венеция),- итальянский художник, ученик Валерио Корте.
В Генуе познакомился с последователями Караваджо французом Симоном Вуэ и итальянцем Орацои Джентинески. Поселился в Венеции около 1631 года.
Строцци имел духовный сан и был некоторое время епископом в Венеции. Значительную
часть творческого наследия Строцци составляют религиозные композиции, но, будучи духовным лицом, он тем не менее придавал библейским сюжетам черты жанровой картины.
Свои большие полотна Строцци населял крепкими просто народными типами. Не обладая, видимо, большой художественной фантазией, Генуэзский священник помещал героев
своих религиозных сцен в конкретную бытовую обстановку, что придавало изображаемому изрядную долю непосредственности.
Картины Строцци не перегружены лишними деталями. Фон художник оставляет почти чистым. Превосходна живописная техника мастера. Он пишет широко, мощными мазками, создавая реально ощутимую форму. Замечательны сила и звучность цвета в эрмитажной картине "Исцеление Товита", равно как и в других лучших работах художника.
Ветхозаветную легенду Строцци низводит до жанрового сюжета. Товит, грузный старик,
прочно восседает в массивном кресле в самом центре композиции. Слева от него фигуры жены и ангела, напряженно взирающих на лицо Товита, на совершаемое его сы-
ном чудо исцеления отца от слепоты. Холст большого формата Строцци населяет круп-
ными тяжеловесными фигурами. Даже ангел, чью принадлежность к небесным силам можно
узнать лишь по раскинутым за спиной крыльям, имеет округлое пухлое лицо и легко-
мысленные кудряшки весёлого венецианского юноши. Некоторая приземленность образов
тем не менее не сводит сюжет к мелочной описательности. Крепкие, немного грубова-
тые фигуры вносят в старый библейский рассказ струю здоровой народной чувствен-
ности.
Одной из весомых составляющих живописной выучки Строцци было использование колористических достижений венецианской школы. Творческий стиль Строцци складывался под влиянием фламандских мастеров - Рубенса, Артсена, Бейкелара. Вслед
за фламандцами Строцци полюбил сочные полновесные формы, от фламандцев же исходит своеобразная натюрмортность, заметная во многих композициях Строцци. В своём сме-
шении бытового жанра и мифологии Строцци был не одинок. На этой основе, например,
развивалось искусство Фетти, во многом созвучное Строцци.
Творческий путь Строцци не отличался прямой последовательной эволюцией. Он часто,
спустя десятилетия, возвращался к своим работам и повторял их в новых картинах,
почти не изменяя живописной структуры. Так несколько вариантов имеет картина "Ста-
рая кокетка" из Государственного музея изобразительного искусства им. А. С. Пуш-
кина. Это большое полотно, бесспорно, принадлежит к лучшим работам художника. Сю-
жет картины прост - старуха перед зеркалом и две служанки, занятые её туалетом.
Увядшее лицо старой дамы глядит на своё отражение спокойно и величественно. В её
умных глазах нет ни страха, ни желания забыть свой возраст, все прожитые быстро-
текущие годы. Некогда блистательная красавица, старуха ещё сохранила прямую осанку, гордую посадку головы. Она не сдаётся старости, она спокойно подчиняется неумолимому бегу времени. Картина заключает в себе глубокое философское обобщение,
её образный настрой передаёт ощущение бренности человеческой жизни. Молодые без-
заботные лица служанок противопоставлены серьёзному характерному лицу их госпожи.
Мастер противопоставляет не только молодость и старость, но и разум и легкомыслие,
разное отношение к жизни. В картине многое построено на принципе контраста - све-
жая роза в старческих пальцах, яркость лент и благородные переливы бархата рядом
с увядшей кожей.
Фактуру предметов Строцци передаёт с силой и мастерством. Широкими и мощными маз-
ками художник лепит форму, придавая ей пластическую выразительность. Интенсивность цвета, чётко выявляющего телесности, передана на уровне лучших венецианских коло-
ристов. Работая как живописец Строцци привлек симпатии многих венецианских художников, от части ему подражавших.




                @