Письмо миру из Иерусалима

Борис Гончаров
                Пролог
   В основу этого стихотворения легла редакционная статья под таким же названием «A Letter to the World from Jerusalem», опубликованная летом 1969 года в газете «Times of Israel» под псевдонимом «Элиэзер Бен-Исраэль», то есть Стэнли Гольдфутом. При написании этого стихотворения был использован перевод на русский язык Элеоноры Шифрин.
   Поводом к написанию этого произведения  послужила реакция «Мирового сообщества» на декларацию президента США Дональда Трампа об официальном признании Соединенными Штатами Америки Иерусалима столицей государства Израиль.

Я не чужое существо с другой планеты,
Как вам, похоже, кажется, увы.
И чтобы ни было, мне не страшны наветы,
Я человек из плоти, крови, как и вы.

Я гражданин Иерусалима и, к нему благоволя,
Мне дороги семья, любовь, свобода.
Меня здесь приютила древняя и гордая земля,
Неотделим я от еврейского народа!

Мне высказаться хочется, чтоб душу облегчить,
Но я не буду как-то подбирать слова.
Я не стремлюсь утешить вас иль в чем-то убедить,
Ведь вам важней антисемитская молва.

Вы никогда не строили сей горд и не жили в нём;
Не защищали вы его, когда они пришли,
Чтобы разрушить. Проклянут нас, мы осознаём,
Когда позволим вам, чтоб вновь его сожгли.

Иерусалим был раньше, чем Нью-Йорк или Париж,
А где был Лондон – там вонючие трясины,
В Москве – дремучие леса, а здесь – престиж,
И тут была цветущая еврейская община.

Она вручила миру то, что вы,  народы, неизменно
С тех самых пор, как зародились, отвергали –
Моральный кодекс человека в мире и Вселенной,
О чем в своем развитии вы даже не мечтали.

Ходили здесь пророки, чьи слова, как молния
Сердца людей навечно прожигали.
Здесь жил народ, хотевший жизни полной,
Чтоб жить ему свободно не мешали.

Он постоянно волны чужеземцев отбивал,
Что страстно жаждали его завоевать.
Захлебываясь в собственной крови, он погибал,
Сгорая в своих Храмах, чтоб не уступать.

Когда же он, в конце концов, подавлен был
Язычниками, просто большими числом,
И в плен был уведен. Однако он не позабыл,
Что Иерусалим – навечно его дом.

В ту пору эти люди поклялись в течение скитаний,
Что прежде чем они забудут Иерусалим,
Язык у них присохнет к Б-гом проклятой гортани,
И правая рука отсохнет – город неделим!

В течение двух тысяч лет, что с болью пролетели,
Мы были вашими незваными гостями,
Но ежедневно мы молились о заветной колыбели,
И возвращении в неё, оставленную нами.

Просили мы Всевышнего всегда три раза в день:
«Ты собери в Иерусалим нас отовсюду,
Перенеси нас в землю под божественную сень,
В Твой город, как сулил Ты по Талмуду».

И каждый Судный день и Песах мы отчаянно
К Тебе взываем, вспоминая Твое имя,
Чтоб в следующем году народ Твой неприкаянный
Пребудет в Твоем городе Иерусалиме.

Все ваши инквизиции, изгнания, погромы, гетто,
Крещения силком, нападки с тыла,
Процентных норм системы, притеснения и вето –
Все это нас, в конечном счете, не сломило.

И ваша неприязнь к евреям, антисемитизм –
Благовоспитанное чувство, наконец,
Невыразимый ужас Холокоста и трагизм
Его, и ваше безразличие к нему – венец.

Все это бы могло у вас, в конце концов, отнять
Остатки вашей же моральной силы,
Которой вы могли бы, претерпев все, обладать.
Однако нас все это только закалило.

Вы полагаете, теперь вы сможете сломить людей
После всего, когда нам выжить удалось?
Ужель вы верите, что после смертных лагерей
Мы убоимся ваших санкций и угроз?
 
В аду мы побывали, что вы создали для нас,
Оттуда воротились, научившись умирать.
Что из запаса своего еще вы можете сейчас
Добыть, что бы могло нас снова испугать?

Бомбили город наш «цивилизованные» страны
В сорок восьмом – вы ж были далеки.
Вы равнодушно наблюдали, было вам не странно,
Как женщин и детей тут рвало на куски.

Была тогда для нас убийственная комбинация:
Британские солдаты и арабские стрелки,
И пушки из Америки, и полная прострация,
И город Бога, здавленный в тиски.

Затем интернациональный город был разграблен,
Разрушены все школы, ясли, синагоги.
А далее – враждебная резня, умышленная травля
Там, где когда-то были Господа чертоги.

Еврейских кладбищ поругание, разруха и грабеж,
И распродажа властью от вампиров
Надгробных плит для тех, кому уж невтерпеж
Постройка лагерей, курятников, сортиров.

А вы ни разу не произнесли хотя бы слова,
Не выдохнули ни единого протеста,
Когда нам перекрыли доступ к самому святому,
К Стене – божественному для евреев месту.

От иорданцев были попраны все обещания,
Достигнутые по согласию сторон
После войны, что начали они за притязание
На землю нашу, вопреки решениям ООН.

Ни звука или бормотания с вашей стороны
Не слышно было нам, когда легионеры
По мирным гражданам стреляли со Стены,
Желающим прийти к ней ради веры.

В сорок восьмом, когда Берлин попал в блокаду,
Вы плакали, и хлеб на самолетах посылали.
Когда ж Иерусалим был осажден два года кряду,
Евреям вы не помогли – они ведь голодали.

Когда же двадцать лет спустя арабы снова-снова
Бомбили дико наш Иерусалим,
А кто-нибудь из вас сказал в его защиту слово,
Хоть кто-то стал от этого раним.

Когда-то вы метали гром и молнии из-за стены,
В Берлине – разрушить, мол, ее необходимо,
Но вы даже не пикнули по поводу другой стены,
Которая проходит в сердце Иерусалима.

В шестьдесят седьмом вы в первый раз тогда ожили,
Когда он, наконец-то, был воссоединен.
Вы стали говорить о справедливости и предложили
Подставить нам вторую щеку – вот резон!

Конечно, вы бы предпочли, чтоб город был разрушен,
Чем в нем когда-нибудь бы правили евреи.
Но как бы вы дипломатично не жужжали в наши уши,
Сквозят из ваших слов антисемитские идеи.

Но если из-за нашего возврата в город Иерусалим,
На вашу теологию свалился резкий кризис,
То следовало бы перейти к соображениям иным,
И вам необходимо изменить свой Катехизис.

Мы не намерены пассивно привыкать к дурной идее,
Что нам назначено от беспризорности страдать.
Идея эта – извращенное понятие для набожных евреев,
Что мы должны, мол, вашего спасителя принять.

По истечении двух тысяч лет, как был разрушен Храм,
Для всех религий существует полная свобода.
С тех пор все обладают равными правами. Все же вам
Хотелось бы довлеть здесь над моим народом.

Мы ненавидим меч, но это вы заставили его нас взять.
Мы любим мир, но не вернемся к миру,
Который был в сорок восьмом, чтоб снова потерять
Иерусалим, став вновь народом сирым.

Мы дома у себя – звучит на удивление для народа,
Который вы хотели бы узреть как прежде,
Бродяжничающим по миру с восхода до восхода.
Мы не уйдем отсюда – ясно и невежде!

Мы выполняем клятву, что давали наши деды:
«В Иерусалиме …» – он непокорен,
«… там в будущем году», ах, где же наши беды!
И в следующем после него – так до конца времен.

Поэтому Америка признала, наконец, Иерусалим
Столицей нашей маленькой страны.
Ход этого признания для израильтян необратим,
И это – вопреки проделкам сатаны.

Иерусалим – столица царства, возведенная Давидом
Почти три тысячи лет тому назад,
Когда арабов-то и не было, сегодня ими же закидан
Камнями и бутылками – Трамп в этом виноват!

Арабский мир, а вслед за ним и Путин с Эрдоганом,
Эммануэль Макрон, Тереза Мэй и Меркель,
А с ними заодно антисемиты и другие горлопаны
«Достали» Трампа – он, мол, черт из табакерки.

Не надо вам выпрыгивать из стареньких штанов
От нелюбви к евреям и любви к исламу.
Иерусалим останется Столицей до скончания веков
Израиля и третьего по счету Храма.

Израиль – декабрь 2017