Апология -Мы-

Василий Клименко Сумы
Мне очень хотелось бы описать свои отношения с Историей, свою укорененность в ней как последовательность разных «мы», к которым я оказался причастным в течение моей жизни. Каждый человек родом из какого-то «мы», а чаще из множества разных «мы». Человек либо творит свою жизнь по-новому, постепенно преодолевая эти разные оболочки «мы», либо навсегда увязает в них, подчиняясь логике безличного.

Я всегда ощущал свою принадлежность к какому-то «мы» - к семье, народу, человечеству, к людям, требующим перемен, к людям, понимающим бессмысленность перемен, к верующим, к сомневающимся – список может бесконечно длинным. «Мы» человека претерпевает изменения постольку, поскольку меняется он сам и мир вокруг него.

И так продолжалось до тех пор, пока на фейсбуке мне не сказали: «Нет у тебя никакого «мы», есть только ты сам и Другой, перед которым ты несешь ответственность. Другой человек – абсолютно Другой, ты не сможешь до конца понять его природу, исчерпать его своим пониманием, втянуть его как сообщника в какое-либо «мы». «Мы» означает разрушение индивидуальности Другого, подчинение его логике тотального»

Я задумался. Такая позиция показалась мне привлекательной. Действительно, как часто в истории несправедливости и преступления творятся от лица некоего «мы» – самодовольного, стремящегося к самоутверждению. Может, и на самом деле лучше всего отказаться от соотнесенности с каким-либо «мы», брать на себя ответственность только за свои слова и поступки? Но мне почему-то кажется, что это слишком опрометчивое решение.

На самом деле «мы» может быть разным. Есть «мы» самодовлеющее, стремящееся утвердить себя за счет Другого. Таково сейчас «мы» русского мира. Таково сейчас и «мы» Майдана и постмайданной Украины –говорю об этом, несмотря свои неизменные симпатии к Майдану и на то, что сам всеми своими чувствами принадлежу к этому «мы». И есть «мы» виноватое, чувствующее свою ответственность перед Другим, как бы стыдящееся самого себя. Быть может, именно так чувствовал себя ветхозаветный пророк, обращавшийся к Богу от имени несовершенного избранного народа.

Хочу сказать, что второе «мы» мне гораздо более симпатично, чем первое. Как мне кажется, именно в этом смысле можно сказать, что я все еще принадлежу к разным «мы», большинство из которых навсегда осталось в прошлом. Я все еще принадлежу советскому народу, перестройке, Украине, принимающей декларацию о независимости… Я одновременно русский человек и человек обоих майданов, все это во мне как-то уживается и не противоречит одно другому.

Я все еще могу сказать, что я советский человек. Определение «совок» коробит меня. Но весь вопрос в том, кому я буду говорить эти слова. Один случай, когда я говорю это проворовавшемуся и залгавшемуся политику, которым принижает советский период, чтобы оправдать те беспорядки, которые творятся сейчас. И совсем другой – когда передо мной человек, чьи близкие пострадали во время репрессий. А если одно и другое совмещено в лице одного человека? Никогда не знаешь, как твои слова отзовутся в душе Другого. Поэтому, как мне кажется, есть вещи, о которых лучше всего умолчать. А если и говорить, то очень осторожно…

Я все еще принадлежу к некому абстрактному «мы» перестройщиков. Я помню, как мы всей семьей поддерживали Горбачева, как мы вдвоем с мамой спешили домой после прогулки – чтобы не опоздать на трансляцию заседаний первого съезда депутатов СССР. Ожидания были неимоверные! Можно ли сказать, что они были обмануты? Или, возможно, наши мечты изначально были неосуществимыми? Как бы то ни было, сейчас я нередко слышу от моего отца о том, что в провале перестройки виноват Горбачев. Но ведь мы были вместе с ним! Как бы нам научиться вот этому «вместе» относительно наших суждений о прошлом. Ведь если «вместе», то, стало быть, и мы несем свою долю ответственности.

Конечно, можно сказать, что выбор сделали за нас. Можно сказать, что теория заговора также имеет право на существование. Но, во-первых, это самый легкий выход – отказаться от ответственности. А во-вторых, поступая так, мы чаще всего отказываемся видеть Историю в ее настоящей полноте и противоречивости….

Опубликовано на странице "Наблюдатель слов" на Facebook:
https://www.facebook.com/Nablyudatel.slov/