ЭССЕ по драматическому роману Дело было в Пенькове

Анастасия Потоцкая
Матвей Морозов – главный герой фильма «Дело было в Пенькове». О нём и пойдёт речь. Амбициозный и харизматичный молодой человек с преобладающей эмоциональной неустойчивостью. Таким представляется нам главный герой. Личность Матвея Морозова резонансна с позиции общественности. Критичность мнений порождает соответствующее отношение к главному герою, тем самым определяя его гражданский тип как социально неустойчивый.
Идея фильма завязана на истории любви главного героя к приезжей девушке Тоне. Тоня являла собой образец добропорядочности и справедливости. В своих стремлениях к повышению культурного уровня населения и качеству жизни была неудержима. «Людям же деться некуда в свободное время. Клуба даже нет. Лучший колхоз района совсем рядом, а мы о нем ничего не знаем, будто он на другой планете. А я уверена, что молодежь там живёт совсем по-другому. Люди ж тянутся к культуре».  Эта девушка была полна новых идей и безмерного упорства в их достижении. Наверное именно своей жаждой жизни молодая девушка из города Ленинграда разбудила любовь в сердце главного героя, взбудоражила его сознание и наконец сменила поле его приоритетных интересов в сторону социально полезных, рассмотрев в его амбициозности нереализованный талант. «По-моему Морозов парень очень способный, любознательный и ещё у него есть очень хорошая черта: инициативность. Правда ему не хватает знаний, кругозора», говорила Тоня. Именно такой в её глазах был Матвей Морозов. И даже там, где его недостатки перекрывали достоинства, даже там он ей казался необыкновенным и особенным.
Интересной нам также представляется фигура Ларисы, жены Матвея. Ее неприязненные отношения с Тоней послужили поводом к открытому конфликту интересов на почве женской ревности. И причина этой ревности имела место в действительности. «Лариса – девка отчаянная. В случае чего на любую крайность пойдёт», с своём разговоре с Тоней упомянул её отец. Вспышки чувств Морозова и Тони стали достоянием гласности.  И даже самые безобидные сцены межличностного общения становятся поводом к широкому критическому обсуждению. «Деревня есть деревня. Тут каждый человек на виду. А уж если дело коснётся любви тут уж бабы как худые сороки таскают сплетни и устраивают возле колодцев конференции» в своём разговоре с Тоней утверждал отец Ларисы. «Какой я не плохой отец, но всё-таки отец и кроме меня никому не понять, как мне тошно. Только что расписался Матвей, а уже хвост колечком, примеряется гулять от законной жены. А некоторые барышни вместо того, чтобы усовестить его разводят с ним научные беседы про разные автоматы и неизвестно ещё про что». Из этого видно, что вуалью Тониных чувств была благая цель: расширение кругозора Матвея. Но самообман всегда порок, порок воли и чувств, который вскроется рано или поздно, смешавши все карточные масти в одну колоду запретных чувств. Так, отношения тони и Матвея можно сравнить с карточной игрой, в которой масти карт имеют важное значение и позволяют стать победителем в игре или же потерпеть поражение. Так и в жизни. Тоня оказалась картой не его масти и превратила жизнь Матвея будто в неудачную карточную игру в финале которой было его поражение.  Но только игра в данном случае не стоила свеч, ведь на кану была жизнь, благополучие и размеренное человеческое счастье, назначенное Матвею именно с Ларисой. Лариса как раз и была той женщиной, масть которой была победной в колоде карт Морозова. Вот только понять это он смог слишком поздно. Но как говорится: лучше поздно, чем никогда!
И не любовь наверное была тогда,
А страсть: слепая и бездумная, но всё же
Она так будоражила и кровь и сердца власть
Была забыта и катилась дрожь по коже.
«Теперь уже всем известно, что голос у меня при тебе хрипит и что как увижу тебя с трактора мотор глохнет… Сама понимаешь кругами нам с тобой ходить невозможно. Решать надо!» в своей пылкой речи к Тоне твердил Матвей.  И всё бы ничего, если бы в игру радикальным образом не вступила Лариса. Она в попытках борьбы за своё счастье едва не стала роковой властительницей судеб. В сговоре с односельчанкой Алевтиной, что знала ток в травах, Лариса спланировала покушение на жизнь Тони путём её отравления. Однако план по отравлению Тони все же сорвался под тяжестью совестного компонента Ларисы, которая не смогла переступить через себя в достижение желаемой цели. «Не гожусь для душегубства. Не в то время родилась», в своё оправдание говорила Лариса и каялась в грешном стремлении. Вину в стремлениях Ларисы Морозов усмотрел под призмой склонения к негативному поведению. «Ну а кто тебя на такое дело надоумил я знаю! Сама бы ты не дотяпала. Ну…это уже моя забота». Направленность Матвея Морозова на совершение преступления в тот момент была твёрдой и непоколебимой. Преступным мотивом явилась в данном случае жажда мести Алевтине, склонившей Ларису к преступлению и поставившей под угрозу жизнь Тони. 
После совершения преступления в своём разговоре с Тоней Морозов обращается к фигуре Алевтины: «Ну ничего у Алевтины хватит времени покаяться. Я её на зимовку услал». Таким фразеологическим оборотом Морозов характеризовал свои действия в отношении Алевтины в беседе с Тоней.
После судебного разбирательства, исход которого для Матвея оказался неблагоприятным у реки встречаются Лариса и Тоня. Разговор между ними можно характеризовать как примирительный, вот только причина разлада между ними уже стала жертвой неизменных обстоятельств. Обстоятельств нелепых и от того таких печальных. Матвей теперь по приговору суда отбывает наказание.
«Да, я подлая! У меня не хватило мужества выступить в защиту его перед судом. А ты то что, лучше? Почему ты ничего не объяснила суду?  Ведь ты ж первая говорить должна была. Ты кричать должна была. Ты ведь ему не кто-нибудь! Ты ведь ему жена!»
«Ох! И дурная ты всё ж таки!», в ответ Тони твердила Лариса. «Матвей сам не велел мне рот раскрывать. Ведь мы ж с Алевтиной тебя отравить хотел».
Так, Матвей пытался предостеречь жену от наказания и не позволил раскрыть глубину происшедшего. Ведь его поступок явился лишь следствием роковой ошибки Ларисы.
В финале фильма главный герой после отбытия наказания возвращается к жене Ларисе и маленькому сыну, а Тоня представляется управляющей детским заведением, так и не имеющей, по видимому, своих детей и находящей духовное и личностное удовлетворение в общении с детьми чужими.

В заключении хочется сказать о том, что данный фильм отчётливо иллюстрирует типичную для всех времён жизненную ситуацию, последствия которой, жертвенно обязаны молодости. Этот фильм является широким полем для морально-этического и просто жизненного, человеческого анализа.