Дневник репетитора. Изучая Тургенева

Ольга Чернорицкая
- Сколько поколений в романе?
- Два: отцы и дети.
Уверена? Давай почитаем и подсчитаем.
"Но вот и выходит, что я была права вчера, когда я говорила вам, что мы оба уже старые люди... Как это я ничего не видала? Это меня удивляет!
   Анна Сергеевна опять засмеялась и тотчас же отворотилась.
   -- Нынешняя молодежь больно хитра стала, -- заметил Базаров и тоже засмеялся. -- Прощайте, -- заговорил он опять после небольшого молчания. -- Желаю вам окончить это дело самым приятным образом; а я издали порадуюсь".
- Сколько на самом деле поколений?
- Наверное, три, если Одинцова с Базаровым себя считают старше.
- Верно, три. Два младших и одно старшее.
- Как так может быть, одно среднее должно быть?
- Увы, Базаров с Одинцовой по своему уму и восприятию жизни старше не только Аркадия и Кати, но и Павла Петровича с Николаем Петровичем.
- Если по уровню ума, то наверное.
- Разобрались с нигилизмом Базарова в школе?
- Да, - кивает головой Поля. 
Удивлена, не может быть. Обычно все учителя пытаются доказать, что был, но потом мои ученики открывают им Википедию и показывают полное отсутствие такового движения в России, слово - есть, движения - нет. И тут только учителя начинают задумываться, а не пропустили ли они чего на лекциях по философии.
- Все рассказала, что нигилизма как направления общественной мысли не было, что был позитивизм, и Базаров, позитивист.
- И учительница согласна?
- Да, конечно, и про натурализм Эмиля Золя, Гонкуров, Флобера тоже, и про то, что отцы как дети, а дети как отцы.
- Неужели поверили даже тому, что Павел Петрович фантазер идеалист ведёт себя как малолетний мальчишка?
;- Вот  этому не сразу поверили, но потом согласились.
;- И какой вывод?
;Там ещё пришлось доказывать, что Павел Петрович не из-за Фенечки стрелялся
;- И как ты доказала?
;- Он за замужней графиней волочился, а Фенечка не замужем.
;- И учительница поверила тому, что благородный отец стрелялся потому, что его сочли за мальчишку?
;- А что тут верить? Так и было. Только она все-таки сказала, что в Тургеневе много от Павла Петровича.
- Тогда зачем он в истории его показал возвращение графиней Р. кольца со сфинксом, перечеркнутого крест-накрест?
- А что, Тургеневу бы не вернули?
- в молодости может быть и вернули бы. Но ты же знаешь, у Тургенева отцы застыли в своей молодости, а дети слишком рано стали взрослыми.
- Ну да, даже Аркадий похлопывал папеньку по плечу.
- Потому нисколько не удивительно, что Тургенев этим произведением просто изживал свою романтическую молодость - все про других знать не спросив, а, раз нигилист, то значит, ни морали, ни нравственности, однако мораль и честь лекаря оказалась сильнее надуманной дворянской чести Павла Петровича, который хотел хотя бы здесь показать свое превосходство, но и тут оказался мальчишкой. Таким шпаненком, который только благодаря благородству Базарова не ударил его палкой.
Давай прочтем:

- "Чувствительно вам обязан, - ответил Павел Петрович, - и могу теперь надеяться, что вы примете мой вызов, не заставив меня прибегнуть к насильственным мерам.
   - То есть, говоря без аллегорий, к этой палке? -- хладнокровно заметил Базаров".

- Да, - согласилась Поля, - и дальше его роль мальчишки не закончена,  Базаров его перебинтовал, да еще и тащил на себе.
- Как вы в классе рассматриваете Кукшину?
- Тургенев не любит эмансипированных умных женщин.
- Непременно скажи учительнице и ребятам, что очень любит, особенно Жорж Санд. А Кукшина - она не эмансипированная и не женщина. Она курит, лижет папироску, угощает мужчин шампанским, как будто они бедные, сами купить не могут, читает модные журналы, да и то так, делает вид. Но умная женщина - творческая женщина.
- А Одинцова? Ее мы самкой назвали.
- Вот это вы зря. Она как раз и есть умеренная, очень реалистичная и тем аристократичная особа.
- Высший класс?
- Конечно.
- А почему она так с Базаровым, он же полюбил.
- Потому что полюбил, потому и так. Она очевидно, тоже, а между любящими все всегда так сложно, что убегать в таком случае никак нельзя. Нужно поговорить, то есть тут Базаров повел себя как мальчишка. Он неопытный. Все неопытные в любви. Никто не опытен. Он ходок по женщинам, как и ПП, но это его не спасло, когда дело касалось настоящего чувства. 

Почему собственно Базаров - сам Тургенев, а не Добролюбов? Отсылки на уездного врача-прототипа несколько смехотворны. Базаров - фигура грандиозная и очень символичная для русской литературы. Это воплощенный реализм, брошенный в омут французского романтизма. Отцы- французские романтики, породившие Пушкина, в сравнении с реализмом Лермонтова и Тургенева - сущие дети. Или они перестроятся, или положат красивые головы на подушки, как Павел Петрович с Николаем Петровичем. Но они перестроились, выход Европы из романтизма - заслуга Лермонтова и Тургенева. Белинского нельзя не упомянуть - он, гегельянец, его теоретик.
Итак, Тургенев - Базаров.
Во-первых, потому что Базаров никогда бы не примкнул к кружку революционных демократов, он на такие глупости не способен. Никому ничего доказывать он не собирался и не собирается.
Во-вторых, у Тургенева очень большой мозг, он лобастый. И Базаров его лобастый.
В-третьих, он как и Тургенев, из тех детей, которые старше своих отцов. Павел Петрович только по названию либерал, а так тиран, самолюбец, а перед не повевшимся на его ловушки Базаровым -  малолетка, фантазер, выдумавший и графиню Р. и Базарова, стрелявшийся с ним, чтобы хоть в чем-то сохранить свое человеческое достоинство во всем неправого выдумщика. Но и тут с ним обошлись как с младенцем, перевязали, на себе доставили.
Это метафора. Разгадка в отношениях Тургенева и Флобера, друживших 17 лет. Тургенев привез из России реализм. У Флобера было много романтических предрассудков против этого лобастого и волосатого. но в дальнейшем это стало их общим натурализмом.
Почти резанием лягушек. В этом базаровском природном препарировании, а особенно общении с крестьянскими детишками, Тургенев сам весь. Так "Бежин луг" и вспоминается.
-- На что тебе лягушки, барин? -- спросил его один из мальчиков. -- А вот на что, -- отвечал ему Базаров, который владел особенным уменьем возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно, -- я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что и у нас внутри делается.