Обзор Владимира Горбылева

Временные Хроники
Обзор 3-го тура.
Сразу же оговорюсь. Одним из критериев своих оценок я взял вот эти строки конкурсного задания – "О чём говорят эти подруги за чашечкой терпкого кофе … вы же поэты и легко придумаете любой монолог или диалог!" То есть, мне было очень желательно увидеть в конкурсных работах не только обозначения "терпкости" (это скорее важно для ведущей), не только хорошие технику и стиль, но и конкретные диалоги или монологи персонажей представленной картины. И это не педантизма ради, а токмо интереса для... Ну, хорошо, в отдельных красивых случаях пусть будет в принципе, безмонологово, раскрыта тема "О чем же они говорят?"
1-5
По первому беглому прочтению это можно было бы назвать перебором: 20 строк из 24-х идет авторское описание нарядов и жизненных кредо всех трех героинь, и лишь одна строка, последняя, являет собой тему монолога (не сам монолог даже) одной из подруг. Это я о соответствии заданию "о чем говорят". Однако потом ловишь себя на мысли, что это описание – и есть тема их разговора, именно об этом – о нарядах и отношении к мужчинам – они могут говорить, хотя в тексте нет прямой речи. Класс! И это впечатление усиливает красивая (редкая, потому что достаточно сложная в исполнении) рифмовка "abcabc".
2-4
Стих отличный, техника без вопросов, тема раскрыта полностью, формальности задания соблюдены. Казалось бы – ну чего тебе ещё надо, критик ты доморощенный, ставь пять баллов! Ан нет… Можете назвать это заскоком, заклиниванием, хоть как, но для меня не связались трагизм, горе, скорбь, искренние переживания героини с яркопятнистостью картины, с легкомысленной воздушностью одеяний девиц, претендующих на светскость и гламурность. Я абсолютно не Станиславский, но его словами - не верю - что хоть одна из таких дам может с таким душевным надрывом говорить о своём горе, да и может ли быть у неё такое горе. Очень жаль, что в данном случае моего восприятия иллюстрация нанесла вред прекрасному тексту. Не смог себя переломить. Сорри…
3-3
Стихотворение о воспоминаниях мужчины с определенным опытом общения с женщинами, причем нельзя однозначно определить, с сожалением говорит он о разорванной ариадниной нити, или просто, хорохорясь, констатирует факт, сидя у камина с бокалом вина и томиком Пастернака. И это хорошо – читатель может включить фантазию, поразмышлять. В этом плане нет претензий никаких – стихотворение хорошее. И по технике - тоже, и даже изменение схемы рифмовки в последнем катрене не такой уж и сбой в данном случае... Но вот – где раскрытие темы задания, а?! Здесь можете смело называть меня буквоедом, но я не могу иначе. Формально – да, "терпкость" присутствует, и некая картина с тремя фигурками упоминается. Но "терпкость" – это лишь маленькая "обязаловка" в теме "О чем говорят эти женщины… придумайте их диалог или монолог". Именно в этом должна была присутствовать связь картины и текста, а её – увы! – нет. Отсюда и такая цифровая радикальность оценки.
4-5
Пусть и с легонькой натяжкой, но это все-таки можно представить как монолог от первого лица одной из присутствующих там дам. Вполне понятно, о чем они все трое беседуют. Есть парочка интересных рифм "беседы-пообедать", "королевы-кавалеров", и не такая уж беда, что смутила рифма "фарисейства-осенний".
5-0
Адекватно восприму и любую критику, тем паче что сам кой-чего недоработанного уже увидел по прочтении "взглядом независимого критика", и возражения авторов, не согласных с моими оценками и рассуждениями ))
6-3
Прошу уважаемого автора меня простить, но на мой взгляд он слегка переборщил - в стихотворении я увидел сарказм (ну пусть не сарказм, а иронию) по поводу "терпкости" задания, под прикрытием желания максимально использовать все значения слова "терпкий" в одном произведении. Ладно, я могу ошибаться (еще раз простите!), и не исключено, что это просто шуточное, безо всякого намека на сарказм стихотворение для хорошего настроения, этакая литературная иллюстрация на тему использования термина "терпкий". И если это так, тогда всё было бы нормально. Но ведь повествование-монолог ведёт ЛГ-мужчина, а никак не изображенная на картине женщина. То есть - где же соответствие основной теме задания?! О ЧЁМ ГОВОРЯТ эти женщины?!
7-4
Хотел поставить "пятерку". Да, авторское описание этих дам, в принципе, совпадает со зрительным восприятием этих персонажей картины. Однако, это только описание их "внефайф-о-клокной" жизни со стороны, лишь предположение о тематике их мыслей. В принципе, да, мы и должны были предположить, о чем они могут говорить, но в данном конкретном случае хотелось бы услышать что-то непосредственно из их уст. Пусть даже и совпали бы авторские предположения с их словами, но было бы интересно увидеть, какими именно словами может говорить дама, у которой "король" под каблуком, "валет" слева, слуга в гостиной и автомобиль у мраморного крыльца ))
8-5
Тот редкий случай, когда мне даже не потребовался какой-либо –лог, хоть моно-, хоть диа-. )) Легко, мило, удачное использование эпиграфа, полное раскрытие темы, техника без "спотыкачей".
9-5
Шлю автору на сей "Привет!" не вполне рифмованный, но "Респект!" Других слов нет.))
10-5
И здесь тоже – критических слов нет. Ритмично-рифмично-тематично! Единственное предложение: в строке "Но в кадре мелькнуло красное платье?" после слова "мелькнуло" напрашивается, и ритмически, и для усиления эмоциональности, слово "лишь".
11-5
Что понравилось? Всё понравилось. Раскрытие темы понравилось. Понравились "вечер-щебечем", "ёкнет-окна", "ищет-жилищах", пусть даже и слегка смутили "улиц-свернулась" и "причалом-пожалуй".
12-5
Ну что тут поделаешь – тоже всё понравилось! )) Во всех аспектах – тема, стиль, техника. Ну разве что (это только личное восприятие) во второй строке третьего катрена мне видятся другие знаки препинания вместо запятых: "Я платье купила. Так было красиво –".
Понравилось ритмическое использование эдакого гламурного ударения "ЭксклЮзив".
13-4
Красивое образное стихотворение. Интересны рифмы ("яркими-арабики", "гололедице-встретиться"). Однако его главная тема – грусть литературной героини по имени Зима, перипетии одиноких судеб времён года. Заданная же (пусть и раскрытая "смерчем", "границами" и "птицами") тема разговора остальных трех героинь затронута вскользь, мимоходом. Мешает ритмически тормозящий частокол "Но ей шагать ЕЩЁ ДНЕЙ СТО, с морозом, вьюгами".
14-4
Раскрытие темы безупречно. Понравились "заблуждений-денег", "вдова-арендовать"… Хорошая ритмика. Но поставить "пятерку" помешали моменты, связанные с логикой. Совершенно не представляю себе действие "Окурок затушив в чуть тлеющем камине". Если камин хоть и "чуть", но все-таки тлеющий, то просто брошенный туда окурок все равно будет дымиться, и даже может просто загореться. Механически его там затушить? Не представляю, как дама будет давить окурок, прижав его к чему-либо в камине.
Далее. "Плеснув туда же чай". Если для гашения окурка, то он ведь уже как-то погашен, но если "как будто в полусне", то смутил сам "полусон" – ощущение, что его применили для риФмического оправдания "истины в вине".
"Презрев остывший чай, взметнулась дама в красном…
…И странный луч скользил вокруг ее колен…"
"Презрев"? Ладно, пусть будет "презрев". "Взметнулась" – это аллегория для подчеркивания эмоциональности её фразы? Но такой глагол показался не очень удачным в этой роли. "Взметнулась" – вскочила в негодовании? Тогда надо, чтобы "странный луч" (кстати, что это за странный луч, где его источник?) не "скользил", а "скользнул".
По эпилогу. Возможно (всего лишь возможно, автору видней) он лишний. Но если он все-таки нужен, тогда непонятно, кто кому говорит эти слова, то есть должна была быть какая-то связанная с ним преамбула.
15-4
Стихотворение ностальгичное, красивое. Жизненное в принципе, что касается современных тенденций в теме встречи выпускников. Чем дальше, тем меньше и меньше приходит народу на такие встречи. Причем, не только для тех, кто давным-давно закончил учебу (возраст, знаете ли), но и для недавно покинувших стены своих "альма матер". Мдааа… Но я отвлекся, простите.
Итак, почему "четыре", а не "пять"? Вроде задание конкурса выполнено (тема разговора трех дам обозначена, и "терпкость" присутствует), но что-то не даёт полного удовлетворения от стихотворения именно в этом плане. И это что-то – слегка нарушенная логика этой истории. И всё потому, что слишком уж явная однонаправленность у картины, с которой надо связать стих согласно заданию. Повторюсь – стихотворение красивое, но привязка оказалась чуть-чуть надуманной, и автор не виноват, что именно такая картинка представлена для задания, когда у него рождался стих.
Словам "ветер северный выстудил город", "приедут дяди-тёти", "разбитый баркас у причала", и тем более – "кто-то с внуками" соответствовала бы другая картина с тремя дамами, в менее авангардном, в более классическом, более "человекоподобном" художественном исполнении.
И еще два момента, не по самой теме, а по всё той же логике:
"счёт теряя часам и минутам,
кружит в вальсе влюблённая пара."
Может, я неправ, но не представляю себе некую влюбленную пару, которая, "теряя счет часам", всё кружит и кружит в вальсе под гитару в таком кафе, в такой обстановке.
"Кто-то с внуками, кто-то болеет, -
Томка шутит, наполнив бокалы".
В чем состоит шутливость сообщения о чьей-то болезни?
Да, и еще: "румяные лики дам рекламных". Для меня "лик" – это (см. Википедию) больше второе приведенное там значение, чем первое, то есть "Лик — изображение лица святого на иконе" и там же – "Лик — образ святого в православии", "Лик — то же, что икона". Это всё для меня никак не вяжется с рекламой. Однако я понимаю, что это рассуждение при желании можно назвать ханжеством, поэтому не обращайте на него внимание, оно ни на что не повлияло, я и без него достаточно нарассуждался выше. Прошу простить меня.
16-4
Всего понемножку, всего в меру, всё в тему. Долго колебался в выборе "пятерка" или "четверка". И всё же – "четверка", потому что не увязалась цветовая суетность картины и чопорная абстрактность этих трех женских изображений с серьезностью словосочетания "крещенская неделя", и из-за непохожести всё тех же трёх абстракций на "три солидных дамы".
17-5
Фантастические абстрактные фигуры на картине и фантастически абстрактная ситуация, описанная в тексте. Единственная работа на конкурсе, где автору не было необходимости "очеловечивать" в тексте эти угловатые, непропорциональные фигуры, рожденные… ммм… скажем мягко так – нестандартным (не хочется применять более медицинский термин) воображением художника. Изначально у самого меня была похожая идея, но я не справился, а конкурсант сумел. Браво! Вопросов нет.
18-3
Стихотворение о любовном переживании официанта не совсем подходит теме конкурсного задания, а точнее - совсем не подходит. Где разговор этих дам? Ладно, пусть не сам разговор, но хотя бы о чем вообще они могли бы говорить? Этого нет. "О том, о сём" – это не раскрытие темы. И "терпкий аромат" здесь не спасает.
Далее, по логике: "Ходил, никем не замечаемый, Стоял, ненужный никому, Носил подносы…". Ходил, не замечаемый, потом стоял,ненужный, потом разносил… Что это за режим рабочих движений, и как это официант может быть ненужным, если он – главное действующее лицо в зале со столиками?!
Ну и по технике. "Носил подносы с кофе, чаем и", "Бросает двум подругам фразу и"… Вот это "и", дважды применённое, напрягает.
Уважаемый автор, коллега по конкурсу, да и все другие авторы, к работам которых я отнесся более критично, чем к другим! Без обид, прошу, это были просто рассуждения, по существу ли, по первому впечатлению ли, но с искренними пожеланиями удачи в новых работах.