Пейзажи нашей жизни

Морскова Татьяна
Существует известное выражение: «Ребенок — лицо семьи». Действительно, наблюдая за поведением любого мальчика или девочки, каждый может увидеть портрет того или иного семейства. Картины бывают приятные: добрые родительские отношения к своему чаду, которые  благоприятно влияют на его развитие и помогают в дружбе с другими детьми. А бывают картины ужасающие: когда родители пытаются с помощью рукоприкладства и других неадекватных способов воспитания добиться  безропотного послушания от своих «кровиночек». Казалось бы, ситуации в обеих семьях довольно просты и понятны, но всему этому предшествуют определенные события.

Начнем с небольшого обзора самих родителей (их психическое состояние до брака) и их поведения в семье. К сожалению, в силу ограниченности наших знаний, невозможно увидеть полноценную картину и историю другого человека, невозможно узнать всю гамму чувств, мыслей и переживаний, которые скрывает каждый из нас в своем сердце. Но можно проанализировать поведенческие особенности, психические реакции на разные фрагменты жизни, которые воспроизводятся у всех на виду.
Итак, первая семья, где у ребенка складываются хорошие взаимоотношения, где есть желание понять друг друга, найти вместе ответ на трудную задачу, делают единый, совместный выбор — все это говорит о том, что родители, даже если каждый из них и имел негативный социальный опыт до брака, то они смогли его преодолеть, и теперь умеют правильно, адекватно оценивать себя и свои возможности. Такая модель поведения папы и мамы помогает ребенку здраво понимать себя и все то, что происходит в мире.

Рассмотрим другую семью, где родители принимают радикальные меры и методы воздействия на своего ребенка.  Здесь, если выражаться языком литературного критика Н.А. Добролюбова, настоящее «темное царство», где нет возможности выдохнуть и набраться новых сил на предстоящий день. Больше энергии тратится не на созидание, не на рациональное распределение обязанностей, не на поиски при принятии общего решения, а на вечное выяснение отношений, на   споры, кто главный в доме, на обвинение друг друга во всех смертных грехах, на укоризны, иронии, памятозлобие с обеих сторон и на другие вещи, которые разрушают семью. Какой вывод можно сделать о родителях? К несчастью, они пошли на поводу своего эгоцентризма. Для каждого из них в приоритете стоит не тот, кто рядом, а они сами себе. Не придерживаются никаких принципов, являясь для себя сами таковым. Чему же может научиться ребенок в этой семье? Будут ли у него друзья?  Как он будет жить в мире? На эти вопросы нельзя дать четкого ответа, так как мы не пророки и не мудрецы, но, ссылаясь на приведенные факты, можно предположить, что живя в атмосфере вечных конфликтов, в ребенке будут развиваться очень негативные чувства и ощущения, начиная от страха, заканчивая закостенелым деспотизмом. А все почему? Потому что ребенок не в силах адекватно оценивать ни себя, ни других, ни все то, что происходит за перегородкой его жилища.

Конечно, в данной рецензии были проиллюстрированы крайние ситуации, в жизни же - все индивидуально и намного тоньше, намного сложнее. Автор кинокартины «Я сюда больше никогда не вернусь» ярко показал ситуацию, которая была описана в примере  второй семьи. Ребенок полностью скопировал поведение своей любимой (а может и не очень) мамы: и слова, обращения, интонации, чаще всего несущие грубую эмоциональную окраску, действия, обычно связанные с рукоприкладством и направленные по отношению к кому-то, и другие поведенческие особенности, которые, как страшно бы это не звучало, стали присущи самому ребенку.

 Чему же учит этот фильм? Родители непосредственно влияют на поведение своих детей. Семья — это не просто социальный институт, это первое общество, в которое попадает ребенок, и все то, что он впервые услышит, увидит — останется в его сердце навсегда. Дитя будет воспроизводить все, абсолютно все. Особенно в дошкольный период.

Очень важно отношение родителей к самим себе, к своим потребностям. Слышат ли они себя? Готовы ли услышать другого? Какие звуки наполняют их жилье раньше и какие будут наполнять потом: неистовые стоны и вопиющие крики или же звонкий смех и радостные восклицания? Если на пути были неприятные события, люди, которые «испортили всю жизнь», можно ли преодолеть эти кошмарные воспоминания и идти дальше, или же продолжать проецировать их на других?  Что важнее: уступить или отстаивать свою правоту? Принять единое решение или «бить кулаком по столу»?

Также стоит обратить внимание на то, чем родители живут. Это касается не только работы, но и увлечений, круга общения, а точнее мировоззрения в целом. Что и кого видят вокруг себя? Что слышат? Как и с кем разговаривают? Как общаются со своими родственниками? Какую музыку слушают? Посещают ли культурные места, мероприятия? Придерживаются ли определенного вероисповедания или нет?

Вопросов может быть множество, но, благодаря ответам, галерея семейных отношений будет более полноценная и яркая. Все зависит от художника и от его творческого замысла, восприятия  того или иного пейзажа нашей жизни и себя самого.