Метафизическая паутина Артура Крестовиковского

  Может показаться, что название "Метафизическая паутина" предваряет собой содержание философского толка, настраивая соответствующим образом читателя. Может быть, на это и рассчитывал автор. Может быть.
  Но я вижу смысл названия сборника в другом. Свои ранние стихи, отнесённые Артуром Крестовиковским в раздел "Школярских штудий", этими самыми "штудиями" и являются.
  Опыты поэзии, опыты метафизики - первооснов стихосложения в разнообразных и расходящихся своих проявлениях, первооснов улавливания зрительных образов - вот что это такое. Разумеется, самый лучший опыт метафизики, позволяющий выработать свой собственный стиль, не находится в гордом одиночестве, а представляет собой ряд опытов, ряд фактов, ряд экземпляров поэтического творчества. Он формирует стиль, он же является для стиля пробным камнем.

  Итак, каков стиль "Метафизической паутины"?
  Стиль тот, - который автор осваивает в своих ранних стихах и практикует поныне. Стиль, напоминающий лаконичный верлибр, но не всегда, и не совсем верлибр. Впрочем, автор пишет и традиционные стихи - можно указать на цикл его стихов "Гостагаевская осень". Но нам интересно посмотреть на эти самые "штудии", посмотреть со вниманием, именно потому, что они явились основой всего последующего творчества автора.

  Читая стихи, читатель отмечает следующие три плана поэтического материала. Фонетический (поскольку стихи произносятся), графический (поскольку читатель видит их записанными на бумагу, и живописный (поскольку каждое слово он воспринимает, не иначе как связывая его с неким зрительным образом). 
  Давайте, мы с вами выберем и рассмотрим стихотворения, в которых эти планы с очевидностью проступают.

     Судьба – пасьянс, разложенный не мной,
     Как городской романс, написанный
     С глубоким вздохом волны.
     С печальных глаз
     Слетает туманная пелена,
     Словно чайка,
     И с криком падает
     В прошлое.
     Время остановилось
     14-ого февраля 1965 года
     В 6 часов вечера.
     Так наша душа обретает плоть,
     Чтобы вернуться
     В смесительное лоно природы.
     С тех пор уже двадцать веков
     Тяжким грузом
     Лежат на моей совести.
     С каждым днём
     Я погружаюсь всё глубже
     В продолговатый сон,
     Навеянный полётом пчелы.

  По содержанию - повествование о рождении с аллюзией на С.Дали в последней строке. Сюрреализм вполне дружен с автором. "Продолговатый сон" - некое Кантовское тело, обладающее свойством протяжённости. Не будем, однако, отвлекаться на философию, а займёмся материалом, поскольку без овладения материалом никакую философию в стихах выразить невозможно.
  Фонетический план демонстрирует ритмику, композицию и симметрию. Разумеется, это не ритмика стопного стиха, а ритмика верлибра - ритмика строк и синтагм.
Но не верлибр. В классическом верлибре наиболее значимые по смыслу слова приходятся на начала строк, а здесь они стоят последними в строке.
  Зато в начале строк находится фонетика. В отсутствии рифм всякая аллитерация воспринимается как рифма. Фонетические повторы, суть элементы симметрии, меняются композиционно - сначала фонема "С", потом "В", ниже пошла череда аллитераций:
уже- тяжким- лежат- погружаюсь- глубже. И как красиво фонема "С" возникает в начале и конце этой череды. "О" продолговатого сна.
  Фонемное письмо красиво звучит даже безотносительно содержания.
  Оборотами речи любуешься. И я Вам скажу, что без такого любования, поэзия не возникает.
_______

  ЧАСЫ (метафизический скелет времени).
  Оставим метафизику в покое, обратим внимание на графическую структуру - на то, как стихи расположены на бумаге.
 Они сгруппированы по 4-5 строк отдельного содержания и пронумерованы римскими цифрами как на циферблате часов. Каждый час дискретен, с боем часов как бы живые картинки выскакивают со строками вместо кукушки, знаменуя некие события.
 Артур Крестовиковский очень любит вставлять в стихи некие имена, своими намёками интригуя читателя. А читатель и рад узнать, кто такой Божидар. Это же прекрасно - общаешься не с одним автором. И даже загадочное слово AZANIZIMAZA находишь по поисковику, поле чего оно остаётся не менее загадочным (детское заклинание из фильма Ф.Феллини 8,5 - поясняет автор в личной беседе, а читатель, поди, догадайся!).
________

      ЛЮБОВЬ
 
          Перевёрнутое изображение
          Дама с гитарой смотрит на часы
          Из зеркала вышел портрет философа
          В чёрном цилиндре
          И сказал
          Добрый вечер
          Ах сказала гитара
          И заплакала
          Ну что вы не надо
          Пытался её утешать философ
          Но было уже поздно
          И кувшин на столе

  Сюрреальность действия подчёркивает отсутствие знаков препинания. Обратите внимание на живописный план. Всё это очень видно. кувшин на столе, как состоявшийся реалистичный факт, завешает композицию и наводит на мысль, что это, пожалуй, натюрморт, оживший в глазах художника или поэта.
  Вместе с тем, знание того, что Любовь Сергеевна Попова – русский и советский художник-авангардист (супрематизм, кубизм, кубофутуризм, конструктивизм), знание это является излишним в восприятии стихотворения, хотя и конкретизирует посыл автора при создании цикла стихов о художниках.
 
  В том же духе и следующее стихотворение ОСМЁРКИН, и Вы имеете возможность найти художника по поисковику и разглядеть стиль его живописи, подхваченный строками стихотворения.

  Говоря о живописном плане стихов, следует сказать о цвете – многие зрительные образы оказываются цветными по прямому указанию, как любовники в стихотворении, посвящённому Шагалу, или воображаются таковыми.

          Зелёные лица леса
          Как любовники спрятались в глубь оврага
          И плачут
          (Зелёные любовники)

          Рыжий табун лошадей заблудился в овраге
          Голубые их тени лежат на земле
          (Голубые любовники)

          Ветер и вереск
          (Розовые любовники)

  Рассматривая фонетический план, отмечаем самодостаточность отдельных строк – «Бессловесное сердце леса», «Колокола заблудились в тумане», создающих одновременно и живописный план тоже. Потом эти «туманные леса», не знаешь - центон ли, не центон ли, звучат темой «заезженной иглы» в других стихах. Метафизический паучок ткёт свою паутину.
  Рисунками стихов целиком графической формы сборник заканчивается.
Текст первой фигурной паутины - это "Рондо" с тремя цитатами в скобках из Георга Тракля. Текст второй - стихотворение "Ветер", а текст последней - двенадцатый час вписан в него: "ПРЕДДВЕРИЕ". "Умолкает в преддверье душа и кончается путь" 
_______

  Не все стихотворения сборника поддаются читательской разгадке, не следует винить в этом автора, но любое стихотворение можно рассматривать и изучать. Будто ты находишься в роли грибника, собирающего грибы в заведомо грибном месте. Размышляя над стихом, ты уверен, что тянешь не пустышку. Даже не зная того, что стихотворение TERRA INCOGNITA построено на центонах, но замечая, что стихотворение КУКЛА начинается аллюзией на Маяковского – «Я блуждающий нерв /В расшатанной челюсти двадцатого века» (Маяковский этого не писал!), тут же отдаёшься фонетической ниспадающей интонации укорачивающихся строф этого стихотворения. Впрочем, можно ли быть в поэзии категоричным – вместо знака восклицания всегда можно поставить знак вопроса. И читатель будет прав. Не это важно.
  А что важно?
  Важна основа эстетического восприятия – в перманентном любовании фонетикой, графикой и живописью воображения, как раз в этом и состоит несомненная прелесть любых поэтических строк.
И, мне кажется, я придумал другое хорошее название этому сборнику стихов:
 "Опыты фонетических структур, черчения и живого воображения", по Канту - можно добавить, если уж Вам так философии очень хочется.

Ссылка на персональный сайт Артура Эдуардовича Крестовиковского –
http://artur-kopriva.top-5.ru/
на этом сайте Вы и можете найти подборку стихов "Метафизическая паутина"
  Некоторые стихи из этой подпорки вошли в сборник "Паутина", более разнообразный по стилистике - в нём можно найти и классические рифмованные стихи, и прозаические миниатюры. На сайте есть и другие разделы. Я Вам советую, не ограничиться одним прочтением, попробуйте погрузиться в этот очень интересный поэтический мир.
======================
5.12.2017 Дм.Маштаков


Рецензии
Чего тут сложного? "Верлибр, метафизика, С.Дали!" - по-моему, обычное манерничание с нулевым результатом.
Мне так каажется...

Вит Уйманов   17.12.2017 11:05     Заявить о нарушении
Виталий, не судите опрометчиво. И точность и глубина в текстах присутствует. Хотя вот содержание я как раз в статье не обсуждаю. Но меня чутьё есть, кроме того,
задолго до того, как согласиться на критику Метафизической паутины, я прочёл роман автора "Маленький человек" (роман писался, внимание, около 10-ти лет), цикл "Гостагаевская осень" и кое-то другое. И проникся.
В стихах нахожу честное и интересное для меня содержание. Чего не нахожу в стихах других авторов. Возможно, я сужу по совокупности. Но такое суждение считаю правильным.
Виталий, и посмотри ещё мой ответ на предыдущую рецензию.
Дм.

Маштаков   17.12.2017 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.