Графоманы

Илья Хосид

О графоманстве
Светлана Городецкая
Графомания - явление психического порядка, когда человек, не обладающий литературным чутьём, талантом, подлинным чувством, этикой и необходимым культурным уровнем - пишет якобы литературные произведения. Мало того, не умея оценить свои "произведения", обижается на критику, считая себя писателем, или поэтом. Здесь я буду рассматривать стихотворные произведения. Естественно, грань между нормой и сумашествием - призрачна. Абсолютно точного определения не существует в природе. Одному будет казаться так, другому - иначе. Моя попытка классификации признаков графомана далека от идеала. Тут, "Чем богата, тем и рада".
Чем же отличается графоманское произведение от подлинного стиха?
Графомания - это имитация, подражание поэзии. Поэтому произведение неприятно поражает своей пустотой, серостью, убогостью приёмов и скукой. Как правило, большого объёма и "водянистое" по содержанию. Очень часто напоминает зарифмованную газетную статью, письмо или рассказ, не содержащие поэтических литературных приёмов. Читать такое произведение тяжело и неинтересно, потому, что оно ничего не даёт читателю, оно только забирает его время.
   Рассмотрим подробнее.
Чаще всего графоман начинает писать под воздействием прочитанных им стихов настоящего поэта, поэтому эпигонство и часто просто плагиат - явление распространённое среди графоманов. Греха они в этом не видят. Воруется чаще всего архитектоника стиха: ритмы, стихотворные размеры, рифмосочетания, но это, само по себе, грех небольшой и допускаемый, особенно в шуточных стихах, или если, форма наполнена авторскими идеями, находками, чувствами. При великом множестве различных стилей очень трудно найти свои яркие, узнаваемые особенности. Но графоманов привлекает именно яркие, очень характерные чужие стили. Кроме этого, воруются идеи произведения и получаются перепевы с хорошего на посредственный лад одного и того же. Часто "берутся" слова, строки, художественные образы. Поскольку графоман, как правило, мало читает, то и обворовываются поэты школьной программы: Пушкин, Лермонтов, Есенин. Хотя не исключено имитирование и других поэтов.
   Основные темы графомана.
1. "Нанайская песня" - что вижу, то пою. Обычно о природе, или воспоминания.
2. "Наставления человечеству" - обычно уровня ниже среднего образования.
3. "Плач" - по чему-то утерянному, или по кому-то утерянному.
4. "Любовные" - обычно, как варианты плача, или стиха в альбом.
5. "Посвящение" - обязательно великому человеку /чаще Пушкину/, вообще страсть к великим именам, великим событиям. "Дежурный стих".Есть негласное правило: "О великих людях или событиях надо писать великие стихи. Не можете, не беритесь. Ибо нет ничего омерзительнее, чем увеличить свою значимость за счёт великого имени.
6. "Политические" - ниспровергательные или кликушество.
Полутемой может служить, так называемая "Душевная" тема, когда автор копается в себе, Но это, как вариант "Плача", или "Наставления человечеству".
Хочу сказать, что подобные темы могут быть у любого автора, но, пейзажная зарисовка у поэта не превратит перечисление природных явлений в "нанайскую песню", поскольку поэт наполнит его своим видением мира, художественными образами, душой, настроением, глубоким философским смыслом или нежной красотой. То есть, отдаст частичку себя читателям.
Ещё не та была пора,
Что уходила в зиму.
Ещё с картошки кожура
Счищалась о корзину.
                Твардовский А.Т.
 И это по любой теме. "Наставления человечеству" будут глубоко философскими стихами, "плач" - глубоким психологическим произведением, и так далее. Поэты могут придумать ещё сотни тем, графоманы обычно других тем не имеют.
    Есть запрещённые темы, Восхваляющие или призывающие к противоправным деяниям, террору, суициду, потреблению наркотиков, восхваляющие автора (не в шутку), глубоко оскорбляющие читателей, унижающих человеческое достоинство, в частности -  достоинство женщины.
    Основные, чаще других встречающиеся, отличительные огрехи.
1. Вольное "гуляние" (размера и метра). Так как не знают, что это такое, а чувства ритма не имеют. При этом часто страдают стройность стиха и ударения в словах. К этому можно добавить неумение подобрать "музыку стиха" к его теме. То есть ритм и размер стиха должны усиливать, поддерживать тему и идею стиха. Здесь эффект может быть прямой и обратный. Это очень зависит от чутья автора. Ярким примером может служить песня "У деревни Крюково погибает взвод"... Трагическое произведение о тяжёлом бое и гибели солдат написали на мелодию "вальс-бостон" и вся песня превратилась в издевательство над погибшими и слушателями.
2. Пренебрежение к рифме. Преобладание глагольных рифм. Хотя глагольная рифма может быть и у поэтов, (иногда), если смысл того требует. Главное, что бы, рифма была чёткой.
3. Слова - паразиты: УЖ, Ж, ИЛЬ, ВОТ, ВДРУГ, БЫ, Б, ТАК и другие, поставленные не к месту, а лишь для поддержания ритма.
4. Смешные слова и сочетания в серьёзных или проникновенных стихах, превращающие стихи в пародию на самих себя. /без зигзаг, без каприз, оборвать корешок, качать испарину земли, брать природу в руки, задрав тормашки и т.п./
5. Пренебрежение к чувствам читателей. Слова отвратительные, грязные, мат не к месту и без остроумия. /кишки, слизь, блевота, и тому подобное/. Излишние интимные и бытовые подробности, далёкие от литературы, смакование жестоких или слезливых сцен.
6. Художественные штампы. /алмазы, бирюза, изумрудная и так далее/.
7. Анахронизмы - старинный слог не к месту, (очи, ланиты, перси, вотще и тому подобное), написанные неоправданно содержанием темы стиха, а лишь подражая стилю поэтов эпохи Пушкина и Державина/.
8. НИЗКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ, СКУДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УБОГОСТЬ ЗНАНИЙ, УБОГОЕ МЫШЛЕНИЕ, НЕ ЗНАНИЕ ПРЕДМЕТА ИЛИ ИДЕИ стихотворного произведения. Отсутствие возвышенных идей.
8. Душевная пустота, отсутствие чувств автора в произведении.(Газетная статья).
9. Собственное самоуничижение: "Я знаю, что поэтом мне не быть"... , "Если б стал я вдруг поэтом" и тому подобное. Если не поэт, то и не берись издаваться, а если выходишь к читателям, старайся расти, совершенствуйся и не требуй к себе снисхождения:- меня нельзя судить, я не поэт.
10. Отсутствие себя в стихах и своего стиля,своего отношения.
11. Отсутствие собственных художественных образов, идей, сюжетов, переживаний, раздумий.
12. ВременнЫе искажения в стихе. Делает сейчас, делал когда-то, или будет делать. В разных строках встречаются действия разного времени./автор забывает в каком времени действует его герой или процесс/. Сюда же можно отнести и ошибки места действия. И предпочтение автора местоимению МЫ, вместо Я, или конкретного лица(группы лиц), когда это не оправдано темой стиха.
13.  Чрезвычайно большой объём произведения при скудном содержании, (водянистость). Излишние подробности, незначащие в сюжете отступления, малозначимые действия, что превращает стих в нанайскую песню.
И наверно самое основное отличие - отвратительное качество произведений существенно не меняется с возрастом и стажем писательской деятельности.

Поскольку "мук творчества" графоман не испытывает и над произведением не работает /не шлифует, не подбирает слова, не выдумывает ничего своего/, то, как правило, очень продуктивен. Пишет тоннами и преподносит всё это, как гениальные произведения. Критики не понимает, и не признаёт. Есть даже совершенно дикое утверждение, будто стихи нельзя править (исправлять, шлифовать, сокращать). Что, мол, вышло из тебя, то и стихи. Это утверждение лодырей и графоманов. Это полный абсурд! Любое произведение искусства: картину, скульптуру, архитектурное строение, стилистический образ, роман, стихи - необходимо доводить до совершенства. Это то, что человек оставляет Миру. 

Важно сказать, что начинающие поэты, в процессе становления мастерства, проходят через период, где все вышеописанные погрешности встречаются. Как говорится, все поэты выходят из графоманов, но они благополучно развиваются дальше, совершенствуя стиль, вкус, образность и красоту своих произведений. Отдельные признаки и погрешности могут встретиться и у зрелого поэта /иногда очень трудно избежать ошибок/. Поэтому взаимные разборки произведений внутри литературных коллективов чрезвычайно необходимы. Они дают развитие и рост. Часто, при написании произведения, теряется чувствительность автора, и чужое мнение может "открыть глаза" на ошибку или находку в произведении.

Статья эта - учебная, написана она для начинающих поэтов ЛИТО в качестве ориентира.

           По справедливой просьбе читателя, привожу пример разборки
             стихотворения одного графомана: буду разбирать каждый катрен в
      отдельности для краткости. Несколько раз это перепечатывать, сил нет.

    ПАМЯТИ ЕСЕНИНА.
Тоскуют в Рязани берёзы,
Весенним омыты дождём.
С них капает сок, словно слёзы.
Мы с ними Есенина ждём.

Берёзы, омытые дождём, не могут тосковать. Это весна, поскольку капает сок - апрель. В это время всё дышит радостью. Сок, обильно текущий со всех берёз, превращает их в своеобразный душ, что порождает неприятное ощущение. Что бы закапал сок надо берёзу поранить. Кто изранил все берёзы Рязани? Кто такие мы? Неужели все жители огромной России столпились в Рязани, замерли и ждём?
С кем мы ждём Есенина? С берёзами, или с соком, капающим отовсюду, или со слезами? Почему мы вообще его ждём? Дураки, что ли?

Надеемся, вдруг он вернётся,
К берёзкам один подойдёт,
И к белоствольным прижмётся,
Ну здравствуйте, тихо шепнёт.

Всё таки - дураки, раз надеемся, что мёртвый вернётся. Кстати, если вся страна толпой стоит в Рязани, как он (Есенин) сможет подойти один к берёзкам? Да ещё у всех на глазах проиграть сцену из "Калины красной" Шукшина?
И где вообще это произойдет? Рязань большая.
Сплошь глагольная рифма. Ну хоть подобрал бы точную: "подойдёт - шепнёт" - рифмуется приблизительно.

Увы, это только в мечтаньях
Тот самый несбыточный сон.
Он прожил немного в страданьях,
В Рязань не воротится он.

Массовое помешательство закончилось. Все вдруг поняли, что умершего ждать не стоит.
"Прожил немного" - чего? Денег, вещей, драгоценностей? На Руси говорят  "прожил недолго"  "В страданиях"? - автор не знает биографии и характера Есенина. Поэт-хулиган жил на полную катушку. Друзья, рестораны, девушки, драки. Всем бы так пострадать. Автору следовало бы почитать биографические книги о Есенине прежде, чем писать о нём.

Мы знаем, Сергей не приедет,
Поэту не быть суждено.
На маленькой родине этой,
Где мама всё смотрит в окно.

Теперь окончательно знаем, не приедет.
А вот "поэту не быть суждено" - автор глубоко заблуждается. Есенину быть на Руси!
Долго быть!!!
На какой "малой родине этой"? Автор явно не знает малой родины поэта. Константиново нигде не упоминается. Какая мама смотрит в окно? Какое время на дворе? Ау! Все давно умерли! Автор сделал из мамы зомби.
Все рифмы в этом катрене хромают, даже глагольные.
      Приедет - этой
      суждено - окно.
Дальше из жизни зомби.

Сергушу, скорбя, поджидает...
Вернуться домой обещал...
"До скорой...", прощаясь, сказала,
"ДО встречи"..., -Сергей обещал.

Откуда автор всё это взял? За деревом что ли стоял? Это исторические личности, не торгаши картошкой!!! Что ж так, по хамски, придумывать-то? А вот ему так захотелось, влезть  грязной лапой в историю. И мама до сих пор ждёт Сергушу каждую весну. Удивительное рядом. Хоть звони в институт геронтологии.
Опять рифма, которой нет: поджидает - сказала. Опять глагольная и опять неверная. Такого "мастерства" не выдержал бы и мёртвый Есенин. В гробу бы перевернулся.
Льём водичку дальше:

И вот  - не судьба, не сложилось
"До встречи" - слова не сбылись.
Как сыночке, матери жИлось?
Пути их к беде разошлись.

Как говорится:"Кто бы мог подумать?"
Не судьба, это мягко сказано. Мало того что из семьи ушёл, так ещё и умер.
Особенно умиляет третья строка про сыночку и мать. Видно, как автор насиловал слова, что бы уложиться в размер. ЖИлось - вместо жилОсь. Отсутствие логической связки. А если проговаривать быстро - матерщина получается. Ну почему бы не подумать над строкой? И что значит разошлись пути? У них был общий путь? Они оба были поэты? Или оба были хлеборобы?
Рифма опять сплошь глагольная.

Убит или умер Есенин?
Вот тайна! Не знает никто.
Унёс эту тайну Есенин
С собою в небытие.

Если убит, значит не умер? Ну если не вернулся (мы его так ждали всей толпой), то всё таки умер.
В катрене замечательная рифма: "Есенин - Есенин" -лучше трудно придумать.
Другая рифма "Никто- небытие - явно подгуляла.
К тому же в последней строке явно не хватает слогов до размера.
Следовало бы читать так: С собою в небытиё  ё  ё  ё.
Что вполне закономерно для данного произведения.

Подводя черту, можно сказать, что это так называемое "дежурное" стихотворение к дате является из разряда "мёртворожденных" потому, что исправлять его бессмысленно. Оно неправильное насквозь.
Масса стилистических ошибок. Пример употребления МЫ и ошибки в местоположении.
Временные ошибки, превращающие маму в зомби. Не понять, какие берёзы и прочее.
Выполнено отвратительно небрежно.
Словарный запас скучен и неинтересен.
Автор не знает темы и не интересуется ей.
В связи с этим, много - глупостей в серьёзной теме превращают посвящение в пародию и издевательство над высоким.
Небрежно относится к рифме. Ни души, ни собственного благоговения и восхищения, да просто уважения, у автора и в помине нет.
В пору сказать:" Не пачкай великого человека своей мазнёй!!!"

Произведение классически показывает, как нельзя писать.

         P.S.

У многих читателей создаётся впечатление, что я "великий мастер" написания стихов. Это далеко не так. Я такой же "самодеятельный" поэт, как и все присутствующие здесь. Просто мне повезло с учителями и я делюсь всем тем, что узнала от них. Мне, в своё время, очень не хватало таких знаний. Умение видеть ошибки помогает моим товарищам по литературному объединению расти и совершенствоваться. Но знать и уметь - разные вещи