***

Катерина Егибова
ВВЕДЕНИЕ В СИНТАКСИС

Предмет синтаксиса
Место синтаксиса в системе русского языка
Связь синтаксиса с лексикой и морфологией (к экзамену попросить распечатку по этому вопросу)
Синтаксические единицы
Основные аспекты изучения русского синтаксиса


Слово «синтаксис» восходит к греческому слову — обозначает построение, со-расположение, строй. Сам термин употребляется в двух значениях:
1. Синтаксический строй языка, т. е. совокупность действующих в языке закономерностей, которая регулирует построение синтаксических единиц (это предмет нашего изучения).
2. Для обозначения раздела грамматики.

В науке есть разные подходы к выделению синтаксических единиц. Выделяют от одной до пяти единиц. Одни говорят, что синтаксическая единица — предложение. Школьный учебник выделяет в таком качестве словосочетания и предложения. А в энциклопедии «Русский язык» выделяется 5 синтаксических единиц.

I. Г. А. Золотова выделяет СЛОВОФОРМУ (элементарная синтаксическая единица). Поскольку важна роль слова в предложении, то важна его форма в определенном контексте. Есть закономерная связь между формой и синтаксической ролью. Золотова — автор синтаксического словаря «Репертуар элементарных синтаксических единиц русского языка». Строение словаря знать! Дается форма и даются все ее возможности.

Г. А. Золотова говорит, что есть слова, имеющие парадигму словоизменения и не имеющие таковой.
Звезды (сущ., им.п., мн. ч) одиноко горели (глагол в форме прошедшего времени, мн.ч) над черными (прилагательное, мн. ч., тв. пад.) соснами.
Над соснами — одна синтаксическая словоформа. У наречия одиноко нет парадигмы изменения — у слова есть единственная словоформа.
Над соснами (положение, место), а над заданием (объект) — разные функции.

Только синтаксис изучает связанную речь, коммуникацию, а не составные элементы. Словоформа — инструмент, но она — не есть то, ради чего создавался синтаксис. Так, словоформа не является основной синтаксической единицей.

II. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Это дискуссионный вопрос. Термин «словосочетание» появляется в трудах Ломоносова и Востокова. Логика (о чем и что говорим) — суждение, потому логики не выделяли словосочетание. Психологический подход интересует предложение. В трудах психолингвистов (Потебня) и логиков (Буслаев) словосочетания не фигурируют. А у Фортунатова словосочетания названы основной синтаксической единицей (он представитель структурной лингвистики). Позже Шахматов разводит предложение и словосочетание: предложение — законченная мысль, суждение. Виноградов развил эту идею. Его точка зрения была господствующей в советской лингвистике. Он считал словосочетание и предложение равноправными единицами синтаксиса (партией признавалась только одна точка зрения). Но в конце XX века появляются работы, которые вступают в полемику с трудами Виноградова (Скобликова, Раскопов, Шмелев, Золотова, Фоменко).

Виноградовское положение Аргументы противников виноградовского положения
1. Словосочетание существует вне предложения. Это нечто данное статическое. Но словосочетание создается заново — комбинации бесконечны, потому оно не существует как нечто данное.

2. Словосочетание — строительный материал предложения.









3. Считал, что словосочетание выполняет номинативную функцию. 1. Вне предложения словосочетание не существует. Может только искусственно вычленяться.



2. Это не так. Есть однословные предложения. Точку зрения поддержали психо- и нейролингвисты: ребенок, научаясь говорить, чаще всего употребляет глагол «дай». Ребенок не произносит словосочетание, но мысль его закончена одним этим словом. Также больные, которые заново учатся говорить, в первую очередь осваивают глаголы, поскольку в голове возникает предикат, а потом уже возникают валентности (дать должен кто-то и что-то). Словосочетание не является строительным материалом.

3. Номинативную функцию выполняет слово (2 слова — избыточно). Часто противники считают, что у словосочетания нет собственной функции, а Киприянов отмечает, что словосочетание не называет предметы, но указывает на отношения между ними. Гулять (действие) в парке (место) — указание на соотношение действия и места. Киприянов называет эту функцию номинативно – релятивной.

Так, современные лингвисты приходят к выводу, что словосочетание и предложение не могут быть равноправными. Словосочетание нужно в методическом отношении — оно показывает грамматическую связь и вообще связь частей, компонентов.
Что считать словосочетанием? По школьному учебнику это сочетание двух слов на основе подчинительной связи. Но над соснами (по школьному учебнику не словосочетание)  — предлог незнаменательная часть речи, потому входит в состав словоформы.
1. По Виноградову словосочетание — 2 знаменательных слова на основе подчинительной связи.
2. В. А. Белошапкова считает (и это самый широкий подход), что это не совсем так. Не только подчинительная связь, но и сочинительная.
3. Н. Ю. Шведова (самый узкий подход) — 2 знаменательных слова на основе предсказуемой подчинительной связи.
Предсказуемая связь — главное слово диктует форму зависимого слова.
Общее во всех трех подходах — 2 знаменательных слова. Подлежащее и сказуемое — предикативная связь, и это предложение, а не словосочетание.

И поет мне в землянке гармонь про улыбку твою и глаза
По Виноградову — поет мне, поет в землянке, поет про улыбку, поет про глаза, улыбку твою
По Белошапковой — те же, улыбку и глаза
По Шведовой — улыбку твою

Поет мне — не подходит, потому что можно сказать поет для меня. То есть глагол не задает форму жестко.

То есть самый широкий подход — самый лингвистически адекватный. Лингвист должен брать во внимание все возможные варианты и детали.

III. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Обычно называют основной синтаксической единицей. Единицей коммуникативного уровня.
Это минимальная единица человеческой речи. Представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной завершенностью и являющееся средством формирования и сообщения мыслей.
В лингвистике более 300 определений предложения. Предложение — явление многоаспектное, потому говорить можно о разных сторонах и согласиться можно с каждым определением.
Выделяется ряд содержательных и формальных признаков предложения.
1. Содержательный признак — семантическая завершенность. Каждое предложение обладает относительной смысловой завершенностью. Абсолютная семантическая завершенность достигается в контексте.
2. Абстрактный, универсальный признак — предикативность. По Виноградову — значение и назначение общей категории предикативности, формирующей предложение, заключается в отнесении содержания предложения к действительности.

ПРЕДИКАТИВНОСТЬ

МОДАЛЬНОСТЬ
(реализуется через ГК наклонения)


РЕАЛЬНАЯ                ИРРЕАЛЬНАЯ
То, о чем мы говорим, соотносится с реальной действительностью
Изъявительное наклонение





СИНТАКСИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Морфологическое время (глагол) и лексический показатель (доминирующий)
— иду я вчера
Того, о чем мы говорим, в реальной действительности нет
Сослагательное и повелительное наклонение
Здесь категории времени нет, НО на уровне здравого смысла любое высказывание тяготеет к прошлому или будущему


СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЛИЦО
(распространяется на обе модальности)

1. Я — предложение (1 лицо) касается говорящего
2. Ты — предложение (2 лицо) касается адресата
3. Он — предложение (3 лицо) не касается ни говорящего, ни адресата, не участвует в коммуникации

Значение предикативности — основной признак предложения. Предикативность связана с глагольной семантикой, со сказуемым. Без глагола значение предикативности выделить невозможно. При анализе предикативной единицы определяем модальность, синтаксическое время (если реальная) и синтаксическое лицо.

3. Функциональный признак предложения — признак коммуникативной задачи или целевого назначения.
ИНТЕНЦИЯ.
Предложения по цели высказывания в школе выделяют побудительные, вопросительные и повествовательные. Мы расширяем этот набор.

Повествовательное — сообщить
Побудительное — побудить к действию или побудить к прекращению действия
Вопросительное — запрос информации

Есть также оценочные высказывания, цель которых — выразить оценку.
Сообщение желания — оптативные высказывания. Желательность — вот бы на море!
Установка на поддержание контакта — фатические предложения. Алло!

4. Формальный признак предложения (их 2)
I. ИНТОНАЦИОННАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ.
Интонация — комплексное понятие. В нее включается ударение словесное (нас оно не интересует) и фразовое ударение (выделение одного слова более высоким тоном). Интонация является национальной чертой. У нас интонация восходяще-нисходящая.
Нам также важно логическое ударение — намеренное выделение голосом одного слова. Логическое ударение смещает фразовое, оно доминирует.
И есть еще одно ударение — эмфатическое. Растяжка гласных звуков — а он ему ка-а-а-ак даст!
В понятие интонации входит и мелодика тона — повышение и понижение голоса в процессе произнесения предложения.
В интонацию входит также понятие ритма — чередование ударных и безударных слогов.
Есть и темп — убыстре;нность или замедленность речи. На всех языках женщина говорит быстрее.
Сугубо индивидуален тембр голоса. Уникальная характеристика. Тембр может меняться в течение дня, жизни — на это влияет физиологическое и психическое состояние человека.
II. ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ. Она проявляется через грамматическую связь между словами. Между предложениями сохраняется только смысловая связь, а грамматическая работает в пределах одного предложения. Слова и словоформы в составе предложения выступают как минимальные структурные элементы и она образуют структурную схему предложения.
Структурная схема предложения — это отвлеченный образец, состоящий из минимума членов предложения, необходимых для создания этого предложения. ЛЗ нам тут не важно.
Что считать минимальным набором членов предложения? Это дискуссионный вопрос. Есть 2 точки зрения.

1. Это понятие  ПРЕДИКАТИВНОГО МИНИМУМА (сторонники структурного синтаксиса придерживаются его — Ломтев, Шведова, АГ-70 и 80)
Структурная схема понимается как сочетание подлежащего и сказуемого. В школе так же.
АГ 80 — снег тает на солнце, отец болеет, отец ожидал меня дома, сейчас отец находится в санатории
N1 + Vf
(подлежащее + verbum finitum). АГ-80 считает, что все предложения построены по этой схеме. Но подход ограниченный, так как минимум не раскрывает сути — отец находится.
В РГ-80 нужно посмотреть перечень возможных схем.

2. Есть  и  НОМИНАТИВНЫЙ МИНИМУМ (семантический синтаксис — Золотова).
Связывает формальную сторону с типовым обобщенным значением. В минимум нужно включать все те члены предложения, которые обозначают типовую ситуацию.

Известная актриса пригласила своих друзей на премьеру нового фильма.
Ситуация приглашения: нужен кто-то, кого-то и куда-то — подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство. А определение нам не нужно, так как типовая ситуация и без него обозначена. Мы пользуемся номинативным минимумом.

На плоту плыть опаснее — по структурному подходу не раскрывается суть. Остается много вопросов, смысл меняется, а смысловой подход реализуется.

В учебнике Белошапковой номинативная — это расширенная структурная схема.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ; ПРЕДИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА

Предложение может быть равно предикативной единице, но предикативных единиц может быть и больше в одном предложении. Предикативная единица не обладает смысловой завершенностью в отличие от предложения.

IV. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Оно, как и простое, обладает всеми признаками простого, но у него больше предикативных единиц.

V. СЛОЖНОЕ СИНТАКСИЧЕСКОЕ ЦЕЛОЕ (ССЦ) ; текст
ССЦ — это группа различных по строению самостоятельных предложений, объединенных при помощи разнообразных языковых средств в одну микросистему текста.
Делить текст на ССЦ — это как делить текст в изложении на части.
ССЦ характеризуется микротемой. В ССЦ включены минимум 2 связанных предложения на любом уровне.
Если на фонетическом, то это паузы, интонация.
На лексическом — за счет слов тематической группы, за счет синонимов и антонимов, лексических повторов.
На уровне морфологии — единый модально-временной план: это было 2 часа назад (1 ССЦ), а сейчас (2 ССЦ).
Еще в одном ССЦ может быть большая частота слов одной части речи.
Также местоимения в анафорической функции — связь через местоимение и антецедент.
На уровне синтаксическом — синтаксический параллелизм — одна и та же структурная схема.
Все предложения ССЦ можно трансформировать в одно сложное предложение.
Есть еще линейное сцепление (следующее вытекает из предыдущего). Может быть параллельная или кольцевая связь.
Встречаются изолированные предложения, которые не входят ни в одно ССЦ, либо могут входить сразу в 2. Предназначение изолированных предложений — связь между собой отдельных ССЦ в единый текст. Либо они находятся в абсолютном начале, либо в абсолютном конце текста, а могут быть и между ССЦ.
ССЦ не равно абзацу. Абзац выделен графически, а ССЦ может и не совпадать с членением на абзацы. ССЦ могут совпадать с абзацами, но не должны. В одном абзаце может быть несколько ССЦ. Одно ССЦ можно разбивать на несколько абзацев — это один из способов акцентирования внимания.
ССЦ — речевая единица, и она не может быть языковой единицей, потому что нужна строгая жесткая закономерность, и такая есть в предложении. Так, предложение — основная единица.
*детей учат ставить галочки, потому нужно изучать ССЦ*

Современная лингвистика выделяет 3 основных аспекта изучения синтаксиса:
1. КОММУНИКАТИВНЫЙ (функциональный синтаксис) — в центре внимания акт коммуникации; роль, которая выполняется в акте коммуникации (словосочетание и словоформа нас тут не интересуют). Внимание обращено на предложение и на ССЦ. Отвечает на вопрос «зачем говорящий открыл рот?»
2. СЕМАНТИЧЕСКИЙ — внимание на смысловую организацию. «Что хотел сказать говорящий?»
3. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ — «Какими языковыми средствами реализуется коммуникативное намерение?» В этом аспекте смотрим не только на формальности, но и объясняем выбор языковых средств.

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ СИНТАКСИСА

В центре — акт общения, коммуникации. Интересует предложение и ССЦ.
Иногда предложение и высказывание совпадают в своем объеме, но границы предложения и высказывания могут не совпадать в следующих случаях:
1. Одна грамматическая структура может быть расчленена на ряд отдельных высказываний. Это называется парцелляцией. Она используется для актуализации какой-либо информации.
2. Высказывание может не иметь формы предложения. А то! — нет предикативной основы, а высказывание есть.

Высказывания могут изучаться с точки зрения функциональной классификации (6 типов) см. предыдущую лекцию. Каждое высказывание имеет свой особенный способ выражения, например — побудительные выражаются формой повелительного наклонения, а вопросительные — вопросительными местоимениями, интонацией.
Если коммуникативная цель совпадает со средствами выражения, мы говорим о прямом высказывании. Но часто мы используем косвенные высказывания. Не могли бы вы передать мне соль? — форма вопросительная, а выражается побуждение. Косвенное высказывание здесь более вежливое — используется в пользу адресата.

Коммуникативный сбой (коммуникативная неудача, коммуникативный провал) — нет общего фонда знаний, использование незнакомых знаков, неверная интонация.
Причины коммуникативного провала могут быть экстралингвистическими (цыганка) и лингвистическими (путаются косвенное и прямое высказывание).

Один из аспектов коммуникативного синтаксиса — это исследование целей коммуникации и условий достижения этих целей, а также коммуникативных неудач.

Коммуникативный синтаксис анализирует высказывание и по другому критерию: выделение актуальной информации. Инструмент — актуальное членение предложения (АЧ).

Традиционно в высказывании выделяется несколько ступеней актуальности информации.
1. Выделяется нулевая степень актуальности (пресуппозиция) — это общий фонд знаний собеседников. Та информация, которой собеседники владеют до вступления в коммуникацию (У меня Риччи опять заболел.)
2. Первая ступень — тема (Т). Исходный пункт высказывания. Тема всегда менее значима.
3. Вторая ступень — рема (R). То, ради чего высказывание строится. Она раскрывает основное коммуникативное содержание.
Кто (R) / написал это письмо (T)?
Письмо написал (Т) / мой брат (R).
Известно, что кто-то написал письмо, и это тема. Это известно до момента коммуникации. Обычно тему актуализируют единожды.
В повествовательном предложении на первом месте тема, а потом — рема. — рема. Но в абсолютном начале текста (чаще всего) могут быть нерасчлененные предложения, когда вся информация является абсолютно новой.
У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том — это высказывание рематическое.

КАК СООТНОСЯТСЯ АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ С ФОРМАЛЬНОЙ И СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Актуальное членение (T и R) — автономно, то есть не зависит от грамматического (— =) членения. Актуальное членение всегда бинарно — T и R. А предложения могут быть односоставными и двусоставными.
Членение на тему и рему не совпадает с выделением членов предложения, так как тема и рема могут комплексными (могут выражаться несколькими членами предложения). Например, глагол и дополнение выражают тему.

Актуальное членение может быть ступенчатым — компоненты ремы, выделяемые на первом уровне членения, могут быть неоднородны по своей актуальной значимости.

Солнце скрылось за перевалом неожиданно и резко — актуально только то, что неожиданно и резко.

За членами предложения не закреплены определенные функции в актуальном членении. И, хотя закрепленности нет, есть определенная тенденция. Типично то, что подлежащее будет входить в тему, а сказуемое — составлять рему. Это не правило — это универсальная тенденция.
Более тесная связь у АЧ и смысловой организации предложения.

/Вошла //девушка./(А)
/Девушка//вошла./ (The)
Это одно предложение, а высказывания два. В английском языке определённость и неопределенность реализуется за счет артикля. В русском — это скрытая категория. Находим ее выражение в порядке слов, в актуальном членении.

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АКТУАЛЬНОГО ЧЛЕНЕНИЯ

Основным средством выражения T и R является порядок слов и информация. Мы строим высказывание от T к R, и это прямой, объективный порядок слов. Нейтральный.
В экспрессивно окрашенной речи, при стилизации, порядок слов может быть субъективным, обратным. Обратный порядок слов сопровождается логическим ударением (логическое ударение ставится на R).
В разговорной речи имеет место мыть экономия речевых усилий, потому тема может быть нулевой, и мы пристраиваем ее к реме, если нас не поняли.
В поэтической речи другие законы (ритм, рифма).
Есть масса дополнительных языковых средств для определения T и R.

T R
1. Постпозитивная частица же в невопросительных
предложениях. Она равна союзу а —

Она любила его тон в деревне. /В городе(T) /же он был.

2. Постпозитивная частица то —

Словарь-то у меня есть (о словаре речь уже шла ранее).

3. Препозитивная частица только или лишь —

Тишина, покой. Лишь ветер обсушивал наши лица.

4. Специальные синтаксические конструкции —

Что касается (…), то…
Что до (…), то…
Кто (…), так это…
Если (…), так это…

/Что касается деканата, то(Т)/ /его поддержка обеспечена.(R)/
Это конструкции для актуализации темы.

5. Именительный темы (или представления) —

/Война!(T)/ /Сколько горя /она(T)/ принесла людям.(R)/ 1. Частица же в вопросительных предложениях —

/Кто же(R)//это сделал?/ (частица усиливает рему)

2. Выделение частиц только и лишь перед актуализируемым словом —

/Это мог сделать(T)//только он (R)/.

3. Отрицательные частицы не, ни перед сказуемым —

/Нет, /не тебя (R)/ так пылко я люблю.(T)/


КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА  ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Одно и то же по грамматическому строению и лексическому наполнению предложение может быть воплощено в разных высказываниях с разным актуальным членением.

Я видела твоего приятеля/в театре.(R)/  — где?
Я видела в театре /твоего приятеля. (R)/ — кого?
Твоего приятеля видела в театре /я. (R)/ — кто?

Лексическое наполнение одно, грамматическая структура одна, а ситуации разные.
Коммуникативная парадигма включает в себя общеинформативный вопрос и частноинформативный вопрос.
Общеинформативный — актуальна информация о событиях в целом, о состоявшемся событии.
Частноинформативный — актуален аспект.
Общеинформативные высказывания менее всего зависимы от контекста, а сказуемое всегда входит в R. Частноинформативные — сказуемое находится в T.
Чем больше распространено предложение, тем больше аспектов мы можем выделить.

КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Выделение тематических прогрессий (последовательностей) и рематических доминант

Выделение тематических прогрессий — Даниш. Он определил, что выделение темы высказывания не соответствует теме текста. Тема на уровне текста — это то, чему посвящен текст, а не данное, известное. То есть тема в тексте не всегда известна. С точки зрения организации текста тема выполняет важную конструирующую роль, а Даниш определил закономерности связи тем высказываний. Тематическая прогрессия — это выбор и организация тем высказываний, их взаимосвязь и иерархия, отношение к гипертемам текста. Выделяем темы высказываний и их соотношение.

3 ТИПА ТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОГРЕССИЙ ПО ДАНИШУ

1. ЛИНЕЙНАЯ (ПРОСТАЯ)

T1 — R1
T2 ; R1
T3 ; R2
T4 ; R3

При линейной ТП каждое предыдущее высказывание становится темой последующего.
К берегу подошли мальчики. Они сели над обрывом. Из-под обрыва начали вылетать стрижи.

2. КОНСТАНТНАЯ (ПОСТОЯННАЯ)

Тема каждого высказывания одна и та же.

T1 — R1
T2 = T1
T3 = T1
T4 = T1

И местоимения, и синонимы, и перифразы используются для передачи одной темы. И тема может быть нулевой.

Проводник ушел, а Гек поспешил направиться к себе в купе. Он с трудом открыл дверь, осторожно закрыл ее и кинулся на мягкую постель. А так так «толстый» Чук развалился во всю ширь, то Гек бесцеремонно толкнул его кулаком, чтобы тот подвинулся.

3. ПРОИЗВОДНАЯ

В тексте в первом высказывании выделяется гипертема, а тема каждого последующего высказывания является производной из гипертемы.

T1 ; Гипер Т
T2 ; Гипер Т
T3 ; Гипер Т

Так, гипертема дает сумму тем.

Это была необыкновенная девочка (Гипер Т).
Волосы (T1) у нее были длинные и шелковистые.
Глаза (T2) большие голубые. Гипер Т
Ресницы (T3) черные и пушистые.
Губы (Т4) похожие на спелую вишню.
Прогрессии реализуются в ССЦ, а текст — их комбинация.

При организации текста характерно явление тематического скачка. Обычно тематический скачок появляется на границе ССЦ. Но скачки возможны внутри ССЦ, где говорится о двух и более персонажах.

Г. А. Золотова заметила, что не только взаимодействие тем организует текст, но и R может обладать текстообразующей функцией. Она выделила несколько типов рематических доминант. Как мы определяем рематическую доминанту? Выделяем ремы, даем характеристики и смотрим, какие преобладают.

*Статья Золотовой «Роль ремы в организации и типологии текста» (есть в читальном зале)

Золотова выделила:
1. Предметную РД. В тексте актуализируются предметы. Ремы являются существительными.
2. Качественную РД. В центре — качества и характеристики: прилагательные, наречия, причастия, существительные с оценочной семантикой. Рема здесь — все характеризующие слова.
3. Акциональную РД. Выражается глаголами.
4. Статальную РД. В центре — состояние, статика. Выражается СКС, существительным, глаголом. Статичное положение вещей.
5. Статально-динамическую РД. Фиксирует переход от статики к динамике и наоборот. Все части речи в 3 и 4 РД работают здесь.
6. Импрессивную РД. Отражает субъект восприятия окружающего мира. Выражается лексикой с оценочным компонентом.

Золотова заметила, что РД соотносятся с типами текста, то есть организуют разные типы текста. Например, предметная описывает помещение, место. Качественная — человека. Акциональная — событие, действие. Статальная — природу. Импрессивная — рассуждения.

СЕМАНТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СИНТАКСИСА

СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Слова вступают в смысловые отношения, а отношения возникают и на уровне словосочетаний, и на уровне предложения. Смысловые отношения зависят от ЛГ свойств (не только от Л, но и от Г).


СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

1. АТРИБУТИВНЫЕ — возникают между предметом и его признаком.

предмет + признак

Предмет может выражаться существительным и местоимением-существительным, а признак — прилагательным (зеленая доска), причастием (летящий мяч), существительным (ветка яблони), местоимением-прилагательным (наш дом), порядковым числительным (третий курс), наречием (яйцо всмятку), инфинитивом (желание петь).
Зависимый компонент выполняет только функцию определения.

2. ОБЪЕКТНЫЕ — отношения, возникающие между действием и разного типа объектами.

действие + объект

Действие может выражаться глаголом, причастием и деепричастием + отглагольным существительным (разговор о поездке), а объект — существительным и местоимением-существительным (чистить картошку, окружили меня, написать маме).

3. АДВЕРБИАЛЬНЫЕ (ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ) — возникают между действием и разного рода признаками этого действия. Действие — глагол, отглагольные существительные и качественные прилагательные, признак действия — деепричастие, инфинитив, наречие (очень гордый, бегать по вечерам, бегу быстро).

действие + признак действия

4. СУБЪЕКТНЫЕ — это отношения между действием (отглагольные существительные, глагольные формы) и субъектом этого действия, но субъект должен занимать зависимую позицию (написано Катей).
Не все лингвисты выделяют субъектные СО. Так, РГ¬– 80 рассматривает эти отношения как атрибутивные.

5. КОМПЛЕТИВНЫЕ (ВОСПОЛНЯЮЩИЕ) — возникают между информативно недостаточным главным словом и зависимым словом, восполняющим эту недостаточность. У обоих компонентов единая синтаксическая функция.
Информативно недостаточны фазовые глаголы, модальные глаголы (хотел пить), полузнаменательные связки — проявление, становление (казался веселым). Также неопределенные местоимения (некто в черном) и количественные числительные (три сестры).

1 — предмет
2,3,4 — глагол
5 — нерасчлен.

Встречаются сочетания с синкретичными смысловыми отношениями:
пристать к берегу (место) — адвербиальные СО
пристать к девушке (объект) — объектные СО
Полисемант проявляет себя только в конкретном тексте.

СМЫСЛОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. S – Pr (субъектно ¬¬¬– предикативные) СО
Они формируют ядро предложения (–– =)

2. Полу ¬– Pr СО — это свернутые S — Pr СО, и их можно трансформировать. Такие СО формируют обособленные члены.
Напевая (полупредикатив), он шел по вечерней улице (то есть напевал и шел).
Внутренность рощи, влажная от дождя, беспрестанно изменялась (внутренность рощи, которая была влажной от дождя)

3. Отношения равноправия
Существуют между однородными членами предложения.
Мать и отец любят ходить в походы.
Отношения равноправия возникают не только внутри одной предикативной единицы, но и между предикативными единицами. То есть не только однородные члены предложения, но и ССП.

4. Пояснительные
Возникают, когда одно слово уточняет, конкретизирует смысл другого. У уточняющего и уточняемого одна синтаксическая функция.
Дайте мне другую, интересную книгу.

5. Присоединительные
Чаще всего возникают при образовании сложного предложения между предикативными единицами, но иногда существует присоединение внутри одной предикативной единицы.
Как поступить учителю, да еще и молодому.
К основной информации присоединяется дополнительная.
Три девушки, оживленно разговаривая, вошли в огромное здание вокзала и сразу увидели офицера.

Три девушки вошли — S ¬¬– Pr СО
Три девушки увидели — S ¬¬– Pr СО
Вошли и увидели — равноправие СО
Разговаривая, вошли — Полу – Pr СО

Три девушки — комплетивные СО
Вошли в здание — адвербиальные СО
В огромное здание — атрибутивные СО
Здание вокзала — атрибутивные СО
Огромное и вокзала — неравноправны, не связаны
Сразу увидели — адвербиальные СО
Увидели офицера — объектные СО
Оживленно разговаривая — адвербиальные СО

Приезд Володи, старого друга, обрадовал их — субъектные и атрибутивные СО наложились
Володи, друга — пояснительные СО
Приезд Володи — субъектные СО (синкретизм)


СЕМАНТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
(что хотел сказать говорящий)

СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

До 60-х на эту сторону обращали меньше внимания. С 60-х — штурм семантики. Тем не менее, и до этого к семантике обращались.

Готлоб Фреге, немецкий логик.
Треугольник Фреге.

Имя (слово)

Ситуация
(факт реальной действительности)
Смысл
(выражающийся именем)








Имя и смысл не находятся в тождественных отношениях. Смысл предложения не равен сумме смысла составляющих его слов.


Холодно! — мне холодно, на улице холодно, иди оденься теплее, дай мне куртку.


Семантическая структура предложения основное понятие семантического синтаксиса. Основной компонент семантической структуры — предикат. Он и диктует наличие или отсутствие других компонентов предложения. На типологии предикатов базируется любое исследование.


ТИПОЛОГИЯ ПРЕДИКАТОВ:

1.  По количеству мест (валентностей) при предикате.
а) нульместные — не требуют распространения. Светает (и все безличные);
б) одноместные — им нужен один помощник для реализации, и это всегда субъект. Холодно (кому-то), гуляет (кто-то);
в) двуместные — требуют субъекта и объекта. Я варю суп;
г) многоместные — подарить (что, кто, кому); переводит (кто, что, с какого языка на какой).

2. Семантическая типология.
а) предикаты состояния — блюдо разбито;
б) предикаты события — блюдо разбилось;
в) предикаты всеобщего состояния — поздно;
г) предикаты всеобщего действия — идет снег.

Мы будем опираться на классификацию РГ¬–80. Том 2. 252 — 257 с.

субъекты  объекты
Актанты — распространители предиката.



Выделяются следующие типы субъектов. Во-первых, они одушевленные и неодушевленные.

S Агенс — одушевленный. Действующий, активный. Производитель действия. Мама мыла раму.
S Коагенс — субъекты совместного действия. Они вместе выполняют это действие. Братья пилят — выражается одним словом; отец с сыном пошли — выражается двумя словами.
S Контрагенс — субъекты противонаправленных действий. Друг против друга. Братья дерутся.
S Состояния — ребенок болен, у сына ветрянка (выражается косвенным падежом, но сын все равно носитель), мне грустно. S Состояния2 может быть и неодушевленным — ваза разбита.
S Речи — преподаватель читает.
S Бытия — может быть одушевленным и неодушевленным (S Бытия2). Это бытующий предмет или лицо. То, что есть, существует. В Новосибирске есть Оперный театр.
S Обладания — Обладать чем-либо может только одушевленный субъект, что отличает его от S Бытия.
S Функтив — неодушевленный. Производитель действия и единственный участник ситуации. Лампа горит.

Каков субъект, зависит от того, каков предикат. Именно он задает тип S.

Семантический S не равен грамматическому! Не равен подлежащему и может выражаться разными предложно – падежными формами.

Вторым актантом является объект. Объект как компонент семантической структуры присутствует только там, где у предиката есть 2 и более валентностей. Выражает действие или отношение. Объекты могут быть одушевленными и неодушевленными.

О Пациенс — одушевленный объект воздействия. Дательный субъекта направлен на этот объект.
Доктор лечит пациента, мать кормит ребенка, его критикуют на собрании.
О Адресат — одушевленный объект, в пользу или в сторону которого совершается, направлено действие. Сын подарил отцу книгу.
О Объектив — неодушевленный объект, подвергающийся действию. Тут важно, что объект существует до начала действия и после него, но подвергается воздействию. Том Сойер покрасил забор.
О Результатив — возникает в результате действия субъекта. Он написал картину.
О Деструктив — объект, который подвергся разрушению. Рабочие снесли дом.
О Инструмент — объект, при помощи которого совершается действие. Резать хлеб ножом, говорить по телефону.
О Перцептив — нечастотен для русского языка. Может быть одушевленным и неодушевленным. Объект психологического или физиологического состояния. Я помню (состояние) свой сон (объект).

ГЛУБИННЫЕ ПАДЕЖИ

1. Мальчик ударил девочку
2. Камень разбил окно
3. Дверь открылась, и вошел отец
4. Боксер получил удар в лицо

Все они — грамматические субъекты, но семантические роли не одинаковы.
1 — агенс, 2 — инструмент, 3 — объектив, 4 — пациенс.

СИРКОНСТАНТЫ — факультативные компоненты.
ТЕМПОРАТИВ И ЛОКАТИВ — обстоятельства места и времени.

Ребенок родился (тут не важно, когда и где)
Я родился в 1987 годуR

В предложении, где T и L являются R, они становятся обязательными компонентами семантической структуры предложений. Когда мы записываем семантическую структуру предложения, мы выписываем элементы и ставим +, если выражены вербально.
S + Pr + O + T или L и указываем, что они факультативные

Субъективное и объективное содержание высказывания

Ш. Балли выдвинул основную идею семантического синтаксиса: высказывание — это комплекс объективных и субъективных смыслов. Здесь используются термины от средневековых логиков.
ДИКТУМ — объективная часть высказывания. МОДУС — субъективная часть высказывания.
Каким бы простым ни было высказывание, оно состоится только если к информации об объективной действительности добавится информация, идущая от говорящего.

ДИКТУМ

Диктум — это пропозиция или событие, положение дел. То есть это языковое воплощение некоего положения дел в действительности, ситуация. Пропозиция выражается предикатом и его обязательными распространителями.
Присутствие пропозитивного сигнала обязательно, даже если предикат не выражен вербально: Она к окну — медведь за нею (ситуация движения).
Может быть детальна: утром на пруду мальчики ловили рыбу удочкой.
Pr+ (ловили) + S Коагенс+ (мальчики) + О (рыбу) + (О Инструмент (удочками)) + (L) + (T)
(в скобках факультативные)

Набор актантов и сирконстантов, которые задаются предметом, и определяют тип пропозиции.

ТИПОЛОГИЯ ПРОПОЗИЦИЙ — еще не утверждена в лингвистике до конца. Мы опираемся на типологию Т. В. Шмелевой.
Все пропозиции делятся на событийные и логические. СОБЫТИЙНЫЕ — портретируют ситуацию, факт реальной действительности. ЛОГИЧЕСКИЕ — умственные ментальные операции. Сообщают о некоторых признаках, приписанных объектом.

Только по предикату пропозицию определить невозможно:
Он следует (действие, событие) за ней неотступно.
За творческим взлетом следует (умозаключение) период усталости и разочарования.
СОБЫТИЙНЫЕ ПРОПОЗИЦИИ ЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПОЗИЦИИ
По структуре Предикат, актанты (и S), сирконстанты. Все компоненты — объекты логических операций.
Она красавица — объект. А субъект — говорящий, и он вербально не выражен.
Способ выражения Предикат с помощью слов и лексем с пропозитивной семантикой. Авария. Предикат, но еще могут выражаться при помощи служебных слов — предлогов, союзов.
За ливнями последовали наводнения — мы связали два события, значит здесь предикативный способ.
После ливней начались наводнения.
Как только прошли ливни, начались наводнения.
Способ введения Я видел, я слышал Я думаю, я полагаю, я понял, я догадался

ТИПОЛОГИЯ СОБЫТИЙНЫХ ПРОПОЗИЦИЙ

I. Бытийные пропозиции
Самые элементарные, потому что в семантическую структуру кроме предиката входит S Бытия + Pr. Она редка в чистом виде. Она всегда в пресуппозиции к другому высказыванию: я путешествовал по Енисею (есть такая река — Енисей).

1. Местоположения пропозиция — утверждение бытия чего-либо где-либо.
В Новосибирске есть Оперный. S + Pr + L

2. Временная детерминация — существование чего-либо когда-либо.
Собрание состоится завтра. S + Pr + T

3. Обладания пропозиция — S Обладания + Pr Обладания + O Обладания
S Обладания может быть только одушевленным лицом. Объект обладания должен быть отчуждаемым (это то, без чего S остается S). У меня угнали машину (но я остаюсь собой).

II. Состояния пропозиция
S Состояния (носитель) + Pr
Но если всеобщее состояние, то только Pr (смеркается)

III. Восприятия пропозиция
Двуактантна, потому что кто-то воспринимает что-то. S Восприятия + Pr Восприятия + О Восприятия
О Восприятия может быть как предмет, так и целая ситуация, пропозиция.
Я вижу друга (предмет одушевленный)
Я видел аварию (событие) — S В + Pr + OВ;(S + Pr) — Машины столкнулись (пропозиция свернута)
Я слушаю музыку (как кто-то играет музыку); Я слышу скандал (ссорятся люди).
Так, ОВ может выражаться одним словом или целой ситуацией

IV. Движения пропозиция
S + Pr
Движение может быть не направленным (дети гуляют) и направленным (я бегу к остановке).
Pr движения никогда не имеет О.

V. Действия пропозиция
Всегда имеет внешнее проявление и этим отличается от состояния.
Он весел (состояние); Он веселится (действие, внешнее проявление)
Д может быть одноактантным — отец работает S + Pr, но чаще всего двуактантно — S + Pr + O
Воздействие — мать кормит ребенка; креативное действие, в результате которого возникает О — он сочинил стихотворение; деструктивное действие — наводнение разрушило плотину; речевое действие — его нельзя отнести к одной сфере, т.к. мы производим физическое, психическое, ментальное и социальное действие — P + Pr + O + адресат: спросить кто-то кого-то о чем-то.

ТИПОЛОГИЯ ЛОГИЧЕСКИХ ПРОПОЗИЦИЙ

1. Пропозиция характеризации
Сводится к приписыванию какому-либо объекту какого-то признака. Выражается через предикат.
О + Pr, называющий признак. Пропозиция одноактантная.
а) анкетная характеризация — пол, возраст и т.д.
б) таксономическая пропозиция —это отнесение объекта к какому-либо классу объектов: «Война и мир — роман».
в) качественная характеризация — оцениваем качества, признаки: яблоко вкусное; она — красавица.
г) пропозиция отождествления или идентификации — объекты ментальной операции не менее двух: лингвистика — то же самое, что языкознание; тебе звонил человек, который звонил вчера.
2. Релятивные пропозиции
Более сложны по структуре и по способу выражения, и предикатно, и при помощи служебных частей речи. Релятивные пропозиции описывают отношения между 2 и более О: предметами, событиями, ситуациями (пропозициями).
Пропозиции 1-го класса описывают отношения между предметами, а пропозиции 2-го класса — между событиями, пропозициями.
По значению все релятивные пропозиции можно разделить на следующие:
а) ПРОПОЗИЦИИ СОЕДИНЕНИЯ (бывают 1-го класса). Выражаются союзом и. Может быть вербально не выражена.
Я купила (пропозиция) хлеб и молоко (2 пропозиции).
СП1 — купила S Агенс+ + Pr+ + О Объектив+1 + О Объектив+2
ЛП2 — и между О1 и О2
б) ПРОПОЗИЦИИ СОПОСТАВЛЕНИЯ (может быть 1-го и 2-го класса). СВ — союз а или его эквиваленты, а также глаголы сопоставлять, сравнивать и оборотами по сравнению, в сравнении.
Сын спит1, а3 дочь читает2 — это релятив 2-го класса между СП1 и СП2
По сравнению с отцом (ЛП2 между двумя О 1-го класса) он — коротышка (ЛП1 кач).
в) ПРОПОЗИЦИЯ ПОДОБИЯ (может быть 1-го и 2-го класса).
Выражается предикатами: похож, сходен, аналогичен; предлогами: вроде, будто; союзом как.
Сын похож на мать — 1-й класс; живу как кукушка в часах — 2-й класс.
г) ПРОТИВИТЕЛЬНАЯ ПРОПОЗИЦИЯ
Выражается предикатами: противоположный; вводными словами: напротив, наоборот; союзом но; предлогами: в отличие от, в противоположность.
Море было теплое, но грязное (1-й класс); в отличие от своего брата, я не умею плавать (1-й класс); утром было ясно, но к вечеру наползли тучи (2-й класс).
д) РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПРОПОЗИЦИЯ
Предикатив исключает, альтернативен. Выражается союзами или, либо, не то, не то.
Летом мы поедем в Крым или на Кавказ.
е) ПРОПОЗИЦИЯ ВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ
Могут быть только 2-го класса (только события), и 2 события только на одной временной шкале: либо одновременно, либо последовательно, либо частичное наложение по времени.
Выражаются при помощи союзов когда, после того, как, с тех пор, как, как только. При помощи предлогов: после, во время, до, в течение.
Закончилось лето и наступили противные дождливые дни.
Есть грамматический способ временного выражения: если глаголы СВ или первый глагол СВ — всегда передается идея последовательности, а глаголы НСВ передают значение одновременности.
ж) КАУЗАЛЬНЫЕ ПРОПОЗИЦИИ
Могут быть только 2-го класса. Указывают на зависимость одного события от другого.
Может быть причинно – следственная целевая зависимость, семантика уступки, условие.
Способ выражения — подчинительные союзы чтобы, потому что, если и т.д. Предикаты: вызывать, служить причиной. Предлоги: из-за, по причине, благодаря.
Если завтра не будет дождя, мы поедем в лес. Одно событие ставится в зависимость от другого.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АСПЕКТ ДИКТУМА

С точки зрения семантической организации предложения, все предложения можно разделить на монопропозитивные и полипропозитивные.
Идет дождь. Монопропозитивное.
После дождя стало жарко, и все опять пошли на море. Полипропозитивное.
СП1 дождь
СП2 стало жарко
СП3 пошли на море
ЛП4 между СП1 и СП2 — временная последовательность
ЛП5 между СП2 и СП3

Грамматика не совпадает со значением:
После отпуска мы приступили к работе.
Из-за болезни он пропустил занятия.
По три пропозиции в каждом предложении, но это простые предложения.

Монопропозитивные и монопредикативные — элементарное простое предложение;
Полипропозитивные и полипредикативные — идеальное сложное предложение;
Полипропозитивное и полипредикативное — с точки зрения грамматической организации простое, а по семантике — сложное;
Монопропозитивное и полипредикативное — если говорить о погоде, то сегодня потеплело.

И событийные, и логические пропозиции выполняют текстообразующую функцию. Событийные — повествование, а логические — описание.
Роль логических пропозиций более значима для организации текста, так как именно они устанавливают причинно – следственные связи. Событийные пропозиции существуют только внутри предложения, а логические могут существовать и между предложениями. И (связь с предыдущим контекстом), хотя (уступка) он был некрасив, она полюбила его всем сердцем.

МОДУС

Это субъективные смыслы, то, что привносит говорящий. Изучен в меньшей степени, так как модус имеет склонность быть имплицитным, а, во-вторых, при эксплицитном выражении модус располагает большим и неоднородным кругом языковых средств: и грамматические формы, и лексемы, и синтаксические конструкции. Третья причина — с одной стороны, одни и те же языковые средства могут выражать разные значения модуса, а с другой — одно значение модуса может выражаться разными средствами.
Какими приемами пользоваться исследователь? Вербализовать невербазизованное — экспликация и перифраза.
При изучении модуса основная задача — перечислить все модальные категории со стороны их значения и плана выражения.
Модус потенциала — совокупность всех модусных смыслов, которые могут быть выражены в предложении. Но для говорящих важно только одно из модальных значений.

I. МЕТАКАТЕГОРИИ (помечать)
Эти категории обеспечивают осмысление высказывания относительно условий и условностей общения. Они показывают, как говорящий оценивает само высказывание или речевое поведение говорящего. Общей чертой всех метакатегорий является имплицитность. А вербализуются они только в том случае, если у говорящего возникает подозрение в коммуникативной неудаче.

1. Смысл говорения
Я говорю (и это не обязательно проговаривать), что сегодня будет лекция;
Ешь кашу, кому говорю! (для усиления категоричности, так как в первый раз ты не услышан).
2. Смысл называния
У говорящего и у адресата номинация одного и того же явления и события не равны. Вербализация этого смысла — показатель того, что говорящий заимствует чужое слово.
И тут началось то, что молодежь называет «балдёж»;
То, что называется совестью, ему было не знакомо.
3. Смысл коммуникативных намерений
Сигнал: что Вы хотите этим сказать?
Я не хотел тебя обидеть — я просто сказал правду.
Также используется в ситуации коммуникативной опасности.
4. Смысл мотивированность
Вербализуется чаще всего в ситуации публичных выступлений.
Возвращаясь к теме первого доклада, …
Добавляя к уже сказанному, …
Это говорится в пользу адресата.
5. Кодекс речевого поведения
Кодекс речевого поведения — «Русский язык за рубежом» №1, с. 72 — 77. Шмелева;
Служебные слова, Шмелева «Так сказать и как говорится»
Честно говоря — это показатель того, что вы осознаете, что нарушаете правило, не нанося ущерба адресату, и как бы извиняетесь за него.
Как известно, как говорят — используете штамп, но сообщаете, что знаете это, а не присваиваете.
Если можно так сказать — используете нестандартную форму.
Правило непреувеличения — прощается детям и женщинам. Я смертельно устал — для мужчины непозволительно. Но можно маркировать преувеличение, зная, что только так можете выразить: я, конечно, утрирую.
Или, когда вы согласны с преувеличением, но боитесь коммуникативной неудачи, вы предвосхищаете осуждение: не будет преувеличением сказать.
6. МЕТАТЕКСТ (в хрестоматии статья Вежбицкой)
По Шмелевой неравен Вежбицкой. По Шмелевой — те средства организации текста, которые помогают выстроить текст. Вводные слова: вернемся, итак, во-первых и т.д. Помогают выстроить логику рассуждения в пользу адресата.
Вежбицкая под метатекстом понимает все метакатегории, или текст в тексте. Но это не тот текст, что в литературоведении.

Метакатегории обычно вербально не выражены, а вербальная выраженность — сигнал нарушения правил.

II. АКТУАЛИЗАЦИОННЫЕ КАТЕГОРИИ
Направлены на субъективные отношения говорящего к факту реальной действительности. То есть говорящий оценивает, как соотносится то, то есть в реальной действительности, и то, что есть в предложении (оценка диктумной части высказывания). Актуализационные категории — предикативность по Виноградову + к значению предикативности пространственная ориентация.
— Войдите! (туда, где находится говорящий)
— Выйдите! (покиньте пространство говорящего)
Пространственная ориентация выражается либо лексемами с указанием места, при помощи местоимений и при помощи предикатов, которые указывают позицию говорящего (как в примерах выше).

Т. В. Шмелева — «актуализационный ключ». Для целого текста или фрагмента в первом высказывании задаются актуализационные ключи (определенные актуализационные категории).
В прошлом году отдыхала я на берегу Эгейского моря (актуализационный ключ). Лежу я однажды на пляже (хоть и настоящее время, но я задала актуализационный ключ в прошедшем времени, и все подчиняется этому актуализационному ключу).

III. КВАЛИФИКАТИВНЫЕ КАТЕГОРИИ
Задача — квалифицировать информацию в определенных аспектах. Делятся на обязательные и факультативные. Обязательные — в том случае, если их вербальная невыраженность значима. Факультативные выражаются только по желанию говорящего. К обязательным относятся авторизация и персуазивность.
АВТОРИЗАЦИЯ — предполагает квалификацию высказывания как своего или чужого. Вербальная невыраженность авторизации свидетельствует о том, что информация принадлежит говорящему. А перед чужой информацией требует обязательной маркировки. Чужую информацию можно маркировать при помощи различных языковых средств — прямая речь, косвенная речь, вводные слова и конструкции. А еще частицы — мол, дескать. Авторизация характеризует не только чужую информацию, но и способ получения информации: читал, слышал, видел, по расчетам экономистов. Свои показатели: по моему мнению, я считаю. Используются для снижения категоричности в пользу собеседника и для усиления категоричности в споре, например. Показатели своей информации появляются на грани коммуникативной неудачи.
ПЕРСУАЗИВНОСТЬ — достоверность. Понимается не в значении истины, а в значении уверенности говорящего в сообщаемой информации. Маркирует уверенность/неуверенность говорящего в достоверности сообщаемой информации. Вербальная невыраженность этой категории свидетельствует о том, что говорящий уверен в достоверности высказывания, и это нормативно. А вот сомнения требуют обязательной маркировки. Маркируется: вводными словами наверное, может быть, кажется, скорее всего; частицами мол и дескать; синтаксическими конструкциями если я не ошибаюсь, я сомневаюсь, но. На уверенность работают слова конечно, бесспорно. Они направлены на усиление достоверности, нужны для утверждения своей точки зрения.

Для выражения степени категоричности используются лексические, синтаксические и морфологические средства.
— Отойдите, пожалуйста.
— Отойти от двери!
— Отошел! (прошедшее время свидетельствует о том, что говорящий не сомневается, что требование будет выполнено).

Чьей-то информации мы доверяем, а чьей-то не очень. Категории персуазивности и авторизации тесно взаимодействуют: своя информация более достоверная, а чужая — наоборот. Также авторитет и личное отношение регулируют степень достоверности для нас.
Персуазивность может маркировать не все высказывание, а только фрагмент информации: Он шел в мою сторону в тени деревьев в сером фраке, как мне показалось, держа под руку, как мне показалось, даму в малиновом наряде. Шел, размахивая тростью и беспечно смеясь.
А авторизация маркирует все высказывание. Эти категории всегда обязательны, хоть могут быть и не выражены вербально.

Факультативные квалификационные категории изучены менее и не все выявлены.
1. ОЦЕНОЧНОСТЬ. Может присутствовать только по желанию. Говорящий идет по параметрам хорошо и плохо. Оценочность может быть диктумная и модусная.
а) Петя играет в шахматы плохо (факт реальной действительности — диктум);
б) Плохо, что Петя не играет в шахматы (модусная рамка — отношение к факту реальной действительности). Модусная оценка при изъятии не повредит предложению, потому что останется факт реальной действительности.
Может выражаться инфинитивной конструкцией: хорошо прогуляться. Или еще: какой у нее голос! Используются и целые лексемы: это не этично, не педагогично. Модальная оценка может встраиваться в само высказывание, а может выражаться отдельным предложением: Он наказал ребенка в присутствии посторонних — это не педагогично.
2. НЕВОЛЬНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.
Он бросил мяч (по воле); он уронил мяч (случайно) — разные денотативные ситуации. Здесь модусная семантика внедрена в ЛЗ. Но есть и средства: невольно, случайно.
3. ВЫНУЖДЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЯ
Его ушли с работы. Сам написал заявление против воли.
4. ДЕЙСТВИЕ С ВОЛЕВЫМ УСИЛИЕМ
Он вошел в автобус — он втиснулся в автобус.
5. СТРАННОСТЬ
Странно, что он опоздал (не пришел) — диктум не пришел, модус — странно.
IV. СОЦИАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ
Характерны не для всех высказываний. Маркирует отношения между говорящим и собеседником или говорящим и третьим лицом (реже).
В восточных языках есть пометы, указывающие на социальные отношения (аглы). Вышестоящий — нижестоящий, старший — младший, близкий — далекий. В русском языке таких маркеров нет. Но мы все равно маркируем: мужчина, женщина, девушка. Обращаемся по имени, по имени и отчеству (возрастные отношения, начальник — подчиненный, близкий — далекий). Есть демонстративные отношения (когда учителя на Вы при учениках). Есть ты и Вы номинация для начальников и подчиненных, для близких и далеких. Согласно национальному менталитету — Вы как барьер (из круга своих в круг чужих). Имя редуцируется так же — Ира, Ирочка. Земляк — пошло из армии. Шеф, подбрось! — водитель выше над тобой, так как есть зависимость. Уменьшительно-ласкательные суффиксы — молочко, билетик (при обращении к кому-либо).
Фельдшера зовут, а доктора приглашают.
В русском языке есть большой пласт специальной социально окрашенной лексики — декана в группу пригласили, а декан нас — вызывает. Просьба и приказ. Внучек, сгоняй за хлебом. Аудиенция — только от вышестоящего.

Модальные категории присутствуют в высказывании всегда. Даже если вербально не выражены, все равно значимы.

РЕПРЕЗЕНТОЛОГИЯ
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУЖОЙ РЕЧИ
   
Впервые о способах передачи чужой речи заговорил Ломоносов. Есть речь, создаваемая говорящим, и речь, которая повторяется говорящим. Так, он выделил прямую вносную речь и косвенную вносную речь. Со второй половины 19 века чужая речь начинает изучаться с морфологической, стилистической и итонационной точек зрения. После исследований Козловского к двум этим типам была добавлена несобственно-прямая речь. В 1959 году в Ростовском университете вышла монография автора Милах, где он характеризовал способы передачи чужой речи. Раздел «Чужая речь» представлен не во всех вузовских учебниках, так как они построены по разделам «морфология», «лексика», «синтаксис», и чужая речь изучается в синтаксисе сложных предложений, во вводных словах, а раздел «репрезентология» найден не везде.
Чужая речь подвергается классификации по способу передачи, и с этой точки зрения у нас есть: прямая речь (Саша сказала: «Я ухожу»), косвенная речь (Саша сказала, что она уходит), тематическая чужая речь (Саша сообщила о своем уходе) (все эти типы в разных разделах), несобственно-прямая речь (Саша решительно поднялась. Так больше нельзя. Она уйдет, непременно уйдет. Она вышла из комнаты.), свободная прямая речь (появилась только в 20 веке) — синтез прямой и косвенной.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Это разновидность чужой речи, которая состоит из чужого высказывания и вводится словами автора. На смене интерпретации строятся все сплетни. Прямая речь создает иллюзию буквальной передачи, а на самом деле проявляется личность говорящего.
Сказательница Крюкова. Один генерал и говорит: «Вот пришло то время. Отдаю приказ. Высполняйте-тка». Проявляются особенности языковой личности говорящего. В словах автора устанавливается сам факт чужой речи и ее источник. И это модус (высказывание автора). Может быть по-разному: М + Д, М + Д, М + Д — вот это в прямой речи.    Д
Слова автора указывают на авторизацию и источник, но все высказывание строится ради диктумной части — чужих слов.
Обычно включается вводящий глагол «сказал». Раньше был только один глагол, а потом ¬¬¬¬¬¬— расширение.: ответил, написал.  Круг глаголов расширился за счет чего?
1 группа ¬¬¬— глаголы говорения
2 группа — обозначение способа произношения (промямлил, пробубнил)
3 группа — характер протекания коммуникации (подхватил, прервал, вставил); говорение + место в коммуникативной ситуации
4 группа — целевая направленность речи (упрекнул, подтвердил, согласился, посоветовал)
5 группа — обозначает особые способы передачи информации (сказать, написать, напечатать, телеграфировал, позвонил, отправил sms)
6 группа — сопутствующие высказыванию действия (нахмурился, улыбнулся, обиделся, возмутился, обрадовался, вскочил, бросился)
Это способы свертывания текста и эмоциональность текста.
В роли вводных глаголов используются и отглагольные существительные (раздался стук в дверь: «Можно войти?»). Раздался звонок, молва, вопрос, послышался шепот.
Прямая речь может состоять из из одного предложения и из целой группы.
По отношению к словам автора прямая речь может занимать препозицию, интерпозицию и постпозицию. Порядок членов предложения меняется в словах автора в зависимости от позиции. При препозиции и интерпозиции порядок слов обратный (сказал он). При постпозиции в словах автора прямой порядок слов. Порядок слов строится именно так, поскольку глагол говорения должен быть рядом с речью + падает словесное ударение.
Прямая речь передает лексические, фонетические и интонационные особенности говорящего лица, потому в прямой речи местоимения употребляются не с точки зрения автора, а с точки зрения говорящего (местоимение Я).

КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

Это передача чужого высказывания, при которой информация дается от лица автора, через него. Допускается большая степень авторской интерпретации. Не все можно перевести в косвенную речь: Антошка ухмыльнулся: «Я использовал твои приемы». *Антошка ухмыльнулся, что…
И перемена местоимения с 1 лица на 3 — я приеду (он сказал, что он приедет).
Дети часто не чувствуют этого: «Он сказал, что я не буду есть». Это используется и в художественной литературе для создания речевого портрета необразованного человека: «Сказал, что приду, сам сделаю».
Косвенная речь всегда находится в постпозиции к словам автора. И, если прямая речь — повествовательная, то в косвенной используется союз «что». Если чужая речь была указанием, то «чтобы». Если вопрос — частица «ли» (здесь используется в союзной функции).

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Это способ передачи чужой речи без кавычек, не обладает точностью прямой речи, но лишена сухости косвенной речи, так как сохраняет лексико-фразеологические особенности и эмоциональный строй чужой речи. При этом она передается от имени автора, а не персонажа. В основном используется в художественной литературе. Это стилистический прием. Чужая речь как бы сливается с авторской, и только по особым языковым приметам мы определяем, что это чужая информация. Тут не выражена вербальная авторизация.
Арсений Николаевич снисходительно слушал поток жаргонных советских экспрессий, исторгаемых Андреем. Дожил до седых волос и никак не избавится от мальчишества. Вот и сейчас явно фигуряет своей советсткостью, этой немыслимой затоваренной бочкотарой.
То есть А. Н. сидит, слушает и думает то, что отражено во втором и третьем предложениях.
Он говорил, что сидел с каким-то чокнутым джазистом. Чокнутый джазист — не лексикон автора. Такая речь делает текст более динамичным.

В научном тексте принято цитирование, потому что оно отличается особой степенью достоверности.