Вновь репетиции...

Лариса Ткачёва
Репетиции…
Вновь репетиции!..
Ставить пьесу – немыслимый труд!
Чтоб на сцене порхать лёгкой птицею –
Не из лёгких пройти нужно путь.

Путь мучительных поисков образа,
Сохраняя суть авторских слов…
Худсовет, оценив, скажет твёрдо: «За»!
Режиссёр тут же спорить готов:

«В соответствии творческим замыслам –
Стиль не тот и манера игры…»
Очень сложно проникнуть в глубь таинства
Лицедейств театральных, увы!

Репетиции…
Вновь репетиции!..
Да, театр – искусство и труд.
В знак любви благодарные зрители
Вновь на сцену букеты несут.



(На фото -- сцена из спектакля "Девочки с календаря" по пьесе английского драматурга Тима Фёрта, поставленная народным театром г.Николаевска Волгоградской области.)


РАЗМЫШЛЕНИЯ ДЕБЮТАНТКИ НАРОДНОГО ТЕАТРА

       Что значит для меня ТЕАТР? Вопрос, конечно, неожиданный, учитывая тот факт, что вся моя жизнь до последнего времени практически не была связана со сценическим искусством. Робкие шаги на сцене были сделаны ровно год назад, в марте 2013г., когда меня пригласили выступить в районном Доме культуры на творческом концерте «Не стареют душой ветераны…»  Тут честно надо признаться – если писать стихи ещё кое-как у меня получается, то вот читать их – большая проблема. Но отказаться было нельзя, т.к. основным условием являлось, чтобы авторы сами прочли свои стихотворения.
         Как бы там ни было, я думаю, что именно это выступление повлияло на  Галину Грибанову, режиссёра  народного театра, при выборе исполнительницы на роль  Маргариты Лучезарной  в новой пьесе, т.к. буквально через несколько дней Галина позвонила мне и пригласила попробовать роль в  новой комедийной постановке. Я, естественно, пыталась отказаться, ссылаясь, что никогда не занималась ни в каких драмкружках и не играла ни в каких спектаклях… Но, услышав настойчивые доводы, что кроме меня на  эту роль взбалмошной писательницы «бальзаковского» возраста она никого пока не видит, пришлось согласиться – сначала лишь попробовать…
         И закружилось, понеслось… Как говорят: «Завяз коготок – пропала птичка!» Но «пропала» я в хорошем смысле этого слова: во-первых, познакомилась с весёлой пьесой московского драматурга Людмилы Разумовской  «Бесприданник»; во-вторых, ближе узнала, пусть и небольшой, но сплоченный коллектив народного театра; и, в-третьих, открыла для себя театр с закулисной стороны, так сказать,  «с изнанки», которая оказалась не менее, а, может, даже и более  интересной и заманчивой. Для меня, как новичка в этом деле, было интересно всё – от  первых «читок» до волнительной премьеры!  («Читками»  в театре называют  начальные репетиции, когда актёры просто читают с листа – без особых эмоций, без выражения – просто знакомясь с текстом). Это затем уже, в процессе чтения, начинают вырисовываться характеры. Самое удивительное, что сразу весь текст учить наизусть самостоятельно не рекомендуется, пока не пройдут вот эти самые «читки», и не проявятся нужные характерные интонации и образы. Следующий шаг – репетиции на сцене: здесь уже идёт и постановка голоса, чтобы слышали зрители даже самых дальних рядов (сколько раз голосовые связки срывались на шёпот); и обретение навыка работы с реквизитом; и поиск точных мизансцен… О, сколько здесь, в этом поиске, было проб и ошибок! Сегодня репетируем одно…  на следующей репетиции – совсем другое … новая режиссёрская находка, неожиданный взгляд на то или иное действие – и пьеса приобретает совершенно другой поворот – более  привлекательный и захватывающий для зрителей. И всё это благодаря неустанной режиссёрской работе.
       На протяжении длительного времени наших  театральных   репетиций я не переставала  удивляться режиссерскому трудолюбию и терпению! Иногда казалось, что ничего у нас не получится: то срываются репетиции из-за невозможности некоторых актёров ходить на них регулярно; то нет единой игры и взаимопонимания в действиях;  то ничего не получается с мизансценами и т.д. и т.п. Но руководящая рука Галины Грибановой, её твёрдая уверенность и оптимизм, и, главное, понимание того, «что»  надо делать и «как», неизменно приводили сценическую работу к завершающему результату.
          Так  произошло и в нашем случае с «Бесприданником». Шло время,  и мы в конце лета 2013 года незаметно подошли к генеральным репетициям с музыкой, освещением, звуковыми и другими  сценическими спецэффектами. Со всем этим техническим  набором наша любительская пьеса будто оживала и становилась профессиональной.   
           В нашем народном театре царила  необъяснимая атмосфера любви к театральному искусству; атмосфера дружелюбия,  взаимопонимания и поддержки, (на репетициях, если кому-то вдруг  хотелось «похалтурить»,  остальные продолжали  играть так, что «халтурщику» становилось стыдно, и  это желание пропадало раз и навсегда);  иначе - это можно назвать  ответственностью друг перед другом и, главное,  ответственностью перед зрительской аудиторией. Ведь какие бы трудности не пришлось  преодолеть актёру-профессионалу или актёру-любителю – всё это делается ради зрителя, ради его одобрительных оваций и сияющих глаз  в конце сыгранного спектакля.  Это непередаваемое ощущение взаимного восторга!!!
       Именно  этот  душевный восторг я испытала  1 октября 2013 года на премьере пьесы «Бесприданник». Было всё как в настоящем  театре –  поклоны, цветы, аплодисменты и  улыбающаяся доброжелательная публика.  После громкой  премьеры на сцене Николаевского Дома культуры наш театр успешно гастролировал в сёлах района: с. Очкуровка, с. Путь Ильича, с. Красный Мелиоратор – и везде нас принимали тепло, радушно, с чаепитием. Игра на сцене даёт ощущение, что ты даришь своим землякам,(волею судьбы оторванным от столичных и областных театральных постановок), прекрасные  минуты реального общения с театральным творчеством – и это ощущение вдохновляет на дальнейшую работу.  Сейчас  наша труппа, правда,  немного в изменённом составе, приступила к новой работе -- это пьеса  французского писателя, драматурга Роберта Тома "Восемь любящих женщин". Здесь я должна буду сыграть одну из главных героинь -- Огюстину, родственницу бизнесмена Марселя, старую деву пуританских правил, и вообще, как сказал наш режиссёр, персонаж неоднозначный и по характеру, и по манере поведения и во многом отличающийся от прежнего персонажа -- писательницы Маргариты Серафимовны Лучезарной. Да, чувствуется -- работать снова придётся долго и серьёзно.  Ведь теперь перед нашим коллективом  стоит задача не просто поставить пьесу, но  и достойно показать её на очередном фестивале народных театров, который пройдёт в конце 2014 года в городе Волгограде. Будем надеяться, что удача не подведёт! Да иначе и не может быть, ведь каждый из участников народного театра отдаёт всё своё свободное время и  душу этому неповторимому сценическому искусству под названием – ТЕАТР!
 

12.03.2014 год  г.Николаевск