Родоначальник русского деревенского пейзажа...

Алексей Гончаров2
Картина: "Зима".


Никифор Степанович Крылов (1802, Колядин - 1831, Санкт-Петербург) - русский худож-
ник, мастер жанровой, пейзажной, портретной живописи, родоначальник русского дере-
венского пейзажа.
Вторая четверть 19 века - время недолгого творчества Никифора Степановича Крылова-
для русской живописи была порой строевого безвременья. В Академии художеств ещё
царил классицизм, но его наиболее прогрессивная просветительская линия в лице своих корифеев - В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, А. И. Иванова явно сходили на нет.
Жанр историко-мифологической картины, особенно высоко ценимый в тогдашней художе-
ственной системе, не радовал шедеврами, а триумфы К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни и
А. А. Иванова были ещё впереди. О не благополучии в делах академического препода-
вания свидетельствовало и то, что наиболее перспективными современными живописцами, полнее всего воплотившими новые романтикой реалистические устремления, были представители "низких" по академической иерархии жанров - пор-
третист О. А. Кипренский и пейзажист С. Ф. Щедрин. Подлинным реформатором русской
живописи в эту пору оказался известный, но не слишком модный и блестящий портретист А. Г. Венецианов. Им была создана собственная педагогическая система -
его "метода", которую он не преминул реализовать в кругу начинающих художников.
Так, в середине 1820-х годов возникает "школа Венецианова". И первым учеником ока-
зался Никифор Степанович Крылов. Венецианова нашёл его в одном из монастырей Твер-
свой губернии, где тот, состоя в артели, писал алтарные образа, обратив на себя внимание столичного мастера "признаком смелой, решительной кисти". Крылов года
полтора усиленно работал с натуры, не гнушаясь самыми непритязательными мотивами.
В этом был главный пафос "методы" Венецианова. Одновременно он много писал и портретов, причём так в них поднаторел, что брал за каждый от 25 до 50 рублей,
деньги вполне достаточные для независимого образа жизни.
Увлеченный живописью, Крылов, не колебаясь, согласился на предложение Венецианова
стать его учеником.
Он был работоспособным и настойчивым учеником. Крылов совершенствуется в самых
различных жанрах: портрете, интерьерной живописи, пейзаже. В Эрмитаже он ревностно
изучает классиков, выделяя таких великих реалистов, как Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт. Параллельно занимаясь в Академии, он удостаивается Малой золотой медали
за портрет Чернятинского и картину "Зима", явившейся первым изображением зимнего
пейзажа в отечественной пейзажной живописи. В этой картине последовательно и пло-
дотворно воплотилась система Венецианова, для постижения которой "нужна необыкно-
чёрная зоркость глаза, сосредоточенность внимания, анализ, полное доверие к натуре
и постоянное преследование её изменений при различной степени и положении света:
нужна ясность понимания и любовь к делу". Все указанные качества нашли блестящее
воплощение в творчестве Крылова.
Художник не ищет каких-то выигрышных с точки зрения повествовательной занимательности ракурсов, он смело изображает пустынный пологий заснеженный берег
реки Тосно, оживленный фигурами беседующих крестьянок, женщиной с кадрами да парня, ведущего лошадь.
Формы лепятся цветом с учётом рефлексов, отражаемых снегом, причём формы и в тени
написаны цветом, что было новым словом в живописи, на снегу лежат голубые тени -
все это придаёт картине особую свежесть и очарование подлинности. "Любовь к делу"
проявляется в естественной красоте типов крестьян, подмеченной художником, и в не-
приметной на первый взгляд живой выразительности зимнего деревенского пейзажа, в
атмосфере спокойной и мягкой созерцательности, царящей в картине.
Столь значительные и неожиданные для того времени достоинства картины Крылова дают право звать его родоначальником русского деревенского пейзажа и заставляют вспомнить его рядом со славными именами Саврасова, Левитана, Серова.
Умер Никифор Степанович Крылов в 1831 году от холеры.



                @