Бабьи каши

Николина Вальд
Картинка из интернета
 
«Щи да каша – пища наша» – говорили на Руси…
Ну, а нынче «Бабьи каши» в гости просят, гой еси*,      
Ходят к бабкам-повитухам – те всему селу родня,
Им блины с медком и квасы, уважение храня. 

Бабка роды принимает и, в лохани искупав,
Пуповину отгрызает, в тёплый мех запеленав,
Детку матери приносит, приложив к её груди,
Улыбаясь, счастье прочит и успехи впереди.               
 
Матерям со всей округи в баньке час родить настал,
Тут же бабка-повитуха. Тестом тельцо обмотав,
На лопатке в печку ставит, уложив на перепёк**,
Чтобы силушки набрался и здоровеньким стать мог.

Бабки эти в поселеньях – мудрость Матери Земли,
Были избраны богами в помощь людям, где могли
Оградить от злобных дочек Чёрной Мары на дому,
И ведуньи-повитухи помогали посему.

Коль болезни иль испуги, снова бабка первый друг,
Духов чёрных прогоняя, очертив ножом вокруг,
Над главой нальёт водицы иль яичко разобьёт,
Чтобы духи не глумились, и хворобам отворот.

На Купалу, в Перуницу по оврагам и буграм               
Для снадобий повитухи ищут травы по утрам,               
Собирают их пучками и, развесив на жердях,         
Под чердачной крышей сушат в хуторах и деревнях.

Каша с маслом, каша с луком, и с грибами разносол,
Вся семья садится дружно за накрытый в праздник стол,
До краёв горячей каши в миски бабушка кладёт –
Нынче праздник «Бабьи каши» по селениям идёт!


 
*Гой еси – (Старославянское приветствие) Привет! Доброго здоровья!
**Если ребёнок родился слабым, недоношенным, обмазанное тестом дитятко укладывали  на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в тёплую(не горячую) печь, в которой нет огня.