Несколько слов о рацработе

Тэхон
Иллюстрация : шкраказябра из просторов интернета, которая и подвигла автора этих строк на написание оных.

Став старшим инженером учебного полка по самолётам и двигателям, приобрёл массу хлопот, забот, обязанностей, как говорят, приобрёл воз и маленькую тележку проблем.
К «маленькой тележке» можно отнести бремя председателя комиссии по изобретательской и рационализаторской работе.

Планы ИАС лежат в «секретке», в отделе имеется не секретная копия из него, один в один.
Секретарши-машинистки печатают оттуда всё их «громадьё» ежемесячно.
Планы расходится по подразделениям из специальной полки, а оттуда всё стекается туда же по обратной связи.
Что заложим, то и получим обратно докладами соответствующих лиц.

А в них заложено : 2 раза в год, весной и осенью, месячник по изобретательской и рационализаторской работе.
А председатель комиссии по данному вопросу, кто ?

О самой комиссии. Всю работу тащит председатель.
Есть специальная папка, где это всё и отражается.
Поданные из подразделений предложения рассматриваются, выводы : заслуживает – не заслуживает внимания, денежное вознаграждение какое следует исполнителям.
Оформление соответствующих бумаг.
А вот члены комиссии, как бы в работе и не участвуют, то есть, они есть.
Но за всё в ответе председатель.
Акты и протоколы подписываются ими по мере посещения инженерного отдела от соответствующих подразделений полка.
Во главе угла здесь, - не мешай работать членам комиссии, товарищ председатель !
У них и так, без рацух, работы хватает.
Тащи, стал старшим инженером ИАС, - тащи эту работу !

Немного об оплате. Согласно рекомендаций по данной тематике и всяких руководящих методичек :
- за самое-самое-самое супер-пуперское изо-рацпред – 15 рублей.
- за самое-самое супер-пуперское изо-рацпред – 10 рублей.
- за самое супер-пуперское изо-рацпред – 5 рублей.
Времена-то, советские были.
И выше этого и не прыгнешь, увы.

По итогам этих месячников издавался приказ, в котором : рацпредложения, кто и что за них получит в денежном эквиваленте трудов затраченных, от ценности поданного, лучшее подразделение полка по итогам работы в данном полугодии.

Тащим…

А какая изобретательская работа может быть в учебном полку ?
Конструкторы самолёт сконструировали уже, аэродинамики продувки рассчитали, прочнисты его на прочность проверили, эксплуатационщики гору всяких руководств, рекомендаций выдали, как его правильно эксплуатировать.
И какая такая изобретательская работа в полку ?
Изобретать что ?

Поэтому вся работа сводилась к рационализаторской специфике.
Что-то улучшить, что-то упростить, а что-то и…

Приносят специалисты одного из подразделений по авиационному вооружению рацпредложение:2 рожковых ключа, сваренных под углом в 90 градусов друг к другу : 17 х 19 и 22 х 24.
Красота !
В следующем смотре туда же добавляется третий ключ. Изумительно !
В следующем – ещё один. Великолепно !
Финал такого рационализаторства определялся легко,-по заваренным туда отвёрткам : сначала вваривался шлиц, затем очередь доходила до крестовой.

Шедевр рационализаторской мысли !
Квинтэссенция новаторского подхода и решения всех проблем по сокращению нормативов подготовки авиационной техники по тревоге и обеспечения полётов !

Увидел такую шкраказябру на просторах интернета, что в иллюстрации висит, вспомнил и решил поделиться с Вами, мои дорогие читатели.

Смех смехом, но были и весьма толковые.

Об одном из таких было написано в рассказе «Глаз» Бобова». Ссылка здесь : http://www.stihi.ru/2012/06/17/6499
Подполковник Б. разработал и внедрил рисование глаза хищной птицы на фюзеляже самолёта в масштабах 3 учебных полков Объединённого Лётно-Технического Училища имени А.К.Серова.
Худо-бедно, но нарисованный глаз надёжно и уверенно справлялось с одним из технарских и «геморроев» ВВС страны, - попадание птиц в газовоздушный тракт двигателя.
«Глаз» Бобова видели и на других типах самолётов, в других частях на аэродромах страны.

Майор Б. разработал, сконструировал и внедрил в подразделении, которым руководил, электро-газоно-косилку для выкоса травы на территории, вверенного ему подразделения, на базе электро-двигателя от стиральной машины, типа «бетономешалка».
Худо-бедно, но приспособление надёжно и уверенно справлялось с ещё одной из технарских проблем, - выкосом травы  в весенне-летне-осенний период.

Майор С. разработал, сконструировал и внедрил в ТЭЧ АП гидравлическую тележку на базе штатного гидравлического насоса с электроприводом от 27 вольт постоянного тока.
Худо-бедно, но приспособление надёжно и уверенно справлялось с ещё одной из технарских проблем, - проверкой работоспособности гидравлической системы самолёта в условиях лагерного базирования или отсутствия штатной универсальной передвижной гидроустановки УПГ-250 по вине ОБАТО на лагерном и/или основном аэродроме.
И пусть время уборки-выпуска того или иного агрегата гидросистемы не соответствовала требованиям технических условий из-за несоответствия давления на выходе по причине малой мощности электромотора, но появилась уникальная возможность выявлять отказы концевых выключателей системы выпуска-уборки шасси на стадии их формирования,  чего невозможно было выявить при штатном «аэродромном» агрегате при нормальном, рабочем давлении гидравлики.

Подполковник К.  разработал, сконструировал и внедрил в ТЭЧ АП, которой руководил, набор ремкомплекта по шлифовке штоков крана управления тормозами.
Худо-бедно, но подразделение надёжно и уверенно справлялось с ещё одной проблемой, - отказами  кранов управления тормозами на самолёте в условиях их многократноповторяемости и дефицита поставки со стороны поставщиков из ЧССР и из ремонтной базы.

Автор данных строк тоже пытался внести лепту в улучшение, рассчитал и пытался сконструировать и внедрить сопло Лаваля для проверки аварийного генератора, установленного на самолёте в условиях ТЭЧ АП.
Сверхзвуковых скоростей не требовались.
Задача выглядела весьма скромно : в «земных» условиях при помощи указанного сопла проверить, какие параметры он выдаст, если имитировать скорость полёта 250-350 км/час путём прокачки через него сжатого воздуха, так как в эксплуатации он не проверялся.
А нужен был этот генератор один лишь раз, - при  отказе двигателя, когда автоматически вываливался в воздушный поток и включался в работу.
Однако, на этапе расчётов выяснилось, что такими источниками и ресурсами сжатого воздуха мы не обладаем.

«29» ноября 2017 года