О Культуре - 2. Осторожно, пешеходы!

Вит Уйманов
ТВ, канал "Культура",  какой-то невзрачный, не в меру обросший мужичок-искусствовед с упоением говорит о "Русском авангарде 20-х годов"  как о нашем вкладе в  Мировое искусство ХХ века.  Успел застать только окончание передачи, где он поведал, что архитектурный коллаж Малевича 1927 года  предвосхитил создание небоскрёбов-близнецов во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке (взорванных в 2001г.). Потом он поделился сошедшим на него озарением, когда, всмотревшись в  дорожный знак "Осторожно, пешеходы!", неожиданно увидел связь с картиной 1920 г. художницы Варвары Степановой, где изображены фигуры бесполых человечков, у которых вместо голов кружочки, а тела, руки, ноги - в виде палочек.  Вот он прорыв из прошлого в современность!
- "Да, сильно!" - глубокомысленно поддакнул ведущий.
Поэт Велимир Хлебников ещё в 10-х годах набросал на клочке бумаги изображения будущих небоскрёбов, выходит, что и он причастен к современной архитектуре?
На ТВ "Культура" целенаправленно продвигают пропаганду одного, "беспредметного" художественного направления (для глаз) в ущерб реалистическому (для души).
Я не искусствовед и мне трудно на равных обсуждать эту тему со знатоками, вот и решил освежить в памяти свои знания и просмотрел большой массив живописных, графических и архитектурных работ того времени. Возникновение "Русского авангарда" совпало с началом века, и было удивительно видеть, с каким энтузиазмом художники подхватили идеи революции 1917-го, слома всего старого, организации жизни людей на новых принципах, каким оптимизмом, энергией и светом пронизаны их работы! Это течение было, во многом, пронизано идеями  революции, т.е., было "идейным" (в отличие от западного). Посмотрите проекты общественных зданий, рабочих клубов, трибуны-памятника Ленину, эскизы практичной одежды, агитационные плакаты!
Но постепенно художники, увлечённые находками и возможностями  нового изобразительного языка, стали всё дальше уходить от содержательности, предпочитая поиски исключительно в области формообразования, создавая "эти  замечательные по красоте соотносимых объёмов и пропорций пластические комбинации" (цит. из Инт.).  И ещё из того же источника: "Пионеры авангарда - ставшие легендой еще при жизни Малевич и Татлин, Кандинский и Филонов - заложили основы абстрактного искусства и нового метафорического видения. Каждый из них нашел абсолютно оригинальный стиль; все вместе опрокинули традиционные представления о живописи, скульптуре и архитектуре". Так  оно и есть, и мне тоже интересны эти художники, особенно П.Филонова (его живописный стиль, по-моему, близок стилю писателя А.Платонова, как и графические работы В.Маяковского - его поэзии).
Да, эти поиски и открытия опосредованно перешли в архитектуру, дизайн, графику, оформительство, рекламу,  и даже в упомянутые дорожные знаки. Были найдены новые направления творчества, что, конечно, хорошо, но только как ответвления, а не как единственная, столбовая дорога изобразительного искусства.

Ну, ладно, с беспредметным искусством ясно, а что с реализмом. Нам известны великие образцы русской реалистической школы, основанные  на гуманизме, нравственности, во многом воспринятые соцреализмом. А что теперь, когда соцреализма уже нет? Опять привычные мотивы - пейзажики с кривыми церквушками, марины с алыми парусами, неряшливые натюрморты, плохо нарисованные портреты? Бррр! А много ли мы знаем о современных художниках реалистического направления? Ничего не знаем. Но вот мне предложили посмотреть работы Дмитрия Белюкина, и я увидел наш мир, переданный свежо, ярко, щедро и очень талантливо! И понял - реализм жив и будет жить! И этот художник, конечно, не один, а где другие и почему нам ничего не известно о них! Где канал "Культура"?  Нет, он, в стремлении очернить или стереть память о Советской эпохе, предоставляет экран сторонникам "свободы творчества", назойливо сетующим на то, что в 30-е годы формальные течения насильно заменили соцреализмом, эстетика которого, по их мнению, "была пронизана пропагандой утопических идей социализма и отвечала вкусам малообразованных масс, потянувшихся к искусству". И эти, "хромые на одну ногу", эстетствующие поборники беспредметного искусства по-прежнему упрекают реализм (уже и без приставки "соц") в "реализме", стремлении передать саму жизнь. Они стараются (по крайней мере, на ТВ) навязать нам свои взгляды, вырывая из контекста того времени отдельных мастеров абстрактного искусства, замалчивая, что и в 20-е годы многие работы авангарда несли идейную "нагрузку".
Ну, а "малообразованный" зритель по-прежнему продолжает толпиться в залах доброго старого реализма, когда залы "современного искусства", например, в ГТГ пустуют.
В силу своего знания или незнания (как тот "пешеход" с дорожного знака) рассматриваю тему упрощённо, не вдаваясь в явления художественной жизни во всём их многообразии. Но думаю, что истина находится - нет, не посередине - она везде: элементы её есть и в реализме, и в "авангарде", и необходимо видеть мир искусства в совокупности, не однобоко, без  конъюнктурной предвзятости и идеологических расхождений, при этом  оставляя за оппонентом право на выбор предпочтений.
____________
P.S.
Существует мнение, что: "Высшее достижение русского искусства ХХ века - это не революционный авангард, как считалось на протяжении многих лет, а искусство социалистического реализма". Таково мнение британского ученого Мэтью Куллерна Боуна, который является общепризнанным авторитетом в области русского и советского искусства (Инт.).
   
15.12. 17.