Happy New Year

Адриана Глиневская
Почему все так ждут этот праздник
Считают главным
И за что любят
С праздниками вообще плохо или никак. В смысле, все хотят пережить праздник. Хотя бы в связи с важным событием – юбилей, свадьба. А зажигают по-простому: обильно поесть-выпить, угореть в музыку-пляс, играми, ну, петардами побаловаться… Всё. А при этом еще и настроение поймать, радость ощутить. А от чего, спрашивается, из перечисленного придет радость?
В этом смысле дикари счастливее считающих себя цивилизованными. В их культурах сохраняется первозданный смысл праздника,в том числе, нового года, как самого важного. Этнографы давно объяснили значение праздника в народных культурах, принципиальность сохранения его традиций. Главное в празднике – выход из повседневности. Куда? В иное измерение времени. Из ограниченности времени человеческой жизни во время вечных космических циклов.
Что, как не Новый год, даже в современном его переживании, дает импульс таким чувствам.
Во времена рождения праздников это соотнесение, конечно, было основой земледельческого календаря: дни равноденствия, солнцестояния. Но в этом соотнесении важнейшим был эмоциональный процесс. Ощущения себя, своего Я, коллективного или персонального, его места, не только в обыденной жизни рода, семьи, но и во Вселенной, в обозримой, в той, в которой солнышко поутру на небе восходит…  Обретение уверенности в себе от ощущения значимости себя, происходящей из участия в общем процессе, из причастности к Общему, как правило, Делу.
Общее же дело почиталось, хоть и связанным с природными процессами, но не только зависимостью от них, а и трудовыми вложениями.
Изначально человеку были свойственны не только страх перед непознанной природой, но и идеи магического воздействия на природные процессы, тесно связанные с трудовым опытом, который почитался вкладом в жизнь Вселенной, залогом продолжения Жизни вообще.
В этом может быть и состоит главная мысль: человек почитал продолжение своей жизни связанным со своими трудами, верил, что его деятельность поддерживает Жизнь как всеобщий процесс.
Новый год был праздником, который отмечал завершение цикла земледельческих работ и начало нового, то есть был праздником повторения и продолжения, обновления, а, значит, вечного возрождения жизни. Праздником не отрицания смерти, а преодоления ее, как этапа жизни. Новый год маркировал время как цикличное, что означало - вечное. Как не праздновать!
В современном празднике эти связи практически разрушены. Не по причине, того, что мы не занимаемся земледелием, а по причине утраты всех выше перечисленных чувств: взаимозависимости, связи со Всеобщим, собственной значимости перед лицом Всеобщего.
Все эти чувства сохраняется в праздниках религиозных конфессий. В православии никому не надо объяснять значение Праздника, который отнюдь не связан с земледельческим календарем, но воплощает сущностные повороты мировой истории и указывает на наше персональное в них участие.
Все, что мы делаем в так называемый гражданский Новый год, есть отголосок первобытных верований: обильная трапеза и питие – благодарение урожаю, вкушение пищи – умножение жизни, восставление елки и украшение (изначально плодами) – культивирование древа жизни, вечной жизни, разумеется. Легко представить, что   означает возжигание огней и любование светом (нашедшее отголосок в фестивалях света современных городов). Почти все параметры ритуальных новогодних действий присутствуют, но с радостью -  туго.
То, что раньше переживалось как магическое действие, в котором осуществляется связь с Космосом, превратилось в поиск сугубо индивидуального  удовольствия от этих самых действий, значение которых переведено в плоскость тактильных ощущений. То есть, утрачен смысл. То есть, ощущения физические оторваны от движений мысли. Вернее, ощущения есть, мыслей нет. Откуда радость, если мы разрушаем свою целостность, хотя бы на психофизиологическом уровне.
Зажигай, не зажигай.

Праздник времени (Архимандрит Симеон (Гагатик), настоятель Ахтырского Свято-Троицкого монастыря)
Накануне Нового года многие задумываются о смысле этого праздника, о причинах народной любви к нему. А некоторые дорогие собратья недоумевают, зачем православным придавать особое значение началу нового года.
Каждый Новый год я начинаю возгласом «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков». И это мгновение всегда одно из самых прекрасных, какие только доводилось переживать.
Почему? Потому что прекрасно в первое мгновение года прославить Царство Святой Троицы. Это и есть главная причина удивительности и красоты этого праздника.
Этот праздник есть в нашем месяцеслове, называется он «Начало нового лета». Отмечается, согласно Уставу, великим славословием.
Именно начало гражданского, мирского, житейского нового года Церковь определила отмечать особой праздничной службой. Почему? Ответ на это дает содержание песнопений Новолетия. Церковь просит Бога благословить новый год, сделать его годом милости Божией, годом спасения.
То есть Церковь просит время физическое, биологическое, политическое сделать временем мистическим, временем, соединяющим нас с вечностью. В благословении нуждается именно обычное время нашей жизни, для того чтобы стать временем нашего спасения. И для освящения времени берется год самый обычный, один из тех, которые исчисляют нашу жизнь.
В наше время люди стали воспринимать событие Нового года более обостренно. Наверное, это связано с тем, что для современного человека время, как никогда раньше, драматично и трагично. Никогда раньше жизнь человека не была такой бессмысленной, как теперь. Во все предыдущие эпохи человеческая жизнь как-то соотносилась с вечностью, и чем больше было вечности в текущей жизни, тем меньшее значение придавалось времени.
Сейчас вечность ушла из жизни человека, осталось только время, и поэтому, наверное, такой размах приобрело празднование Нового года. Это попытка спрятаться от ужаса приближения к бессмысленному концу.
Но в такой ситуации Церковь тем более призвана провозглашать, что есть не только время, что временем жизнь не ограничивается. Поэтому так важно – и так прекрасно! – новый год начинать с прославления и благословения Царства Святой Троицы.