Моя Снегурочка... Часть 12

Кариатиды Сны
                ВЕСНА

      Весна - всегда граница трудной жизни. К ней у Островского - возвышенное отношение.
      ВЕСНА ( в пьесе)  чувствует и мыслит свободно. Как Природа. ВЕСНА объективна. Она не пестует дочку, но может дать ей всё, что та пожелает (т.е. инициатива должна быть со стороны Снегурочки), она даёт Снегурочке лишь возможности (так же , как они даны и каждому человеку) стать человеком. С другой стороны, ВЕСНА  не может сделать то, что не в её власти - защитить Снегурочку от Солнца. ВЕСНА в этом смысле - пособница Солнца.
      ВЕСНА в первом же монологе приходит к нам раскаявшаяся и готовая исправить создавшееся по её вине положение. ВЕСНА исповедуется. ВЕСНА признаётся  нам в вине своей.
      ВЕСНА признаётся и в своей симпатии к берендеям, хочет им помочь. И помогает, отдавая им Снегурочку, предполагая, что божественность Снегурочки  - уже сила.


                ЦАРЬ  БЕРЕНДЕЙ

      Станиславский писал о нём: "Берендей - эстет, философ, покровитель искусств, молодёжи и их страстной и чистой любви к прекрасным девушкам-берендейкам, в сердцах которых бог Ярила  зажигает  весной бурные страсти."*
      Думаю , что Станиславский здесь прав и неправ. Да, БЕРЕНДЕЙ - философ, мудрец, идеальный правитель. Но позвольте, где "прекрасные берендейки", когда даже  сама Елена Прекрасная, жена его,- не образец супружеской верности и прочих достоинств? Где "чистая любовь"? Любовь без расчёта и эгоизма? Когда  самая страстная, Купава, прежде  чем, потеряв голову, отдаться Мизгирю, задумала стать "богатой хозяйкой" в его доме? Отчего она  так убивается? Не от того ли , что сорвался её план? Что она опозорена всенародно?
      О какой любви  можно говорить, если любящий человек осыпает своего обидчика проклятьями и бежит к царю жаловаться и наказать? Думаю, что Станиславский очень сильно идеализировал берендейский народ.
      Царь же БЕРЕНДЕЙ не идеализировал. Он поставил очень точный диагноз и попытался излечить "больного":
     "Изгоним же последней стужи след
      Из наших душ и обратимся к Солнцу."
      В судьбе Снегурочки БЕРЕНДЕЙ сыграл очень важную роль. Восхитившись и пожалев её, БЕРЕНДЕЙ помог ей принять решение, поставив перед необходимостью полюбить.


                СНЕГУРОЧКА

      "Многие героини Островского действуют не как закон велит, но как велит чувство, как требует того здоровая, естественная человеческая натура. Их "последней жертвой" в дар чувству иногда становится сама жизнь, иначе они не представляли себе жизни. ...Трагический финал венчает сдвиги житейские, перемены драматические. Наиболее открыто, крупно, наглядно сделано это Островским в весенней сказке "Снегурочка".   ...Тает от любви Снегурочка, не желающая знать никаких других законов , кроме законов естественного человеческого бытия.  ...Горячее сердце последними  своими вспышками озаряет холодную действительность".**
      С этим я могу полностью согласиться. Не в пример всем другим героиням Островского , для которых утопиться или повеситься, зарезаться или отравиться было  выходом из "тёмного царства", Снегурочка - истинная героиня, жертвующая собой во имя любви и любимого. Она могла выбирать (безлюбие или любовь!) и выбрала , предпочла смерть компромиссу с жизнью, самой своей гибелью утверждая свою человеческую суть.
       Снегурочка в последний свой миг - норма, а что не как Снегурочка - отклонение.

----------------------------------------------------

*)- Станиславский К.С. Собр. соч. т.1, с.212;

**)- И. Вишневская, ж."Театр", №4, 1973, с.7