Две звезды, две светлых повести

Александр Воронин -Литератор
               

Идут белые  снеги,  как  по  нитке  скользя…
Жить  и  жить  бы  на  свете,  но,  наверно,  нельзя.
…Быть  бессмертным  не  в  силе,  но надежда  моя:
Если  будет  Россия,  значит,  буду  и  я.
                Евгений  Евтушенко      1965.

                Время сейчас такое, что всем надо чем-то хвастаться, в чём-то быть первым - иначе прослывёшь неудачником,  и тебя не за что будет уважать.  Вот и выкладывают в интернет свои фото и ролики – отдых на море, дорогие машины, дачи, особняки, шубы и драгоценности, гулянки в ресторанах и на природе. На это тратятся лучшие годы жизни и все силы: физические и духовные. В принципе, так было всегда. Новое здесь только в  подаче информации – быстро, ярко и много.
                На днях слушал предвыборное выступление президента на съезде главной партии страны. И пришёл к мысли - ничего в стране за 60 лет, что я в ней прожил, не изменилось. Вспомнились речи Хрущёва, Брежнева, Андропова, Горбачёва, Ельцина. Главные слова в их наказах нам: НАДО и НЕОБХОДИМО – сделать, начать, продолжить, улучшить, преобразовать, догнать и перегнать. А народ как был бедным и бесправным, так и остался им, мы как жили намного хуже заграницы, так и живём. Тогда кому же это они всё говорят – надо и необходимо?
Здесь и начинается самое интересное – оказывается, мы живём в разных местах:  они живут и делают деньги в государстве, а мы пытаемся выжить на Родине. Причём, у них по несколько гражданств и многие  уже поменяли наше на другое. Поэтому в своих речах они никогда не признают, что Россия скатилась во вторую сотню стран по всем показателям – по индексу счастья, по образованию, по зарплате, пенсиям, по рождаемости и т.п. И никто до сих пор не знает: какое общество мы строим и для кого.
                Конечно, есть и те, кто пытается давать советы власти, но кто их слушает. Даже Патриарх Кирилл вынужден был высказаться: ребята, вы избрали тупиковый путь – сначала всех сделать богатыми, а уж потом  счастливыми, так не бывает в жизни, богатые не могут быть счастливыми, это противоречит всем законам – и человеческим и божественным.
                И  на фоне всего этого, оказывается, у нас есть по своему счастливые люди. Это те, кто дарит свой талант, свои душевные порывы нам, жителям  несчастной страны. Их мало, но они всегда были, и дай Бог, будут и дальше, даже в нашем городе. Одному из них – Валентину Елисеевичу Уралову, народному поэту России, в ноябре вручили знак “За заслуги перед Дубной” и орден Сергия Радонежского. Поэт Сергей Гор удостоен премии имени Роберта Рождественского, поэт и композитор Геннадий Григорьев – лауреат премии Губернатора Подмосковья. Дубна может по праву гордиться ими.
                В суматохе завершения года и подготовке к встрече нового, в городе прошло много литературно-музыкальных вечеров и встреч. Хочется отметить один из них.  23 декабря две прекрасные во всех отношениях женщины вновь порадовали нас своим творчеством. Удивительно гармоничный дуэт поэтессы и певицы заставил всех пришедших  задуматься о вечном, о том, как и для чего мы живём. В этом и есть главная сила искусства – будить в душе светлые и добрые чувства. Сменяя друг друга, они читали и пели  так  слаженно и вдохновенно, что иногда казалось,  выступает один  человек.

Всё угасло в старинном камине.
Одиночество - то же проклятье.
Лишь свеча в декольте стеариновом,
Словно девочка в бежевом платье,

Освещает камин этот старый,
Молчаливые серые своды
И видавшую виды, гитару,
Отзвеневшую   хриплым аккордом...

                Открыла вечер поэт Валентина Комарова, она давно и успешно выступает на всех творческих площадках в Дубне, в Талдоме, Кимрах и других городах. Мы её  знаем как тонкого лирика, глубокого философа, потрясающего певца нашей подмосковной природы. Она достойно продолжает традиции русской женской поэзии,  заложенные великой Анной Ахматовой:

Отодвинув  мечты  и  устав  от  идей,
Жду  зимы,  как  другие  не  ждут.
Помнишь,  ты  обещал,  что  не  будет дождей?
А  они  всё  идут  и  идут…

А  назавтра  опять  мне  играть  свою  роль,
И  смеяться  опять  невпопад.
Помнишь,  ты  говорил,  что  любовь  это  боль?!
Ты  ошибся,  любовь  -  это   ад!

                Особенность женской поэзии в том, что её надо слушать в живом исполнении, а не читать на бумаге. Только тогда понимаешь все оттенки и нюансы, заложенные автором между строк. Вспомните, как читали стихи Белла Ахмадулина, Римма Казакова, Ника Турбина.

Но,  хоть страшусь греха, чего  таить,
Я - за любовь, и  я  с судьбой поспорю,
Ведь что считалось счастьем – стало горем,
За что же мне её благодарить?

Я - дочь Земли, и на Земле мне жить,
И, как бы ни были прекрасны кущи рая,
Я - дочь Греха и грешница земная,
И буду здесь, пока живу -  грешить.

                У Валентины Комаровой в Дубне есть свои поклонники и почитатели, свой  благодарный зритель, который не пропускает ни одного её выступления. Она всегда в центре поэтической жизни в городе. На её стихи  дубненскими композиторами написано много песен.

Я сажусь за  рояль,  я играю тебе полонез,
Звуки  льются  и  в ночь  от меня   улетают…

На  оконном  стекле  в  мельтешенье огней,
Проступают  слова: “ Я    ТЕБЯ    ОТПУСКАЮ”...

                Не чужды Валентине и добрый юмор, сатира, а также посвящения собратьям по поэтическому цеху.
Поэзия,  конечно  же,  игра, 
Парад  пародий  -  это взгляд сквозь призму,
Но у него на кончике пера  -
Такая сумасшедшая харизма!

Прямолинеен,  даже  грубоват,
Умён,  любитель  женщин  и повеса
(Но в прошлом),  а  какой  талант!
И    самого серьёзного  замеса.

А  сколько  наворочено  идей,
И  не  иссяк  в пороховницах  порох.
Да  -  не  Есенин, но  ведь  всё  ж Сергей,
Вы  поняли  -  я  про Сергея  Гора.

                Стихи Валентины Комаровой печатаются в поэтических сборниках, есть они и в интернете. Среди её многочисленных талантов один хочется отметить особо:  она  проявила себя и как чуткий, опытный литературный редактор, умеющий найти главную мысль в стихотворении, подсказать новые рифмы и повороты сюжета. Поэты охотно отдают ей свои стихи на рецензию и благодарны за помощь.

На горизонте - тучей старость, рюкзак тяжёл  и  давит плечи,
Ложится бременем усталость, и клонит в сон уже под вечер…
Манит диванная нирвана, а время мчится всё быстрее,
И пялишься в окно экрана, забыв про звёзды и аллеи.
Но вдруг, о, Бог, ломая крылья, Пегас прорвётся сквозь стихии,
И заискрятся звёздной пылью стихи! Хорошие ль, плохие…
Неважно это, где бумага? В потоке строк усталость тонет,
Есть силы, бьёт ключом отвага, пишу и вижу:  НАДО,  стОит!!!

                По составленной мной шутливой классификации дубненских поэтов, каждый из них чем-то похож на одного из классиков и занимает свою определённую нишу. В последние годы в своём творчестве Валентина Комарова вышла на новые рубежи и заняла в составленной мной иерархии Ахматовскую высоту. Интересно то, что эта же мысль пришла одновременно и Сергею Гору, и он поделился ей с пришедшими на вечер. И как всегда,  удивил  новой пародией на дубненских поэтов. Под впечатлением моих литературоведческих исследований он попробовал сам расставить поэтов по рангам, нишам и заслугам.

Из разговора Сергея Гора с Владимиром Владимировичем.

День отошёл.  За окном темно.
В комнате двое - я и Володя.
Я ему,  мол, гадаю  давно,
Кто из поэтов главный в колоде?

Он мне: “Серёж, не хватает слов!
С поэзией нынче херово,
В тренде  Воронин,  Уралов  и  Соколов,
Но  главная  там - Комарова!”

Сегодня  не  время  умильных  соплей
В  стенАх  поэзии  храма,
Когда  на  троих  таких  королей
Одна  козырная  дама!

                Вторая участница  музыкального вечера – Елена Пронина, исполнитель русских романсов. Её чистый, тёплый голос незаметно уводит нас из библиотечного зала на просторы Родины, навевает картины бескрайней русской природы, заставляет задуматься о жизни – правильно ли мы живём и зачем. И о том, что русский человек по своей сути и исконному характеру не может  быть  счастлив без взаимной любви, без крепкой семьи, без почитания молодыми старших. Сам романс, в отличие от частушек и свадебных песен, уже нацелен на то, чтобы  пробудить жалость, сочувствие и желание помочь, облегчить боль страдающему физически и духовно – хотя бы добрым словом, сочувствием, пониманием.

Подожди еще миг, и не будет огней,
Что тебя так ласкали и грели,
И останется груда лишь черных углей,
Что сейчас догореть не успели.

О поверь, ведь любовь – это тот же камин,
Где сгорают все лучшие грезы…
А  погаснет любовь – в сердце холод один,
Впереди  же – страданье и слезы.

                В этом сила и главная цель русского романса – показать метания души в поисках гармонии и правильного пути в жизни. Здесь и зависть, и недоумение – почему другие счастливы, а мне  опять не повезло. Ни в жизни, ни в любви. Отсюда безысходная тоска, надрыв и боль, выраженные в пронзительных стихах – почему я такой несчастный, за что мне эти муки?

Пришли  иные  времена,
Тебя то  нет, то лжешь, не  морщась.
Я  поняла, Любовь - страна,
Где каждый человек  притворщик...

Зачем я плачу пред тобой
И улыбаюсь так некстати?
Неверная страна - Любовь,
Там каждый человек - предатель.

Но снова прорастёт трава
Сквозь все преграды и напасти.
Любовь - весенняя страна,
Ведь только в  ней бывает счастье.

                Что может быть ближе и понятнее настоящему русскому человеку, чем романс о его жизни? Перечисляя все беды и несчастья, свалившиеся на голову, романс иногда дарит и надежду, заставляет вспомнить счастливые моменты в жизни, когда душа распахивалась навстречу новому и неизведанному. Только русская душа может так сочувствовать, страдать, любить и прощать. Страдать от того, что жизнь слишком коротка, что сегодняшнее счастье уже никогда не повторится и вдвойне обидно, если ты упустил его, отдал другому  или просто не заметил, когда оно было рядом и улыбалось тебе.

Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней, минувших дней —
Не возродишь былых желаний
В душе моей, в душе моей.

                Завершил вечер профессиональный певец Олег Гусев. Своим чудесным баритоном он спел а капелла русскую народную песню “Ах, ты, ноченька”, очаровав  всех присутствующих  своим  мастерством и  умением.

Ах, ты, ноченька, ночка тёмная,
Ночка тёмная, да ночь осенняя.
C кем  я  ноченьку, c  кем  осеннюю,
С кем  дождливую, ой, коротать буду.

                Жалко тех дубненцев, кто не ходит на поэтические и музыкальные вечера, лишая себя радости общения с талантами,  живущими среди нас. Особенно обидно за школьников и студентов – упущенные в молодости возможности вернутся к ним бумерангом позднее, превратив их в существа без рода и племени, не помнящие своих корней, не знающие свою культуру и историю. Никакие  Стасы Михайловы, Николаи Басковы и Филиппы Киркоровы не дадут им и десятой доли той радости и душевного потрясения, не разбередят уставшую и уснувшую душу, не заставят задуматься о бренности бытия и о том, для чего они появились на этой земле. Телевизионная  попса действует совсем на другие участки мозга и не затрагивает исконных русских струн в душе. К тому же, чтобы живьём послушать их крики и посмотреть на кривляния на сцене, надо отдать немалые деньги и куда-то поехать, потеряв много времени впустую. Почувствуйте разницу, как говорят нынешние дилеры и брокеры.

Воронин Александр, член Союза писателей.