Размышления у парадного подъезда

Сергей Псарев
           Говорят, что “Поэт должен входить в Историю по парадной лестнице, с гордо поднятой головой”. Предположу, что Господь вправе предложить народному пииту совсем другие земные испытания. Без них он рискует остаться сладкоголосым певцом, а его гордо поднятая голова окажется способной слышать только хвалебные интонации в собственный адрес. 
            Не удивительно, что из черни, которой по мнению таких современных литераторов уготовано “пробираться со двора по узким ступенькам”, вышло столько известных государственных деятелей, промышленников и инженеров, поэтов, прозаиков и художников. Оказывается, на эту тему в современной России все еще продолжают спорить, отмечая этим столетний юбилей отмены сословных привилегий.
             Как не вспомнить замечательный рассказ нашего любимого классика русской и мировой литературы Антона Павловича Чехова “В усадьбе”. Там господин Рашевич в поношенном кургузом пиджаке страстно убеждает своего собеседника в том, что:  …“ Не чумазый же, не кухаркин сын, дал нам литературу, науку, искусства, право, понятия о чести, долге... Всем этим человечество обязано исключительно белой кости, и в этом смысле, с точки зрения естественно-исторической, плохой Собакевич, только потому, что он белая кость, полезнее и выше, чем самый лучший купец, хотя бы этот последний построил пятнадцать музеев”…
              Этот эпизод более известен по яркому и драматическому фильму Никиты Михалкова “Неоконченная пьеса для механического пианино”, снятому по мотивам чеховских произведений.
              Бесконечно рассуждать в литературных кругах на эту тему сегодня действительно скучно и неприятно. Каждый раз после всех выяснений получается очередное недоразумение с нехорошим привкусом, совсем как у известного чеховского героя: “неловко и противно”, “будто… поел мыла”…

             На фото иллюстрация к стихотворению Н. А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда". Литография 1865 года  А.И. Лебедева