вот бы...

Володя Жигадло
Вот бы на зиму в берлогу.
Плохо в роли шатуна.
Жаль, не нахожу предлога,
даже если с будуна.

Млявость общая, к работе
равнодушие. А, ведь
все лицо должно быть в поте:
человечек - не медведь!

Старших слушаясь, шатаюсь
весь не выспавшийся, злой.
То тружусь, то дурью маюсь,
То ору, как все:-Долой!

-Банду геть!-давно кричали?
Было дело с будуна.
Вот уж не было печали
у медведя-шатуна.

----------------

Агульная млявасць і абыякавасць да жыцця. О некоторых особенностях белорусского характера...


10
Вы пробовали перевести на русский язык «Агульная млявасць і абыякавасць да жыцця». А объяснить иностранцу, что такое «вочыкі плюшчацца»?

Глубинные истоки белорусского менталитета начали формироваться еще в древности, в период язычества, когда вселенная воспринималась как единое целое, а нашему мироощущению были свойственны образность, поэтичность, космизм, неразрывность, цельность восприятия себя – в доме, семье, жизни и мироздании.  С чем связаны эти черты национального характера восточных славян?

Ученые сходятся на мнении, что на формирование неторопливого и «млявага» белорусского менталитета оказали влияние сразу несколько факторов:

1. Природные условия

Именно с природой, рельефом местности, болотистой землей многие связывают такие национальные черты белорусов, как толерантность, памяркоўнасць, рассудительность, отсутствие склонности к принятию быстрых и поспешных решений. Недаром за белорусов вплоть до ХХ века называли «людзі на балоце».



2. Геополитические условия

Возможно, потому, что вплоть до ХХ века большую часть населения Беларуси составляло неграмотное крестьянство, в котором были живы нетронутые веками языческие представления, рассудительный и неторопливый крестьянский уклад жизни, белорусы никогда не были заражены чувством национального превосходства, собственной исключительности и величия, миссионерством или имперскостью.

Были тому, однако, и нерадостные причины: постоянные войны, огнем и мечом, а точнее – катком – проходившие через Беларусь, находящейся на скрыжаваннi-перекрестке путей и дорог, крепостное право. Это трагическое прошлое белорусов отпечаталось в ее святая святых – в народной песне:

«Не хадзі, коцю, па лаўцы–

Буду біці па лапцы,

Не хадзі, коцю, па масту–

Буду біці па хвасту…»

3. Родовая культура

В отличие от народов Западной Европы или Северной Америки«людзі на балоце» были просто обречены жить только вместе с родичами, родными. И «род» всегда был смыслообразующим словом белорусской ментальности, а «другой» никогда не становился для белоруса «чужим»: белорусский народный характер спокойно и доброжелательно воспринимал другие традиции и культуру.

Не забываем и тот факт, что на протяжении нескольких веков на менталитет белорусов оказывало мощное влияние поликультурных и полиэтничных ВКЛ, Речи Посполитой и Российской Империи: государств, в состав которых в разное время входили белорусские земли, и которые не отличались бережным отношением к культуре, языку и традициям белорусского этноса. И тогда «род» приобретал уже совсем новое качество: единственного хранителя белорусского языка и национальной культуры.

Болота, леса, перекрестья дорог, языков и культур, государства - империи, войны.

Может быть, именно поэтому «агульнаямлявасцьі абыякавасць да жыцця –это не только юмор, но и философия, а белорусская национальная идея «Мы – беларусы» – это не лозунг, а национальный характер?



Использованные источники:

Мельников, А.П. Национальный менталитет белорусов / А.П. Мельников. – Минск: Право и экономика, 2005. – 109 с.
Кириенко, В.В. Менталитет современных белорусов / В.В. Кириенко. – Гомель, 2005. – 225 с.