Три Пальмы Лермонтова как плач по Пушкину

Ольга Чернорицкая
Б.И. Эйхенбаум писал о «Трех пальмах»: «Стихотворение кажется возражением Пушкину. Для Лермонтова неприемлема пушкинская гармония, мирный финал трагической темы для него немыслим".
На самом деле стихотворение специально написано по Пушкину. Но написано не для подражания и не для опровержения - это плач по Пушкину, такой же как «Выхожу один я на дорогу»
Это стихотворение было написано в эпоху Николая I, которая для Лермонтова была удушливой, пустынной.  Не случайно использован эпитет «почва бесплодная» и образ засушливой пустыни, на которой остался один оазис с водой для пристанища путников, который аллегорически обозначал поэзию, которая еще жила, а в ней Пушкина и Лермонтова.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной.
Почва бесплодная была уже в "Тучах" - там тоже олицетворяла эпоху Николая I, бесплодную, бездуховную, не способную к восприятию поэзии.
Он, Лермонтов, в контексте данного произведения - холодный сверкающий родник. (Да, Лермонтов именно блестящий, именно холодный и чистый!) Находится в тени Трех пальм - Пушкина.
Ничей благосклонный не радуя взор - благосклонным может быть взор читателя, уже отсюда критикам бы догадаться....
Пушкин представлен в виде трех пальм – почему трех? Потому он для Лермонтова он представлял собой что-то божественное, как Троица.
Лермонтов- ручей, о чем говорит эпитет «Хранимый под сенью зеленых листов» и он благодаря им вырос в стихах, его не засыпало песком, он понимал, что Пушкин его старше, выше. А сам совсем молодой, и очень нуждается в поддержке.
Пушкин (пальмы) начал роптать, что никому не нужен, не замечая под собой родник, что нужен он Лермонтову только во всем мире. Бог услышал его ропот и послал людей (там женские руки и очи - главное).

Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали...
Люди срубили три пальмы - убили Пушкина - и воспользовались им.

По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем.
Важно, что тут редкий случай Лермонтовым используется метафора . Обычно он метонимиями пишет. "питомцы столетий". Да, Пушкин именно питомец столетий!
Без светоча, точнее тени, родник стал засыхать.
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит
И осталось ему недолго. Лермонтову осталось жить два года.