Н9-2 Романс

Изида Фант
Я верил колдовству, а думал, что любви,
словам твоим не откровенным верил,
но кончился обман, и сжёг я корабли
и горький пепел по ветру развеял.
(Л.Дербенёв)


НАПОМИНАНИЕ О ПЕСНЕ
Под стихами указаны:
поэт, композитор, исполнители.

1) СМОТРИ, КАК ЗВЁЗДЫ В ВЫШИНЕ

Смотри, как звёзды в вышине
светло горят тебе и мне.
Они не думают о нас,
но светят нам в полночный час.

Припев:
Моя любовь пьяна, как гроздья спелые,
в моей душе звучат признанья страстные,
в моей саду блистают розы белые
и ярко-ярко красные.

Прекрасен ими небосклон,
в них вечен свет и вечен сон.
И кто их видел - жизни рад,
другою жизнею богат.
Пр.

Моя любовь, моя звезда,
такой (таким), как звёзды, будь всегда.
Горя, не думай обо мне,
но дай любить мне в звёздном сне.
Пр.

Константин Бальмонт
Евгений Дога
Алексей Егоров ("Романтика романса"),
Екатерина Гусева


2) МНЕ БЕСКОНЕЧНО ЖАЛЬ

Я понапрасну ждал
тебя в тот вечер, дорогая.
С тех пор узнал я, что чужая
ты для меня.

Припев:
Мне бесконечно жаль
своих несбывшихся мечтаний,
и только боль воспоминаний
гнетёт меня.

Хотелось счастье мне
с тобой найти,
но, очевидно, нам
не по пути.
Пр.

Борис Тимофеев
Александр Цфасман
Иван шмелёв, Иосиф Кобзон, Пётр
Лещенко, Сергей Полянский, Яна
Грэй, Борис Матвеев, Евгений
Дятлов.


3) НАД РОЗОВЫМ МОРЕМ

Над розовым морем вставала луна,
во льду зеленела бутылка вина,
и только кружились влюблённые пары
под жалобный рокот гавайской гитары.

Послушай, о как это было давно -
такое же море и то же вино...
Мне кажется, будто и музыка та же.
Послушай, послушай, мне кажется, кажется...

Нет, вы ошибаетесь, друг дорогой,
мы жили тогда на планете другой.
И слишком устали, и слишком мы стары
и для этого вальса, и для этой гитары.

Георгий Иванов
Александр Вертинский
Александр Вертинский, Олег Погудин,
Дмитрий Ряхин, Александр Новиков,
Евгения Смольянинова, Иван Ожогин.


4) КАК ТОНКА И НЕЖНА ЛЮБОВЬ ЛЮДСКАЯ

Как тонка и нежна любовь людская
и прозрачна, как хрусталь.
Чуть заденешь её ты, играя,
разобьёшь, а это жаль.

Так уж всегда бывает,
чем любовь твоя нежней,
так уж всегда бывает,
чем нежнее, тем скорее
она разбиться может навсегда.

Образ твой в своём сердце лелею,
но уста мои молчат.
Посмотри на меня горячее,
скажет всё тебе мой взгляд.

Вот моё сердце открыто,
если хочешь, разбей его...
Но в этом сердце
ты убьёшь себя.

Сердце бьётся птичкой в плену,
лишь на тебя разок я взгляну.
Не могу я жить без тебя,
не могу утратить тебя.

Песня из радиоспектакля "Таня" в
исполнении Марии Бабановой.


5) СКАЖИТЕ, ДЕВУШКИ, ПОДРУЖКЕ ВАШЕЙ
        (DICINTENCELLO VUJE)

Скажите, девушки, подружке вашей,
что я не сплю ночей, о ней мечтая,
что всех красавиц она милей и краше,
я сам хотел признаться ей, но слов я не нашёл.

Очей прекрасных огонь я обожаю,
скажите, что иного я счастья не желаю,
что нежной страстью, как цепью, к ней прикован,
что без неё в душе моей тревога и печаль.

Когда б я только смелости набрался,
я б ей сказал: "Напрасно ты скрываешь,
что нежной страстью сама ко мне пылаешь.
Расстанься с глупой маскою, ты сердце мне открой.

Очей прелестных огонь я обожаю
и на земле иного я счастья не желаю.
К тебе я страстью, как цепью, прикован,
хочу тебе всю жизнь отдать, одной тобой дышать".

Энцо Фуско (Рус. текст - Михаил Улицкий)
Родольф Фальво
Сергей Лемешев (1950-е), Тито Гоби, "Три тенора"
(Паваротти, Доминго, Каррерас), Иван Козловский,
Анатолий Соловьяненко, Дмитрий Хворостовский,
Марио Ланца, Джилья Беньамино, Доминго Пласидо,
Хампердинк, Анна Герман, Юрий Богатиков, Евгений
Южин, Муслим Магомаев (1983,"Голубой огонёк"), Олег
Погудин, "Кватро", Методие Бужор, Филипп Киркоров,
Валерий Леонтьев, В. Войнаровский, Валентин Суходолец,
Сергей Плюснин + Андрей Бреус + Игорь Тарасов, Алек-
сандр Панайотов, Владислав Косарев, Игорь Тарасов,
Игорь Николаев + Валерий Меладзе + Николай Басков,
квартет "Адажио", Пётр Налич и др.


КОММЕНТАРИИ к песне "Скажите, девушки, подружке вашей":

Оригинальный замысел: герой не знал, как рассказать любимой
о своих бурных чувствах и притворился вначале ("надел маску"),
что говорит о любви к её подруге. Когда же он видит, что слёзы
бегут из её глаз, то он торжествует, что хитрый приём удался.
Маска равнодушия снята с лица его девушки, он решается открыть-
ся и говорит о своей любви...

СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ

- Лучшее исполнение! Своё, родное... от души!
- Внутри всё дрожит, когда слушаю. Спасибо автору и Сергею
Яковлевичу.
- Вечная память этому волшебному голосу, талантливому певцу.
Пусть звучит и звучит этот романс!
- Сколько слушаю, столько удивляюсь высоте чувств.
- Очень красивые слова. Любая девушка была бы счастлива такое
услышать от любимого. Исполнение на высшем уровне.
- Итальянская мелодия в сочетании с русской задушевностью ге-
ниального тенора так берёт за душу, что хочется слушать и слу-
шать.
- Лемешев поёт легко, как дышит.
- Лемешев в то время уже пел с одним лёгким.
- Великолепный голос! Неподражаемое исполнение берёт за душу.
- Удивительный, неповторимый голос. Слушаю всегда с трепетом.
- Послушала эту мелодию 4 дня назад, а теперь не могу от неё
избавиться. Мне так и говорят - смени пластинку. Это не золото
России, а бриллиант.
- Лемешев изумительно исполнял произведение на родном русском,
и публика в восторге от мало известного русского.
- Неимоверно прекрасно.

"ТРИ ТЕНОРА" (Паваротти, Доминго, Каррерас):

- Они - сила, они - страсть!
- Три голоса, три бриллианта века.
- Если кто-то забыл, что такое совершенство, слушайте эту троицу.
- Плачидо Доминго даже среди лучших - лучший.
- У Доминго самый красивый тембр голоса, Каррерас из них самый
темпераментный, а у Паваротти просто безупречная культура звуко-
извлечения. Но я предпочитаю Плачидо Доминго.
- Лучшие певцы нашего времени, три гения.
- С такой душой поют, всё - в песне...
- Блистательное исполнение, восхитительная музыка.
- Лемешев отдыхает.
- Раз уж тут сравнивают с Лемешевым, то при всём уважении к заме-
чательным тенорам, Лемешева исполнение душевнее и больше подходит
к духу песни. Эти трое стараются друг друга перекричать...
- Это не так. Они собрались вместе, чтобы собрать 400 тысяч дол-
ларов на операцию своему другу и коллеге Хосе Каррерасу, которому
в 1987 году врачи поставили страшный диагноз - острая лейкемия.
И вот 7 июля 1990 состоялся знаменитый благотворительный концерт
трёх теноров.
- Такой концерт имел место. Но он проходил в Риме, а эта запись
концерта в Париже уже в 1998 году.
- Они в некотором роде соревнуются друг с другом. Это нормально,
ведь все трое - звёзды мировой величины, со своим неповторимым
талантом, тембром голоса и особой трактовкой музыки.
- А мне нравится и Лемешева исполнение, и их. Разные варианты,
разные эмоции, но всё равно прекрасно.
- Чем больше живу, тем больше убеждаюсь, что классика вечна!
Когда-то я любил хард-рок, хеви-метал, диско. Но ничто не сравни-
мо с классикой. Это так, и каждый это понимает со временем.

ДРУГИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ:

- Всегда нравилась эта песня. Но в исполнении Методие Бужора она
звучит особенно бесподобно.
- Муслим Магомаев и Методие Бужор - это бесспорные таланты, кото-
рых природа подарила нам.
- Послушайте Сергея Лемешева. Вот это великолепно! Чистое пение,
сильнейший голос. Пётр Налич и близко не подошёл...
- Меня 20 лет ничей голос не трогал. Пётр /Налич/ и его песни -
это что-то неожиданное, удивительное и необыкновенное для меня.
- Слушайте того, кто нравится и вдохновляет. И не стоит мешать
светить новой звезде. Я заинтересовалась классикой, услышав го-
лос Петра.
- Я в плену у Методие Бужора с первого знакомства с его твор-
чеством. Потрясающая глубина, чувственность, и голос льётся,
словно полноводная река.
- Это - оперные голоса /Кватро/. У парней - классическое вокаль-
ное образование. Замечательно, что этот стиль входит в моду.
- Мне нравится, как поёт Батуркин /"Парад баритонов"/. Мощный
баритон, и верх хороший.
- Браво, Марио Ланца! Неповторимое исполнение! Небесный голос.
- Сколько ни слушаю других исполнителей, а найти хоть кого-то,
сравнимого с Олегом Погудиным, пока не удаётся. Всё-таки он луч-
ший певец в России. Кроме необыкновенной красоты голоса ещё и
высочайшая сценическая культура, чувство меры, тонкость испол-
нения.
- Лучше всех спели Богатиков, Лемешев, Налич, на уровне мировых
звёзд.
- Лучшее исполнение, которое я слышал за всю жизнь /Франко Ко-
релли/.
- На данный момент это лучшее исполнение из всех, которые до-
ступны. Какое счастье, что есть возможность слышать этот бо-
жественный голос /Корелли/.
- Исполнение Соловьяненко и Муслима Магомаева как-то ближе и
понятнее.
- Слушая эту песню в исполнении Геннадия Аркадьевича /Каменный/
на разных площадках, каждый раз нахожу что-то новое. Спасибо
за вашу запись концерта.
- Лемешев - оперный певец. Конечно, у Панайотова не такой го-
лос, но эту песню он спел тоже хорошо, хоть и по-новому.
- Лемешев, безусловно, великий певец, но в его исполнении не
хватает той чувственности, которую в эту песню вкладывает Па-
найотов.
- Хорошее эстрадное исполнение, но ставить его вместе с Лемеше-
вым - это абсурд...  /Панайотов/
- Помню его /Валентин Суходолец/ по хору Турецкого. Великолеп-
ный голос, и человек обаятельный.
- Лучше, чем Тито Гоби, эту песню не поёт никто. Величайший пе-
вец.
- Бесподобно! Кто эту знаменитую песню только не исполнял, но
Гоби делает это чудесно.
- Странно, но после Лемешева тут просто нечего слушать там об-
раз, а тут шоу. А ведь большой вокалист.  /Гоби/
- Это у вас говорит русская душа. Спора нет, Лемешев поёт эту
песню прекрасно, но для меня в этой песне лучше всех Тито Гоби.
- Лемешев - душа, Тито Гоби - образ!
- Да всё замечательно: Тито поёт итальянскую песню с родной
ему итальянской страстью, а Лемешев по-русски нежно (в образе
Ленского).
- Гоби и Лемешев поют в разной тональности, как если бы одну
и ту же песню исполняли Арлекин и Пьеро. Русским всё-таки бли-
же Лемешев.
- Тито, конечно, лиричнее Магомаева (особенно, если рядом Ло-
лобриджида). Но мне больше нравится мощь и напор Муслима.
- Дмитрий Хворостовский ничем не хуже исполняет этот романс,
если о баритонах говорить. А если о тенорах... Лемешев прекра-
сен, но в исполнении Джильи  /Беньамино/ "Скажите, девушки" -
нечто гениальнейшее!
- Удивительной красоты голос, душевное исполнение. Браво, Ев-
гений /Южин/!
- Слишком тенорит - техника ради техники, но звучит прекрасно.
/Южин/
- Слишком много вибрато.  /Южин/
- Слишком старательно. Возможно, академическая манера исполне-
ния именно этой песне не вполне подходит.  /Южин/
- Как неожиданно и прелестно.  /Южин/
- Голос есть, но не оперный. Эта песня лучше звучит в оперном
голосе.  /Валерий Леонтьев/
- Он и не претендует. Прекрасный эстрадный вокал, очень артис-
тично.    /Леонтьев/
- Как эстрадное исполнение - отлично. Как классическое -
никуда...   /Леонтьев/
- У него прекрасный голос с оттенком цыганского. И это впечат-
ляет. Зачем ему подделываться под Лемешева?  /Леонтьев/
- В.Леонтьев: "Если бы не Лолобриджида, я, наверное, никогда
в жизни не совершил бы поступок, который сейчас совершу"
(24.7.1994, Леонтьев посвятил своё выступление Джине Лолобрид-
жиде).
- Как же я люблю эту песню! А сам номер вызывает много роман-
тических ассоциаций. Наверняка, каждый отыщет в нём что-то
своё... Красиво.    /Филипп Киркоров/
- Это что угодно, только не "Скажите, девушки"!  /Киркоров/
- Надо бы Филиппу побольше таких песен петь, люди сойдут с
ума от удовольствия.
- Интересно, кого он тут изображает? Костюм странный.
/Киркоров/
- Одеяние похоже на сутану, но весёленького цвета морской вол-
ны. Текст и танцы как-то не сочетаются с поведением, приличес-
твующим католическому священнику. Вот и я не пойму, кто же ге-
рой песни? Артист, играющий католического священника, танцую-
щего с женщинами. Сочетание несочетаемого. Зачем? Каков смысл
этого действа, зачем было именно так оформлять песню?
/Киркоров/
- Полюбить может и священник католический, но ему, в отличие
от православного, труднее в этом вопросе, приходится любить
тайно и мучиться всю жизнь.  /Киркоров/
- А, кстати, хорошо спел.    /Киркоров/
- Прекрасное исполнение. Очень жаль, что это в прошлом. Сейчас
поёт Бог знает что.          /Басков/