Две подруги

Лидия Дунай
Они познакомились на снайперских курсах в начале июля 1941 года.
Маша с короткой стрижкой густых русых волос с открытым лицом и прямым взглядом серых глаз казалась  совсем девочкой. Она пришла в военкомат добровольцем. Она не могла сидеть дома, сердце её рвалось помочь стране, чем только она сможет.

Мама плакала, отец - рабочий оружейного завода всё понял, обнял дочку и отпустил. Маше было 18 лет. Ей сказали в военкомате: "На курсах поучишься и в бой!"
На что она, слышавшая, что так надо говорить, громко сказала комиссии: " Служу Советскому Союзу!"
В первые же дни учёбы рядом с ней оказалась красивая девчонка с каштановой косой, очень весёлая и остроумная Наташа.
 - Тебе сколько лет? – спросила Наташа.
 - 18, а тебе?
 - 20. Я старше тебя, так что слушайся меня! – засмеялась Наташа.
Наташа была ловчее и шустрее. Она к этому времени уже три года работала в тресте авиационной промышленности «Оргавиапром" инспектором отдела кадров. И готовилась к поступлению в Московский Авиационный институт.
Маша тоже поступила работать в этот же трест, но ещё не успела поработать и трёх месяцев.
 - А я тебя помню. Когда ты пришла устраиваться к нам, я сразу подумала: "Хорошая девчонка!" А ты меня помнишь? – спросила Наташа.
 - Я тогда волновалась и не помню, кто был в отделе кадров – засмущалась Маша.

Наташа была отличницей на курсах. Как метко она сразу могла попасть в яблочко, как ловко управлялась с винтовкой и другим оружием. Маша во всём старалась не отставать от подруги и вскоре стала вровень с Наташей в стрельбе и меткости. Они подружились. Стали не разлей вода.

Когда Наташу определил в 3-ю Московскую коммунистическую стрелковую дивизию, которая была сформирована в критические для Москвы дни из добровольцев: студентов, профессоров, пожилых рабочих, школьников, то Маша пошла за ней. Просто сказала: "Мы подруги, не разлучайте нас".

Так и попали они сначала в Московскую дивизию, и вместе, бок о бок сражались за Москву, затем с января 1942 года были переведены в 528-ой стрелковый полк (130-я стрелковая дивизия, 1-я ударная армия, Северо-западный фронт).

Наташа была отменным снайпером, удивляла видавших виды бойцов своим метким попаданием в цель. За год, с того момента, как она впервые взяла в руки снайперское оружие, на её личном счету было 167 истреблённых солдат и офицеров противника, среди которых были и вражеские снайперы и пулемётный расчёт противника. Становились в очередь бойцы к ней на обучение. И она многих научила меткой стрельбе. Потом к ней присоединилась и Маша, потому что тоже отменно стреляла. За это время Маша тоже уничтожила несколько десятков вражеских солдат и офицеров.

Успехи девушек оценило командование и 13 августа 1942 г. был подписан приказ по фронту. Девушки заслужили награду - орден Красной Звезды. А на следующий день был жестокий бой у реки Робья. Девчонки, как лучшие снайперы, были выдвинуты на передовую позицию. Маша и Наташа  сражались плечо к плечу.

Когда была пауза в бою, они говорили о мирном.
 - Эх, хорошо бы в этой речке искупаться. Жарко  – сказала Маша.
 - Да, но это после боя! – отвечала Наташа.

Они хладнокровно подпускали фашистов на короткое расстояние, до 30 метров, и косили их десятками. Но фашисты были сильны.

В этот день девчонки уложили 40 фрицев.

В процессе боя вышел из строя командир снайперской группы. Он был ранен и не мог стрелять. Тогда командование группой снайперов приняла на себя Наташа. Но немцы всё шли и шли. Не открывая себя, снайперы подпустили фашистов на близкое расстояние и по команде Наташи открыли меткий губительный огонь. Десятки трупов фашистов остались в нескольких метрах от группы снайперов. Контратака немцев захлебнулась, и они отступили.

Разозлённые большой потерей немцы открыли бешеный миномётный огонь. Мины ложились кучно, не оставляя живого места. Одновременно немцы, собрав силы, снова пошли в контратаку.
Снайперы, воодушевлённые мужеством двух девушек, не отступили ни на шаг. Группа их редела, но они всё время вели меткий огонь по врагу. Подруги были ранены.
Вскоре из группы снайперов в живых осталось только трое: Маша, Наташа и снайпер Новиков, все трое серьёзно ранены. Снайпер Новиков стрелять уже не мог.

Девушки условились бить врага до последнего. Боль не перевязанных ран была страшная, но  они продолжали вести меткий снайперский огонь. Патроны были на исходе. Наташа была ранена повторно.
Девушки слышали совсем рядом гадкие крики немцев: «Рус, сдавайс!»
Сил кричать не было, и Наташа только прошептала Маше: «Проклятущие, русские девушки живыми не сдаются!» — и выпустила последнюю пулю в офицера, свалившегося замертво. Вторично ранена была и Маша.

К этому времени у девушек оставалось 4 гранаты. Немцы были рядом. Собравшись с последними силами, девушки бросили гранаты, чем уложили ещё несколько фрицев. Но немцы продолжали вести ураганный огонь из автоматов и подползали всё ближе.

Кровь шла у девчонок сквозь гимнастёрки. Они посмотрели друг другу в глаза, они поняли, что это их последние минуты, что никогда и этой речке им уже не искупаться, что никогда уже они не увидят своих родителей, не увидят это небо и зелёную траву, и друг друга. Они молча поцеловались и приготовили две последние гранаты.

Тишина встала стеной у наших окопов. Немцы прекратили стрельбу, решив захватить снайперов живыми. Когда обнаглевшие фрицы подползли совсем близко и наклонились над девушками, те неожиданно приподнялись. Раздалось два взрыва. Около десятка фрицев было уничтожено.

Дата окончания жизни двух подруг, двух бойцов - снайперов, двух Героев Советского Союза была одна – 14 августа 1942г.

Много улиц названо в честь этих героических девушек в разных городах России,
Звание Героя Советского Союза девушкам присвоено посмертно 14 февраля 1943 года  за самоотверженность и героизм, проявленные в бою.

Похоронены подруги в деревне Коровитчино Старорусского района Новгородской области.

Наталья Ковшова и Мария Поливанова навечно зачислены в списки воинской части.

А на западе Москвы в районе Очаково есть перекрёсток улиц Марии Поливановой и Натальи Ковшовой.
На углу дома этого перекрёстка рядом две маленькие мемориальных доски.


"Немало героев взрастила война,
Но мы называем двух,
И нам никогда не забыть имена
Отважных московских подруг".    ( Михаил Матусовский).


2018.