Все остальные мизансцены решались на таких же позициях, т.е. должны были быть образными, следовать замыслу, раскрывать сквозное действие (а здесь сквозное действие - борьба природных сил за очеловечивание Снегурочки - в истинном понимании человека с большой буквы, т.е. ЖЕРТВЕННОГО, борьба против мира лжи , насилия, бездуховности). Эта борьба в отрывке должна была проявляться в действиях Снегурочки. Мизансцены должны были соответствовать происходящему на сцене, быть жизненно оправданными и в то же время в своей образной пластической выразительности должны были возвышаться до художественного выявления идеи спектакля. Это касается узловых, центральных мизансцен. К ним относится описанная выше. Это (обозначение условное):
1. СБРАСЫВАНИЕ ВЕНКА (Наивная вера Снегурочки, что таким образом можно все вернуть на круги своя, спастись от любви к Мизгирю, любви к ПЕРВОМУ ВСТРЕЧНОМУ);
2. СЦЕНА БЛИЗОСТИ (Сцена решалась при помощи срывания шарфа - по обоюдному согласию, движению навстречу друг другу - чисто, нежно, решительно);
3. СЦЕНА ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА ТОЛПЫ (Сцена решалась выбрасыванием, набрасыванием на Снегурочку и Мизгиря красного куска ткани - торжествующе и уличающе);
4. ВЫЗОВ СНЕГУРОЧКИ (Попытка противостоять толпе, стать в её центре! Эпизод не получился! Такая Снегурочка своим смелым заявлением повторить ласки при всех могла удивить - даже берендеи этого себе не позволяли, у них всё было "шито-крыто". Снегурочка как бы по глупости своей, увы, становилась на их уровень , даже опускалась ниже...);
5. ТАЯНИЕ СНЕГУРОЧКИ (Этот эпизод тоже не получился . Он решался мизансценически так, что никто поначалу не замечает её смерти, не придаёт ей значения, наслаждаясь победой , не дожидаясь конца. В замысле спектакля смерть Снегурочки ничему не научила этот народ, Снегурочка была препятствием на их пути, теперь препятствие устранено - и хорошо! Пошли плясать дальше!)
6. Последнее по важности событие -ПРОКЛЯТИЕ БОГАМ- выстраивается таким образом, что берендеи прекращают свои пляски ("Ересь!") и уничтожают Мизгиря (опять-таки в духе своего "шито-крыто"). Торжествует "КАК БЫ ЗЛО". В реализованном отрывке - "ЗЛО". Спектакль должен был заканчиваться(и не закончился) тем, что от уходящей толпы отделяется молоденькая девушка (может быть, девчушка), поднимает венок Снегурочки, пытается примерить , её зовут, и она убегает, оглядываясь на оставленный венок.
Я остановилась на основных мизансценах. Важны были не только размещения исполнителей в пространстве, но и повороты их по отношению друг к другу и по отношению к зрителю. Все эти мизансценические элементы должны быть внутренне закономерны и точно передавать все нюансы поведения актёров, опираться на физические действия. Но всё это в процессе репетиций мы обращали внимание, хотя не было достаточного времени для более подробной работы. Нужно было , чтобы актёры были свободны в маленьких частных проявлениях, сохраняя общую тенденцию.