СЮР в Поэзии и Искусстве

Юрий Кутенин
СЮР в Поэзии и Искусстве...

  Есть свойства оптики, вызывающие предсказуемую
трансформацию исходного изображения.
Например, давний аттракцион - комната смеха:
Входишь с друзьями и начинаешь хохотать!
Все узнаваемы! Но как они ХОРОШИ!!!
Можно хохотать, а можно и просто улыбнуться.

  Так и в искусстве СЮРа. И ПРАВДА узнаваемо, НО
... попробую показать пример стихотворных движений к
СЮРу на своем литературном опыте:

Просто девочка...
          в зеркальце вертится,
Улыбаясь себе, своему.
И ей чудится, строится, верится.
То ... чего никогда не пойму.

Но хорошее, доброе, светлое.
Стало свЕтло вдруг в доме твоем.
И склонившись друг к другу,
                как ветлами,

Мы волшебные песни поём.

Вот и мать с пирогами торопится.
Кулебяка - всем лучше лапши.
И весенняя песенка просится
отворить нам запасник души
 
   Как видите, это вариант МЯГКОЙ и ДОБРОЙ
трансформации.
СЮР, на мой взгляд, может быть мягким и добрым,
как музыка Телемана.

  Мне кажется, что пример плавного перехода от
фотографического реализма к образной трансформации
можно проследить в Московском метрополитене.
Например,от портретных (именных) скульптур моряков
с наганами, солдат с винтовками, спортсменов   
(1931 год, всего 80 скульптур ) станции площадь Революции
до представленных на станции Комсомольская
радиальная образов России уже мозаичными панно,
отошедшими от портретного сходства ( Корин,
Душкин и др. ). Музыка - вроде бы самое
абстрактное из искусств, и то имеет почти
портретное, копиисткое звучание у Стравинского (
в "Весне Священной" ), которое, на мой
взгляд, уже больше уведено в параллакс и "облако"
у Вольфганга Амадея Моцарта. Живописный реализм
Шишкина или Левитана уже трансформирован в
произведениях Коровина. У Коровина, конечно,
еще не СЮР, но видно первое робкое движение
в его сторону. Пример более жесткой трансформации:

Русалка ...на... песке...
Волна чуть плещет.
О... грусти и... тоске
она клевещет.
Какая ...будет ...грусть
Когда ты рядом.....
Холодная!... Боюсь
Стать рыбой. Гадом.
Иди ...со ...мной ...к костру
Тебя ... согрею...
Но час уже к утру -Я каменею...
уход от частного, предметного к абстрактно-математичному
- еще одна тропочка к СЮРУ. Например:

Скаляр, как доллар пошл и плоск.
а Вектор - снегом запорошен.
Любил его - он друг хороший,
но смотрит на царицы воск.

Один лишь Тензор фаворит.
Трясет на жизненных ухабах.
О Времени - Оййй! - говорит,
не только о стишатах в пабах.

 И, на мой взгляд,СЮР - это мозаичность,
не как "Герника" у Пикассо - но все-таки:

В подмосковном лесу - всё окопы.
Рвы огромные и блиндажи.
Костяники кровинки от роты,
вросшей здесь у последней межи

Все остались в земле. Все прорвались
сном березовым. К звездам и к нам.
Все исчезли? Неправда! Остались!
В зорях солнечных. Светом для мам.

В подмосковном лесу всё ... траншеи.
Из травинок ... железная ржа.
Сосны, как часовые, - в сталь шеи.
Они помнят - здесь жизни межа.

В подмосковном лесу...

И наконец 100% СЮР. В поэзии я бы назвал так
ГЛОССОЛАЛИЮ.
( Глоссолалия (др.-греч. «язык» и «говорю»):
Речь, состоящая из бессмысленных слов,
речь со множеством неологизмов ) Из Википедии.
  Мелодия и смысл проступают, как живопись Жоржа
Сёра, ( кстати -  28.12 был его ДР ) - на
определенном расстоянии. А так - бессмысленный
набор цветовых точек. ) Я писал и публиковал
глоссолалии - это, по сути, психоделика. Как и
Черный квадрат Малевича, как ... да их много,
нырнувших в область ПОД-сознания - в лимбическое
тело головного мозга. Сейчас абстракт СЮРа
ценится на порядки выше  ПОРТРЕТИРОВАНИЯ. За
СЮР-ом будущее? Посмотрим!
  Вот как-то так!
Но сквозь щелочки в стенах проникает ночной
сумрак, который предупреждает - "Сейчас
идет Ночной Дозор - пора сворачиваться".
Произношу волшебное слово  - "Епсилон"
- и меня не видно. Пока!!!

Все стихи - авторские, подробнее  в сноске:

1. Ю.Д.Кутенин. Поэзия и
психология.http://www.stihi.ru/2017/08/26/694

2. Ю.Д.Кутенин. Искусство СЮРа и квантовая физика.
http://www.stihi.ru/2017/12/25/9199

3. Ю.Д.Кутенин. Жорж Сёра и грамматика рисунка.
http://www.stihi.ru/2017/12/28/5282

4. Ю.Д.Кутенин. Взгляд на Поэзию из n-го измерения.
http://www.stihi.ru/2014/09/06/3521