Иегуда Амихай. Элегия

Анатолий Фриденталь
Смех на песке наших снов дух святой не придёт рисовать*.
Дух всесилен святой, и без цветов люди пойдут вдоль дорог.
Совсем не как дети, радостно выбегающие встречать
Взрослых, переступающих через порог.
 
Победители, которых мало и проигравшие, которых тьма,
проходят под триумфальной аркой, которая им не принадлежит.
И также, как посвященная Титу , она  весьма
выпуклая и монументальная, как гранит.

И сей монумент – любимая и теплая кровать,
стол – домашнее чудовище молча стоящее на четырёх,
менора простая, но зимой умеющая согревать,
привезены на  ристалище  устроить переполох:
бороться с хищниками и побеждать.

Они смотрят на головы зевак обращенных туда,
где из двух гладиаторов один жертва, а другой палач.
И смелость ротозеев  постоянна, но никогда
не приносит пользы, как назойливый детский плач.

В задних карманах у них письма бумагой шуршат.
И победители вкладывают в пасти писем слова.
Но если поёт победитель, то песни чужие звучат,
и в них ностальгия вложена,  словно в пирог ботва.

Победители любовью своей выпекают этот пирог,
и жадно съедают его горячим за обе щеки.
Побежденным, однако, лишь крохи падают в рот. 
И остатки любви выглядят как древние черепки -

глиняные ,полустёртые, найденные на месте скинии,
но волнует их примитивная неуверенная резьба:   
завитушки мечты,  любви параллельные линии,
память детства, трава на холме и ног худоба.

С иврита. Из книги Сейчас с шумом

* Отсыл к циклу Под прямым углом

                36.
Рисовать смех на белом песке Дух святой не придёт.
Дух святой всевелик. И машина сюда не придёт.
Будут долго стоять перед домом трюмо и комод.
Дух прибудет святой, но машина сюда не придёт.